Вариант ответа | % | Социально – профессиональная роль |
профилактическая работа | 85 | наставник |
защитно-охранная работа | 64 | посредник |
координационная работа | 53 | координатор |
И так, основа профессии - это педагогика. Как основные функции – это: профилактическая, защитно-охранная и координационная, при этом соответственно, социальные педагоги выполняют социально – профессиональные роли: наставника, посредника и координатора. Каждая функция (профессиональная роль) включает разные направления практической работы, но каждое направление обязательно включает организацию диагностической, прогностической, контрольно-аналитической работы. Направления социально-педагогической деятельности выделяются исходя из необходимости решения проблем в жизни конкретных социальных групп детей, находящихся в «трудной жизненной ситуации» и в «социально-опасном положении» и должны быть отражены в должностной инструкции, в планах и отчётах. Содержание социально – педагогической деятельности включает устоявшиеся меры, методы и постоянно наполняется новыми формами.
На основе многолетнего опыта ведущие функции социального педагога наполнились определённым содержанием деятельности по разрешению проблем в социальной жизни детей и созданию условий для становления ребёнка как субъекта социально жизни. Так профилактическая работа направлена на подготовку детей к выбору занятий, форм общения и поведения, к самостоятельному принятию решений в жизненной ситуации, на участие в социальномтворчестве детских общественных объединений, волонтёрских движений.Защитно – охранная работа предполагает расследование причин, изучение трудностей в жизни ребёнка, создание условий для подготовки ребёнка к принятию решений, преодолению препятствий, а также по охране и защите его законных прав, интересов. Координационная работа направлена на раскрытие для ребёнка и его семьи возможностей в решении проблем. Она имеет определяющее значение для ресурсного обеспечения, включения всех участников проблемной жизненной ситуации в разрешение проблемы и подключение всевозможных специалистов государственной социальной – инфраструктуры к принятию на себя ответственности за решение в рамках своей компетенции.
Такая структура и содержание социально – педагогической деятельности сложились на основе опыта социального педагога, как наставника, посредника и координатора. Границы необходимого и возможного, условия результативности той или иной роли обсуждались на совещаниях методических объединений, конференциях, семинарах, и затем вырабатывались рекомендации к планированию. Правомерность других попыток определять профессиональные роли и границы компетенции, строитьпланирование и рекомендации к их использованию, должна быть научно обоснована, обязательно апробирована достаточным количеством опытных социальных педагогов, подвержена независимой экспертизе других специалистов, принята на городском совещании профессионального сообщества и тогда только оформлена как нормативный документ или методические рекомендации.
Чёткая постановка делопроизводства обеспечивает высокий профессионализм социального педагога. Планирование - это только один пример отражения в документе процесса и возможного результата работы. Начинающий специалист прогнозирует результат и пути его достижения в своём планесоциального педагога, а опытный – в плане социально – педагогической работы всего образовательного учреждения. Исполнение плана отражается в достаточно большом количестве документов, формы которых задают вышестоящие административные структуры. В начале пути для упорядочивания действий и организации работы социальному педагогу приходилось создавать свои формы учёта, хранения и передачи профессиональной информации, затем примерный список самых необходимых документов обсуждался и принимался на городском методическом объединении. К сегодняшнему дню создан уже большой объём требуемой документации. Теперь при наличии электронной базы данных, встаёт вопрос о разумном ограничении количества документированной информации, так как главными показателями профессионализма специалиста является экономичность и рациональность.
Наладить делопроизводство - это значит обеспечивать условия для результативности своей работы, создавать и сохранять документы, обеспечивать регламентированный доступ к конфиденциальный информации и своевременно осуществлять документооборот. Делопроизводство и документооборот в образовательном учреждении отражает понимание ответственности и качество исполнения обязанностей специалистом.
Главным документом, определяющим роль социального педагога в образовательном учреждении, является должностная инструкция. Действия, выходящие за её рамки, должны быть оформлены специально как должностное поручение, закреплены письменным распоряжением администрации дополнительно оплачены.
Таблица 2.3.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 238.