План лекции.
Коммуникационная функция.
Информационная функция.
Непосредственно-организаторская функция
Идеологическая функция
Культурно-просветительская функция
Утилитарная функция
Рекреативная функция
Непосредственно психологические и социально-психологические функции.
Функции, основанные на рефлексии фактов, событий и состояний общественного мнения.
Функция «неврачебной психотерапии».
Текстовый материал лекции.
Традиционные функции СМИ активизируют свою психологическую составляющую.
Коммуникационная функция изначально связана с понятием психологии. Тесно коммуникационная функция связана с ориентационной потребностью человека. Для того чтобы чувствовать себя уверенным, человек должен сравнивать свою точку зрения с позициями других людей, обращаясь к своеобразной общественной «камере эталонов». И этой «камерой» все чаще становится медиаконтент.
Информационная функция также связана с психологией человека. Доказано: полная информационная изоляция в зависимости от продолжительности приводит к различным и иногда очень серьезным нарушениям психики. А такие категории, как информационный голод или информационное отравление, напрямую продуцируемые СМИ, сегодня серьезно изучаются в рамках психиатрии.
Непосредственно-организаторская функция построена на знаниях психологических законов развития общества и коллектива. Журналистика, легализируя многие организационные решения, упрощает процесс их принятия обществом и сводит к минимуму кризисную реакцию. Или – наоборот.
Идеологическая функция. Общество без идеологии не может существовать нормально. Идеологическая составляющая личности оказывает активное воздействие на психическое состояние человека, а потому и в осуществлении этой функции психологический компонент очевиден.
Культурно-просветительская функция заключается в том, что журналистика выступает одной из форм передачи опыта (информации) от одного поколения к другому. Связь осуществляется как за счет традиций и религиозных догм, так и через устоявшиеся формы поведения людей.
Утилитарная функция. Человеку свойственно ориентироваться на мнение большинства, прислушиваться к советам авторитетов. Доверие к СМИ на утилитарном уровне во многом связано с психологическим аспектом нашей жизнедеятельности.
Рекреативная функция - в основе которой потребность в отдыхе - все чаще сегодня реализуется за счет просмотра телепрограмм, прослушивания любимой радиостанции. Психологическая безопасность такого способа «релаксации» ставится под вопрос.
Непосредственно психологические и социально-психологические функции.
С точки зрения информационно-психологической безопасности СМИ могут выполнять функции агента воздействия, агента контрвоздействия, а также пассивного, активного и нейтрального агента рефлексии. Эти функции свойственны СМИ при всех типах управления государством и организации власти.
Как только журналист начинает убеждать свою аудиторию, он становится агентом воздействия. Для этой функции характерно активное убеждение аудитории в продвигаемой идее посредством погружения в проблему. Приступать к выполнению функции агента контрвоздействия (пытаться переубедить аудиторию) возможно только при наличии достаточной свободы действия в информационном поле, так как процесс переубеждения сам по себе требует значительно больших психологических усилий, чем процесс убеждения.
В отдельную группу выделяют функции, основанные на рефлексии фактов, событий и состояний общественного мнения. Такая рефлексия может быть активной, пассивной и нейтральной.
Особенностью проведения активной рефлексии в средствах массовой информации является оценка фактов и событий через мнения личностей, членов общества. Для СМИ становится важным удержать тему в плоскости активного массового обсуждения, и здесь на помощь приходят механизмы демократического обсуждения социально значимых вопросов, в обилии появляются публицистические материалы, побуждающие аудиторию к реагированию, сопереживанию, соразмышлению. Пассивная рефлексия связана с тем, что СМИ продуцируют мнения компетентных экспертов, не втягивая аудиторию в дискурс проблемы, предоставляя ей самой возможность решать, интересна ей проблема или нет. Читатель, зритель, слушатель занимает позицию своего рода «судьи», выслушивающего различные точки зрения и решающего, на чьей стороне правда. Нейтральная рефлексия - наиболее сложная. Аудитории предоставляется информация, состоящая из тщательно подбираемых фактов и событий с таким условием, чтобы при оценке самостоятельно принять решение по проблеме без возбуждения общественного обсуждения.
Кроме того, с точки зрения психологии и на фоне реализации обозначенных ранее функций, СМИ, как правило, выполняют еще одну важную функцию – функцию так называемой «неврачебной психотерапии». Так, некоторые теле- и радиопрограммы способны компенсировать ощущение одиночества, предложить путь к самораскрытию. СМИ, хотя и дают возможность снять отчасти внутреннее напряжение и решить психологические проблемы, одновременно становятся своего рода ловушкой для психологически некомпетентной аудитории: ведь такого рода «терапия» может считаться лишь заместительной и в полной мере проблемы человека не решает.
Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.
Расскажите об основных функциях СМИ.
Перечислите психологические составляющие основных функций СМИ.
Назовите непосредственно психологические и социально-психологические функции.
Укажите функции, основанные на рефлексии фактов, событий и состояний общественного мнения.
Дайте определение функции «неврачебной психотерапии».
Дата: 2019-03-05, просмотров: 622.