Клиенты, возможными действительными целями операций которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, финансирование распространения оружия массового уничтожения и другие противозаконные цели, и их операции, как правило, обладают двумя или более нижеследующими признаками:
- отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;
- с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
- деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денежных средств на банковский счет и списанию денежных средств с банковского счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
- денежные средства поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по банковским счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций
- поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов («веерный» характер поступления);
- денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. рублей;
- снятие наличных денежных средств осуществляется регулярно, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
- снятие наличных денежных средств осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс. рублей, либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного Банком размера суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение одного операционного дня;
- снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня;
- у клиента имеется нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.
В связи с этим, Банк проводит следующие мероприятия:
1. устанавливает для клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей максимального размера суммы наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, которая может быть получена с использованием корпоративных карт в течение одного операционного дня (не более 100 тыс. рублей);
2. в случае установления факта значительного увеличения суммы наличных денежных средств (в два и более раза от предыдущего месяца или анализируемого периода), которая была получена с использованием корпоративных карт в текущем месяце, сотрудники ОФМ проводят анализ клиентских операций и, в случае необходимости, выносят предложения об изменении размера максимальной суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться в течение одного операционного дня с использованием корпоративных карт клиента - юридического лица, индивидуального предпринимателя, эмитированных Банком к счету такого клиента, рассмотрев при этом вопрос установления такого размера для совокупности всех корпоративных карт клиента - юридического лица, индивидуального предпринимателя, эмитированных Банком ко всем счетам такого клиента;
3. сотрудники ОФМ проводят не реже одного раза в месяц мониторинг операций с целью выявления клиентов, совершающих на регулярной основе операции, соответствующие признакам, указанным в настоящих методических рекомендациях, в том числе в части отношения объема получаемых клиентом наличных денежных средств к оборотам по его банковским счетам, а также клиентов, операции которых характеризуются незначительным отличием от таких признаков, и обеспечить повышенное внимание ко всем операциям этих клиентов и их контрагентов;
4. сотрудники ОФМ направляют в уполномоченный орган информацию об операциях клиентов - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, соответствующих указанным признакам, с использованием кодов вида признака 1402, 1409, 1410, 1420, 1499 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению N 375-П.
Выявление клиентов-резидентов, являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, по банковским счетам которых могут осуществляться сомнительные операции, в частности с использованием критерия признака уплаты налога на добавленную стоимость (далее – НДС) (5-МР БР от 16.02.2018г.).
Виды переводов денежных средств, предусматривающие преимущественное списание денежных средств с банковского счета без НДС, предположительной целью которых может быть создание условий для неуплаты в дальнейшем налоговых платежей в бюджет:
- переводы денежных средств на счета филиалов ФГУП «Почта России»;
- переводы денежных средств на счета платежных агентов и банковских платежных агентов;
- переводы денежных средств юридическими лицами со своих банковских счетов на банковские счета физических лиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт;
- переводы денежных средств на счета лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность и иную деятельность по организации путешествий (туристическая деятельность).
Наиболее рисковыми клиентами являются клиенты из следующих отраслей экономики:
- сельскохозяйственная сфера и сферы торговли лесоматериалами, строительными материалами, в том числе при экспорте зерновых культур, растительных масел, рыбы (ракообразных и моллюсков), лесоматериалов, а также поступление сельскохозяйственного сырья, лесоматериалов во внутреннюю переработку, где клиенты, как правило, специализируются на перепродаже сельскохозяйственных культур, рыбы (ракообразных и моллюсков) лесоматериалов, строительных материалов и имеют основным либо дополнительным видом деятельности «Торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных» (код по ОКВЭД 46.21), «Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков» (код по ОКВЭД 46.38), «Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием» (код по ОКВЭД 46.73);
- переводы денежных средств в сфере оказания грузовых транспортных услуг автомобильным транспортом (код по ОКВЭД 49.4);
- переводы денежных средств в сфере строительства (раздел F по ОКВЭД);
- переводы денежных средств в сфере оптовой торговли металлическим ломом, включая лом черных и цветных металлов;
- переводы денежных средств в сфере предоставления персонала;
- переводы денежных средств в сфере торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий.
