РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Сравнительное правоведение
Направление подготовки:
40.04.01 «Юриспруденция»
Уровень образования:
Магистратура
Форма обучения:
Очная, очно-заочная, заочная
Ростов-на-Дону, 2018
Рабочая программа разработана в соответствии с образовательного стандарта высшего образования Южного федерального университета по направлению 40.04.01 Юриспруденция (квалификация – магистр), утвержденным Ученым Советом ЮФУ 28 апреля 2017 г. (приказ ЮФУ от 16 июня 2017 г. № 166-ОД).
Составители:
______________________ к.ю.н., доц. Серегин А.В.
______________________ к.ю.н., доц. Фролова Е.Ю.
«1» сентября 2018 г.
Программа одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ЮФУ «1» сентября 2017 г., протокол № 1.
Заведующий кафедрой:
______________________ д.ю.н., проф. Любашиц В.Я.
подпись ФИО
«1» сентября 2017 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Цель освоения дисциплины: научить магистрантов правильному пониманию и применению сравнительно-правового метода и знаний о зарубежных и национальной правовых системах, а также ознакомиться с информационными технологиями, применяемыми в профессиональной юридической деятельности в России и за рубежом.
Задачи освоения дисциплины
· Выявить генезис и историю развития различных правовых семей;
· Освоить сравнительно-правовой метод познания;
· Уметь определять правовые стили современных правовых семей
· Уметь анализировать особенности юридической практики в условиях разных правовых традиций
· ознакомиться с информационными технологиями, применяемыми в профессиональной юридической деятельности в России и за рубежом
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Дисциплина «Сравнительное правоведение» относится к числу базовых дисциплин блока 1 ОПОП магистратуры по направлению 40.04.01 «Юриспруденция».
Изучение дисциплины осуществляется после освоения модуля философии права.
Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении последующих дисциплин магистратуры, подготовке к государственному экзамену и написанию выпускной квалификационной работы.
Знания, умения, навыки, необходимые для освоения дисциплины |
Знания: · общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права; сущности государства и права; · основных философско-правовых категорий в сфере права · общих положений о методологии и основных методах социального и правового познания; · основных понятий о методах правовых исследований, видов методов познания права; · понимать категории «право», «справедливость», «свобода»; · норм и источников права, общую теорию правоотношений; · системы права и системы законодательства, механизмов и форм правового регулирования и реализации права · общих закономерностей правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности Умения: · дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах; · способность разрабатывать нормативные правовые акты, · способность применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, · воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины; · использовать основные справочные поисковые правовые системы в профессиональной деятельности Навыки: · применения полученных знаний при анализе права, закона и правоотношений; · владеть средствами, приемами и методами получения, использования и хранения информации · соотносить действующее право с политикой, справедливостью и свободой. · применять полученные знание при анализе правовых концепций понимания права; · выявлять национальные особенности права · соотносить действующее право с политикой, справедливостью и свободой. · владеть навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологий, приемами методологий правовой науки. |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:
1. Шифр и формулировка компетенций 2. (результаты освоения ОП) | Элементы компетенций, формируемые дисциплиной |
Универсальные (УК) | |
способностью осуществлять научный поиск, анализ информации, продуцировать эффективные решения и представлять результаты научно-исследовательской работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (УК-1);
| Знания: общих закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права; |
Умения: воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины; | |
Навыки: применять полученные знание при анализе зарубежных и отечественной правовых систем; использовать имеющиеся информационно-коммуникационные средства для целей профессиональной деятельности | |
способностью к эффективной коммуникации, в том числе, на иностранном языке, к построению профессионального взаимодействия на основе кооперации, толерантности, морально-нравственных и правовых норм (УК-2);
| Знания: главенствующих и дополнительных источников права в различных правовых системах; общих закономерностей и признаков правовых систем мира; возможностей информационно-коммуникационных профессиональных систем |
Умения: ориентироваться в судебной системе и правоприменительной практике зарубежных стран мира; видеть общее в правовых системах мира | |
Навыки: применять полученные знания при реализации права с иностранным компонентом; использовать информационно-коммуникационные сети в профессиональных целях . | |
способностью к саморазвитию и самореализации на основе принципов непрерывного самообразования (УК-4).
| Знания: категорий «правовая система», «система права», «источники права»; понятия информационные технологии и понимание тенденций их развития |
Умения: использовать современные информационные технологии для профессиональных целей | |
Навыки: владеть правоприменительными навыками по реализации права в судебных и административных органов власти;. | |
способностью к организации и проведению научно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе на основе междисциплинарного подхода (ОПК-1).
| Знания: норм и источников права, общую теорию правоотношений, систему права и систему законодательства, механизмов и форм правового регулирования и реализации права; понимание возможностей использования современных информационных технологий в исследовательской деятельности |
Умения: владеть средствами, приемами и методами получения, использования и хранения информации | |
Навыки: владеть навыками философско-правового и сравнительно-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологем, владеть методологическими приемами правовой науки. | |
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
| Знания: общие закономерности правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности |
Умения: способность квалифицированно исследовать нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | |
Навыки: владеть навыками правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших правовых понятий, приемами методологии правовой науки. |
Трудоемкость дисциплины (очная форма) составляет 6 зачетных единиц, 216 часов,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основными формами проведения занятий являются разнообразные виды лекции и семинарские занятия. При проведении лекций активно используется презентационная форма подачи материала.
