Урок 24. Русская культура XIV - XV вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Цель урока: сформировать представление об особенностях русской культуры изу­чаемого периода; охарактеризовать главные ее достижения.

- План урока:

- 1.Краткая характеристика особенностей русской культуры данного периода.

- 2.Литература. Историческая мысль.

- 3.Зодчество

- 4.Живопись.

- 5.Быт.

- Основные понятия: исихазм, ересь, агиография.

- Важнейшие даты: 1367 г. - первый каменный кремль в Москве; 1378 г. - Феофан Грек расписывает храм Спаса на Ильине улице в Новгороде; 1405 г. - Феофан Грек и Андрей Рублев расписывают Благовещенский собор Кремля; 1408 г. - А.Рублев и. Д. Черный расписывают Успенский собор во Владимире; 1417- 1418 гг. - Епифаний Премудрый пишет «Житие Сергия Радонежского»; 1422 г. - Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре; 1472 г. - «Хождение за три моря» А. Никитина; 1475-1479 гг. - Успенский собор Московского Кремля (архитектор - А. Фиораванти); 1501 г. - Дионисий расписывает Рождественскую церковь в Фе- рапонтовом монастыре; 1505-1509 г. - Архангельский собор Московского Крем­ля (архитектор - Алевиз Новый).

- Выдающиеся личности: Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублев, Дио­нисий, Аристотель Фиораванти, Максим Грек, Епифаний Премудрый.

- Оборудование урока: репродукции и фотографии, можно использовать также мате­риалы фильма А. Тарковского «Страсти по Андрею».

- Рекомендуемая организация урока

Закрепление пройденного материала

Провести письменный опрос на знание терминов. Раздайте заранее подготовлен­ные карточки с тремя терминами. Например: Вариант 1: дьяк, местничество, Юрьев день Вариант 2: кормление, наместник, приказы

Изучение нового материала

Учитель сообщает: Развитие культуры в X1V-XV вв. было обусловлено раз­дробленностью и ордынским игом. Культуре был нанесен страшный урон, но затем наметилось ее возрождение после Куликовской битвы. Образование единой России порождает необходимость отражения статуса и независимости нового и единого русского государства в памятниках культуры. Начинается стремление к унификации различных произведений культуры различных направлений. Этот же период харак­теризуется укреплением светской (придворной) культуры, отличной от «низовой», народной.

Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о фольклоре и литературе в учебнике (§ 24, с. 159-162) и составить небольшой кон­спект с разнообразными таблицами.        

Например:

Летописание. После временного упадка, вызванного нашествием, летописа­ние вновь возродилось. В Новгороде летописание не прерывалось. Начали появ­ляться и новые центры летописания: с 1325 г. летописание ведется в Москве.

 

1408 г. Троицкая летопись

Идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении Руси, преемственность традиций Киева.

1479 г. Московский летописный свод

 

Исторические повести. В них рассказывается о деятельности реальных исторических лиц, о фактах и событиях.

«О битве на Калке» Поражение русских в 1223 г.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» О подвиге Евпатия Коловрата
«Сказание о Мамаевом по­боище»

О победе Дмитрия Донского на Куликовом поле. Победа вызвала высокий подъем народного самосознания, отразилась во всех сторонах духовной жизни народа и прежде всего в литературе.

«Задонщина» (Софоний Рязанец)

 

Житийная литература. Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый соста­вили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Пет­ра, Сергия Радонежского.

Записки путешественника. «Хождение за три моря» (1466-1472 гг.) Афа­насий Никитин описывает Индию за 30 лет до Васко да Гама.

Устное творчество. Древние былины обрели глубокий смысл и давали лю­дям новые силы. Появлялись и новые легенды: «Сказание о невидимом граде Ки­теже». Они призывали русских людей бороться за свержение ненавистного ига. Складывался жанр исторических песен: «Песня о Щелкане Дудентьевиче» (вос­стание в Твери в 1327 г.). В традиции народных «плачей» было написано «Слово о погибели Русской земли», прославлявшее величие русской земли накануне наше­ствия.

3. Учитель сообщает: Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV вв. Постройки продолжают традиции владимиро-суздальского зодчества. Например:

Собор Успения Богоматери па Городке в Звенигороде (1399-1400 гг.). Это кре- стово-купольный одноглавый трехапсидный храм (покажите иллюстрацию);

Собор Рождества Богородицы Саввин-Сторожевского монастыря г. Звени­город (1405 г.). Крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный (покажите иллюстрацию);

Собор Троицы Троице-Сергиевой Лавры (1422-1423 гг.). Построен над гробом Сер­гия. Одноглавый, трехапсидный крестовокупольный храм (покажите иллюстрацию).

Кремль. Первые белокаменные стены Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. В XV - начале XVI вв. был создан теперешний Московский Кремль. (Территория - 27,5 га; длина стены - 2,25 км; толщина стен - 3,5-6,5 м; высота стен - 5-19 м.)

Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы. Предложите ученикам, внимательно слушая ваш рассказ и рассматривая иллю­страции, записать краткий конспект следующим образом:

Собор Успения Богородицы в Московском Кремле (1475-1479 гг.) Архитектор: Аристотель Фиораванти; Место: Москва, Кремль; Заказчик: Нван III; Материал: кирпич, белый камень; Функция: кафедральный собор; Тип: пятиапсидный пятиглавый храм.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 183.