Становление специалиста и профессионального сообщества социальных педагогов в Санкт – Петербурге
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В петербургском профессиональном сообществе социальных педагогов ещё остаются люди, пришедшие в первые годы его основания. Они могут подтвердить, что изначально был заложен принцип: «становление профессии - это становление каждого специалиста», поэтому внимательный анализ достижений и проблем каждого социального педагога всегда был самым важным источником общего движения.

В российском рубрикаторе появилась новая профессия, представленная специалистом по социальной работе, социальным работником и социальным педагогом. Содержание их функций определялось в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. N 92 "О дополнении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной работе". В 2009 году возник новый уточнённый вариант квалификационной характеристики(приказ Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. №593), новсё же не достигнута необходимая и достаточная определённость в роли, ответственности и правах социального педагога образовательного учреждения.

Анализируя результаты многочисленных диссертационных, дипломных исследований и содержание уже не единичных учебников и пособий можно утверждать, что в современной науке нет единого представления о предмете и цели социальной педагогики. Специалисты - практики в сотрудничестве с учёными синтезируют и внедряют в свой опыт знания по педагогике, психологии, социологии, культурологии, и праву. Становление профессии протекает как раскрытие назревших решений в определённых ситуациях, на основе их анализа идёт создание информационного поля профессии.Но, до сих пор наука только объясняет, а не прогнозирует пути развития социальной педагогики и поэтому   ведущим фактором совершенствования деятельности социального педагога была и остаётся практика в социальной и педагогической реальности.

Оглядываясь назад, изучая документы, планы, должностные инструкции, написанные в разные годы и разными специалистами Санкт - Петербурга, можно назвать три пути, по которым в основном и пошло становление профессии «социальный педагог»:

- профессиональное самоопределение специалистов,

- стабилизация нормативно – правовой базы,

- методическое обеспечение решений и деятельности.

В условиях зарождения профессии только сознательное, вдумчивое, бесстрашное и непрерывное самоопределение способствует профессиональному становлению специалиста. Процесс профессионального самоопределения социального педагогаведущий путь становления и представлен в профессионально – личностном, профессионально –педагогическом и профессионально –должностном направлениях.

Профессионально – личностное самоопределениеимеет первостепенное значение в профессиональном становлении. Есть смысл согласиться с точкойзрения тех исследователей, которые считают, что именно личностное лежит в основе профессионального и определяет начало, ход и завершение профессионального становления. Данное положение особенно значимо, когда речь идет о специалистах так называемых «помогающих» профессий, ориентированных на оказание разноплановой помощи, поддержки человека, к которым в первую очередь и относятся социальные педагоги. Данная профессия характеризуется тем, что именно личность специалиста является средством познания другого человека и помощи ему, а это в свою очередь предполагает качественно новое требование к уровню развития самосознания, профессионального мировоззрения личности, к процессу ее непрерывной социальной активности и одновременно творчески-индивидуальной трансформации, высокую степень ответственности за результаты своих воздействий на ребёнка и окружающих его людей.

Предшествующие поколения россиян оставили нам информацию о таких подвижниках милосердия как мать–монахиня, сестра и брат милосердия, кормилица – эти люди всегда обладали особыми морально-психологическими качествами, которые менее всего были подвержены влиянию житейских помех при самоотверженном проявлении любви и заботы о ближнем. Поэтому рассматриваем становление, как образование личности, которое детерминировано не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренними условиями: целевыми установками, ценностно-смысловыми ориентациями, всем строем мотивационной сферы. При решении проблемы специалист как бы поднимается над частными ситуациями повседневного бытия, над своими сиюминутными потребностями, желаниями, знаниями, способностями, что позволяет ему сознательно и планомерно совершенствовать себя для достижения поставленных целей.

