Глоссаторы.
Чтение Свода законов Юстиниана на юридических факультетах сопровождалось его толкованием. Комментаторы делали на полях исследуемых тестов заметки (глоссы) – основатель школы Ирнерий.
Глоссаторы не ставили цель создания права, необходимого для практических потребностей. Они исходили из авторитета римского права и, изучая Дигесты, не соотносили их с действовавшим в государстве правом. Противоречия, встречающиеся в Дигестах в силу различных мнений римских юристов, они объясняли неверным толкованием терминов, используемых в Дигестах. На основе филологического анализа текстов римских юристов глоссаторы устранили ряд противоречий в них и создали обобщенное представление о различных институтах римского права. В этом состоит их большая заслуга.
Деятельность глоссаторов ограничивалась чисто научной сферой и имела историко-педагогическое значение. Свою задачу в этом деле глоссаторы видели не в подготовке специалистов, владевших нормами действовавшего тогда права, а в воспитании высокообразованных ученых-юристов.
Постглассаторы.
Сфера деятельности постглоссаторов была многообразной. Они занимались не только научной, но и практической деятельностью. Постглоссаторы изучали не столько оригинальные тексты римских юристов, сколько глоссы своих предшественников. Вместе с тем римское право изучалось в совокупности с местным правовым материалом и приспосабливалось к потребностям практической жизни. Кроме того, постглоссаторы давали заключения по важнейшим политическим, административным и частноправовым вопросам. Поздние глоссаторы занимали высокие государственные должности и часто выступали в качестве консультантов частных лиц.
Постглоссаторы явились новаторами в науке о праве. Главным теоретическим новшеством было создание доктрины о юридическом лице.
10.Европейские средневековые университеты. Догматический и схоластический методы в юриспруденции эпохи Средних веков.
Признание обществом и государством права в качестве важнейшего регулятора отношений в возрождающихся сферах экономики и торговли и действенного средства разрешения конфликтов между участниками имущественных отношений порождает острый дефицит в юристах, способных на высоком профессиональном уровне разрешать конфликты и выносить обоснованные, справедливые решения. Дефицит в юридических кадрах был преодолен посредством создания специальных юридических образовательных учреждений — университетов. Первым университетом, специализировавшимся на подготовке юридических кадров, был Болонский университет, основанный неким Пепо в конце XI в. Вскоре университет стал пользоваться успехом благодаря тому, что право в нем преподавалось в качестве основного предмета, а не как составная часть риторики, при этом римское право преподавалось системно и максимально полно. Кроме того, германский император Фридрих I предоставил ряд привилегий слушателям этого университета. Примечательно, что студенты сами избирали профессоров. При этом избранный профессор давал обязательство не преподавать в других учебных заведениях. Традиции и методика преподавания юриспруденции в Болонском университете были заимствованы другими аналогичными учебными заведениями Италии, Франции, Испании и других западноевропейских стран. Университеты были образованы в городах Виченце (1203), Ареццо (1215), Париже (1215), Монпелье (1220), Падуе (1222), а также в Испании (1218). В XII—XV вв. возникают юридические факультеты в Кембриджском, Парижском, Оксфордском университетах.
Процесс формирования сословия юристов в странах Западной Европы неизбежно потребовал дальнейшего развития правовой науки, способной не только комментировать соответствующие положения римского права и пути их применения в регулировании средневековых отношений, но и раскрыть природу права, его возможности и пределы в правовом регулировании экономических и политических отношений в условиях феодального строя. При этом предпринимается попытка возвысить церковь и каноническое право над светской властью и позитивным правом, обосновать правомерность претензий канонической власти на верховную власть в обществе и государстве.
Средневековый университет выполнял двойную функцию — был одновременно учреждением высшего образования и лабораторией научного исследования, поэтому структура образовательного процесса определяла структуру науки. Структура образования представляла собой многоступенчатую конструкцию: начальная ступень образования сводилась к изучению азбуки, занятиям письмом, чтением и заучиванием псалтири. Средняя ступень включала тривиум (который объединял грамматику, риторику и диалектику - именовались, как искусство) и квадривиум (включал арифметику, геометрию, астрономию и музыку, которые обозначались как науки или дисциплины).
