Для лабораторных и практических занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

Ярославский филиал ПГУПС

 

 

   

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для лабораторных и практических занятий

 

по учебной дисциплине

ОУД .07. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ХИМИЮ, БИОЛОГИЮ, ЭКОЛОГИЮ, ФИЗИКУ)

 

 

Специальность: __________________________________________________

__________________________________________________________

 

Обучающийся ______________________________

 

Группа ________________________________

 

 

 

 

Год – 2018 г.

преподавателя: _____________



РАЗДЕЛ 4 ФИЗИКА

Лабораторное занятие № 1

Исследование движения тела под действием постоянной силы

Вариант № ______ Дата выполнения: _________

Цель выполнения работы: ознакомиться с основными законами движения и рассчитать начальную скорость тела, брошенного горизонтально, при его движении под действием силы тяжести.

Оборудование (приборы, материалы, дидактическое обеспечение):

лабораторная установка, рабочая тетрадь для лабораторных и практических занятий, рабочая тетрадь по курсу лекций, канцелярские принадлежности, учебная литература.

Теори я

Физика. 10 кл. Базовый уровень: учебник / Н. С. Пурышева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 271 с

Постановка задачи или ситуации:

  1. Повторить теоретический материал по теме занятия
  2. Сформулировать вопросы необходимые для достижения цели занятия
  3. Разработать алгоритма проведения практической деятельности и определить пути решения поставленной задачи
  4. Выполнить алгоритм
  5. Составить отчет
  6. Ответить на контрольные вопросы
  7. Обобщить и систематизировать полученные результаты в виде вывода

Исходные данные

Начальная высота подъема лотка дугообразного 15 см. Каждый последующий опыт + 10 см.

Порядок выполнения

  1. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при проведении занятий в лаборатории и инструкцией по охране труда.
  2. Соберите предложенную модель опыта.

  1. Произведите необходимые измерения, результаты занесите в таблицу.
Номер опыта Высота полета h, м Дальность полета l, м Средняя дальность полета lср, м Начальная скорость V0 ср, м/с Среднее значение начальной скорости V0 ср, м/с
1

 

 

 

 

 

2    
3    
4

 

 

 

 

 

5    
6    
7

 

 

 

 

 

8    
9    
  1. Выполните необходимые расчеты: V0 = l g/2 h
             

Траектория движения (для опыта ______):

x= V0 t

y= h- gt 2/2

t, с 0 0,02 0,04 0,06 0,08 0,1 0,12 0,14 0,16 0,18 0,2
x, м                      
y, м                      

Дополнительные задания:

1. Найдите абсолютную погрешность измерения: ΔV0 = V0 - V0 ср

2. Рассчитайте относительную погрешность измерения: e=100 * ΔV0 / V0 ср

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные виды движения и дайте им определения.

 

  1. Напишите основное кинематическое уравнение при равноускоренном движение, назовите все физические величины в этом уравнение.

 

Оценка: ______________

Дата проверки: «____»________201__г. Подпись преподавателя: _____________


 


Лабораторное занятие № 2

Теори я

Физика. 10 кл. Базовый уровень: учебник / Н. С. Пурышева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 271 с

Постановка задачи или ситуации:

  1. Повторить теоретического материала по теме занятия
  2. Сформулировать вопросы необходимые для достижения цели занятия
  3. Разработать алгоритма проведения практической деятельности и определить пути решения поставленной задачи
  4. Выполнить алгоритм
  5. Составить отчет
  6. Ответить на контрольные вопросы
  7. Обобщить и систематизировать полученные результаты в виде вывода

Порядок выполнения

  1. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при проведении занятий в лаборатории и инструкцией по охране труда.
  2. Соберите предложенную модель опыта.

Первый способ:

 


Второй способ:


  1. Произведите необходимые измерения, результаты занесите в таблицы.

Первый способ:

  Р0 0+Р) 0+2Р) 0+ЗР)
N        
Fтр        

График зависимости силы трения Fт p от силы нормального давления N:

Второй способ:

Высота, м  
Длина, м  
  1. Выполните необходимые расчеты.

Первый способ:

μ= Fтp/ N
μ min = tg α min
∆μ=μ-μmin
μ±∆μ

Второй способ:

μ= h/√ l2 - h2
ε=∆ h/ h+( l∆ l+ h∆ h)/ √ l2 - h2
∆μ=με
μ±∆μ
  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1. При каких условиях появляются силы трения?

