Замет кошелькового невода (вымётывание)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Успешность лова во многом зависит от правильного выхода добывающего судна на косяк и замета кошелькового невода. При выполнении этих операций учитываются направление и сила ветра, направление перемещения, особенности реакции на судно, степень подвижности косяка, размеры кошелькового невода.

Точку начала замета обычно выбирают так, чтобы после его окончания добывающее судно относило от невода. Это облегчает маневрирование судном при выполнении последующих операций лова. Добывающее судно подходит к точке начала замета на малом ходу. Курсовой угол и дистанцию начала замета выбирают в зависимости от направления движения косяка и его реакции на судно. На (рис. 2.55, а—д) показаны примерные схемы замета кошелькового невода при различных направлениях ветра и перемещения косяка.

Кошельковый невод выметывается по окружности или чаще по вытянутым кривым. Чем осторожнее рыба, тем на большем расстоянии от косяка должно находиться добывающее судно во время замета. Форму замета корректируется с использованием показаний гидролокатора.

Во время замета кошельковый невод самопроизвольно стягивается за борт с неводной площадки, стяжной трос сходит с вьюшки или расторможенных барабанов траловой лебедки, а стяжные кольца — с кронштейна. Стяжной трос травят свободно, так как это увеличивает скорость погружения нижней подборы.

 

 

 

Рис. 2.55. Схема замета кошелькового невода

а - при неподвижном скоплении; при различном относительном направлении ветра и перемещения косяка (б. в, г, д);
из условия наиболее эффективного облова скопления (е).

 

Заметы кошелькового невода могут быть шлюпочные и бесшлюпочные. При шлюпочном замете к пятному урезу невода присоединяется дополнительный буксировочный конец, который набирается на шлюпку, буксируемую за кормой судна. По команде “Отдать невод” отпускается конец, удерживающий шлюпку, с которой спускается плавучий якорь. За счет сопротивления якоря и шлюпки кошельковый невод стаскивается с кормы судна. В конце замета судно подходит к шлюпке и принимает дополнительный буксировочный канат, который заводится на левый барабан лебедки, далее подтягивается пятное крыло кошелькового невода.

При бесшлюпочном замете к пятному урезу присоединяет буй. Кошельковый невод стаскивается за борт плавучим якорем. После выметывания кошелькового невода добывающее судно должно подойти к бую, который подымается на борт багром. Поднятый конец заводится на левый барабан лебедки и крыло кошелькового невода подтягивается.

Наиболее удобным и безопасным является замет с проводником, который можно производить при сильном ветре, зыби и отсутствии видимости. По команде “Отдать невод” с кормы сбрасывается плавучий якорь. При стаскивании невода травятся одновременно стяжной трос и проводник. В начале проводник травится свободно, ближе к середине - внатяг, примерно с середины замета начинается его выборку.

Наиболее результативны заметы при движении косяка по ветру. В исходной точке замета, когда косяк находится на курсовых углах 160-170° ПБ на дистанции 180-210 м, отдается кошельковый невод, руль перекладывается на 5° ПБ до тех пор, пока косяк не останется на курсовых углах 120-130° ПБ. После этого изменяется курс на 10-15° ПБ и начинается сближение с косяком до дистанции 80-90 м и курсовым углом на левую кромку косяка 90-100°. Затем руль кладется на 20° ПБ и косяк загоняется до сливной части, удерживая его на траверзе или кормовых углах ПБ (рис. 5.56).

 

 

Рис. 2.56. Схема замета кошелькового невода по ветру.

Начало замета

 

После остановки судна у сливной части косяк продолжает движение вдоль стенки от слива до бежного крыла. Поэтому, в первую очередь, подбирается бежной урез и по ходу его к судну начинается кошелькование за кормовую ветвь стяжного троса, тем самым создается обнос судна кошельковым неводом с кормы. При этом получается форма бежной части невода в виде “кармана”.

В данном случае процессы кошелькования и выборки совмещать нельзя. Косяк, пройдя вдоль стенки невода, заходит в “карман”, иногда остается в нем до конца кошелькования, иногда проскакивает вдоль стенки и уходит вглубь обметанного пространства (рис. 2.57).

 

 

Рис. 2.57. Схема замета кошелькового невода по ветру.

