В.А. Юзифович. Психология журналистики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В.А. Юзифович. Психология журналистики.

Лекция 1. Психология  журналистики в системе психологии.  Объект и предмет психологии журналистики. Психологический компонент основных функций СМИ

План лекции.

Коммуникационная функция.

Информационная функция.

Непосредственно-организаторская функция

Идеологическая функция

Культурно-просветительская функция

Утилитарная функция

Рекреативная функция

Непосредственно психологические и социально-психологические функции.

Функции, основанные на рефлексии фактов, событий и состояний общественного мнения.

Функция «неврачебной психотерапии».

Текстовый материал лекции.

   Традиционные функции СМИ активизируют свою психологическую составляющую.

Коммуникационная функция изначально связана с понятием психологии. Тесно коммуникационная функция связана с ориентационной потребностью человека. Для того чтобы чувствовать себя уверенным, человек должен сравнивать свою точку зрения с позициями других людей, обращаясь к своеобразной общественной «камере эталонов». И этой «камерой» все чаще становится медиаконтент.

Информационная функция также связана с психологией человека. Доказано: полная информационная изоляция в зависимости от продолжительности приводит к различным и иногда очень серьезным нарушениям психики. А такие категории, как информационный голод или информационное отравление, напрямую продуцируемые СМИ, сегодня серьезно изучаются в рамках психиатрии.

Непосредственно-организаторская функция построена на знаниях психологических законов развития общества и коллектива. Журналистика, легализируя многие организационные решения, упрощает процесс их принятия обществом и сводит к минимуму кризисную реакцию. Или – наоборот.

Идеологическая функция. Общество без идеологии не может существовать нормально. Идеологическая составляющая личности оказывает активное воздействие на психическое состояние человека, а потому и в осуществлении этой функции психологический компонент очевиден.

Культурно-просветительская функция заключается в том, что журналистика выступает одной из форм передачи опыта (информации) от одного поколения к другому. Связь осуществляется как за счет традиций и религиозных догм, так и через устоявшиеся формы поведения людей.

Утилитарная функция. Человеку свойственно ориентироваться на мнение большинства, прислушиваться к советам авторитетов. Доверие к СМИ на утилитарном уровне во многом связано с психологическим аспектом нашей жизнедеятельности.

Рекреативная функция - в основе которой потребность в отдыхе - все чаще сегодня реализуется за счет просмотра телепрограмм, прослушивания любимой радиостанции. Психологическая безопасность такого способа «релаксации» ставится под вопрос.

Непосредственно психологические и социально-психологические функции.

С точки зрения информационно-психологической безопасности СМИ могут выполнять функции агента воздействия, агента контрвоздействия, а также пассивного, активного и нейтрального агента рефлексии. Эти функции свойственны СМИ при всех типах управления государством и организации власти.

Как только журналист начинает убеждать свою аудиторию, он становится агентом воздействия. Для этой функции характерно активное убеждение аудитории в продвигаемой идее посредством погружения в проблему. Приступать к выполнению функции агента контрвоздействия (пытаться переубедить аудиторию) возможно только при наличии достаточной свободы действия в информационном поле, так как процесс переубеждения сам по себе требует значительно больших психологических усилий, чем процесс убеждения.

В отдельную группу выделяют функции, основанные на рефлексии фактов, событий и состояний общественного мнения. Такая рефлексия может быть активной, пассивной и нейтральной.

Особенностью проведения активной рефлексии в средствах массовой информации является оценка фактов и событий через мнения личностей, членов общества. Для СМИ становится важным удержать тему в плоскости активного массового обсуждения, и здесь на помощь приходят механизмы демократического обсуждения социально значимых вопросов, в обилии появляются публицистические материалы, побуждающие аудиторию к реагированию, сопереживанию, соразмышлению. Пассивная рефлексия связана с тем, что СМИ продуцируют мнения компетентных экспертов, не втягивая аудиторию в дискурс проблемы, предоставляя ей самой возможность решать, интересна ей проблема или нет. Читатель, зритель, слушатель занимает позицию своего рода «судьи», выслушивающего различные точки зрения и решающего, на чьей стороне правда. Нейтральная рефлексия - наиболее сложная. Аудитории предоставляется информация, состоящая из тщательно подбираемых фактов и событий с таким условием, чтобы при оценке самостоятельно принять решение по проблеме без возбуждения общественного обсуждения.