 

2. От чего зависит модуль и направление силы трения?

 

3. Приведите примеры полезного и вредного действия силы трения.

Полезное:                         Вредное:

Оценка: ______________

Дата проверки: «____»________201__г. Подпись преподавателя: _____________


 

 





Лабораторное занятие № 3

Теори я

Физика. 10 кл. Базовый уровень: учебник / Н. С. Пурышева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 271 с

Постановка задачи или ситуации:

  1. Повторить теоретического материала по теме занятия
  2. Сформулировать вопросы необходимые для достижения цели занятия
  3. Разработать алгоритма проведения практической деятельности и определить пути решения поставленной задачи
  4. Выполнить алгоритм
  5. Составить отчет
  6. Ответить на контрольные вопросы
  7. Обобщить и систематизировать полученные результаты в виде вывода

Исходные данные

Начальные опыты (№№ 1, 5, 9) проводить при комнатной температуре газа.

Порядок выполнения

  1. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при проведении занятий в лаборатории и инструкцией по охране труда.
  2. Соберите предложенную модель опыта.

  1. Произведите необходимые измерения, результаты занесите в таблицу.
Номер опыта Объем воздуха в системе, V Давление воздуха в сосуде, р=ратмман Температура воздуха в системе, T Отношение произведения давления воздуха на его объем к температуре, рV/Т
1.

 

     
2.      
3.      
4.      
5.  

 

   
6.      
7.      
8.      
9.    

 

 
10.      
11.      
12.      
  1. Выполните необходимые расчеты.

Дополнительные задания:

По результатам опытов постройте графики полученных процессов в системах координат р-V, V-Т, р-Т:

 

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы

  1. Для чего необходимо уравнение состояния идеального газа?

 

  1. Приведите примеры изопроцессов подчиняющихся
закону Бойля-Мариотта закону Гей-Люссака закону Шарля

Оценка: ______________

Дата проверки: «____»________201__г. Подпись преподавателя: _____________


 


Лабораторное занятие № 4

Жидкость и ее свойства

Вариант № ______ Дата выполнения: _________

Цель выполнения работы: изучить фазовый переход пар-жидкость, определить удельную теплоту парообразования воды и коэффициент поверхностного натяжения жидкости капиллярным методом.

Оборудование (приборы, материалы, дидактическое обеспечение):

лабораторная установка, рабочая тетрадь для лабораторных и практических занятий, рабочая тетрадь по курсу лекций, канцелярские принадлежности, учебная литература.

Теори я

Физика. 10 кл. Базовый уровень: учебник / Н. С. Пурышева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 271 с

Постановка задачи или ситуации:

  1. Повторить теоретического материала по теме занятия
  2. Сформулировать вопросы необходимые для достижения цели занятия
  3. Разработать алгоритма проведения практической деятельности и определить пути решения поставленной задачи
  4. Выполнить алгоритм
  5. Составить отчет
  6. Ответить на контрольные вопросы
  7. Обобщить и систематизировать полученные результаты в виде вывода

Исходные данные

Время кипения не менее 1 минуты (задание 1), cos b = 1,0 (задание 2).

Порядок выполнения

  1. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при проведении занятий в лаборатории и инструкцией по охране труда.
  2. Соберите предложенные модели опытов.

Задание 1                  Задание 2

    

  1. Произведите необходимые измерения, результаты занесите в таблицы.

Задание 1:

Номер опыта h0, м h, м Т0, К Т, К τ1, с τ2, с λ, Дж/кг λср, Дж/кг λтабл, Дж/кг
1.              

 

 

2.              
3.              

Задание 2:

Номер опыта R, м h, м σ1, Н/м σ2, Н/м σср1, Н/м σср2, Н/м σтабл, Н/м
1.        

 

 

 

2.        
3.        
  1. Выполните необходимые расчеты.
λср=(λ123)/3

В нашем случае, когда в качестве жидкости используется водопроводная вода, а капилляр изготовлен из стекла, cos b может принимать значения от 0.9 до 1,0.

σ1= Rρ gh /2 cos b
σ2= Rρg ( h + R/3)

Дополнительные задания:

Используя предложенное оборудование, рассчитайте массу испарившейся воды и количество теплоты, которое пошло на ее нагревание по результатам первого задания.