Семинарские занятия призваны дополнить и углубить знания студентов, полученные на лекциях, при изучении рекомендуемой учебной и научной литературы. Во время занятий проводятся чтение, комментирование, обсуждение важнейших проблем, решение задач, представление самостоятельно подготовленных рефератов и докладов по предложенным или самостоятельно выбранным темам.
В процессе преподавания данной дисциплины планируется проведение практических занятий в форме дискуссионно-аналитических выступлений. Это позволяет магистрантам выявить сущность и содержание культурно-правовых явлений и процессов, противоречий и тенденций, характеризующих состояние современных правовых систем стран мира, а также овладеть методикой и техникой компаративистского анализа, самостоятельно научится работать с первоисточниками и научной литературой, систематизировать и обобщать, аргументировано излагать и обосновывать собственную позицию, взгляд, точку зрения на проблемы российской правовой системы, проблемы информатизации профессиональной юридической деятельности
Реализация компетентностного подхода при изучении «Сравнительное правоведение» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных форм проведения занятий (тесты, участие в круглых столах, подготовка рефератов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Лекционный материал должен иметь проблемный характер и отражать профиль подготовки студентов. На лекциях излагаются основные теоретические положения по изучаемой теме. В процессе изложения всего лекционного материала по всем темам изучаемой дисциплины применяются информационно - коммуникационные технологии, а именно электронные портфолио (презентации и опорные конспекты). По узловым темам лекционного материала разработаны презентации, которые предоставлены в электронном виде.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература
1. Егоров А. В. Сравнительное правоведение / А.В. Егоров - Минск: Вышэйшая школа, 2015. - 256 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=448175
7.2. Дополнительная литература
1. Лафитский, Владимир Ильич. Сравнительное правоведение в образах права [Текст]. Т. 1 / Владимир Лафитский ; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - Москва: Статут, 2010. - 427, [2] с.
2. Давид, Рене. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. - 10-е фр.изд. - М.: Международные отношения, 1999. - 400 с.
3. (Периодика) ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. ПРАВОВЕДЕНИЕ. СПб
4. Чиркин, Вениамин Евгеньевич. Сравнительное правоведение [Текст]: учебник для магистратуры / В. Е. Чиркин ; Институт государства и права РАН - Москва: Международные отношения, 2012. - 336 с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Учебно-лабораторное оборудование – не требуется
8.2. Программные средства
Имеется лицензионное ПО Windows 10 и Microsoft Offiсe 2016 (договор № 201.05-16 от 27.06.2016 г. «Договор на услуги по модернизации и предоставления экземпляров системы Консультант Плюс и оказание информационных услуг).
8.3. Технические и электронные средства
Обучающимся предоставляется возможность работы в компьютерном классе юридического факультета, оснащенном постоянно обновляемой, лицензионной и справочно-информационной системой «Гарант» с возможностью выхода в сеть интернет.
Аудитории оснащены интерактивными досками, позволяющими представлять интерактивные материалы преподавателю и студентам. Преподавание дисциплины обеспечено презентациями по темам, размещенных на мультимедийных носителях. Для ознакомления студентов с историческими источниками, учебной литературой нормативным материалом в наличии имеется электронная библиотека, которая включает монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи. Для проверки текущих знаний существуют комплекты тестов. Имеются компьютерный класс, библиотека и библиотечный фонд.
При проведении лекционных и семинарских занятий активно используются следующие мультимедийные и интернет-технологии:
Правовые системы «Гарант», «КонсультантПлюс»;
Верховный Суд РФ – Официальный сайт http://vsrf.ru/vscourt_detale.php?id=1117,
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В начале освоения дисциплины рекомендуется ознакомиться с настоящей рабочей программой. Изучение каждого модуля целесообразно осуществлять посредством предварительного ознакомления с содержанием темы по учебной программе курса, прослушивания и конспектирования лекции, а также изучения рекомендуемой литературы по теме. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Важную роль для формирования компетенций по результатам изучения дисциплины играет знакомство с нормативно-правовыми актами и современной терминологией. Желательно составление тезауруса по изучаемым темам модулей.