Кроме того, с точки зрения психологии и на фоне реализации обозначенных ранее функций, СМИ, как правило, выполняют еще одну важную функцию – функцию так называемой «неврачебной психотерапии». Так, некоторые теле- и радиопрограммы способны компенсировать ощущение одиночества, предложить путь к самораскрытию. СМИ, хотя и дают возможность снять отчасти внутреннее напряжение и решить психологические проблемы, одновременно становятся своего рода ловушкой для психологически некомпетентной аудитории: ведь такого рода «терапия» может считаться лишь заместительной и в полной мере проблемы человека не решает.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

Расскажите об основных функциях СМИ.

Перечислите психологические составляющие основных функций СМИ.

Назовите непосредственно психологические и социально-психологические функции.

Укажите функции, основанные на рефлексии фактов, событий и состояний общественного мнения.

Дайте определение функции «неврачебной психотерапии».

План лекции.

Определение термина «ценность».

Основные ценности

Базовые иллюзии

Система личных жизненных ценностей

Принципы общения

Недетерминированные ценности

 

Текстовый материал лекции.

   Под термином «ценность» понимают отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность. Сегодня к общепризнанным, базовым человеческим ценностям большинство исследователей относят жизнь, здоровье, красоту, культуру. Личные ценности выстраиваются преимущественно на отборе общественных, но из них складывается система, способная рождать свои собственные ценности, принципиально отличающиеся от общепризнанных. Современное медиавоздействие порой ставит под сомнение базовые человеческие ценности или форму их реализации. «Интересы нижней части» (страсть к запретному, криминальному, сенсационному) при игнорировании высших интересов часто весьма превратно истолковываются журналистами и приводят журналистику в хаотическое состояние распущенности.

          В число базовых иллюзий включают и иллюзии персонифицированные, обращенные на человека:

- Вера в благосклонность мира и дружелюбность людей;

- Убежденность в предсказуемости, логичности мира, благодаря которой человек может контролировать и планировать собственную жизнь, поступая «правильно»;

- Допущение о собственной ценности, высокий уровень самоуважения.

- Эти иллюзии порой эксплуатируются журналистами в утилитарном ключе и нередко подменяют ценности в материалах СМИ.

Система личных жизненных ценностей:

«Я»; «Имя»; «Хочу» (желания, интересы); «Хороший» (осознание и преподнесение своих сильных сторон); «Пол» (признание со стороны представителей противоположного пола); «Был-есть-буду» (уважение к прошлому, принятие настоящего, надежда на будущее); «Имею право» (осознание и заявление своих прав); «Должен» (осознание и исполнение своих обязанностей).

Принципы общения: проявление уважения к партнеру по коммуникации; конкретная польза коммуникации для партнера; понятность, доступность информации для партнера.

Журналист может удовлетворять актуальные для современного состояния его целевой аудитории ценности или «корректировать» иерархию этих ценностей. Эта часть списка жизненных ценностей человека уточняется многими исследователями и включает следующее: саморазвитие, духовное удовлетворение как руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными; креативность, или реализацию своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность; активные социальные контакты; собственный престиж, то есть завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям; высокое материальное положение, или обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования; достижение - постановку и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов; сохранение собственной индивидуальности - иными словами преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Психологи обозначают названые выше ценности терминальными. Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах – то есть в тех социальных сферах, где осуществляется деятельность человека: профессиональной жизни, образования, семейной жизни, общественной активности, увлечений, физической активности. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова. И вот тут-то СМИ могут трансформировать представления о ценностях в значительной степени.

