Методика проведения парной линейной регрессии изучаемого социально-экономического показателя.
Таблица 12.
Исходные данные
Год | Изучаемый показатель(У) | Фактор (Х) |
… | … | … |
Для исключения автокорреляции остатков для дальнейшего корреляционно-регрессионного анализа должны использоваться отклонения от тренда или цепные абсолютные приросты: ∆ц у=Уi- Уi-1 , ∆ц х=Хi- Хi-1.
Таблица 13.
Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа
Год | ∆ц у | ∆ц х |
… | … | … |
В ППП Excel ввести таблицу с исходными данными. Выбрать пункт меню «Сервис»/ «Анализ данных» / выбрать «корреляция». Полученный результат в виде матрицы коэффициентов парной корреляции представлен в таблице 14.
Таблица 14.
Матрица коэффициентов парной корреляции
У | Х | |
У | 1 | |
Х | rху | 1 |
Коэффициент парной корреляции до │0,3│будет свидетельствовать о несущественной степени связи между переменными, от │0,3 │до │0,5│- о слабой, от │0,5│ до│0,7│ – об умеренной, и свыше │0,7│ - о сильной.
Следующим этапом будет проведение регрессионного анализа. В пункте «Сервис»/ «Анализ данных» / выбрать «регрессия», затем в данном диалоговом окне указать диапазон результативного (У) и факторного показателей (Х), отметить значком «v» строки «вывод остатков» и «график остатков». Пакет анализа выведет итоговые результаты расчетов представленные в таблицах В4,В5,В6,В7.
Таблица 15.
Регрессионная статистика
Множественный R | |
R-квадрат | |
Нормированный R-квадрат | |
Стандартная ошибка | |
Наблюдения |
Коэффициент детерминации r2 показывает, сколько процентов изменения прироста У обусловлено вариацией цепного прироста Х.
Оценка значимости уравнения регрессии в целом приводиться согласно дисперсионного анализа по F –критерию Фишера, приведенному в таблице В5. Если Fфакт>Fтабл ( α=0,05, к1=m=1, к2 =n-m-1), то уравнение является статистически значимым, если F факт < F табл, то не значимым.
Таблица 16.
Дисперсионный анализ
df | SS | MS | F | Значимость F | |
Регрессия | |||||
Остаток | |||||
Итого |
Таблица 17.
Основные характеристики параметров регрессионного уравнения.
Коэффи-циенты | Стандартная ошибка | t-статистика | P-Значение | Нижние 95% | Верхние 95% | |
Y-пересечение | ||||||
Х |
Коэффициент регрессии показывает, на сколько произойдет увеличение (уменьшение) ежегодного прироста У от своего среднего значения при увеличение прироста Х на 1.
Проверка значимости параметров уравнения регрессии проводиться на основе t-критерия Стьюдента (t –статистика). Так если tфакт> tтабл, то параметр уравненияявляется статистически значим, а если не tфакт< tтабл (α=0,05, df =n-m-1), то незначим.
В таблице 18 приводятся отклонения фактических данных результативного показателя от предсказанных, согласно уравнению прямой, после подстановки в него фактических значений Х.
Таблица 18.
Остатки
Наблюдение | Предсказанный У | Остатки |
… | … | … |
Если с точки зрения целесообразности лучшем для результативного показателя является его повышение, то о резервах роста будут свидетельствовать отрицательные остатки по каждому отдельному наблюдению, если уменьшение, то положительные.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомить студентов с последовательностью проведения статистического исследования, научить самостоятельному составлению плана и программы статистического исследования, правильному определению единицы наблюдения и учетных признаков, ознакомить с методикой сбора материала его обработки и анализа.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ В начале занятия преподаватель дает определение санитарной статистики, подчеркивая значение статистических исследований для изучения общественного здоровья и здравоохранения, медицинской науки и практической деятельности врачей. Далее разбирается методика проведения статистического исследования его основные этапы. На конкретных примерах преподаватель показывает, что, прежде всего, необходимо четко сформулировать цель исследования, его задачи, составить план и программу статистического исследования. Дается определение единицы наблюдения, учетных признаков, подлежащих регистрации, демонстрируются образцы статистических регистрационных документов. После этого разбираются условия группировки и сводки статистического материала в таблицы: простые, групповые, комбинационные. При изложении второго этапа статистического исследования студентов знакомят с методами сбора статистического материала, особое внимание, уделяя требованиям, предъявляемым к выборочному статистическому наблюдению. Разработку и сводку статистического материала студенты выполняют самостоятельно, на основе уже подготовленных учетных документов: карта выбывшего из стационара, талон амбулаторного пациента, история стоматологического больного. Полученные данные изображаются графически и анализируются. В конце занятия проводится контроль выполненных индивидуальных заданий с разбором допущенных студентами ошибок.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 219.