При подготовке к семинарским занятиям следует ориентироваться на задания преподавателя и содержание прилагаемого к настоящей программе фонда оценочных средств по дисциплине. Непосредственную подготовку студентов к занятию надо начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать: конспектирование (составление тезисов) лекций; решение задач; работу со справочной и методической литературой; работу с нормативными правовыми актами; выступления с докладами, сообщениями на семинарских занятиях; участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины; участие в собеседованиях, дискуссиях, круглых столах, конференциях; участие в тестировании и др. Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из: − повторение лекционного материала;− подготовки к семинарам (практическим занятиям);− изучения учебной и научной литературы;− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);− решения задач, выданных на практических занятиях; − подготовки к семинарам устных докладов (сообщений);− подготовки рефератов, и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя (например, составление кратких обзоров изменений законодательства); - выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.- проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов по отдельным вопросам изучаемой темы.
Учебная карта дисциплины
«Сравнительное правоведение»
Вид контрольных мероприятий
Текущий контроль
Модуль 1 Юридическая компаративистика
30
Опрос
3 балла -1 вопрос
Контрольная работа
10 баллов
Подготовка и защита реферата
10 баллов
Участие в круглом столе
5 баллов
Тестирование (1 вопрос- 1 балл)
Модуль 2 .Правовые системы мира
40
Опрос
3 балла -1 вопрос
Контрольная работа
10 баллов
Подготовка и защита реферата
15 баллов
Участие в круглом столе
15 баллов
Тестирование (1 вопрос- 1 балл)
Модуль 3 . Информационные технологии в профессиональной юридической деятельности в России и за рубежом
30
Опрос
10 баллов
Защита реферата
20 баллов
Всего
100
до 10
Научная активность (подготовка доклада к заседанию научного кружка «Государсвовед» - 0-5 баллов.
Участие в работе научных конференций - 0-5 баллов.
Публикация статьи – 0-10 баллов.
Набор используемых форм оценочных средств определяется преподавателем дисциплины в зависимости от формы обучения, соотношения аудиторной и самостоятельной работы, индивидуальной траектории обучающегося.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Сравнительное правоведение
40.04.01 «Юриспруденция»
Направленность программы:
Уровень образования:
Магистратура
Форма обучения:
Очная, очно-заочная, заочная
Фонд оценочных средств разработан | к.ю.н., доц. Серегин А.В., Фролова Е.Ю. |
Рекомендован к утверждению на заседании кафедры | |
Теории и истории государства и права юридического факультета | |
от _______________ протокол № __ Зав. кафедрой _______ д.ю.н., проф. Любашиц В.Я.. |
Ростов-на-Дону
2018
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ
Код компетенции | Формулировка компетенции |
1 | 2 |
УК–1 | способность осуществлять научный поиск, анализ информации, продуцировать эффективные решения и представлять результаты научно-исследовательской работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (УК-1); |
УК-2 | способность к эффективной коммуникации, в том числе, на иностранном языке, к построению профессионального взаимодействия на основе кооперации, толерантности, морально-нравственных и правовых норм (УК-2); |
УК-4 | способность к саморазвитию и самореализации на основе принципов непрерывного самообразования (УК-4). |
ОПК-1 | способность к организации и проведению научно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе на основе междисциплинарного подхода (ОПК-1). |
ПК-11 | способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); |
.
№ п/п | Контролируемые разделы дисциплины | Код контролируемой компетенции | Дескрипторы |
1. |
Модуль 1
способностью осуществлять научный поиск, анализ информации, продуцировать эффективные решения и представлять результаты научно-исследовательской работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (УК-1);
способностью к эффективной коммуникации, в том числе, на иностранном языке, к построению профессионального взаимодействия на основе кооперации, толерантности, морально-нравственных и правовых норм (УК-2);
2.
Модуль 2
способностью к саморазвитию и самореализации на основе принципов непрерывного самообразования (УК-4).
способностью к организации и проведению научно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе на основе междисциплинарного подхода (ОПК-1).
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
3.
Модуль 3
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Опрос
Опрос- это оценочное средство используемое в ходе аудиторной и самостоятельной работы с обучающимися.
Вопросы (в ходе аудиторной работы /самостоятельной работы)
1. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина.
2. Основные виды исследований в сравнительном правоведении.
3. Элементы сравнительного правоведения в правовых теориях древности, Средневековья и Нового времени.
4. Сравнительное правоведение в Германии в XIX в.
5. Французская школа сравнительного правоведения в XIX в.
6. Английская и американская школы сравнительного правоведения.
7. Сравнительное правоведение в России на рубеже XIX - XX вв.
8. Сравнительное правоведение за рубежом в XX столетии.
9. Советское сравнительное правоведение.
10. Классификация основных правовых систем современности.
11. Эволюция общего права и права справедливости в Англии.
12. Структура юридической профессии в Англии.
13. Современная судебная система Англии.
14. Особенности правовой системы США.
15. Современная судебная система США.
16. Структура юридической профессии в США.
17. Роль Верховного суда США в формировании и трактовки права.
18. Правовая система Австралии.
19. Правовая система Канады.
20. Особенности становления правовой системы во Франции.