У самого же журналиста формируются, кроме всего прочего, недетерминированные ценности – не связанные в целом ни с общепризнанными ценностями, ни с базовыми иллюзиями (например, ценностью может стать эксклюзивное фото). Эти ценности составляют индивидуальность творческого акта журналиста, но именно они чаще всего выводят его за рамки этики, именно они приводят к формированию виртуального мира, мало похожего на реальный. В этом случае потребности одного индивида или группы людей (редакционный коллектив) вступают в противоречие с потребностями аудитории.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

Перечислите личностные ценности, которые могут оказать воздействие на информационное поведение человека.

Назовите основные базовые потребности.

Укажите, какие психологические потребности влияют на информационное поведение человека.

 

План лекции

Основные профессиональные фильтры

Признаки важного с точки зрения журналиста события

Специфичные прагматичные характеристики для освещения события

Внешние причины искажения информации

Формирование медиареальности СМИ.

Текстовый материал лекции.

К основным профессиональным фильтрам относят:

- Отождествление реальности и материала (реальность как текст, видеоряд, звук).

- Отождествление реальности и темы. Многие события воспринимаются журналистом через призму темы и ценность представляют лишь те, тема которых соответствует профилю его СМИ;

- Акцентуация необычного. Из череды событий журналист обратит внимание на необычное, пусть и менее важное.

- Акцентуация социальной значимости. Журналист выделит то событие или те параметры события, которые имеют социальные последствия.

- Акцентуация противоречий. Ничто не воспринимается на веру. Во всем ведется поиск альтернатив и выбирается необычная, непривычная фактура.

Признаки важного с точки зрения журналиста события:

- У каждой важной новости должен быть свой главный герой.

- Значимое событие должно быть наполнено драматизмом, борьбой интересов и даже насилием.

- Значимое событие должно содержать какое-либо активное действие, нечто приковывающее внимание зрителя. Эту характерную черту очень часто используют как своего рода «крючок», на который «подвешивают» информацию более абстрактного содержания.

- Новизна и степень отклонения от общепринятых норм. События, не укладывающиеся в рамки предсказуемых новостей, имеют больший шанс привлечь внимание журналистов.

- Возможность «привязки» к темам, которые в данный момент уже активно разрабатываются средствами массовой информации.

Помимо этих пяти базовых характеристик заслуживающих внимания событий, существуют некоторые другие, более специфичные прагматичные характеристики, необходимые, чтобы о событии рассказали подробно:

- Событие не должно никого оскорблять или ранить чьи-то чувства, по крайней мере, напрямую.

- Серьезное событие и репортаж о нем должны быть правдоподобны.

- Событие должно быть таким, чтобы о нем можно было рассказать вкратце (в 45-секундном показе в новостях или в короткой заметке в газете).

- Событие должно влиять на конкретное сообщество людей (то есть читателей, телезрителей и радиослушателей).

Внешние причины искажения информации. Основные – цензура, блокирование доступа, манипуляции эфирным временем, самоцензура СМИ. Сейчас наиболее очевидное искажение касается гендерных образов. 

В значительном числе случаев Масс-медиа формируют медиареальность. Во многом этот процесс объективно детерминирован:

- во-первых, в мире происходит слишком много событий, чтобы рассказать обо всех, а поэтому формирование повестки дня неизбежно;

- во-вторых даже если бы это было возможно, человек не способен оперировать подобными объемами информации;

- в третьих, для каждого из нас иерархия значимости событий будет своя, и СМИ в принципе не могут предложить объективно сформированный рейтинг новостей;

- информационное пространство динамично, и ни одна из существующих ныне технологий не сможет подобно всеохватывающему зеркалу отследить все изменения.

Формирование медиареальности зависит от многих факторов. Оно может быть скорректировано реальными событиями или субъективными характеристиками воспринимающего.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

- В чем разница между понятиями «картина мира», «модель мира», «медиареальность»?

- Каковы признаки важного события? Насколько они отражают реальную значимость происходящего?

- Какие параметры искажения образа людей современными СМИ вы считаете наиболее существенными? Почему?

План лекции.

Теории информационного поведения

Концепции активизации восприятия

Основные субмодальности сообщения

Процесс категоризации

Эвристика, её типы

Кодирование

Воспроизведение информации

 

Текстовый материал лекции.

Теории информационного поведения.

