Лекция 4. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции.

Теории информационного поведения

Концепции активизации восприятия

Основные субмодальности сообщения

Процесс категоризации

Эвристика, её типы

Кодирование

Воспроизведение информации

 

Текстовый материал лекции.

Теории информационного поведения.

Теория о потребностях и влечениях. Влечение - это внутреннее напряжение, заставляющее человека что-то сделать для удовлетворения его потребности. Потребности рождают влечение, которое человек пытается сократить. Этот процесс называется удовлетворением влечения. Сформировать потребность – задача журналистики. В противном случае мы будем свидетелями деградации вкусов и аудитории, и сотрудников СМИ.

Цель поведения. Некоторые внешние стимулы мотивируют людей на определенное поведение. Такие внешние стимулы называются побудителями. Они формируют наше поведение. Задача журналиста в этом плане– побудить аудиторию ценить точность и эксклюзивность сообщений. Логика здесь проста: если журналисты хотят мотивировать аудиторию прочитать газету, читатели должны знать ценность эксклюзивной и достоверной информации. Иначе им будет все равно – факты это или «утка».

Концепции мотивации имеет отношение к балансу или равновесию. Идея этой концепции - мы мотивированы действовать на восстановление равновесия в организме, порой элементарно на уровне баланса физиологических процессов.

Концепции активизации восприятия: для того чтобы привлечь внимание аудитории к материалу, необходимо стимулировать потребность в информации. А такого рода потребность, если она не удовлетворена, рождает интерес.

Некомментированное сообщение (то есть текст, созданный в объективной манере творчества), формирует более продолжительный интерес и в конечном счете более эффективное воздействие в силу того, что создает возможность многовариантного толкования и может быть приспособлено к любой первоначальной установке.

Самым общим способом работы с соци­альной информацией является процесс категоризации, то есть отнесе­ния каждого нового воспринимаемого объекта к некоторому клас­су подобных и уже известных ранее объектов или категорий.

После «первичной» категори­зации мы начинаем выявлять у познаваемого объекта признаки, которые так или иначе дополняют категорию. При дополнении категории новыми чертами мо­гут возникать две различные ситуации: когда вновь воспринятые черты «вписываются» в начальную категорию и когда они проти­воречат ей. В последнем случае наблюдается процесс рекатегоризации.

Эвристика обозначает сокра­щение или правило произвола, применяемое нами для того, что­бы высказать суждение, для которого имеем недостаточную или неопределенную информацию.

Выделяют несколько типов эвристик:

- Эвристика наличности, или доступности, имеет дело с тен­денцией оценивать явления на основе готовых суждений, которые хранятся в нашей памяти и легче всего приходят на ум при форму­лировании оценки (поэтому авторы термина предлагают и дру­гую формулировку — «эвристика оценки»).

- Аттитюдные эвристи­ки -  суждение выносится на основе сложившейся ранее ус­тановки, то есть СМИ сначала формируют некое информационное представление, а потом на его основе предлагают оценить явление. Это – основа предвыборных кампаний;

- Симулятивная эврис­тика - легкость, с которой какое-либо событие возникает в памяти или в воображении, приводит к пере­оценке значения этого события в сторону его усиления.

Кодирование - такая работа с информацией, когда в ней распознается определенный смысл. Это возможно при условии, когда информация как-то организуется: лишь при этом высвечиваются грани смысла. Кроме того, такая организация будет спо­собствовать запоминанию информации.

Воспроизведение информации —ответственный этап всего процесса, поскольку именно он связывает когнитивный процесс с поведением, с актуальным действием че­ловека. Адекватное воспроизведение информации предполагает извлечение ее из системы хранения в нужное время и в нужном объеме.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

Перечислите теории информационного поведения

Укажите концепции активизации восприятия

Назовите основные субмодальности сообщения

Дайте определение процессу категоризации, кодированию.

Дайте определение эвристике, назовите её типы

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 341.