21. Роль и значение Французского гражданского кодекса Наполеона 1804 г.
22. Законодательство как основной правовой источник во французской правовой системе.
23. Эволюция гражданского и уголовного права в XIX - XX вв.
24. Судебная система Франции.
25. Структура юридической профессии во Франции.
26. Общее и особенное в эволюции германской правовой системы.
27. Формирование общегерманского законодательства в XIX в.
28. Формирование гражданского законодательства в Германии XIX в.
29. Формирование уголовного законодательства в конце XIX - XX вв.
30. Судебная система Германии.
31. Структура юридической профессии в Германии.
32. Развитие и современное состояние скандинавского права.
33. Правовые системы стран Африки.
34. Индусское право.
35. Сущность обычного права.
36. Мусульманская правовая семья.
37. Тенденции развития российской правовой семьи в XX - XXI вв.
38. Сравнительное правоведение и международное публичное и частное право.
39. Правовая система Канады.
40. Проблемы образования славянской правовой семьи.
41. Понятие информации в правоохранительной деятельности.
42. Информация в правоохранительных органах, виды информации.
43. Учеты: классификация, функции и назначение.
44. Автоматизированные банки правовых данных и автоматизированные рабочие места.
45. Специализированные криминалистические автоматизированные информационные системы, их виды.
46. Автоматизированная информационно-поисковая система криминалистической регистрации, ее подсистемы.
47. Задачи и области использования правовых автоматизированных информационно-справочных систем, примеры существующих систем
48. Характеристики и возможности справочных правовых систем «Консультант плюс», «Гарант» и «Кодекс»
49. Информационные технологии правоохранительной деятельности, их техническое и программное обеспечение.
50. Автоматизированное рабочее место сотрудника правоохранительных органов. Типы автоматизированных рабочих мест, их функции, техническое и программное обеспечение.
51. Задачи информационных технологий в следственной и оперативно-розыскной работе.
52. Автоматизированное рабочее место следователя, его техническое и программное обеспечение.
53. Автоматизированные информационные системы, системы анализа и учета следовательской работы, их назначение и возможности
54. Задачи автоматизации судебно-экспертных исследований и систем поддержки судебной экспертизы.
55. Экспертные правовые системы, их назначение и функции
56. Общие начала информатизации судебной деятельности.
57. Судебные информационные системы, направления их развития в связи с наличием трех независимых ветвей судебной власти.
58. Характеристика ГАС «Правосудие».
59. Автоматизация судебного делопроизводства.
60. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы», основные положения.
Максимальный балл – 3 балла.
К ритерии оценки
3 БАЛЛА | Исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание вопроса, умение использовать факты для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение терминологией; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы. |
2 баллА | Ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание вопроса, умение анализировать факты; умение излагать материал последовательно и грамотно, достаточное владение терминологией. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, фактический материал может быть представлен не слишком подробно. |
1 балл | Ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения; нет полноценных обобщений и выводов; допущены грубые фактические и терминологические ошибки; |
0 баллов | Ответ обнаруживает незнание материала, неумение анализировать факты, не владение терминологией; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; |
___________________ Серегин А.В.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Контрольная работа.
Контрольная работа – форма текущего контроля, представляющее собой самостоятельно выполненное письменное задание в форме ответов на тематически взаимосвязанные вопросы. Должна носить описательный характер, её объём не требует исчерпывающего изучения первоисточников, как это происходит при написании реферата. Общий объём рукописного (или печатного) текста не должен превышать 3 – 5 страниц.
Примерные варианты контрольных работ
Модуль 1.
Литература:
5. Лафитский, Владимир Ильич. Сравнительное правоведение в образах права [Текст]. Т. 1 / Владимир Лафитский ; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - Москва: Статут, 2010. - 427, [2] с.
6. Давид, Рене. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. - 10-е фр.изд. - М.: Международные отношения, 1999. - 400 с.
7. (Периодика) ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. ПРАВОВЕДЕНИЕ. СПб
8. Чиркин, Вениамин Евгеньевич. Сравнительное правоведение [Текст]: учебник для магистратуры / В. Е. Чиркин ; Институт государства и права РАН - Москва: Международные отношения, 2012. - 336 с.
Модуль 2.
Модуль 3
1.Информационные технологии в оперативно-розыскной деятельности.
2. Компьютеризация экспертной деятельности.
3.Зарубежный опыт информационного обеспечения правотворческих. Правоприменительных и правоохранительных органов.
Литература:
1. Лафитский, Владимир Ильич. Сравнительное правоведение в образах права [Текст]. Т. 1 / Владимир Лафитский ; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - Москва: Статут, 2010. - 427, [2] с.
2. Давид, Рене. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. - 10-е фр.изд. - М.: Международные отношения, 1999. - 400 с.
