Как научиться гибкости у древних
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Немного отступим от темы. Говорят, что иероглифы, обозна­чающие сброженную сою (натто) и соевый творог {тофу), из­начально имели противоположные значения.

По этому вопросу существуют различные теории. Согласно одной из них, Огю Сораи (Ogyu Sorai), конфуцианский ученый середины эпохи Эдо, спутал два этих названия. Согласно другой, он поменял их местами намеренно.

Иероглиф, обозначающий натто, производством которого славятся провинции Тохоку, Мито и другие области, первона­чально писался так, как нынешний иероглиф, обозначающий


Глава 6. КАК ВЫЖИТЬ В ПЕРИОД МЕДЛЕННОГО РОСТА                     167

тофу [||]j потому что натто изготовляется в процессе гние­ния [|£] соевых бобов [я.]-

То, что мы сейчас называем «тофу», изначально обозначалось

иероглифом, означавшим натто [~], потому что тофу приго­товляют из соевых бобов [з.], формируемых [Щ] в кубики.

Проблема в том, что никто не стал бы есть натто, если бы это слово обозначалось иероглифом, состоящим из значков «гнить» и «соевые бобы», в то время как тофу такой белый и аппетит­ный, что никто бы не воспринимал его как гнилые [ fif ] бобы да­же с этим иероглифом. Поэтому одно слово заменили другим.

Есть множество других аналогичных примеров, замечатель­но передающих специфически японское восприятие мира.

Глядя на китайские буквы, использующиеся в японском язы­ке, мы видим, как в японском языке отражается мышление, от­личное от восприятия мира, свойственного Древнему Китаю. Способ мышления развился в японской среде.

Я придаю большое значение идеям, характерным только для японского менталитета. Например, несмотря на то, что компа­ния Toyota Motor Company сейчас стоит два триллиона йен, мы не планируем переезд из нашего головного офиса в провинции Микава. Иногда нас предостерегают, что, оставаясь в провин­ции, мы не успеваем следить за последними известиями. Однако я не считаю, что из-за нашего местонахождения мы находимся в информационном вакууме или не получаем известий из других провинций Японии или из-за рубежа. В этом плане уже упоми­навшаяся информационная система Тойоты — организацион­ный элемент нашей производственной системы — работает очень эффективно.

Безусловно, важно то, что информация отбирается и анали­зируется не самой системой, а людьми, творчески подходящими к делу. К счастью, производственная система Тойоты непрестан­но совершенствуется благодаря тому, что сотрудники фирмы постоянно вносят множество предложений по рационализации.

Мое сознание имеет тенденцию к консервативности, поэтому я сосредотачиваю свои усилия на том, чтобы мыслить творче­ски. В области производства всегда много работы...


169

Послесловие к японскому изданию

В данной книге я хотел объяснить читателям основы произ­водственной системы Тойоты. Я стремился продемонстриро­вать, как с ее помощью можно снизить затраты, повышая произ­водительность путем инноваций в периоды медленного роста, не увеличивая объемы производства.

В процессе написания книги я был свидетелем того, как поло­жение в японской экономике в связи с международными проб­лемами йены становилось все более и более тяжелым. Меня очень сильно беспокоит этот вопрос. В течение последних 2-3 лет автомобильная промышленность росла в первую очередь за счет экспорта. И этот рост уже почти достиг своего предела.

Японская промышленность должна как можно скорее отка­заться от принципа массового производства и совершить пере­ход, основываясь на новых сильных идеях. Если производствен­ная система Тойоты сможет стать инструментом для генерации подобных изменений, это будет нашей удачей.

Данная книга была написана при помощи Мито Сецуо (Mito Setsuo) из компании Keizai Janarisuto, которому я хочу выразить свою искреннюю признательность.

Меня вдохновляли работы и личные заслуги Тойода Сакити и Тойода Кийтиро. Я в долгу перед ними.

Наконец, я хочу поблагодарить сотрудников издательства Diamond, Inc. за их труд.

Тайити Оно.

1978 г.


Глоссарий основных терминов


Глоссарий основных терминов


173


Автором даны определения 24 основных терминов, необхо­димых для понимания и использования производственной сис­темы Тойоты.