Теория о потребностях и влечениях. Влечение - это внутреннее напряжение, заставляющее человека что-то сделать для удовлетворения его потребности. Потребности рождают влечение, которое человек пытается сократить. Этот процесс называется удовлетворением влечения. Сформировать потребность – задача журналистики. В противном случае мы будем свидетелями деградации вкусов и аудитории, и сотрудников СМИ.

Цель поведения. Некоторые внешние стимулы мотивируют людей на определенное поведение. Такие внешние стимулы называются побудителями. Они формируют наше поведение. Задача журналиста в этом плане– побудить аудиторию ценить точность и эксклюзивность сообщений. Логика здесь проста: если журналисты хотят мотивировать аудиторию прочитать газету, читатели должны знать ценность эксклюзивной и достоверной информации. Иначе им будет все равно – факты это или «утка».

Концепции мотивации имеет отношение к балансу или равновесию. Идея этой концепции - мы мотивированы действовать на восстановление равновесия в организме, порой элементарно на уровне баланса физиологических процессов.

Концепции активизации восприятия: для того чтобы привлечь внимание аудитории к материалу, необходимо стимулировать потребность в информации. А такого рода потребность, если она не удовлетворена, рождает интерес.

Некомментированное сообщение (то есть текст, созданный в объективной манере творчества), формирует более продолжительный интерес и в конечном счете более эффективное воздействие в силу того, что создает возможность многовариантного толкования и может быть приспособлено к любой первоначальной установке.

Самым общим способом работы с соци­альной информацией является процесс категоризации, то есть отнесе­ния каждого нового воспринимаемого объекта к некоторому клас­су подобных и уже известных ранее объектов или категорий.

После «первичной» категори­зации мы начинаем выявлять у познаваемого объекта признаки, которые так или иначе дополняют категорию. При дополнении категории новыми чертами мо­гут возникать две различные ситуации: когда вновь воспринятые черты «вписываются» в начальную категорию и когда они проти­воречат ей. В последнем случае наблюдается процесс рекатегоризации.

Эвристика обозначает сокра­щение или правило произвола, применяемое нами для того, что­бы высказать суждение, для которого имеем недостаточную или неопределенную информацию.

Выделяют несколько типов эвристик:

- Эвристика наличности, или доступности, имеет дело с тен­денцией оценивать явления на основе готовых суждений, которые хранятся в нашей памяти и легче всего приходят на ум при форму­лировании оценки (поэтому авторы термина предлагают и дру­гую формулировку — «эвристика оценки»).

- Аттитюдные эвристи­ки -  суждение выносится на основе сложившейся ранее ус­тановки, то есть СМИ сначала формируют некое информационное представление, а потом на его основе предлагают оценить явление. Это – основа предвыборных кампаний;

- Симулятивная эврис­тика - легкость, с которой какое-либо событие возникает в памяти или в воображении, приводит к пере­оценке значения этого события в сторону его усиления.

Кодирование - такая работа с информацией, когда в ней распознается определенный смысл. Это возможно при условии, когда информация как-то организуется: лишь при этом высвечиваются грани смысла. Кроме того, такая организация будет спо­собствовать запоминанию информации.

Воспроизведение информации —ответственный этап всего процесса, поскольку именно он связывает когнитивный процесс с поведением, с актуальным действием че­ловека. Адекватное воспроизведение информации предполагает извлечение ее из системы хранения в нужное время и в нужном объеме.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

Перечислите теории информационного поведения

Укажите концепции активизации восприятия

Назовите основные субмодальности сообщения

Дайте определение процессу категоризации, кодированию.

Дайте определение эвристике, назовите её типы

 

План лекции.

Направления созда­ния медиатекстов

Текст как способ организации смысла

Параметры классификации журналистских текстов

Текстовый материал лекции.

К медиатекстам относятся все явления массовой культу­ры. Медиатекстом также может быть специально создавае­мая для экрана медиацитата, под которой понимается наиболее выигрышное вербальное оформление описания ситуации.

Выделяют два ключевых с точки зрения психологии направления созда­ния медиатекстов - конструирование позитива и конструирование негатива. Эти направления характеризуют подход журналиста к освещению какого-либо события, к рассказу о человеке, процессе или явлении.