Ведущие теологические авторитеты именовались докторами. Средневековые университеты Болоньи (1088), Оксфорда (1167), Парижа (1160), Кембриджа (1209) являли собой союзы факультетов: общеобразовательного — подготовительного (факультета свободных искусств), юридического, медицинского, теологического, главным из которых выступал теологический. Теология в целом, занимая ведущее место в структуре здания средневековой науки, выступала как некоторая, пронизывающая все науки. Такой подход отразился и на юридическом знании. Юриспруденция обретает статус прикладной отрасли теологии, соответственно, юридический дискурс сплетается с богословским.
Догматический метод - это проведение юридических исследований, исходя из общих положений, которые являются истинными и непреложными.
Догматический метод предполагает существование нескольких основных категорий, характеризуемых единообразно и служат для формирования иных подкатегорий. Например ,чистое учение о праве Кельзена. И ТГП - догматика.
Глоссаторы создавали юриспруденцию понятий (догму).Глоссаторы применяли только этот метод.
Схоластический метод.
Особенность схоластики состояла в том, что её представители основной путь постижения Бога видели в логике и логическом последовательном выведении из догматов христианства знаний об устройстве реально существующего мира.
Схоластический метод появился одновременно и в праве и в общетеоретической сфере в средневековье. Способствовал развитию самосознания, совершенствовал нормы логического мышления.
В университетах использовались эти 2 метода: сначала "глоссирорвание", затем "диспут" - реализация схоластики.
Благодаря этому методу были выведены общие принципы права. Комментаторы применяя методы анализа и синтеза провели критическую оценку догм римского права и превратили их в положительные нормы средневековья. При этом урегулировав коллизии между теологическими нормами и нормами обычного права.
Таком образом, догматический и схоластический методы на этом этапе существовали взаимосвязано - это привело к возникновению юридической науки.
БИЛЕТ
1. Формально-юридический метод в правовом исследовании
Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники — все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.
Формально-юридический метод дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.
Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий(определение категорий, которое заключается в том, что категории рассматриваются, как правило, в качестве предельно широких понятий, в которых отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира, либо в качестве предельно общих, фундаментальных понятий, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания), дефиниций, конструкций специально-юридическими приёмами. Он даёт возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.
Назовем особенности формально-юридического метода, исходя из компромиссного подхода к его пониманию:
1) этот метод является универсальным, поскольку имеет максимально широкую сферу применения в праве (может быть использован в отношении любых правовых явлений и процессов), но в рамках общей юридической методологии он входит в группу частных методов (частнонаучных), так как не выходит за рамки государственно-правовых исследований;
2) этот метод, будучи сложносоставным и комплексным, охватывает целую систему подходов принципов и приемов познания, используемых при исследовании правовых категорий;
3) этот метод имеет в качестве главного основания и объекта действующую в государстве систему права, систему законодательства;
4) этот метод нацелен на изучение структуры правовых явлений и процессов, определении их видов, места и роли в иерархии иных правовых явлений, установлении особенностей взаимодействия и взаимозависимости правовых категорий с применением правил формальной логики и норм действующего в стране законодательства;
5) для этого метода характерны абсолютизация правовых явлений и процессов, мыслительно-аналитическое их отграничение от иных (неправовых) социальных явлений и процессов, восприятие их как данности;
6) базой применения этого метода служат официальные идеологические и правовые установки, нормативные разъяснения права, шаблоны (штампы) юридического мышления компетентных субъектов;
7) этот метод заложен в основу позитивистского (нормативного) типа правопонимания и соответствующего типа правового мышления, предопределяет развитие право- вой культуры в государстве.
На основе изложенного сформулируем рабочее определение данного метода. Формально-юридический метод — это система подходов, принципов и приемов познания, используемых при изучении различных характеристик (свойств) правовых категорий, исходя из их места в структуре правовой действительности, выполняемых данными категориями задач/функций, а также их взаимодействия с иными правовыми явлениями и процессами в условиях, максимально исключающих воздействие на исследование иных (неправовых) факторов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1921.