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные свойства жидкости:

2. Изобразите каплю смачивающую поверхность и обозначьте на рисунке краевой угол. Напишите пределы его величины.

3. Перечислите известные вам способы измерения влажности воздуха. Дайте определение данному понятию.

Оценка: ______________

Дата проверки: «____»________201__г. Подпись преподавателя: _____________


 


Лабораторное занятие № 5

Теори я

Физика. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Н. С. Пурышева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 271 с

Постановка задачи или ситуации:

  1. Повторить теоретического материала по теме занятия
  2. Сформулировать вопросы необходимые для достижения цели занятия
  3. Разработать алгоритма проведения практической деятельности и определить пути решения поставленной задачи
  4. Выполнить алгоритм
  5. Составить отчет
  6. Ответить на контрольные вопросы
  7. Обобщить и систематизировать полученные результаты в виде вывода

Исходные данные

Выбираются согласно порядкового номера в журнале группы.

Порядок выполнения

  1. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при проведении занятий в лаборатории и инструкцией по охране труда.
  2. Вычертите предложенную схему.

Схема цепи:                         Дано:

 

  1. Произведите необходимые действия по упрощению схемы:
Эквивалентная емкость цепи:
  1. Рассчитайте заряд и напряжение на каждом конденсаторе:

Дополнительные задания:

Как измениться электроемкость цепи, если конденсатор С3 пробьет?

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение конденсатора. Перечислите его основные параметры
  1. Перечислите известные Вам способы использования конденсаторов.

Оценка: ______________

Дата проверки: «____»________201__г. Подпись преподавателя: _____________


 


Лабораторное занятие № 6

Теори я

Физика. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Н. С. Пурышева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 271 с

Постановка задачи или ситуации:

  1. Повторить теоретического материала по теме занятия
  2. Сформулировать вопросы необходимые для достижения цели занятия
  3. Разработать алгоритма проведения практической деятельности и определить пути решения поставленной задачи
  4. Выполнить алгоритм
  5. Составить отчет
  6. Ответить на контрольные вопросы
  7. Обобщить и систематизировать полученные результаты в виде вывода

Исходные данные

Выбираются согласно порядкового номера в журнале группы.

Порядок выполнения

  1. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при проведении занятий в лаборатории и инструкцией по охране труда.
  2. Вычертите предложенную схему.

Схема цепи:                         Дано:

 

  1. Произведите необходимые действия по упрощению схемы:
Эквивалентное сопротивление цепи:
  1. Рассчитайте ток и напряжение на каждом резисторе:
  1. Определите КПД источника:

Дополнительные задания:

Как измениться ток цепи, если резистор R3 пробьет?

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные элементы электрической цепи, а так же укажите параметры, характеризующие их:

Оценка: ______________

Дата проверки: «____»________201__г. Подпись преподавателя: _____________


Лабораторное занятие № 7

Теори я

Физика. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Н. С. Пурышева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 271 с

Постановка задачи или ситуации:

  1. Повторить теоретического материала по теме занятия
  2. Сформулировать вопросы необходимые для достижения цели занятия
  3. Разработать алгоритма проведения практической деятельности и определить пути решения поставленной задачи
  4. Выполнить алгоритм
  5. Составить отчет
  6. Ответить на контрольные вопросы
  7. Обобщить и систематизировать полученные результаты в виде вывода

Исходные данные

ЭДС источника питания – порядковый номер в журнале, В, внутреннее сопротивление источника – 0,1 Ом, рабочее напряжение на лампах – не менее ЭДС источника, мощность на лампах – первая – порядковый номер, Вт, вторая – порядковый номер + 5 Вт, третья – порядковый номер + 10 Вт.

Порядок выполнения

  1. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при проведении занятий в лаборатории и инструкцией по охране труда.
  2. Использую виртуальную лабораторию, соберите предложенные схемы опыта:

Опыт 1                                   Опыт 2                                  Опыт 3

  1. Произведите необходимые измерения, результаты занесите в таблицу.