Профессионально – личностное самоопределениясовременногосоциального педагога, как элемент профессионального становленияэто решение следующих задач:

-формирование собственной личностной самооценки, то есть адекватной оценки способностей, осознание ведущих ценностей и смыслов в профессиональной деятельности, готовность позитивно, адекватно оценивать возможности в разрешении проблемной жизненной ситуации, преодолевать препятствия на пути решения проблем;

- определение характера собственных отношений к людям, ориентация на бесконфликтный характер в межличностных отношениях с коллегами, детьми и их родителями, со специалистами других организаций, поиск путей установления продуктивных, партнёрских отношений;

-постоянное самопознание и самосовершенствование в психологической компетентности, выбор эффективных и приемлемых для себя диагностических методов, подбор и обновление оперативного инструментария для коррекционной и реабилитационной работы в конкретных жизненных ситуациях;

- установление жизненных принципов при разрешении проблемных ситуаций на основе видения современной социальной политики, понимания направлений развития социума, оценки реальных возможностей помощи детям и семьям, пребывающим в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении.

Профессионально-педагогическое самоопределениесоциального педагога – это:

- формирование собственной позиции в теории и практике педагогики на фоне современной социальной и педагогической реальности;

- отбор системы средств, методов, социально – педагогических технологий, соответствующих педагогическим установкам и целям профессиональной деятельности;

- прогнозирование и постоянный контроль продуктивности совершаемых действий в социальном и педагогическом значении результата.

При самоопределении социальный педагог строит свою позицию, в первую очередь исходя из того, что он педагог, но особенность его роли в установлении продуктивной связи между становлением личности и социума. Решение приходит на основе понимания, что социальная педагогика берёт своё начало в педагогике, которая, в свою очередь, выросла на базе философии.Теоретическая педагогика родилась из философских попыток познания мира и себя, из желания человека осмыслить свою природу, границы существования, возможные пути собственного развития в жизни общества.В характеристике педагогической практики исторический смысл слова «педагог» - ведущий ребёнка человек, чаще всего несвободный, наёмный слуга или раб. Значит исторические корни философии педагогики содержат два начала, два смысла: «философское самоопределение» и «педагогическое сопровождение», которые лежат в основе развития и всей педагогики, и социальной педагогики как её отрасли.

Смысл профессионально - педагогической деятельности не может быть передан, он может быть обнаружен только в результате собственного поиска, самоопределения специалиста в реальном опыте бытия.Процесс осмысления собственной жизнедеятельности позволяет педагогу выйти на свободу от общественных стереотипов, перейти от простого воспроизводства заданных функций к профессиональному творчеству. Отказ от стереотипов приводит к обнаружению новых смыслов бытия, обмену смыслами с детьми, коллегамии другимивзрослыми, сотворчеству в реальной жизни и в отношениях. При этом реальность можно представить, как действительность, выраженную в знаниях, ценностях, в опыте и в отношениях.Под педагогической реальностью можно подразумевать всю совокупность явлений, событий, процессов, состояний, переживаний, проявленных в теоретическом, практическом, духовном опыте человечества как реализация педагогических целей и замыслов. (И.А.Колесникова)

Опыт, сформированный в социальной и педагогическая реальности прошедших лет, позволил сформировать ориентиры в профессионально - педагогическом самоопределении социального педагога.

Объект социально-педагогической деятельности:

 = поле проблем социальной жизни ребёнка. 

Предметсоциально-педагогической деятельности:

= процесс становления ребёнка как субъекта социальной жизни,

= процесс создания педагогически целесообразной среды.

Цельсоциально-педагогической деятельности:

= создание условий для успешного осуществления вышеназванного двухстороннего процесса.

При этом наиболее продуктивная позиция при профессионально – педагогическом самоопределении строится на видении любой жизненной ситуации со стороны ребёнка, решение любых вопросов совершается в соответствии с интересами, правами и необходимой ответственностью ребёнка, подростка, юноши, но с учётом интересов, ответственности окружающих его людей.

