Немного отступим от темы. Говорят, что иероглифы, обозначающие сброженную сою (натто) и соевый творог {тофу), изначально имели противоположные значения.
По этому вопросу существуют различные теории. Согласно одной из них, Огю Сораи (Ogyu Sorai), конфуцианский ученый середины эпохи Эдо, спутал два этих названия. Согласно другой, он поменял их местами намеренно.
Иероглиф, обозначающий натто, производством которого славятся провинции Тохоку, Мито и другие области, первоначально писался так, как нынешний иероглиф, обозначающий
Глава 6. КАК ВЫЖИТЬ В ПЕРИОД МЕДЛЕННОГО РОСТА 167
тофу [||]j потому что натто изготовляется в процессе гниения [|£] соевых бобов [я.]-
То, что мы сейчас называем «тофу», изначально обозначалось
иероглифом, означавшим натто [~], потому что тофу приготовляют из соевых бобов [з.], формируемых [Щ] в кубики.
Проблема в том, что никто не стал бы есть натто, если бы это слово обозначалось иероглифом, состоящим из значков «гнить» и «соевые бобы», в то время как тофу такой белый и аппетитный, что никто бы не воспринимал его как гнилые [ fif ] бобы даже с этим иероглифом. Поэтому одно слово заменили другим.
Есть множество других аналогичных примеров, замечательно передающих специфически японское восприятие мира.
Глядя на китайские буквы, использующиеся в японском языке, мы видим, как в японском языке отражается мышление, отличное от восприятия мира, свойственного Древнему Китаю. Способ мышления развился в японской среде.
Я придаю большое значение идеям, характерным только для японского менталитета. Например, несмотря на то, что компания Toyota Motor Company сейчас стоит два триллиона йен, мы не планируем переезд из нашего головного офиса в провинции Микава. Иногда нас предостерегают, что, оставаясь в провинции, мы не успеваем следить за последними известиями. Однако я не считаю, что из-за нашего местонахождения мы находимся в информационном вакууме или не получаем известий из других провинций Японии или из-за рубежа. В этом плане уже упоминавшаяся информационная система Тойоты — организационный элемент нашей производственной системы — работает очень эффективно.
Безусловно, важно то, что информация отбирается и анализируется не самой системой, а людьми, творчески подходящими к делу. К счастью, производственная система Тойоты непрестанно совершенствуется благодаря тому, что сотрудники фирмы постоянно вносят множество предложений по рационализации.
Мое сознание имеет тенденцию к консервативности, поэтому я сосредотачиваю свои усилия на том, чтобы мыслить творчески. В области производства всегда много работы...
169
Послесловие к японскому изданию
В данной книге я хотел объяснить читателям основы производственной системы Тойоты. Я стремился продемонстрировать, как с ее помощью можно снизить затраты, повышая производительность путем инноваций в периоды медленного роста, не увеличивая объемы производства.
В процессе написания книги я был свидетелем того, как положение в японской экономике в связи с международными проблемами йены становилось все более и более тяжелым. Меня очень сильно беспокоит этот вопрос. В течение последних 2-3 лет автомобильная промышленность росла в первую очередь за счет экспорта. И этот рост уже почти достиг своего предела.
Японская промышленность должна как можно скорее отказаться от принципа массового производства и совершить переход, основываясь на новых сильных идеях. Если производственная система Тойоты сможет стать инструментом для генерации подобных изменений, это будет нашей удачей.
Данная книга была написана при помощи Мито Сецуо (Mito Setsuo) из компании Keizai Janarisuto, которому я хочу выразить свою искреннюю признательность.
Меня вдохновляли работы и личные заслуги Тойода Сакити и Тойода Кийтиро. Я в долгу перед ними.
Наконец, я хочу поблагодарить сотрудников издательства Diamond, Inc. за их труд.
Тайити Оно.
1978 г.
Глоссарий основных терминов
Глоссарий основных терминов
173
Автором даны определения 24 основных терминов, необходимых для понимания и использования производственной системы Тойоты.