Конструирование позитива

Позитивная новость нередко переходит через барьер естественных пределов человеческого восприятия, когда увеличение частоты ее появления в СМИ вызывает только отторжение. Для журналиста важно сформировать контекст открытости к получению и передаче информа­ции непосредственно аудитории.

Конструирование негатива

Для того чтобы такой негатив затронул аудиторию, важно, во-первых, четко разделить источник (заказчика) и сообщение, и, во-вторых, усилить конкретность сообщения. 

В первом случае не­гативное сообщение старательно уводят от того, кто явля­ется его реальным автором. Властные структуры могут от­дать право голоса по этому поводу, например, прокурору, спецслужбы — журналистам. Во втором случае с целью усилить эмоциональную дей­ственность сообщения его насыщают конкретными по­дробностями, которые лучше запоминаются, усваиваются, поскольку опираются на элементы лично­стного опыта человека.

Любое навязывание представлений об образе мира, начиная с формирования повестки дня и заканчивая откровенной пропагандой – довольно жесткая техника по отношению к психике человека.

 Текст как способ организации смысла

Текст определяют как единство идеализации объективного мира и материализации интерсубъективного мира, совершающееся в становлении языкового материала.

Текст не всегда выдерживается в одной собственно авторской манере, в нем запечатлевается разноречие, чужое слово.

Выделяется еще и такое понятие как «двуголосое слово» (например, когда сложно отличить голос автора от голоса его героя).

В структуре текста выделяется также интертекст. Интертекст — всегда сжа­тый парафраз текста-источника, возникающий не непосредствен­но из самого текста-источника, а опосредованно — через представление о тексте-источнике в культурном тезаурусе читателя.

Любые варианты интертекста влияют на формирование подтекста.

Гипертекст. Помимо реальности исторической (интертекст) и логической (текст) структура любого текста обладает еще и гиперреальностью, т.е. способностью достраивать себя независимо от авторского желания.

Пространство гипертекста помимо собственно текста включает элементы, позволяющие читателю подбирать гипотетические смыслы, близкие смыслам, известным ему по его прошлому опыту.

Параметры классификации журналистских текстов:

- ориентация общения (личностное и социальное);

- психологическое содержание общения (социально-ролевое и неформальное);

- семиотическая специализация (использование средств общения);

- степени социальной опосредованности (социальная дистанция между журналистом и аудиторией).

Основываясь на представлениях о различии в психологических основах порождения и восприятия текстов, Е.Е. Пронина предлагает подразделять журналистские сообщения на несколько доминирующих типов – мифологический, убеждающий, прагматический, гедонистический, смыслопроявляющий. Все эти типы текстов участвуют в процессе медиавосприятия и по-разному интерпретируются аудиторией.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1. Какие подходы к определению причин потребления массовой информации вам известны?

2. Что такое категоризация?

3. Какие типы журналистских текстов можно выделить с позиций психологии?

4. Какие барьеры передачи информации вам известны?

 

План лекции.

Формирование установки и информационное давление

Манипулирование, определение

Методические приемы, повышающие эффективность прессы в манипуляции сознанием

 

Текстовый материал лекции.

Формирование установки и информационное давление

Любая информация создает у человека социально-психологическую установку – то есть психологическую готовность к определенным действиям, реакциям, поступкам. Тактики информационного давления через СМИ:

1. Человека «приучают» к потреблению определенных ежедневных порций информации независимо от ее содержания. Без доступа к массовой информации человек начинает ощущать дискомфорт (информационный голод);

2. Формируют привычку к некритическому принятию информации, к автоматическому доверию СМИ;

3. Вынуждают реагировать на информацию чрезмерно эмоционально, принимая ее близко к сердцу – бурно радоваться, горевать, раздражаться;

4. Вынуждают привыкнуть даже к той информации, которая изначально не принимается. Например, человек не принимает грубых форм общения, но привыкает к ним, если переключая каналы в поисках «гуманной» информации, видит жестокие сцены;

5. Отнимают время от более насущных видов деятельности за счет приучения к просмотру телепрограмм;

6. Переключают с нормальных социальных контактов на виртуальное общение, что приводит нередко к десоциализации личности, создания ложного чувства сопричастности к другим людям.