На разных этапах становления профессии приоритеты в ориентации специалистов складывались в соответствии с социальными и педагогическими условиями и в перспективе они могут менять свою конфигурацию. Надо постоянно иметь ввиду, что социальная педагогика изучает становление человека и социума, в основе которого лежат закономерности и принципы их взаимодействия как взаимного влияния. Современная философия утверждает, что развитие социума и его будущее зависит от качества человека. Поскольку развитие качеств человека во многом определяется педагогической реальностью, в которой он растёт, значит, развитие социума зависит и от педагогической реальности. Эта закономерность отражается в содержании социальной педагогики и определяет подходы к определению предмета социально – педагогической деятельности: все авторы едины в том, что предметом является взаимное влияние человека и социума, но их позиции отличаются по выбору цели и ожидаемого результата в социально – педагогический деятельности. Это и может стать основанием для их классификации:

-адаптация человека к социуму,

-приближение социума к человеку,

-совершенствование и человека, и социума в творческом межсубъектном взаимодействии.

При социальной адаптации работа строится на основании первого подхода. Второй подход необходим, чтобы помочь человеку интегрироваться в социум и надо обеспечить открытость социальной среды. Но если человек проявляет активность в выборе занятий, общения, стремится к творчеству в жизни, создаются условия для совершенствования социальной среды, чтобы она способствовала проявлению этих потребностей. Значит необходимо реализовать третий подход из данной классификации.

При реализации подхода проявляется направленность установок на определённый характер взаимоотношений с ребёнком:

· Безоговорочное приспособление ребёнка к социуму или свободное раскрытие человеческих качеств на фоне сложившихся норм социальной жизни,

· авторитарное установление взрослыми норм и требований к ребёнку или демократическое развитие правил общей жизни;

· принуждение одних субъектов социальной жизни другими или творческое межсубъектное взаимодействие взрослых и детей.

Поиск собственной профессионально - педагогической позиции социального педагога происходит на фоне определённой государственной политики. В последние десятилетия руководящими органами образования поочерёдно были провозглашены установки на гуманизацию и демократизацию российской школы. Понимая, что птица счастья в образовании не взмоет к высотам модернизации на одном или втором крыле, авторы данного пособия проводили исследования и подтвердили, что только в постоянном уравновешивании этих двух сущностей воспитательных отношений, можно строить гармонию воспитательного процесса. Ибо и та, и другая сторона могут привести воспитание, как к положительному, так и к отрицательному результату. Возможность положительного результата каждого из них очевидна, но абсолютизация гуманизма в отношениях легко склоняет человека к «нарциссизму», безграничному эгоцентризму и даже эгоизму, а превышение роли демократизма в воспитательных отношениях может стереть индивидуальные черты уникальной личности ребёнка.

Оптимальным типом скорее можно назвать отношения гуманно – демократические, отношения «творческого содружества воспитателей и воспитанников». Тогда гуманистические субъективно-личностные отношения построены, на единстве уважения и требовательности друг к другу, и объективные демократические взаимоотношения имеют характер общей творческой заботы об улучшении своей и окружающей жизни. То есть при решении проблем социальной жизни действенными могут быть установки «педагогики общей заботы». (И.П.Иванов)

Конечно, каждый социальный педагог в праве придерживаться определённых научных парадигм и подходов, иметь свои взгляды и установки, но опыт отечественных и зарубежных специалистов не даёт нам сомневаться в том, что «лучше не рыбку дать в руку ребёнку, а удочку, научить его ловить рыбку и делиться уловом с ближними». Так как социум действует на человека сегодня и разрушительно, и развивающе, педагогика призвана помочь человеку, как разумному существу, не потерять себя в трудной ситуации, не списывать все беды на несовершенство мира, а преодолевать собственную нравственную глухоту, беспомощность и через внутреннее самосовершенствование совершенствовать мир. Для этого человеку надо уметь видеть общие закономерности развития социальной и педагогической реальности.

Сущность профессионально-педагогического самоопределения социального педагога сегодня можно представить, как обретение умений видеть любую жизненную ситуацию со стороны ребёнка, учиться совершать педагогически целесообразные действия, приниматьрешения по проблемным вопросам в соответствии с интересами, правами ребёнка, приобщать к разрешению насущных жизненных проблем самого ребёнка и окружающих его людей, то есть постоянное совершенствование мастерства в развития субъект – субъектных отношений.