В связи с этим, Банк проводит анализ операции клиентов на предмет соотношения объема денежных средств, поступивших на банковский счет клиентов с учетом НДС, и денежных средств, списанных с банковского счета клиентов без учета НДС, с учетом следующего:
1 . Доля НДС, подлежащая уплате в бюджет, в случае полного (100 %) списания денежных средств с банковского счета без учета НДС (поступивших в аналогичном объеме на банковский счет с учетом НДС), может составлять 10 % дебетового оборота в объеме приобретения продукции, в отношении которой применяется ставка налога, установленная пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также 18 % дебетового оборота в случае, если операция облагается по ставке налога, установленной пунктом 3 статьи 164 НК РФ, либо от 10 % до 18 % дебетового оборота в случае осуществления операций, облагаемых по разным ставкам НДС.
2 . Повышенное внимание уделяется операциям по банковскому счету клиента, при совершении которых доля платежей, связанных с зачислением денежных средств с НДС, в общем объеме зачислений денежных средств на банковский счет клиента составляет более 70%, а доля платежей, связанных со списанием денежных средств с НДС, составляет менее 30% в общем объеме списания денежных средств с банковского счета клиента.
При выявлении в операциях клиентов признаков отсутствия платежей по НДС в бюджетную систему Российской Федерации либо признаков занижения сумм этих платежей Банк проводит анализ взаимосвязей таких клиентов с другими своими клиентами, в адрес которых производятся перечисления, используя подходы, предусмотренные пунктами 2 и 3 методических рекомендаций Банка России от 21.07.2017 № 18-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», запрашивать у перечисленных клиентов документы (их надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату клиентом НДС либо подтверждающие отсутствие оснований для уплаты НДС в бюджетную систему Российской Федерации за налоговый период, в отношении которого запрошена информация.
В случае непредставления запрошенных документов либо возникновения сомнений в их достоверности, а также в случае, если клиент является лицом, в отношении которого в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице, рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету, подписанных аналогом собственноручной подписи, в случае, если такое право предусмотрено в договоре кредитной организации с клиентом, а также руководствоваться иными рекомендациями, приведенными в письме Банка России от 27 апреля 2007 года № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)».
Возобновлять обслуживание (начинать обслуживание) клиента с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг) при условии предоставления клиентом запрошенных документов, на основании которых Банк сможет сделать вывод об отсутствии у него подозрений в том, что целью совершения операции является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, уход от налогообложения, а также отсутствия в едином государственном реестре юридических лиц записей о недостоверности сведений о данном клиенте.
При этом, Банк России отмечает, что уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного Банком России уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.
Приложение 20
ПРЕДПИСАНИЕ
о частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
В соответствии с решением Уполномоченного органа о (частичной или полной) отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества предписываю с _____________201___г. разблокировать денежные средства (имущество) по счету(ам) клиента
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
(наименование клиента, ИНН, расчетный(е) счет(а), в случае частичной отмены сумма разблокированных денежных средств или наименование иного имущества)
____________________
(время, дата)
Ответственный сотрудник по ПОД/ФТ И ФРОМУ _____________________________________________________________________________
(подпись и ФИО ответственного сотрудника)
Ознакомлены:
______________________________________________________________________ (время, дата, подпись и ФИО сотрудника подразделения)
______________________________________________________________________ (время, дата, подпись и ФИО руководителя подразделения)
[1] Иностранные ПДЛ – это лица, которым доверены или были доверены значительные публичные функции другой страной, например, главы государств или правительств, видные политики, старшие правительственные, судебные или военные сотрудники, старшие руководители государственных корпораций, видные деятели политических партий. Определение не распространяется на руководителей среднего звена или лиц, занимающих более низкие позиции в указанной категории.
[2] Примеры международных организаций включают ООН и аффилированные международные организации, такие как Международная морская организация; региональные международные организации, такие как Совет Европы, институты Европейского Союза, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организацию американских государств; военные международные организации, такие как НАТО, и экономические организации, такие как Всемирная торговая организация или АСЕАН, и т.д.
[3] "должностное лицо публичной международной организации" - Лица, которым доверены или были доверены важные функции международной организацией. Относится к членам старшего руководства, т.е. директорам, заместителям директоров, и членам правления или эквивалентных функций. Определение не распространяется на руководителей среднего звена или лиц, занимающих более низкие позиции в указанной категории.
[4] Данный подпункт может не учитываться, если в течение периода, установленного для обновления сведений, полученных в результате идентификации клиента, в его деятельности не было выявлено подозрительных операций, сведения по которым представлялись в Уполномоченный орган.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 248.