Автономизация (автоматизация с элементом интеллекта)
(autonomation)
Вместо термина «автоматизация» в производственной системе Тойоты используется термин «автономизация», или автоматизация с элементом интеллекта. Он означает передачу машине функций человеческого интеллекта. Источником концепции послужил самоприводной ткацкий станок Тойода Сакити. Его изобретение было оснащено приспособлением, которое автоматически останавливало станок, как только рвалась или заканчивалась нить. Иными словами, станок был способен реагировать на нештатные ситуации.
В компании Toyota эта концепция применяется по отношению не только к оборудованию, но и к производственной линии и рабочим. Если нормальное течение рабочего процесса будет нарушено, работник обязан остановить производственную линию. Автономизация препятствует производству дефектной продукции и перепроизводству и автоматически прекращает анормальное течение производственного процесса, позволяя разобраться с ситуацией.
Андон
(andon)
Андон — показатель работы производственной линии, размещенный высоко над линией и представляющий средство визуального управления. Сигнальные лампы работают следующим образом. Во время нормального течения рабочего процесса горит зеленый сигнал. Когда рабочему нужно отрегулировать что-то на линии и вызвать помощь, он включает желтый сигнал. Если для устранения сбоя требуется остановка линии, включается красный сигнал. Рабочие не должны бояться остановить производственную линию, чтобы полностью восстановить нормальный ход процесса.
174 |
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Бака-ёкэ («защита от дурака»)
(baka-yoke)
Для полного исключения дефектов инструменты и оборудование необходимо модернизировать, снабдив их устройствами предотвращения дефектов. Такие устройства называются «бака-ёкэ»*; вот несколько их примеров:
1. При ошибке в рабочем процессе деталь не будет подходить к инструменту.
2. Если на детали обнаружен дефект, станок не включается.
3. При ошибке в рабочем процессе станок не начнет обработку детали.
4. При ошибках в рабочем процессе или пропуске одной из операций автоматически вносятся поправки и обработка продолжается.
5. Наличие нарушений на более ранних этапах проверяется на более поздних, чтобы предотвратить дефекты.
6. При пропуске одной операции следующий этап не начнется.
Визуальное управление** (управление по сигналам)
(visual control, management by sight)
Автономизация подразумевает остановку производственной линии или станка в случае сбоя. Это диктует необходимость введения различия между сбоем и нормальным течением рабочего процесса. С точки зрения качества любой дефект должен выявляться, поскольку разница между дневными планами производства и их реальным выполнением всегда очевидна. Эта идея применима как к станкам и производственным линиям, так и к рас-
Первоначально такие устройства назывались «бака-ёкэ», но один из создателей их, Сигео Синго (Shigeo Shingo) как-то услышал от рабочих недовольство: «Кого же называют дураками?» Поэтому впоследствии термин был заменен на «пока-ёкэ» (poka-yoke) — «защита от ошибок». В такой замене есть логика, поскольку ошибки могут вызываться не только людьми-«дурака-ми». — Прим. ред.
В практике работ в СССР, а теперь и России под «визуальным контролем» часто понимали контроль внешнего вида изделия. В данном случае речь идет о совершенно другом — а именно, о визуализации, наглядности методов управления посредством соответствующих табло, экранов, карточек, сигналов на линиях, станках и оборудовании. — Прим. ред.
Глоссарий основных терминов________________________________________ 175
положению деталей и инструментов, складским запасам, циркуляции канбана, стандартным методам работы и т.д. На производственных линиях заводов компании Toyota применяется визуальное управление, или управление по сигналам.
Выравнивание производства
(production leveling)
Колебания потока продукции на производственной линии увеличивают потери. Это происходит потому, что оборудование, рабочие, складские запасы и другие элементы производства всегда должны быть готовы к увеличению объемов производимой продукции. Если количество деталей, забираемых последующим процессом от предыдущего процесса, и период времени выполнения такого изъятия деталей постоянно меняются, то амплитуда колебаний будет возрастать по мере приближения к наиболее ранним этапам производства.
Чтобы избежать колебаний в объеме продукции даже на предприятиях партнеров компании, мы должны стремиться к нулевому уровню колебаний на конечной сборочной линии. В компании Toyota на конечной сборочной линии никогда не собирают одну и ту же модель автомобиля в крупном объеме. Производство выравнивается следующим образом: сначала собирают одну модель, потом другую, а затем снова первую.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.