Профессионально – должностное самоопределение в становлении профессии социального педагогаостаётся самой большой проблемой специалиста, его административного и личного положении в коллективе. При этом,личностная, педагогическая позиция социального педагога в ходе разрешения проблем в трудных жизненных ситуациях и социально опасном положении ребёнка может вступать в противоречие со служебными обязанностями и правами.   Внутриобразовательной организациии за её пределами социального педагога частовоспринимают как «должностное лицо». Всё это может выводить за пределы его возможностей во время принятия ответственных решений. Чтобы не создавать нештатных ситуаций, надо чётко представлять себе обязанности и права в границах компетенции специалиста образовательного учреждения.

Понятие «должностное лицо» многократно используется в нормативных актах РФ. Так, в ст. 41 Конституции России говорится об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. В ст. 46Конституции сказано:«Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде». К сожалению, единого определения понятия «должностное лицо» ни в федеральном законодательстве, ни в юридической науке нет, хотя используется оно и в конституционном, и в административном, и в уголовном, и в других отраслях права.При этом большое значение имеет, встречающееся в нормативных актах, деление должностей по объему полномочий на: должности, должностных лиц и иных служащих.

В теории управления принято называть служащими всех, работающих в организации и занимающих должности, различать по содержанию деятельности на: руководителей структурных единиц (администраторов), специалистов, технических исполнителей.При такой классификации социальный педагог не может быть назван должностным лицом, так как он не имеет полномочий руководителя структурной единицы, он имеет должность как специалист. 

Должность есть юридическое описание стабильного комплекса обязанностей и прав, ориентированных на одного человека, который должен осуществлять часть работы организации.

Должность – это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия для достижения служебных целей. Служебные права призваны создать служащему необходимые условия для выполнения обязанностей, хотя, конечно, не всякое право является обязанностью. Служебные обязанности и служебные права часто объединяют одним понятием – полномочия.  Наукой управления разработано положение о балансе обязанностей и прав: необходимо их соответствие друг другу. Если прав мало, то служащий не сможет выполнить обязанности; если прав больше, чем необходимо для осуществления обязанностей, это приводит к злоупотреблениям. И в обоих случаях нарушения баланса обязанностей и прав возникает безответственность. Баланс прав и обязанностей специалиста закрепляется должностной инструкцией и Уставом учреждения.

Должность – это и описание социальной позиции лица, занимающего ее. Подобно тому, как в драматургии, определяется содержание роли, которую будет играть актер, правовая формулировка определяет социальную роль лица, вступившего в должность. Поэтому можно различать формальный и неформальный статусы служащего, занимающего конкретную должность, оценивать освоение им служебных обязанностей, способность различать служебные и личные права. Что же касается личных прав, то их набор должен быть таким, чтобы стимулировать добросовестное выполнение служащим порученного ему дела, с учётом возможностей организации и принципа социальной справедливости.

 Должность – это средство повышения уровня компетентности человека, так как нацеливает на самосовершенствование при выполнении определенной работы, на обретение определенных служебных и личных прав. Знания о сущности должностных прав и обязанностей необходимо брать за основу в самоопределения специалистов.

Профессионально – должностное самоопределение социального педагога имеет решающее значение, так как нет чёткого распределения мер ответственности между сотрудниками школы за решение задач вне учебного процесса. Свободен ли социальный педагог в определении границ своей компетенции при действующей системе управления кадрами в школе? Относительно да, его свобода связана с тем, что в тарифно – квалификационных характеристиках очерчено только профессиональное пространство, которое при этом частично совпадает с описанием должностных обязанностей других специалистов. При составлении должностной характеристики социального педагога в его задачи входит уточнение объёма и состава своих функций, соотнесения с объёмом рабочего времени, с количеством проблем и детей, нуждающихся в поддержке и сопровождении, с социальными ожиданиями детей, родителей и педагогов. Решающим является отношение руководителя учреждения к определению социальным педагогом своих полномочий и закрепление согласованного решения в административном распоряжении, которое закрепляет стабильность положения специалиста.

