Лекция 6. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции.

Формирование установки и информационное давление

Манипулирование, определение

Методические приемы, повышающие эффективность прессы в манипуляции сознанием

 

Текстовый материал лекции.

Формирование установки и информационное давление

Любая информация создает у человека социально-психологическую установку – то есть психологическую готовность к определенным действиям, реакциям, поступкам. Тактики информационного давления через СМИ:

1. Человека «приучают» к потреблению определенных ежедневных порций информации независимо от ее содержания. Без доступа к массовой информации человек начинает ощущать дискомфорт (информационный голод);

2. Формируют привычку к некритическому принятию информации, к автоматическому доверию СМИ;

3. Вынуждают реагировать на информацию чрезмерно эмоционально, принимая ее близко к сердцу – бурно радоваться, горевать, раздражаться;

4. Вынуждают привыкнуть даже к той информации, которая изначально не принимается. Например, человек не принимает грубых форм общения, но привыкает к ним, если переключая каналы в поисках «гуманной» информации, видит жестокие сцены;

5. Отнимают время от более насущных видов деятельности за счет приучения к просмотру телепрограмм;

6. Переключают с нормальных социальных контактов на виртуальное общение, что приводит нередко к десоциализации личности, создания ложного чувства сопричастности к другим людям.

Все эти тактики нередко используют в манипулятивных целях.

Манипулирование – система способов идеологического и духовно-психологического воздействия с помощью СМИ на массы с целью их подчинения определенным ценностям и образу жизни, программирования определенных поведенческих реакций, побуждения к действию или, напротив, торможения активности.

СМИ являются хорошим полем или каналом для манипуляции уже в силу того, что все основные признаки этого процесса легко осуществимы в журналистике:

- Истинные намерения скрываются от адресата воздействия.

-Афишируется иная цель, достаточно привлекательная для адресата.

- Манипулятор получает одностороннее преимущество за счет своей жертвы. К увеличению рейтингов иногда в ущерб интересам аудитории стремятся многие издания, теле- и радиоканалы.

Главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием:

- Фабрикация фактов (прямая ложь);

- Отбор событий реальности для сообщений. В разных вариантах повторяется такой афоризм: «Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?»

- Серая и черная пропаганда. То есть пропаганда со ссылкой на ложный источник или вовсе без его определения.

- Большие психозы. Главная функция СМИ в гражданском обществе состоит в превращении граждан в огромную, но не собранную в одном месте толпу, - через массовую культуру и единый поток информации, которые «отливают умы в единообразные, стандартные формы и обеспечивают каждой человеческой единице соответствие заданной модели»;

- Манипулятивная семантика: изменение смысла слов и понятий. Разновидностью лжи в прессе является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания или видеоряда или создание специального языка.

- Упрощение, стереотипизация. Пресса (и вообще СМИ) сыграла важнейшую роль в процессе «толпообразования». Человек массы, продукт мозаичной культуры, был в значительной степени создан прессой. СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы. Поэтому пресса должна произвести стандартизацию явления, ставшего объектом сообщения.

- Утверждение и повторение. Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в «краткой, энергичной и впечатляющей форме» - в форме утверждения (как приказ гипнотизера - приказ без возражения), а затем срабатывает главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании – повторение;

- Дробление и срочность. Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему - одна из особых и важных сторон упрощения.

- Сенсационность. Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций.

- Введение новых правил обработки информации (с помо­щью введения сомнения по отношению к правильности старых правил);          

- Расширение контекста, когда одной группе общества СМИ дают голос за счет других;

- Замена ключевых коммуникаторов. Например, период перестройки вывел журналистов, писателей на новые для них политические позиции;

- Создание пассивного большинства. Телевидение сориен­тировано на фактический материал, который поступа­ет из различных источников, из чего невозможно само­му создать понятную картину мира.

- Трансформация текста с внешними ориентирами на внут­ренние.

- Введение информации целыми блоками, когда непонятные большинству населения темы (типа «валютного кори­дора») принципиально не подлежат собственному ос­мыслению и обработке и входят в массовое сознание только вместе, записываются в неизменном виде в па­мяти.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

Какие модели используют исследователи для описания различных видов и уровней медиавоздействия?

Какие особенности аудитории в первую очередь влияют на процесс медиавоздействия?

Как происходит формирование установки в процессе восприятия массовой информации?

Что такое информационное давление?

Дата: 2019-03-05, просмотров: 302.