Все эти тактики нередко используют в манипулятивных целях.

Манипулирование – система способов идеологического и духовно-психологического воздействия с помощью СМИ на массы с целью их подчинения определенным ценностям и образу жизни, программирования определенных поведенческих реакций, побуждения к действию или, напротив, торможения активности.

СМИ являются хорошим полем или каналом для манипуляции уже в силу того, что все основные признаки этого процесса легко осуществимы в журналистике:

- Истинные намерения скрываются от адресата воздействия.

-Афишируется иная цель, достаточно привлекательная для адресата.

- Манипулятор получает одностороннее преимущество за счет своей жертвы. К увеличению рейтингов иногда в ущерб интересам аудитории стремятся многие издания, теле- и радиоканалы.

Главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием:

- Фабрикация фактов (прямая ложь);

- Отбор событий реальности для сообщений. В разных вариантах повторяется такой афоризм: «Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?»

- Серая и черная пропаганда. То есть пропаганда со ссылкой на ложный источник или вовсе без его определения.

- Большие психозы. Главная функция СМИ в гражданском обществе состоит в превращении граждан в огромную, но не собранную в одном месте толпу, - через массовую культуру и единый поток информации, которые «отливают умы в единообразные, стандартные формы и обеспечивают каждой человеческой единице соответствие заданной модели»;

- Манипулятивная семантика: изменение смысла слов и понятий. Разновидностью лжи в прессе является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания или видеоряда или создание специального языка.

- Упрощение, стереотипизация. Пресса (и вообще СМИ) сыграла важнейшую роль в процессе «толпообразования». Человек массы, продукт мозаичной культуры, был в значительной степени создан прессой. СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы. Поэтому пресса должна произвести стандартизацию явления, ставшего объектом сообщения.

- Утверждение и повторение. Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в «краткой, энергичной и впечатляющей форме» - в форме утверждения (как приказ гипнотизера - приказ без возражения), а затем срабатывает главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании – повторение;

- Дробление и срочность. Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему - одна из особых и важных сторон упрощения.

- Сенсационность. Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций.

- Введение новых правил обработки информации (с помо­щью введения сомнения по отношению к правильности старых правил);          

- Расширение контекста, когда одной группе общества СМИ дают голос за счет других;

- Замена ключевых коммуникаторов. Например, период перестройки вывел журналистов, писателей на новые для них политические позиции;

- Создание пассивного большинства. Телевидение сориен­тировано на фактический материал, который поступа­ет из различных источников, из чего невозможно само­му создать понятную картину мира.

- Трансформация текста с внешними ориентирами на внут­ренние.

- Введение информации целыми блоками, когда непонятные большинству населения темы (типа «валютного кори­дора») принципиально не подлежат собственному ос­мыслению и обработке и входят в массовое сознание только вместе, записываются в неизменном виде в па­мяти.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

Какие модели используют исследователи для описания различных видов и уровней медиавоздействия?

Какие особенности аудитории в первую очередь влияют на процесс медиавоздействия?

Как происходит формирование установки в процессе восприятия массовой информации?

Что такое информационное давление?

План лекции.

Черты зрелой личности

Личность в процессе журналистской деятельности

Типологии личности в аспекте журналистской деятельности

Текстовый материал лекции.

Слово «личность» соотносится с латинским «persona», которое первоначально обозначало маски актеров в древнегреческой драме. По мнению исследователей, зрелая личность обладает следующими чертами:

1. Имеет широкие границы «Я»

2. Способна к теплым, открытым социальным отношениям (склонна скорее дружить, чем конфликтовать);

3. Демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие

4. Демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания

 5. Обладает цельной жизненной философией (есть некие принципы, которым она всегда следует, и есть взгляды, которые способна изменить).

План лекции.

Стадия познавательной деятельности

Стадия создания текста

Текстовый материал лекции.

В.А. Юзифович. Психология журналистики.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 358.