Стабилизация нормативно – правовой базы–это решающий путь профессионального становления социального педагога, так как создаются следующие условия для:

- роста и укрепления статуса социального педагога ОУ, как специалиста по вопросам защиты прав и законных интересов ребёнка;

- создания и обобщения опыта СПД в развитииеё нормативных основ;

- уточнения состава профессиональных ролей и границ компетенции социального педагога;

- чёткой постановки делопроизводства как показателя профессионализма социального педагога.

Говоря о значении стабилизациинормативно – правовой базы для роста и укрепления статусасоциального педагога в образовательном учреждении, надо вспомнить, что в конце 80-х годов должность социального педагога по первоначальному замыслу министерства образования была заявлена как альтернатива должности учителя, то есть все, кто в системе образования не учителя, должны были стать социальными педагогами. Большинство экспертов, практиков и учёных, не приняли этот вариант, был предложен другой, который родился на основе изучения зарубежного опыта и была названа отрасль науки «педагогика социальной работы», практики - «социально – педагогическая деятельность образовательных учреждений»

Но в это время в России прокатилась волна решений со стороны администрации регионов, связанных с катастрофическим положением невыполнения «Закона овсеобуче». Потребовалось ввести специалиста в общеобразовательные учреждения, который обеспечивал бы в микрорайонеучёт детей школьного возраста и отслеживал их движение по образовательному маршруту. Для этого он должен уметь работать с семьёй и другими социальными институтами. Так, реально назревшая, проблемная жизненная ситуация повернула решения в практическое русло. В 1991 году появились первые документы Министерства образования, закрепляющие появление нового специалиста, с тех пор социальный педагог стал незаменимым человеком в школе, и для директора, и для родителей, и для специалистов других ведомств, которые вступают в контакты со школой по вопросам защиты прав и законных интересов ребёнка. До сегодняшнего времени должностные роли социального педагога зависят от насущных проблем образования и других ведомств, значимость социального педагога в их решении растёт, нормативная база, закрепляет его полномочия, но часто ещё не соответствует действительной ответственности. Подчас только профессионально-личностные качества позволяют специалисту не терять из виду интересы ребёнка за потоками отчётной документации. Когда ситуация достигала критического напряжения, по личной инициативе опытных социальных педагогов возникали некоторые регулирующие нормативные формы документов, затем они подвергались экспертизе коллег, обсуждались и укоренялись в опыте профессионального сообщества. Так удавалось закрепить закономерно возникающие права и обязанности социального педагога, примерный список обязательных документов и затем донести решения профессионального сообщества до утверждения их в административном порядке. Авторитет профессии укреплялся, статус специалистов в профессиональной среде возрастал.

Стабилизация нормативно - правовой базы может происходить на основе обобщения опыта социально – педагогической деятельности. Как было указано выше, до сегодняшнего дня нет достаточной нормативной базы для чёткого определения полномочийсоциального педагога как специалиста образовательного учреждения, что создаёт угрозу сохранения специальности в образовательном учреждении. На практике это выглядит так: сначала происходит размывание границ полномочий социального педагога или разделение его ответственности с кем-то; далее  сохраняется угроза незаметного растворения в долях ставки и в последующем исчезновении должности социального педагога из производственного плана образовательного учреждения.

Социальным педагогам необходимо постоянно развивать активность, не забывая о том, что права даны, чтобы лучше исполнять свои обязанности. Есть обоснованный смысл в том, чтобы не ждать указаний со стороны, а проявлять инициативу и самостоятельность в раннем выявлении и в решении проблем социальной жизни учащихся, соответствовать социальным ожиданиям родителей, учителей, администрации. Свои действия и их результаты надо фиксировать в документах, изучать условия результативности, обмениваться опытом и обнародоватьдостижения, чтобы они становились нормой, достоянием профессионального сообщества и затем добиваться, чтобы всё это оформлялось в правовой форме и укрепляло стабильность положения социального педагога.

