1. Беседа с учащимися по вопросам:
- Когда Иван III принял титул «великого князя всея Руси»? (В 1485 г.)
- Какой герб принял Иван III? (Гербом был избран двуглавый орел.)
- Что подразумевало наименование «самодержец»? (Оно означало независимость российского государства и его правовое, политическое и военное равенство в статусе с другими европейскими державами.)
2. Учитель сообщает: Создание единого централизованного государства требовало единой системы управления, армии, финансов. Поэтому и возникает новая система управления государством. Судебник 1497 г. - первый кодекс законов единой России - закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим учреждением стала Боярская дума.
Запись в тетрадях: Боярская дума - совет при великом князе. В нее входят думные чины (бояре, окольничие); преобладающее влияние в Боярской Думе принадлежало представителям княжеских фамилий - потомков Рюрика и Гедимина, а также представителям старого московского боярства. Судебная власть в целом изымается из рук местных аристократов; царь сам назначает судей - бояр и дьяков.
Запись в тетрадях:
Дьяк - с XV по XVIII век должностное лицо: управляющий делами приказа; письмоводитель, начальник канцелярии разных ведомств.
Учитель продолжает: Появляются первые приказы.
Запись в тетрадях:
Приказы - органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь «приказывал» ведать те или иные дела.
Учитель продолжает: На местах правят наместники, волостители. Их содержит местное население («кормление»).
Запись в тетрадях:
Наместник - глава местной администрации. Известны с XII века. Они назначались в города великими и удельными князьями. В их распоряжении был административный аппарат и военный оборонительный отряд. Формой вознаграждения за службу являлось кормление.
Кормление - территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»).
Учитель продолжает: Местная аристократия - боярство, удельные князья теряет многие из своих свобод и привилегий, так как теперь государь начинает опираться на те слои, которые могли зависеть лично от него - нарождающееся служилое сословие дворянство стало получать за свою службу землю с крестьянами. Именно дворянство составляло основную боевую силу русской армии. Однако усиление роли дворянства в этот период еще не означало прихода этого сословия к власти.
Судебник 1497 г. своим содержанием был направлен на защиту интересов феодалов. 57-я статья устанавливала правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году - за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него с обязательной выплатой «пожилого».
Была проведена реформа армии. Вместо дружин создается единая военная организация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. По требованую князя они должны были являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов и крестьян «конно, людно и оружно».
3. Учитель сообщает: Объединению русских земель способствовала и православная церковь. В 1448 г. по предложению Василия II Собор русского духовенства в Москве назначил митрополитом Иону без санкции Константинопольского патриархата. А вскоре после падения Константинополя под ударами османов (1453 г.)
- Московская Русь
- выбор митрополита окончательно стал делом Великого князя всея Руси; русская церковь стала автокефальной. Этот ознаменовало конец зависимости русской церкви от Константинопольской патриархии. Однако Московская митрополия попадала в прямую зависимость от великокняжеской власти, ибо теперь только она могла защитить интересы митрополии в общерусском масштабе и поддержать ее авторитет в борьбе за чистоту православной веры.
- В 1502-1504 гг. развернулась борьба нестяжателей и иосифлян. Идеологом нестяжателей был основатель монастыря на реке Сорке Нил (Сорский), считавший, что необходимо поднимать авторитет церкви путем строгого исполнения правил и обрядов, аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение землями (сторонники Сорского получили название «нестяжателей»).
- Нестяжателям противостояли иосифляне - сторонники игумена подмосковного Волоцкого монастыря Иосифа, который настивал на необходимости для церкви иметь большие материальныесредства.
- В 1503 г. собрался церковный собор, на котором по инициатие Ивана III (склонного поддержать нестяжателей, тем более что Иосиф Волоцкий встал на сторону удельных князей в их борьбе против великокняжеской власти) был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Однако вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки нестяжателей к политике предоставления церкви широких имму- нитетных привилегий.
- Победа иосифлян во многом определила дальнейшую политику церкви в отношении царской власти. Церковь все более и более настойчиво поддерживает идею самодержавной власти.
- 4. Учитель сообщает: Гибель православной империи и женитьба русского царя на последней греческой принцессе как бы передавали права наследования (политического и религиозного) в руки единственного православного независимого государства: «Два Рима падоша (пали), а третий стоит, а четвертому не бысти (не бывать)». Крушение двух предшествующих Римов объяснялось слабостью веры. В Москве же крепость веры была сильна. Теория нашла наиболее полное выражение в посланиях псковского монаха Филофея (1520-1530 гг.) к великому князю Василию
- Эта теория стала своего рода идеологическим барьером экспансии римской католической церкви, стремившейся расширить свое влияние и на Россию. Она консолидировала все славянские народы, способствуя их стремлению к единству, укрепляя дух южны* славян, оказавшихся под османским игом.
- Итог урока
- Москва шла по пути централизации во всех делах. Первый кодекс законов единой России - Судебник 1497 г. - закрепил единое устройство и управление в государстве.
- Домашнее задание
- § 23, повторение терминов;
- Подготовить доклады по теме:
- а) «Как жили на Руси?» Лит-ра: Забелин И. Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч. 1,2. -М., 1908;
- 96
- б) «История русского костюма». Лит-ра: Современная энциклопедия. Мода и стиль. - М.: Аванта+, 2002; Арциховский А. В. Одежда // История культуры Древней Руси. - М., 1954. - Т. 1; Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. - М., 1972.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 233.