3. (Периодика)ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. ПРАВОВЕДЕНИЕ. СПб
4. Чиркин, Вениамин Евгеньевич. Сравнительное правоведение [Текст]: учебник для магистратуры / В. Е. Чиркин ; Институт государства и права РАН - Москва: Международные отношения, 2012. - 336 с.
Максимальный балл – 10 баллов.
К ритерии оценки
8-10 БАЛЛОВ | Исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание вопроса, умение использовать факты для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение терминологией; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы. Оформление сделано в соответствии с всеми требованиями |
6-7 баллов | Работа, обнаруживающая хорошее знание и понимание вопроса, умение анализировать факты; умение излагать материал последовательно и грамотно, достаточное владение терминологией. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, фактический материал может быть представлен не слишком подробно. Оформление сделано в соответствии с всеми требованиями. |
3-5 баллов | Работа, в которой материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения; нет полноценных обобщений и выводов; допущены грубые фактические и терминологические ошибки. |
1-2 баллов | Работа обнаруживает незнание материала, неумение анализировать факты, не владение терминологией; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов. |
___________________ Серегин А.В.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Реферат
Методические рекомендации
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.
Специфика реферата:
• не содержит развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок,
• дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);
3) введение;
4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.
Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.
Темы рефератов
Модуль 1:
Правовая система США.
Правовая система Великобритании.
Правовая система Франции.
Правовая система Германии.
Правовая система Италии.
Правовая система Испании.
Правовая система Польши.
Правовая система Финляндии.
Правовая система. Белоруссии.
Модуль 2.
Правовая система Индии.
Правовая система Пакистана.
Правовая система Египта.
Правовая система Нигерии.
Правовая система ЮАР.
Правовая система Израиля.
Правовая система Ирана.
Правовая система Ливии.
Правовая система Алжира.
Правовая система Марокко.
Модуль 3.
Правовые и процессуальные основы использования информационных технологий в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Компьютерные информационные технологии в правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Приоритетные направления создания информационных систем обеспечения правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и судебной деятельности.
Зарубежный опыт информационного обеспечения правотворческих, правоохранительных, правоприменительных и судебных органов.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Круглый стол
Методические рекомендации
Целью проведения круглых столов является публичное обсуждение наиболее важных вопросов и тем, изученных обучающиеся по программе магистратуры по курсу «Сравнительное правоведение», и проблем, актуальных и значимых для юриспруденции. Круглые столы развивают коммуникативные навыки, интеллектуальные умения (анализ актуальных вопросов, выводы, принятие взвешенных и ответственных решений), формируют собственную позицию по общественно важным проблемам. При подготовке общественных слушаний преподаватель сообщает обучающиеся по программе магистратуры, что заседание будут проходить в виде общественных слушаний и дискуссионных заседаний, на которых они рассмотрят ту или иную проблему.
Структура подготовки и проведения круглого стола:
1. Постановка цели и задач.
2. Подготовка к проведению круглого стола. Преподаватель:
• выбирает тему, которая в свою очередь должна быть противоречивой и неоднозначной;
• подбирает материал;
• разрабатывает план занятия;
• определяет методы, приемы и средства стимулирования творческой и мыслительной активности студентов;
• подбирает наглядный материал и техническое сопровождение, которое располагается таким образом, чтобы всем участникам был виден экран;
• приглашает сторонних участников круглого стола, исходя из содержания темы, вынесенной на круглый стол;
• консультирует студентов (в группе – на начальном этапе подготовки круглого стола, индивидуально – по собственной инициативе или по инициативе студента);
• готовит аудиторию, позволяющую всем участникам разместиться по кругу
Магистрант:
• самостоятельно прорабатывает материал по теме круглого стола;
• готовит вопросы по теме круглого стола.
При разработке плана круглого стола преподаватель должен учесть, что он включает в себя:
• цели занятия, ориентированные на то, чему могут (должны) научиться у специалистов студенты и насколько специалисты вызовут (могут вы- звать) у студентов интерес к своему делу;
• структуру занятия;
• порядок ведения круглого стола;
• возможные варианты обсуждения темы;
• вопросы и задачи для создания проблемной ситуации;
• приёмы выявления позиций у отдельных лиц или микрогрупп;
• порядок завершения занятия. Основными критериями круглого стола являются:
• неразрешённый вопрос;
• равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;
• выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу
Темы круглых столов
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Тестовые задания
В современном гуманитарном, в том числе и юридическом образовании тестирование используется в качестве наиболее эффективной формы контроля и самоконтроля полученных знаний по соответствующим темам учебного курса. Несомненно, тестирование способствует формированию профессионального мышления будущих юристов, повышению понятийной культуры, развитию когнитивных способностей специалистов. Предлагаемые задания предназначены для усвоения основных положений общей теории права и государства, для закрепления знаний, полученных в процессе лекционного курса, семинарской и самостоятстельной работы с основной и дополнительной литературой.