Окончание замета

 

Кошелькование за кормовую ветвь совмещается с выборкой проводника и продолжается до полной его выборки. Проводник и пятная часть невода переводятся на носовую киповую планку. После этого начинается кошелькование за носовую ветвь, создавая «карман» с носа. Косяк, уйдя в обметанное пространство и достигнув стенки кошелькового невода, как правило, движется вдоль нее в сторону слива; попав в “карман”, как и первом случае, либо остается в нем, либо, дойдя до стенки невода, уходит в обметанное пространство (рис. 2.57).

В данном замете очень важно, чтобы вспомогательный бот до подхода судна к пятной части был спущен на воду и удерживал его параллельно центральным литерам невода. По окончании кошелькования ботом от кошелькового оттягивается корма судна и начинается выборка по кругу. Такие заметы можно делать при ветре не более 2-3 баллов, так как при большой силе ветра работа бота небезопасна и малоэффективна.

На судах типа СТР применяются подруливающие устройства, поэтому при силе ветра 2-3 балла его направление не оказывает существенного влияния на замет. Подруливающее устройство и вспомогательный бот обеспечивают нормальную работу по кошелькованию и выборке невода даже в том случае, когда судно оказывается на наветренной стороне невода. При ветре 4-5 баллов, когда смещение косяков по ветру (сила 4-5 баллов), используют тактические приемы замета “в обгон косяка” и “в обрез косяка” (рис. 2.58). В первом случае, обнаружив косяк гидролокатором, заходят так, чтобы он оказался с правого борта и несколько впереди, и идут параллельным курсом, удерживая дистанцию 130-150 м. Когда КУ на переднюю кромку косяка достигает 45-50°, кошельковый невод отдается с небольшим углом вправо, косяк обгоняется, замет делается по линии эллипса с таким расчетом, чтобы большая его часть оказалась впереди движущегося косяка. “Ворота” при этом остаются минимальными. Во втором случае, двигаясь против ветра, заходят так, чтобы косяк был правее судна. При КУ 35° на заднюю кромку косяка с дистанции 100 м отдают невод и с резким уклоном вправо, как бы обрезая ему хвост, ложатся почти на параллельный с ним курс, обгоняют, выметывая большую часть невода перед движущимся косяком. Конфигурация замета представляет собой эллипс, только более вытянутый.

 

Рис. 2.58. Схемы заметов кошелькового невода
«в обгон косяка» и «в обрез хвоста косяка».

 

При выполнении заметов, обязательно учитывается следующее:

1) выметку невода необходимо начинать, только положив предварительно руль на 5-7° право на 10-15 (это позволит создать первоначальный загиб сливной секции и избежать попадания стяжного троса в ее дель);

2) первые 100-150 м пятного крыла необходимо выметывать по очень пологой кривой (это уменьшит опасность обноса судна неводом с левого борта при кошельковании);

3) необходимо следить за тем, чтобы при выметке пятного крыла обеспечивалось травление стяжного троса и проводника с максимальной слабиной.

Помимо информации о положении косяка относительно судна, капитан во время замета получает сообщения о величине невыметанной части кошелькового невода. В соответствии с этой информацией регулируется траектория судна так, чтобы в конце замета весь кошельковый невод был в воде, а расстояние между его клячами оказалось возможно меньше. При несоблюдении этого условия часть невода остается на судне или между клячами невода образуется слишком большой зазор. В первом случае затрачивается время на сбрасывание оставшейся части невода в воду, во втором — рыба может уйти из обметанного пространства через зазор между клячами.

Для уменьшения вероятности ошибки при замете кошелькового невода, разработано устройство «Замет» для подсчета вытравленной части кошелькового невода. Это устройство можно использовать как автономно, так и в системе автоматизированного замета невода.

При использовании автоматизированной системы кошелькового лова до начала замета в автоматизированную систему передаются сведения о размерах, положении, направлении и скорости горизонтального перемещения косяка, рассчитанные оператором, расстояние от начальной точки замета до центра косяка, курсовой угол косяка и курсовой угол судна в начале замета. По этим данным автоматизированная система обеспечивает выход судна в точку начала замета, маневрирование судна на криволинейном и прямолинейном участках траектории замета.

Описанную схему замета и его автоматизации можно применять, если косяк во время замета не изменяет направления движения. Кроме того, при лове рыбы с большой дальностью реакции на акустические поля судна она применима при длине невода не менее 500—600 м (при меньшей длине невода расстояние от косяка до судна будет меньше дальности реакции рыбы на судно).

Пространственная форма кошелькового невода в конце замета представлена на рис. 2.59. 

Рис. 2.59. Пространственная схема кошелькового невода в конце замета



Дата: 2019-03-05, просмотров: 411.