№ опыта

Измерено

Вычислено

Общий ток Ток на 1 потребителе Ток на 2 потребителе Ток на 3 потребителе Общее напряжение Напряжение на 1 потребителе Напряжение на 2 потребителе Напряжение на 3 потребителе Сопротивление на 1 потребителе Сопротивление на 2 потребителе Сопротивление на 3 потребителе Общее сопротивление цепи Мощность на 1 потребителе Мощность на 2 потребителе Мощность на 3 потребителе Мощность всей цепи
1       -       -     -       -  
2       -       -     -       -  
3                                
  1. Выполните необходимые расчеты: I= U/ R, U= I* R, P= I* U

Дополнительное задание:

Проанализируйте аналогию между приводимыми здесь формулами и формулой для расчета сопротивления одного проводника через его геометрические параметры: . В чем заключается эта аналогия?

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте закон Ома для участка цепи не содержащего источник ЭДС. Укажите единицы измерения всех физических величин входящих в нее.

 

2. Может ли сопротивление участка двух параллельно соединенных проводников быть больше (меньше) любого из них? Объясните ответ.

 

3. Какие законы сохранения используются для вывода формул сопротивления параллельного и последовательного соединения проводников?

Оценка: ______________

Дата проверки: «____»________201__г. Подпись преподавателя: _____________


 


Лабораторное занятие № 8

Теори я

Физика. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Н. С. Пурышева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 271 с

Постановка задачи или ситуации:

  1. Повторить теоретического материала по теме занятия
  2. Сформулировать вопросы необходимые для достижения цели занятия
  3. Разработать алгоритма проведения практической деятельности и определить пути решения поставленной задачи
  4. Выполнить алгоритм
  5. Составить отчет
  6. Ответить на контрольные вопросы
  7. Обобщить и систематизировать полученные результаты в виде вывода

Исходные данные

ЭДС источника питания – порядковый номер в журнале, В, внутреннее сопротивление источника – 0,1 Ом, рабочее напряжение на лампах – не менее ЭДС источника, сопротивление резистора – опыт 1 – порядковый номер, Ом, опыт 2 – порядковый номер + 50 Ом, опыт 3 – порядковый номер + 100 Ом.

Порядок выполнения

  1. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при проведении занятий в лаборатории и инструкцией по охране труда.
  2. Использую виртуальную лабораторию, соберите предложенную схему опыта:

  1. Произведите необходимые измерения, результаты занесите в таблицу.

№ опыта

Измерено

Вычислено

Сила тока I, А Напряжение U, В Внутреннее сопротивление r, Ом ЭДС Е, В Среднее значение внутреннего сопротивления rср, Ом Среднее значение ЭДС Еср, В
1        

 

 

2        
3        
  1. Выполните необходимые расчеты:
Е =U1 + I1 r Е =U2 + I2 r Е =U1 + I1 r Е =U3 + I3 r Е =U3 + I3 r Е =U2 + I2 r

 

Дополнительное задание:

Нихромовый провод длиной 80 м имеет площадь сечения 1 мм2. Провод разрезали на четыре равных куска и, соединив параллельно, подключили к источнику тока, напряжение на котором 5 В. Определить сопротивление всей проволоки, отдельного куска, параллельного участка, силу тока в цепи и ток в отдельной ветви.

 
 
 
 
   
  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1. Какова роль источника тока в электрической цепи?

 

2. Каков физический смысл ЭДС? Дайте определение Вольту. Чему равно ЭДС источника при разомкнутой цепи?

3. От чего зависит напряжение на зажимах источника тока?

4. Чем обусловлено внутреннее сопротивление источника тока?

Оценка: ______________

Дата проверки: «____»________201__г. Подпись преподавателя: _____________


 


Лабораторное занятие № 9

Теори я

Физика. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Н. С. Пурышева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 271 с

Постановка задачи или ситуации:

  1. Повторить теоретического материала по теме занятия
  2. Сформулировать вопросы необходимые для достижения цели занятия
  3. Разработать алгоритма проведения практической деятельности и определить пути решения поставленной задачи
  4. Выполнить алгоритм
  5. Составить отчет
  6. Ответить на контрольные вопросы
  7. Обобщить и систематизировать полученные результаты в виде вывода

Порядок выполнения

  1. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при проведении занятий в лаборатории и инструкцией по охране труда.
  2. Соберите предложенную схему опыта:

  1. Произведите необходимые наблюдения и изложите суть увиденного:
После включения источника питания …

Дополнительное задание:

Выполните рисунки опытов, и, расставив направление тока в проводнике, определите направление магнитного поля и сил, действующих на проводник.

 

 

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте основные правила для определения направления:


§ силы тока в проводнике,

 

 

§ вектора магнитной индукции постоянного магнита,

 

§ вектора магнитной индукции проводника с током,

 

§ силы, действующей на проводник с током, помещенный в однородное магнитное поле.

