Следует отметить направленность деятельности социального педагога на взаимодействие с различными субъектами социальной жизни. В 2015 году была принята Правительством «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», которая задает основные параметры участия в достижении воспитательных задач всех субъектов социальной жизни.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
· создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
· формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
· поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
· поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
· формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
· обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
· формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
· развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.
Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:
· создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
· обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
· повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
· создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
· формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
· создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;
· повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
· обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Деятельность социального педагога направлена на поддержку семейного воспитания, которая включает:
· содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
· повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
· содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
· популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
· возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
· создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
· расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
· поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
· создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования предполагает:
· обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
· полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
· содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
· развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
· использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
· совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
· развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
· создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;
· знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:
· создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;
· информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
· содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
· воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
· обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:
· улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
· поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;
· поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;
· привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;
· расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
Реализация Стратегии обеспечит:
· укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
· повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
· создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
· развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
· повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
· повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
· укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
· доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
· создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
· утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;
· снижение уровня негативных социальных явлений;
· развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
· повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
· повышение уровня информационной безопасности детей;
· снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
· формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
Таким образом, сделаем вывод, что существующее законодательство определяет основные параметры деятельности социального педагога по реализации образовательного процесса и взаимодействию с различными субъектами социальной жизни.
Вопросы и задания
1. Проведите анализ перспективного плана работы социального педагога и определите роль взаимодействия социального педагога с различными социальными институтами воспитания, в том числе, с семьями обучающихся.
2. Разработайте план деятельности социального педагога по реализации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации»
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
Содержание, методы и организация социально - педагогической деятельности специалиста.
3.1. Основы содержания социально-педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении.
Содержаниесоциально – педагогической деятельности отражает ту социальную и педагогическую реальность, в которой действует профессионал. Можно утверждать, что в прошедший период определились роли специалистов, проявилась специфика их деятельности:
- социальная работа – жизнеобеспечение и его педагогическая целесообразность;
- социально – педагогическая работа – педагогическая деятельность и её социальная целесообразность
- работа социального педагога – педагогическая деятельность специалиста образовательного учреждения по решению проблем социальной жизни ребёнка.
Предполагается, что во всех случаях обязателен двухсторонний результат работы специалистов:
Ø педагогический - сформированность социальной активности ребёнка,
Ø социальный - развивающиеся социальные отношения.
В соответствии с этими различиями определяется содержание профессиональной деятельности, его можно раскрывать через характеристику миссии и роли специалиста. Ориентиры в выборе миссии и профессиональной роли специалистов помогающих профессий соответствуют установочным нормам в социальной среде и направлены на содействие в решении проблем, которые сам ребёнок и его родители не в состоянии решить самостоятельно. Поскольку роль специалистов трансформируется под влиянием обстоятельств, необходимо постоянно изучать условия и тогда возможно прогнозировать её развитие. Надо учитывать, что до сих пор идёт весьма интенсивно определение места социальной педагогики среди других научных и практических специальностей. Результаты этого поиска, отражённые в текстах диссертаций, монографий и учебно–методических пособий, представляют место социальной педагогики по – разному, а именно как: раздел теории воспитания, отрасль педагогики, самостоятельную науку. Одни авторы исследований рассматривают роль социально-педагогической деятельности в рамках педагогического воздействия на человека в ходе социальной работы, другие придают социальный оттенок методам обучения и воспитания с целью социальной адаптации ребёнка, третьи наполняют деятельность социального педагога массой приёмов психологического влияния на личность и межличностные отношения, четвёртые рассматривают её даже в рамках социально-педагогической виктимологии по преодолению опасностей на пути социализации ребёнка.
В теории и практике социальной педагогики сегодня определились наиболее актуальные цели:
1). Социальное воспитание как приобщение детей к нормам социальной жизни.
2). Социализация школьника как развитие человека в определённой социальной среде.
3). Профилактика и социальная реабилитация детей, склонных к девиантному поведению.
4). Развитие социальной активности человека через приближения социума к нему, к его жизненно важным потребностям, задачам и проблемам
5) Социальное становление человека и педагогизация социума в их межсубъектном взаимодействии.
Таким образом, можно обозначить наиболее обобщённый вариант миссии социального педагога: создание педагогически благоприятной социальной среды, в которой ребёнок оказывается способен проявить себя как субъект социальной жизни.
Роль социального педагога в общеобразовательном учреждении сочетается с массовой работой педагога-организатора, групповой и индивидуальной работой классного руководителя, педагога дополнительного образования. Он делит функции с педагогом – психологом в индивидуальном сопровождении ребёнка. Содержание деятельности социального педагога формируется на фоне деятельности представителей этих, ранее обосновавшихся в школе, специальностей, которые оказывают существенное влияние, переплетаясь и выстраивая границы ответственности с ним. В то же время, тесно взаимодействуя с представителями УВД, органами социальной политики и других ведомств, социальный педагог включает часть их роли в свои полномочия – таксо временем уточняются параметры и изменяется содержание деятельности социального педагога.
Таблица 3.1.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.