План лекции
Основные профессиональные фильтры
Признаки важного с точки зрения журналиста события
Специфичные прагматичные характеристики для освещения события
Внешние причины искажения информации
Формирование медиареальности СМИ.
Текстовый материал лекции.
К основным профессиональным фильтрам относят:
- Отождествление реальности и материала (реальность как текст, видеоряд, звук).
- Отождествление реальности и темы. Многие события воспринимаются журналистом через призму темы и ценность представляют лишь те, тема которых соответствует профилю его СМИ;
- Акцентуация необычного. Из череды событий журналист обратит внимание на необычное, пусть и менее важное.
- Акцентуация социальной значимости. Журналист выделит то событие или те параметры события, которые имеют социальные последствия.
- Акцентуация противоречий. Ничто не воспринимается на веру. Во всем ведется поиск альтернатив и выбирается необычная, непривычная фактура.
Признаки важного с точки зрения журналиста события:
- У каждой важной новости должен быть свой главный герой.
- Значимое событие должно быть наполнено драматизмом, борьбой интересов и даже насилием.
- Значимое событие должно содержать какое-либо активное действие, нечто приковывающее внимание зрителя. Эту характерную черту очень часто используют как своего рода «крючок», на который «подвешивают» информацию более абстрактного содержания.
- Новизна и степень отклонения от общепринятых норм. События, не укладывающиеся в рамки предсказуемых новостей, имеют больший шанс привлечь внимание журналистов.
- Возможность «привязки» к темам, которые в данный момент уже активно разрабатываются средствами массовой информации.
Помимо этих пяти базовых характеристик заслуживающих внимания событий, существуют некоторые другие, более специфичные прагматичные характеристики, необходимые, чтобы о событии рассказали подробно:
- Событие не должно никого оскорблять или ранить чьи-то чувства, по крайней мере, напрямую.
- Серьезное событие и репортаж о нем должны быть правдоподобны.
- Событие должно быть таким, чтобы о нем можно было рассказать вкратце (в 45-секундном показе в новостях или в короткой заметке в газете).
- Событие должно влиять на конкретное сообщество людей (то есть читателей, телезрителей и радиослушателей).
Внешние причины искажения информации. Основные – цензура, блокирование доступа, манипуляции эфирным временем, самоцензура СМИ. Сейчас наиболее очевидное искажение касается гендерных образов.
В значительном числе случаев Масс-медиа формируют медиареальность. Во многом этот процесс объективно детерминирован:
- во-первых, в мире происходит слишком много событий, чтобы рассказать обо всех, а поэтому формирование повестки дня неизбежно;
- во-вторых даже если бы это было возможно, человек не способен оперировать подобными объемами информации;
- в третьих, для каждого из нас иерархия значимости событий будет своя, и СМИ в принципе не могут предложить объективно сформированный рейтинг новостей;
- информационное пространство динамично, и ни одна из существующих ныне технологий не сможет подобно всеохватывающему зеркалу отследить все изменения.
Формирование медиареальности зависит от многих факторов. Оно может быть скорректировано реальными событиями или субъективными характеристиками воспринимающего.
Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.
- В чем разница между понятиями «картина мира», «модель мира», «медиареальность»?
- Каковы признаки важного события? Насколько они отражают реальную значимость происходящего?
- Какие параметры искажения образа людей современными СМИ вы считаете наиболее существенными? Почему?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 485.