 

 


Оценка: ______________

Дата проверки: «____»________201__г. Подпись преподавателя: _____________


 




Лабораторное занятие № 10

Теори я

Физика. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Н. С. Пурышева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 271 с

Постановка задачи или ситуации:

  1. Повторить теоретического материала по теме занятия
  2. Сформулировать вопросы необходимые для достижения цели занятия
  3. Разработать алгоритма проведения практической деятельности и определить пути решения поставленной задачи
  4. Выполнить алгоритм
  5. Составить отчет
  6. Ответить на контрольные вопросы
  7. Обобщить и систематизировать полученные результаты в виде вывода

Порядок выполнения

  1. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при проведении занятий в лаборатории и инструкцией по охране труда.
  2. Соберите предложенную схему опыта:

  1. Произведите необходимые наблюдения и изложите суть увиденного:
После …

Дополнительное задание:

Выполните рисунки основных опытов работы, расставьте направление силы тока и причин вызвавших ее.

 

 

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте закон электромагнитной индукции.


2. Сформулируйте правило правой руки.

 

3. Сформулируйте правило Ленца.

 

 


Оценка: ______________

Дата проверки: «____»________201__г. Подпись преподавателя: _____________


 




Лабораторное занятие № 11

Теори я

Физика. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Н. С. Пурышева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 271 с

Постановка задачи или ситуации:

  1. Повторить теоретического материала по теме занятия
  2. Сформулировать вопросы необходимые для достижения цели занятия
  3. Разработать алгоритма проведения практической деятельности и определить пути решения поставленной задачи
  4. Выполнить алгоритм
  5. Составить отчет
  6. Ответить на контрольные вопросы
  7. Обобщить и систематизировать полученные результаты в виде вывода

Порядок выполнения

  1. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при проведении занятий в лаборатории и инструкцией по охране труда.
  2. Соберите предложенную схему опыта:

  1. Выполните построения:

 

 

  1. Произведите необходимые измерения, результаты занесите в таблицу.
№ опыта Угол падения светового луча α, 0 Угол преломления β, 0 Коэффициент преломления n Среднее значение коэффициента преломления nср Относительная погрешность ε, %
       

 

 
         
         
  1. Выполните необходимые расчеты: n= sin α / sin β

Дополнительное задание:

Свет проходит из воздуха в стекло. Меняются ли при этом его частота и длина волны. Почему? (Сделать рисунок)

 
 
 
 
   
  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность явления преломления света, и какова причина этого явления.

 

2. В каких случаях свет на границе раздела двух прозрачных сред не преломляется.

 

3. Что такое полное внутреннее отражение? Где оно используется?

 

Оценка: ______________

Дата проверки: «____»________201__г. Подпись преподавателя: _____________


Лабораторное занятие № 12

Теори я

Физика. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Н. С. Пурышева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 271 с

Постановка задачи или ситуации:

  1. Повторить теоретического материала по теме занятия
  2. Сформулировать вопросы необходимые для достижения цели занятия
  3. Разработать алгоритма проведения практической деятельности и определить пути решения поставленной задачи
  4. Выполнить алгоритм
  5. Составить отчет
  6. Ответить на контрольные вопросы
  7. Обобщить и систематизировать полученные результаты в виде вывода

Порядок выполнения

  1. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при проведении занятий в лаборатории и инструкцией по охране труда.
  2. Соберите схему опыта, зарисуйте ее с использованием условных обозначений:

 

 

  1. Произведите необходимые измерения.
  1. Выполните необходимые расчеты:
Фокус -
Оптическая сила -

Дополнительное задание:

Построить изображение в линзе, если предмет находиться:

- в точке F;

Формула тонкой линзы:

- между точкой О (оптический центр линзы) и точкой F;

 

Формула тонкой линзы:

- в точке 2 F;

 

Формула тонкой линзы:

- между F и 2 F;

 

Формула тонкой линзы:
  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1. Какие изображение можно получить с помощью собирающей/рассеивающей линзы? Дайте характеристику каждому их них.

 

Оценка: ______________

Дата проверки: «____»________201__г. Подпись преподавателя: _____________

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

Ярославский филиал ПГУПС

 

 

   

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для лабораторных и практических занятий

 

по учебной дисциплине

Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.