Автономизация (автоматизация с элементом интеллекта)

(autonomation)

Вместо термина «автоматизация» в производственной сис­теме Тойоты используется термин «автономизация», или авто­матизация с элементом интеллекта. Он означает передачу ма­шине функций человеческого интеллекта. Источником кон­цепции послужил самоприводной ткацкий станок Тойода Сакити. Его изобретение было оснащено приспособлением, ко­торое автоматически останавливало станок, как только рвалась или заканчивалась нить. Иными словами, станок был способен реагировать на нештатные ситуации.

В компании Toyota эта концепция применяется по отноше­нию не только к оборудованию, но и к производственной линии и рабочим. Если нормальное течение рабочего процесса будет нарушено, работник обязан остановить производственную ли­нию. Автономизация препятствует производству дефектной продукции и перепроизводству и автоматически прекращает анормальное течение производственного процесса, позволяя разобраться с ситуацией.







Андон

(andon)

Андон — показатель работы производственной линии, раз­мещенный высоко над линией и представляющий средство ви­зуального управления. Сигнальные лампы работают следую­щим образом. Во время нормального течения рабочего процесса горит зеленый сигнал. Когда рабочему нужно отрегулировать что-то на линии и вызвать помощь, он включает желтый сигнал. Если для устранения сбоя требуется остановка линии, включает­ся красный сигнал. Рабочие не должны бояться остановить про­изводственную линию, чтобы полностью восстановить нор­мальный ход процесса.


 

174

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ

Бака-ёкэ («защита от дурака»)

(baka-yoke)

Для полного исключения дефектов инструменты и оборудо­вание необходимо модернизировать, снабдив их устройствами предотвращения дефектов. Такие устройства называются «ба­ка-ёкэ»*; вот несколько их примеров:

1. При ошибке в рабочем процессе деталь не будет подходить к инструменту.

2. Если на детали обнаружен дефект, станок не включается.

3. При ошибке в рабочем процессе станок не начнет обработ­ку детали.

4. При ошибках в рабочем процессе или пропуске одной из операций автоматически вносятся поправки и обработка продолжается.

5. Наличие нарушений на более ранних этапах проверяется на более поздних, чтобы предотвратить дефекты.

6. При пропуске одной операции следующий этап не начнется.

Визуальное управление** (управление по сигналам)

(visual control, management by sight)

Автономизация подразумевает остановку производственной линии или станка в случае сбоя. Это диктует необходимость вве­дения различия между сбоем и нормальным течением рабочего процесса. С точки зрения качества любой дефект должен выяв­ляться, поскольку разница между дневными планами производ­ства и их реальным выполнением всегда очевидна. Эта идея при­менима как к станкам и производственным линиям, так и к рас-

Первоначально такие устройства назывались «бака-ёкэ», но один из создате­лей их, Сигео Синго (Shigeo Shingo) как-то услышал от рабочих недоволь­ство: «Кого же называют дураками?» Поэтому впоследствии термин был за­менен на «пока-ёкэ» (poka-yoke) — «защита от ошибок». В такой замене есть логика, поскольку ошибки могут вызываться не только людьми-«дурака-ми». — Прим. ред.

В практике работ в СССР, а теперь и России под «визуальным контролем» часто понимали контроль внешнего вида изделия. В данном случае речь идет о совершенно другом — а именно, о визуализации, наглядности методов управления посредством соответствующих табло, экранов, карточек, сигна­лов на линиях, станках и оборудовании. — Прим. ред.


Глоссарий основных терминов________________________________________ 175

положению деталей и инструментов, складским запасам, цирку­ляции канбана, стандартным методам работы и т.д. На производ­ственных линиях заводов компании Toyota применяется визу­альное управление, или управление по сигналам.



Выравнивание производства

(production leveling)

Колебания потока продукции на производственной линии увеличивают потери. Это происходит потому, что оборудова­ние, рабочие, складские запасы и другие элементы производства всегда должны быть готовы к увеличению объемов производи­мой продукции. Если количество деталей, забираемых последу­ющим процессом от предыдущего процесса, и период времени выполнения такого изъятия деталей постоянно меняются, то ам­плитуда колебаний будет возрастать по мере приближения к наи­более ранним этапам производства.

Чтобы избежать колебаний в объеме продукции даже на предприятиях партнеров компании, мы должны стремиться к нулевому уровню колебаний на конечной сборочной линии. В компании Toyota на конечной сборочной линии никогда не со­бирают одну и ту же модель автомобиля в крупном объеме. Про­изводство выравнивается следующим образом: сначала собира­ют одну модель, потом другую, а затем снова первую.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 192.