Проведение тестирования по теории права целесообразно и в традиционной, и в дистанционной системах обучения. В традиционной системе обучения тестирование, как правило, не включено в учебный план, поэтому его проведение зависит от преподавателя, который может использовать тесты для оперативного и рубежного контроля обучающиеся по программе магистратуры во время аудиторных занятий, на консультациях, а также с применением обучающих информационных технологий (компьютерных программ).
В дистанционной системе, в условиях заочной формы получения высшего образования, тестирование может оказать существенную помощь как преподавателю для организации промежуточного или итогового контроля знаний обучающиеся по программе магистратуры, так и самим обучающимся, которые могут использовать предлагаемые вопросы для самоконтроля. Последнее позволяет реально оценить свои знания по курсу перед экзаменом или зачетом и тем самым обратить внимание на имеющиеся пробелы в усвоении учебного материала.
Особенно важно использовать тестирование в рамках рейтинговой технологии юридического обучения, когда семестровый курс делится на несколько (2-3) модулей и итоговая оценка знаний обучающиеся по программе магистратуры выводится на основе результатов текущего рейтинг-контроля. Тестирование имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, при его использовании существенно экономится учебное время лекционно-семинарских занятий. Во-вторых, данным способом можно опросить достаточно большое количество обучающиеся по программе магистратуры за ограниченный временной интервал. В-третьих, данная форма контроля, как правило, дает достаточно надежный результат, поскольку опрос проводится по большому числу вопросов и «элемент угадывания» не имеет существенного значения. Немаловажно и то, что все тестируемые находятся в равных условиях, а механизм проверки заданий практически исключает «предвзятость» проверяющего. Все это дает данную форму контроля убедительной не только для преподавателя, но и для самих обучающиеся по программе магистратуры.
В предлагаемом практикуме тестовые задания разбиты на две части (теория государства и теория права), внутри которых темы объединены в модули.
Тема 11 Право Индии
323 Индусское право и национальное право Индии – это:
А) одно и то же;
В) не одно и то же;
С) одно и тоже, т.к. эти понятия равнозначны;
D) одно и то же, т.к. эти понятия имеют одинаковый смысл;
Е) одно и то же, т.к. эти понятия связаны с одним и тем же государством.
324 Индусское право – это:
А) право общины, которое исповедует индуизм;
В) право общины, которое исповедует иудаизм;
С) право общины, которое исповедует ислам;
D) право общины, которое исповедует синтоизм;
Е) то же самое, что и право Индии.
325 Право общины, которое исповедует индуизм – это:
А) иудаистское право;
В) англосаксонское право;
С) индусское право;
D) мусульманское право;
Е) социалистическое право.
326 Индусское право, действующее в Индии, распространяется:
А) только на индусскую часть населения Индии;
В) на все население Индии;
С) на ту часть населения Индии, которое исповедует ислам;
D) на хиндустанцев (хинди);
Е) на пенджабцев.
327 «Деление общества с момента рождения на социальные касты» - это характерная особенность присущая:
А) романскому праву;
В) индусскому праву;
С) социалистическому праву;
D) мусульманскому праву;
Е) общему праву.
328 Шастры – это:
А) то же самое, что и административные прецеденты;
В) то же самое, что и судебные прецеденты;
С) совокупность правовых норм, регулирующих поведение иудеев;
D) изложенные в книгах нормы, говорящие о поведении людей индусского общества;
Е) совокупность правовых норм, изложенных в европейских кодексах.
329 Шастры, говорящие о поведении людей индусского общества, бывают следующих видов:
А) дхарма и артха;
В) дхарма и кама;
С) артха и кама;
D) артха, кама, нибандхазы;
Е) дхарма, артха, кама.
330 Согласно индусскому праву дхарма – это:
А) шастры, которые учат как разбогатеть и специальному искусству руководить;
В) шастры, которые учат людей как они должны вести себя, чтобы быть угодными богу;
С) шастры, которые развивают науку удовольствий;
D) шастры, которые регулируют поведение людей в имущественных правоотношениях;
Е) шастры, которые регулируют поведение индусов в семейных правоотношениях.
331 Согласно праву индусской общины «дхарма» преимущественно представляет собой:
А комплекс обязанностей;
В) комплекс прав и свобод;
С) комплекс прав и обязанностей;
D) меры юридической ответственности;
Е) право вайшьев.
332 Согласно индусскому праву артха – это:
А) шастры, которые учат как разбогатеть и специальному искусству руководить;
В) шастры, которые учат людей как они должны вести себя, чтобы быть угодными богу;
С) шастры, которые развивают науку удовольствий;
D) шастры, которые регулируют поведение людей в имущественных правоотношениях;
Е) шастры, которые регулируют поведение индусов в семейных правоотношениях.
333 Согласно индусскому праву кама – это:
А) шастры, которые учат как разбогатеть и специальному искусству руководить;
В) шастры, которые учат людей как они должны вести себя, чтобы быть угодными богу;
С) шастры, которые развивают науку удовольствий;
D) шастры, которые регулируют поведение людей в имущественных правоотношениях;
Е) шастры, которые регулируют поведение индусов в семейных правоотношениях.
