Деятельность социального педагога по реализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следует отметить направленность деятельности социального педагога на взаимодействие с различными субъектами социальной жизни. В 2015 году была принята Правительством «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», которая задает основные параметры участия в достижении воспитательных задач всех субъектов социальной жизни.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

· создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

· формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

· поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

· поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

· формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

· обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

· формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

· развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

· создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;

· обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

· повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

· создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

· формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

· создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;

· повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

· обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Деятельность социального педагога направлена на поддержку семейного воспитания, которая включает:

· содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

· повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

· содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

· популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

· возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

· создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

· расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

· поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

· создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

· обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

· полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

· содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

· развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

· использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

· совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

· развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

· создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

· знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:

· создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;

· информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

· содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

· воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

· обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:

· улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;

· поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;

· поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;

· привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;

· расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

Реализация Стратегии обеспечит:

· укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;

· повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;

· создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;

· развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;

· повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

· повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;

· укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

· доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;

· создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;

· утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;

· снижение уровня негативных социальных явлений;

· развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;

· повышение качества научных исследований в области воспитания детей;

· повышение уровня информационной безопасности детей;

· снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;

· формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.

Таким образом, сделаем вывод, что существующее законодательство определяет основные параметры деятельности социального педагога по реализации образовательного процесса и взаимодействию с различными субъектами социальной жизни.

Вопросы и задания

1. Проведите анализ перспективного плана работы социального педагога и определите роль  взаимодействия социального педагога с различными социальными институтами воспитания, в том числе, с семьями обучающихся.

2. Разработайте план деятельности социального педагога по реализации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации»

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

 

Содержание, методы и организация социально - педагогической деятельности специалиста.

3.1. Основы содержания социально-педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении.

 

Содержаниесоциально – педагогической деятельности отражает ту социальную и педагогическую реальность, в которой действует профессионал. Можно утверждать, что в прошедший период определились роли специалистов, проявилась специфика их деятельности: 

- социальная работа – жизнеобеспечение и его педагогическая целесообразность;

- социально – педагогическая работа – педагогическая деятельность и её социальная целесообразность

- работа социального педагога – педагогическая деятельность специалиста образовательного учреждения по решению проблем социальной жизни ребёнка.

Предполагается, что во всех случаях обязателен двухсторонний результат работы специалистов:

Ø педагогический - сформированность социальной активности ребёнка,                    

Ø социальный - развивающиеся социальные отношения.

В соответствии с этими различиями определяется содержание профессиональной деятельности, его можно раскрывать через характеристику миссии и роли специалиста. Ориентиры в выборе миссии и профессиональной роли специалистов помогающих профессий соответствуют установочным нормам в социальной среде и направлены на содействие в решении проблем, которые сам ребёнок и его родители не в состоянии решить самостоятельно. Поскольку роль специалистов трансформируется под влиянием обстоятельств, необходимо постоянно изучать условия и тогда возможно прогнозировать её развитие. Надо учитывать, что до сих пор идёт весьма интенсивно определение места социальной педагогики среди других научных и практических специальностей. Результаты этого поиска, отражённые в текстах диссертаций, монографий и учебно–методических пособий, представляют место социальной педагогики по – разному, а именно как: раздел теории воспитания, отрасль педагогики, самостоятельную науку. Одни авторы исследований рассматривают роль социально-педагогической деятельности в рамках педагогического воздействия на человека в ходе социальной работы, другие придают социальный оттенок методам обучения и воспитания с целью социальной адаптации ребёнка, третьи наполняют деятельность социального педагога массой приёмов психологического влияния на личность и межличностные отношения, четвёртые рассматривают её даже в рамках социально-педагогической виктимологии по преодолению опасностей на пути социализации ребёнка.

В теории и практике социальной педагогики сегодня определились наиболее актуальные цели:

1). Социальное воспитание как приобщение детей к нормам социальной жизни.

2). Социализация школьника как развитие человека в определённой социальной среде.

3). Профилактика и социальная реабилитация детей, склонных к девиантному поведению.

4). Развитие социальной активности человека через приближения социума к нему, к его жизненно важным потребностям, задачам и проблемам

5) Социальное становление человека и педагогизация социума в их межсубъектном взаимодействии.

Таким образом, можно обозначить наиболее обобщённый вариант миссии социального педагога: создание педагогически благоприятной социальной среды, в которой ребёнок оказывается способен проявить себя как субъект социальной жизни.

Роль социального педагога в общеобразовательном учреждении сочетается с массовой работой педагога-организатора, групповой и индивидуальной работой классного руководителя, педагога дополнительного образования. Он делит функции с педагогом – психологом в индивидуальном сопровождении ребёнка. Содержание деятельности социального педагога формируется на фоне деятельности представителей этих, ранее обосновавшихся в школе, специальностей, которые оказывают существенное влияние, переплетаясь и выстраивая границы ответственности с ним. В то же время, тесно взаимодействуя с представителями УВД, органами социальной политики и других ведомств, социальный педагог включает часть их роли в свои полномочия – таксо временем уточняются параметры и изменяется содержание деятельности социального педагога.

Таблица 3.1.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.