Цель изучения модуля: показать значение абсолютных и относительных статистических показателей для изучения общественного здоровья, деятельности системы (учреждений) здравоохранения и в клинической практике.
После изучения темы студент должен знать:
- виды относительных статистических показателей;
- методику расчета, анализа и графического изображения относительных статистических показателей.
Студент должен уметь:
- выбирать тот или иной вид относительных статистических показателей в конкретной ситуации для анализа общественного здоровья, деятельности системы (учреждений) здравоохранения и в клинической практике;
- рассчитывать, анализировать и представлять графически относительные статистические показатели;
- использовать полученные знания при обучении на клинических кафедрах.
Блок информации
Статистический показатель - одна из многих количественных характеристик статистической совокупности, численное выражение внутренней сущности изучаемого явления.
Показатели, в зависимости от охвата единиц совокупности, подразделяются на индивидуальные, характеризующие отдельный объект, и сводные, характеризующие группу объектов. Также статистические показатели можно классифицировать следующим образом:
- абсолютные;
- относительные;
- средние.
Кроме того, для комплексной оценки здоровья населения, медицинской и экономической деятельности учреждений здравоохранения на основе математических моделей разрабатываются интегральные статистические показатели.
Абсолютные статистические показатели имеют определенные размерность и единицы измерения, показывают количество, численность чего-то или кого-то, например численность населения, количество больничных коек, врачей, родившихся, умерших людей и др.
Относительные статистические показатели более объективно выражают количественные соотношения между явлениями. Для анализа здоровья населения и деятельности системы здравоохранения выделяют следующие группы относительных показателей:
- экстенсивные показатели;
- интенсивные показатели;
- показатели соотношения;
- показатели наглядности.
Экстенсивные показатели отражают внутреннюю структуру явления, разделение его на составные части, удельный вес каждой части в целом. К экстенсивным показателям относится структура заболеваемости, инвалидности, смертности, коечного фонда, врачебных специальностей и др. Рассчитывают показатель по следующей формуле (выражают в процентах):
Интенсивные показатели характеризуют уровень, распространенность какого-либо явления в среде, непосредственно с ней связанного. Эти показатели рассчитывают, как правило, для анализа здо-
ровья населения, где в качестве среды берут численность населения, а в качестве явления - число рождений, заболеваний, смертей и др. К интенсивным показателям относятся показатели заболеваемости, рождаемости, смертности населения и др. Рассчитывают показатель по следующей формуле (выражают в промилле - 0/00, децимилле - 0/000или сантимилле - 0/0000):
Показатели соотношения характеризуют уровень (распространенность) какого-либо явления в среде, непосредственно (биологически) не связанного с данной средой. В этом их отличие от интенсивных показателей. Показатели соотношения рассчитывают для анализа деятельности системы здравоохранения, ее ресурсного обеспечения, где в качестве среды берут численность населения, а в качестве явления - количество врачей, средних медицинских работников, больничных коек, посещений амбулаторно-поликлинических учреждений и др. К показателям соотношения относится обеспеченность населения стационарной, амбулаторно-поликлинической помощью, врачами, средними медицинскими работниками и др. Рассчитывают показатель по следующей формуле (выражают в промилле - 0/00, децимилле - 0/000 или сантимилле - 0/0000):
Показатели наглядности применяют для анализа степени изменения изучаемого явления во времени. Эти показатели говорят о том, на сколько процентов или во сколько раз увеличились или уменьшились сравниваемые показатели за данный период времени. Рассчитывают показатель как отношение ряда сравниваемых величин к исходной величине, принятой за 100 или за 1, результат выражают либо в процентах, либо в долях. Как правило, за такую исходную величину берут начальные или конечные значения временного ряда.
Показатель наглядности можно выразить в разах, как отношение большего значения к меньшему, но в таком случае следует пояснить, происходит увеличение или уменьшение изучаемой величины.
1.2.2. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить материалы соответствующей главы учебника [1], модуля, рекомендуемой литературы.
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. Разобрать задачу-эталон.
4. Ответить на вопросы тестового задания модуля.
5. Решить задачи.
1.2.3. Контрольные вопросы
1. Приведите классификацию статистических показателей.
2. Дайте определение абсолютным статистическим показателям, приведите примеры.
3. Дайте определение относительным статистическим показателям, приведите примеры.
4. Перечислите виды относительных статистических показателей.
5. Дайте определение экстенсивного показателя, приведите методику расчета и назовите область применения.
6. Дайте определение интенсивного показателя, приведите методику расчета и назовите область применения.
7. Дайте определение показателя наглядности, приведите методику расчета и назовите область применения.
8. Дайте определение показателя соотношения, приведите методику расчета и назовите область применения.
9. Назовите различия между показателем соотношения и интенсивным показателем.
10. Для чего необходимо графическое изображение полученных данных?
11. Какие виды графиков используют для визуализации статистических показателей?
Задача-эталон
Исходные данные: среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 1 330 000 человек. В изучаемом году умерли 24 080 человек. Из этого числа 11 560 человек умерли от болезней системы кровообращения, 4610 - от внешних причин, 3730 - от злокачественных новообразований, 1445 - от болезней органов дыхания, 2737 - от прочих причин. В городе развернуто 12 500 боль-
ничных коек, работает 4200 врачей. При анализе коэффициента рождаемости за 1990-2010 гг. установлено, что в 1990 г. этот показатель был равен 16,6, в 1995 г. - 13,4, в 2000 г. - 9,3, в 2005 г. - 8,7, в 2010 г. - 10,2 случая на 1000 населения.
Задание
1. На основании представленных исходных данных необходимо рассчитать:
1.1) экстенсивные показатели;
1.2) интенсивные показатели;
1.3) показатели соотношения;
1.4) показатели наглядности.
2. Представить в графическом виде:
2.1) экстенсивные показатели;
2.2) интенсивные показатели;
2.3) показатели соотношения;
2.4) показатели наглядности.
Решение
Дата: 2019-03-05, просмотров: 290.