334 Согласно индусскому праву шастры, которые учат людей как они должны вести себя, чтобы быть угодными богу - это:
А) дхарма;
В) артха;
С) кама;
D) сунна;
Е) иджма.
335 В индусском праве шастры, которые учат как разбогатеть и специальному искусству руководить – это:
А) сунна;
В) иджма;
С) дхарма;
D) кийяс;
Е) артха.
336 Согласно индусскому праву шастры, которые развивают науку удовольствий – это:
А) дхарма;
В) сунна;
С) кама;
D) кияс;
Е) артха.
337 В индусском праве дхармы, изложенные в специальных трактатах, именуются:
А) кодексы;
В) ордонансы;
С) декреты;
D) нибандхазы;
Е) дхармашастры.
338 В индусском праве под дхармашастрами понимаются:
А) дхармы, изложенные в специальных трактатах;
В) правовые нормы, изложенные в кодексах;
С) правовые нормы, регулирующие семейные отношения;
D) дхармы, изложенные в судебных решениях;
Е) дхармы, изложенные в светских (государственных) законах.
339 Согласно индусскому праву нибандхазы – это:
А) комментарии к Кодексу Наполеона 1804 года, цель которых – приспособить романское право к индусской общине;
В) комментарии дхармашастр, цель которых – разъяснить часто неясный смысл дхармашастр, сделать их понятными простым людям, разрешить явные противоречия между различными дхармашастрами;
С) комментарии к Кодексу Юстиниана, цель которых – приспособить Римское право к индусской общине;
D) комментарии к Германскому гражданскому уложению 1896 года, цель которых – приспособить германское право к индусской общине;
Е) комментарии к Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Общая часть) 1994 года, цель которых – приспособить национальное право Казахстана к индусской общине.
340 Национальное право Индии – это:
А) позитивное право, т.е. светское законодательство Индии;
В) то же самое, что и индусское право;
С) право общины, которая исповедует индуизм;
D) право, которое распространяется на хиндустанцев (хинди);
Е) право, которое распространяется на пенджабцев.
341 Позитивное право Индии, т.е. светское законодательство Индии – это:
А) то же самое, что и индусское право;
В) право общины, которое исповедует индуизм;
С) право кшатриев;
D) то же самое, что и национальное право Индии;
Е) право вайшьев.
342 Процесс модернизации и унификации индусского права в Индии получил свое широкое распространение:
А) после приобретения независимости;
В) после первой мировой войны;
С) после Великой октябрьской революции;
D) в период английского господства;
Е) после британского завоевания.
343 Национальное право Индии при своем формировании наибольшее влияние испытало со стороны:
А) романского права;
В) германского права;
С) социалистического права;
D) мусульманского права;
Е) общего права.
Критерий оценивания
1 балл за каждый правильный ответ
___________________ Серегин А.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Сравнительное правоведение
Направление подготовки:
40.04.01 «Юриспруденция»
Уровень образования:
Магистратура
Форма обучения:
Очная, очно-заочная, заочная
Ростов-на-Дону, 2018
Рабочая программа разработана в соответствии с образовательного стандарта высшего образования Южного федерального университета по направлению 40.04.01 Юриспруденция (квалификация – магистр), утвержденным Ученым Советом ЮФУ 28 апреля 2017 г. (приказ ЮФУ от 16 июня 2017 г. № 166-ОД).
Составители:
______________________ к.ю.н., доц. Серегин А.В.
______________________ к.ю.н., доц. Фролова Е.Ю.
«1» сентября 2018 г.
Программа одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ЮФУ «1» сентября 2017 г., протокол № 1.
Заведующий кафедрой:
______________________ д.ю.н., проф. Любашиц В.Я.
подпись ФИО
«1» сентября 2017 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Цель освоения дисциплины: научить магистрантов правильному пониманию и применению сравнительно-правового метода и знаний о зарубежных и национальной правовых системах, а также ознакомиться с информационными технологиями, применяемыми в профессиональной юридической деятельности в России и за рубежом.
Задачи освоения дисциплины
· Выявить генезис и историю развития различных правовых семей;
· Освоить сравнительно-правовой метод познания;
· Уметь определять правовые стили современных правовых семей
· Уметь анализировать особенности юридической практики в условиях разных правовых традиций
· ознакомиться с информационными технологиями, применяемыми в профессиональной юридической деятельности в России и за рубежом
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Дисциплина «Сравнительное правоведение» относится к числу базовых дисциплин блока 1 ОПОП магистратуры по направлению 40.04.01 «Юриспруденция».
Изучение дисциплины осуществляется после освоения модуля философии права.
Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении последующих дисциплин магистратуры, подготовке к государственному экзамену и написанию выпускной квалификационной работы.
