Отделаться от количества и скорости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Не забывайте, что книга «Сегодня и завтра» была написана в 20-е гг., примерно полстолетия назад, на пике карьеры Г. Форда. Очень скоро он столкнется со своим первым провалом и разоча­рованием, хотя автомобильная компания Ford в конечном итоге выживет.

Как уже говорилось, я долго сомневался в том, что система мас­сового производства, практикуемая сегодня в Америке и во всем мире, даже в Японии, была истинным замыслом Г. Форда. Именно по этой причине я попытался разобраться в истоках его идей. Взгляните, к примеру, на социальную среду Америки 20-х гг., когда Форд процветал.

«Но не утруждаем ли мы себя скоростью работы не только в производстве автомобилей, но и вообще в жизни? Приходится много слышать о рабочих, изможденных тяжелой работой, о том, что так называемый прогресс достига­ется за счет утраты того или другого, что погоня за производительностью раз­рушает красоту жизни.

Совершенно справедливо говорят, что равновесие жизни ныне нарушено, но это, впрочем, было всегда. Еще недавно многие или совсем не имели досуга, или не знали, как использовать этот досуг. Одна из крупнейших задач, стоя­щих перед нами, заключалась в том, чтобы найти равновесие между работой и развлечениями, между сном и пищей и окончательно узнать, почему люди бо­леют и умирают.

Конечно, мы теперь двигаемся быстрее, чем раньше, или, вернее говоря, нас заставляют двигаться скорее. Но спросим себя, что легче — проехать двад­цать минут в автомобиле или же в конном экипаже тащиться четыре часа по грязной дороге? Какой из двух способов передвижения оставляет путешест­веннику больше свободного времени и умственной энергии и делает его в кон-


це концов свежее? Недалеко то время, когда по воздуху мы будем в один час перелетать такое расстояние, на которое понадобилось бы несколько дней пу­тешествия в автомобиле. Разве мы станем от этого нервно разбитыми? Да и су­ществует ли в жизни, или о нем только пишут в книгах, это состояние нервно­го утомления? В книгах говорится также о нервном истощении рабочих, но слышим ли мы о нем от наших рабочих?

Само слово «производительность» им ненавистно, так как многое, не име­ющее с ней ничего общего, часто скрывается для них под ее маской. Произво­дительность есть только исполнение работы наилучшим способом, какой вам известен, а не худшим. Более производительно — тащить на гору груз на те­лежке, а не на спине. Более производительно — обучить рабочего и дать ему возможность лучше зарабатывать и жить с большим комфортом.

Американский рабочий, у которого свой дом и свой автомобиль, — не счастливее ли он китайского кули, работающего долгие часы за несколько центов в день? Один — раб, другой — свободный человек»10.

За последние полстолетия многое изменилось. К примеру, кардинальным образом поменялась обстановка в Китае. Не так давно, в период с сентября 1977 г. по сентябрь 1978 г., я посетил много китайских предприятий, изо всех сил стараясь пропаган­дировать идеи современной индустриализации.

Времена Г. Форда и современную эпоху, послевоенный период, когда мы начали работать над производственной системой Тойо­ты, и индустриализацию, к которой стремится Китай, объединяет один общий элемент — Г. Форд называл его «настоящей эффек­тивностью» (true efficiency). Эффективностью для Форда было просто-напросто такое осуществление деятельности, при котором вы используете лучшие, а не худшие из известных вам методов.

Производственная система Тойоты основана на той же идее. Эффективность никогда не была результатом наращивания ко­личества и скорости. Г. Форд поднял вопрос: «Не развиваемся ли мы слишком быстро?» Невозможно отрицать, что, стремясь к эффективности в автомобильной промышленности, мы рас­сматривали количество и скорость как два основных ее фактора. Производственная система Тойоты, наоборот, всегда подавляла перепроизводство, работая в строгом соответствии с потребнос­тями рынка.

В периоды быстрого роста потребности рынка были велики, а потери, вызванные перепроизводством, не были так очевидны. Однако во время медленного роста излишки складских запасов проявляются, хотим мы этого или нет. Подобные потери опреде­ленно являются результатом гонки за количеством и скоростью.


158_____________________ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ

Описывая характеристики производственной системы Тойоты, мы объяснили суть концепции небольших размеров партий и быстрой переналадки. В действительности же основой концепции является наше желание изменить существующую и глубоко уко­ренившуюся концепцию «быстрее и больше» путем создания не­прекращающегося производственного потока.

Честно говоря, даже в компании Toyota было очень сложно увя­зать процессы штамповки, формовки, литья и ковки в общий про­изводственный поток, который был бы настолько же рациональ­ным, как и потоки сборки или механической обработки.

К примеру, за счет обучения время переналадки большого пресса стало занимать от 3 до 5 минут, что на удивление меньше, чем в других компаниях. В будущем, по мере совершенствова­ния производственного потока, мы сможем немного замедлить­ся, но все равно будем укладываться в 10 минут.

Это объясняет, почему производственная система Тойоты диаметрально противоположна американской системе массово­го производства и масштабных продаж. Последняя приводит к ненужным потерям в гонке за количеством и скоростью.


Глава 6

КАК ВЫЖИТЬ В ПЕРИОД МЕДЛЕННОГО РОСТА


Глава 6. КАК ВЫЖИТЬ В ПЕРИОД МЕДЛЕННОГО РОСТА


161


 


 










Дата: 2019-03-05, просмотров: 212.