Стабилизация нормативно – правовой базы обеспечивает уточнение состава профессиональных ролей и границы компетенции социального педагога. Является ли целесообразным то, что социальные педагоги всегда выполняли массу всяких профессиональных ролей, отчего и границы компетенции специалиста постоянно находились в движении? На этот вопрос можно было ответить только на основе изучения фактов. Социальные педагоги участвовали вопросе, который в 2010году был проведён кафедрой социально-педагогического образования СПб АППО и городским методическим объединением социальных педагогов.

Таблица 2.1.

«Какие профессиональные роли Вы реализуете в ходе своей работы?»

Варианты ответа %
Правозащитника 66
социального работника 63
педагога-психолога 52
педагога – организатора 29
социолога 21
менеджера 12
профориентатора, куратора, воспитателя 12

 

По данным опроса на первом месте - правозащитная работа. Действительно, сегодня многие социальные педагоги могут состязаться в правовой грамотности со специалистами УВД.

На втором месте - социальная работа по жизнеобеспечению ребёнка. Социальным педагогам приходится выступать в роли инициаторов и ведущих специалистов по жизнеобеспечению, что не соответствует его должностной компетенции. Он должен только координировать деятельность образовательной организации по информированию и развитию сотрудничества с отделами защиты семьи и детства муниципальных округов и с районными органами социальной политики по решению выявленных проблем в повседневной жизни ребёнка или его семьи.

Не совсем правомерным является то, что социальные педагоги не адекватно оценили свою роль как социолога. Ибо почти каждый день они заняты такой работой. Это бесконечное мониторирование социального положения ребёнка («социальный паспорт», «социальные карты» и пр.); оформление сведений в Городскую базу данных по несовершеннолетним правонарушителям, сбор сведений для КДН и ЗП, для управления социальной политики, а иногда и для других ведомств, когда сбор такого количества информации и обработка выходят за границы возможного.

Одновременно приходится оказывать психологическую помощь детям и их семьям, идёт большая организаторская работа в образовательном учреждении, за его пределами и прочее, прочее. Как следствие, нередко можно было зафиксировать текучесть кадров из-за профессионального выгорания или профессионального несоответствия специалистов. Регулировать свою загруженность этими многочисленными вопросами приходилось каждому специалисту самостоятельно, что не всегда согласовывалось с интересами администрации и вызывало нарекания со стороны проверяющих. Методическим объединениям в определённые моменты удавалось найти в законодательной базе ответы или разработать нужную нормативную форму в помощь специалистам, преодолеть противоречия между требованиями и реальной практикой, значит успешно решить вопросы по защите прав социальных педагогов. Необходимо продолжать эту практику, развивая документооборот, нормативно-правовую базу на уровне учреждений, районов и города.

Нередко социальным педагогам предлагали выполнять довольно большое количество контрольно – надзирающих действий, которые выходили за пределы его компетенции. Каждому, надо иметь чёткую позицию в оценке меры своей ответственности, основанную на Законодательстве РФ. Все специалисты образовательного учреждения, прежде всего, являются педагогами, они обеспечивают условия для получения ребёнком образования. По Закону РФ образовательное учреждение не наделено ни надзирающей, ни карающей функциейпо отношению к ребёнку, тем более, по отношению к семье. Они должны выполнять функции, отражённые в Уставе ОУ и в должностной инструкции специалиста, по индивидуальному сопровождению ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении. Например, они не имеют права собирать, хранить и кому – либо передавать сведения, которые могут нарушить права граждан, не несут ответственность за проведение допроса учащегося в полиции, не имеют права контролировать и давать руководящие указания коллегам по школе и так далее. Специфика работы социального педагога в том, что он связан одновременно с решением проблем ребёнка в образовании и в социальной жизни, значит надо учиться очерчивать свою активность рамками документа, в который включены все его функции, то есть должностной инструкцией.

Таблица 2.2.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.