Знания, умения, навыки, необходимые для освоения дисциплины |
Знания: · общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права; сущности государства и права; · основных философско-правовых категорий в сфере права · общих положений о методологии и основных методах социального и правового познания; · основных понятий о методах правовых исследований, видов методов познания права; · понимать категории «право», «справедливость», «свобода»; · норм и источников права, общую теорию правоотношений; · системы права и системы законодательства, механизмов и форм правового регулирования и реализации права · общих закономерностей правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности Умения: · дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах; · способность разрабатывать нормативные правовые акты, · способность применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, · воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины; · использовать основные справочные поисковые правовые системы в профессиональной деятельности Навыки: · применения полученных знаний при анализе права, закона и правоотношений; · владеть средствами, приемами и методами получения, использования и хранения информации · соотносить действующее право с политикой, справедливостью и свободой. · применять полученные знание при анализе правовых концепций понимания права; · выявлять национальные особенности права · соотносить действующее право с политикой, справедливостью и свободой. · владеть навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологий, приемами методологий правовой науки. |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:
1. Шифр и формулировка компетенций 2. (результаты освоения ОП) | Элементы компетенций, формируемые дисциплиной |
Универсальные (УК) | |
способностью осуществлять научный поиск, анализ информации, продуцировать эффективные решения и представлять результаты научно-исследовательской работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (УК-1);
| Знания: общих закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права; |
Умения: воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины; | |
Навыки: применять полученные знание при анализе зарубежных и отечественной правовых систем; использовать имеющиеся информационно-коммуникационные средства для целей профессиональной деятельности | |
способностью к эффективной коммуникации, в том числе, на иностранном языке, к построению профессионального взаимодействия на основе кооперации, толерантности, морально-нравственных и правовых норм (УК-2);
| Знания: главенствующих и дополнительных источников права в различных правовых системах; общих закономерностей и признаков правовых систем мира; возможностей информационно-коммуникационных профессиональных систем |
Умения: ориентироваться в судебной системе и правоприменительной практике зарубежных стран мира; видеть общее в правовых системах мира | |
Навыки: применять полученные знания при реализации права с иностранным компонентом; использовать информационно-коммуникационные сети в профессиональных целях . | |
способностью к саморазвитию и самореализации на основе принципов непрерывного самообразования (УК-4).
| Знания: категорий «правовая система», «система права», «источники права»; понятия информационные технологии и понимание тенденций их развития |
Умения: использовать современные информационные технологии для профессиональных целей | |
Навыки: владеть правоприменительными навыками по реализации права в судебных и административных органов власти;. | |
способностью к организации и проведению научно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе на основе междисциплинарного подхода (ОПК-1).
| Знания: норм и источников права, общую теорию правоотношений, систему права и систему законодательства, механизмов и форм правового регулирования и реализации права; понимание возможностей использования современных информационных технологий в исследовательской деятельности |
Умения: владеть средствами, приемами и методами получения, использования и хранения информации | |
Навыки: владеть навыками философско-правового и сравнительно-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологем, владеть методологическими приемами правовой науки. | |
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
| Знания: общие закономерности правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности |
Умения: способность квалифицированно исследовать нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | |
Навыки: владеть навыками правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших правовых понятий, приемами методологии правовой науки. |
Трудоемкость дисциплины (очная форма) составляет 6 зачетных единиц, 216 часов,
Форма отчетности: дифференцированный зачет
4.1 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов
№ п/п | Раздел дисциплины/темы | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Контактная работа преподавателя с обучающимися | Самостоятельная работа | ||||||
Лекции | Семинарские (практические занятия) | Лабораторные занятия | |||||
1 | Модуль 1. Юридическая компаративистика | 4 | 20 | Опрос, реферат, контрольная работа, круглый стол, тестирование | |||
2 | Тема 1.1. Предмет, задачи и история развития сравнительного правоведения | 2 | 10 | 36 | |||
3 | Тема 1.2. Основные приоритеты в сравнительно-правовых исследованиях. | 2 | 10 | 36 | |||
4 | Модуль 2. Правовые системы мира | 6 | 16 | Опрос, реферат, контрольная работа, круглый стол, тестирование | |||
5 | Тема 2.1. Англосаксонская правовая семья | 4 | 8 | 36 | |||
6 | Тема 2.2. Романо-германская правовая семья. Особенности правовой семьи КНР | 2 | 8 | 36 | |||
7 | Модуль 3. Информационные технологии в профессиональной юридической деятельности в России и за рубежом | 6 | 16 | Опрос, реферат | |||
8 | Тема 3.1. Информационные технологии в правоохранительной деятельности | 4 | 10 | ||||
9 | Тема 3.2. Информационные технологии в судебной системе | 2 | 6 | ||||
Итого часов | 16 | 52 | 148 |
Трудоемкость дисциплины (очно-заочная форма) составляет 6 зачетных единиц, 216 часов,
Дата: 2019-03-05, просмотров: 225.