Лекция 5 . Тема лекции. Психологические направления создания медиатекста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции.

Направления созда­ния медиатекстов

Текст как способ организации смысла

Параметры классификации журналистских текстов

Текстовый материал лекции.

К медиатекстам относятся все явления массовой культу­ры. Медиатекстом также может быть специально создавае­мая для экрана медиацитата, под которой понимается наиболее выигрышное вербальное оформление описания ситуации.

Выделяют два ключевых с точки зрения психологии направления созда­ния медиатекстов - конструирование позитива и конструирование негатива. Эти направления характеризуют подход журналиста к освещению какого-либо события, к рассказу о человеке, процессе или явлении.

Конструирование позитива

Позитивная новость нередко переходит через барьер естественных пределов человеческого восприятия, когда увеличение частоты ее появления в СМИ вызывает только отторжение. Для журналиста важно сформировать контекст открытости к получению и передаче информа­ции непосредственно аудитории.

Конструирование негатива

Для того чтобы такой негатив затронул аудиторию, важно, во-первых, четко разделить источник (заказчика) и сообщение, и, во-вторых, усилить конкретность сообщения. 

В первом случае не­гативное сообщение старательно уводят от того, кто явля­ется его реальным автором. Властные структуры могут от­дать право голоса по этому поводу, например, прокурору, спецслужбы — журналистам. Во втором случае с целью усилить эмоциональную дей­ственность сообщения его насыщают конкретными по­дробностями, которые лучше запоминаются, усваиваются, поскольку опираются на элементы лично­стного опыта человека.

Любое навязывание представлений об образе мира, начиная с формирования повестки дня и заканчивая откровенной пропагандой – довольно жесткая техника по отношению к психике человека.

 Текст как способ организации смысла

Текст определяют как единство идеализации объективного мира и материализации интерсубъективного мира, совершающееся в становлении языкового материала.

Текст не всегда выдерживается в одной собственно авторской манере, в нем запечатлевается разноречие, чужое слово.

Выделяется еще и такое понятие как «двуголосое слово» (например, когда сложно отличить голос автора от голоса его героя).

В структуре текста выделяется также интертекст. Интертекст — всегда сжа­тый парафраз текста-источника, возникающий не непосредствен­но из самого текста-источника, а опосредованно — через представление о тексте-источнике в культурном тезаурусе читателя.

Любые варианты интертекста влияют на формирование подтекста.

Гипертекст. Помимо реальности исторической (интертекст) и логической (текст) структура любого текста обладает еще и гиперреальностью, т.е. способностью достраивать себя независимо от авторского желания.

Пространство гипертекста помимо собственно текста включает элементы, позволяющие читателю подбирать гипотетические смыслы, близкие смыслам, известным ему по его прошлому опыту.

Параметры классификации журналистских текстов:

- ориентация общения (личностное и социальное);

- психологическое содержание общения (социально-ролевое и неформальное);

- семиотическая специализация (использование средств общения);

- степени социальной опосредованности (социальная дистанция между журналистом и аудиторией).

Основываясь на представлениях о различии в психологических основах порождения и восприятия текстов, Е.Е. Пронина предлагает подразделять журналистские сообщения на несколько доминирующих типов – мифологический, убеждающий, прагматический, гедонистический, смыслопроявляющий. Все эти типы текстов участвуют в процессе медиавосприятия и по-разному интерпретируются аудиторией.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1. Какие подходы к определению причин потребления массовой информации вам известны?

2. Что такое категоризация?

3. Какие типы журналистских текстов можно выделить с позиций психологии?

4. Какие барьеры передачи информации вам известны?

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 381.