Лекция 2. Личностные и общественные ценности в журналистике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции.

Определение термина «ценность».

Основные ценности

Базовые иллюзии

Система личных жизненных ценностей

Принципы общения

Недетерминированные ценности

 

Текстовый материал лекции.

   Под термином «ценность» понимают отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность. Сегодня к общепризнанным, базовым человеческим ценностям большинство исследователей относят жизнь, здоровье, красоту, культуру. Личные ценности выстраиваются преимущественно на отборе общественных, но из них складывается система, способная рождать свои собственные ценности, принципиально отличающиеся от общепризнанных. Современное медиавоздействие порой ставит под сомнение базовые человеческие ценности или форму их реализации. «Интересы нижней части» (страсть к запретному, криминальному, сенсационному) при игнорировании высших интересов часто весьма превратно истолковываются журналистами и приводят журналистику в хаотическое состояние распущенности.

          В число базовых иллюзий включают и иллюзии персонифицированные, обращенные на человека:

- Вера в благосклонность мира и дружелюбность людей;

- Убежденность в предсказуемости, логичности мира, благодаря которой человек может контролировать и планировать собственную жизнь, поступая «правильно»;

- Допущение о собственной ценности, высокий уровень самоуважения.

- Эти иллюзии порой эксплуатируются журналистами в утилитарном ключе и нередко подменяют ценности в материалах СМИ.

Система личных жизненных ценностей:

«Я»; «Имя»; «Хочу» (желания, интересы); «Хороший» (осознание и преподнесение своих сильных сторон); «Пол» (признание со стороны представителей противоположного пола); «Был-есть-буду» (уважение к прошлому, принятие настоящего, надежда на будущее); «Имею право» (осознание и заявление своих прав); «Должен» (осознание и исполнение своих обязанностей).

Принципы общения: проявление уважения к партнеру по коммуникации; конкретная польза коммуникации для партнера; понятность, доступность информации для партнера.

Журналист может удовлетворять актуальные для современного состояния его целевой аудитории ценности или «корректировать» иерархию этих ценностей. Эта часть списка жизненных ценностей человека уточняется многими исследователями и включает следующее: саморазвитие, духовное удовлетворение как руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными; креативность, или реализацию своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность; активные социальные контакты; собственный престиж, то есть завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям; высокое материальное положение, или обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования; достижение - постановку и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов; сохранение собственной индивидуальности - иными словами преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Психологи обозначают названые выше ценности терминальными. Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах – то есть в тех социальных сферах, где осуществляется деятельность человека: профессиональной жизни, образования, семейной жизни, общественной активности, увлечений, физической активности. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова. И вот тут-то СМИ могут трансформировать представления о ценностях в значительной степени.

У самого же журналиста формируются, кроме всего прочего, недетерминированные ценности – не связанные в целом ни с общепризнанными ценностями, ни с базовыми иллюзиями (например, ценностью может стать эксклюзивное фото). Эти ценности составляют индивидуальность творческого акта журналиста, но именно они чаще всего выводят его за рамки этики, именно они приводят к формированию виртуального мира, мало похожего на реальный. В этом случае потребности одного индивида или группы людей (редакционный коллектив) вступают в противоречие с потребностями аудитории.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

Перечислите личностные ценности, которые могут оказать воздействие на информационное поведение человека.

Назовите основные базовые потребности.

Укажите, какие психологические потребности влияют на информационное поведение человека.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 356.