Формы организации кошелькового промысла дальневосточной сардины (иваси)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время организация любого промысла водных биологических ресурсов осуществляется в основном по двум формам: экспедиционной и автономной.

Главным отличием между двумя формами является способ передачи и вывоза продукции, произведенной в районе промысла. Так, при автономной форме организации промысла добывающие суда как с законченным производственным циклом, так и с незаконченным, производят транспортировку из района промысла и сдачу рыбы-сырца, полуфабриката или готовой рыбопродукции на береговые предприятия. При экспедиционной форме организации промысла добывающие суда производят сдачу рыбы-сырца, полуфабрикатов или готовой продукции из нее обрабатывающим или транспортным судам для последующей переработки и транспортировки на берег. 

Каждая из форм организации имеет несколько вариантов в зависимости от типа судна, участвующего в промысле.

Практика добычи дальневосточной сардины (иваси) с малотоннажных и среднетоннажных судов в 70-90-е годы прошлого столетия показала эффективную ее организацию в двух вариантах: в экспедиционной форме и автономной со сдачей улова на береговые перерабатывающие предприятия.

Малотоннажные добывающие суда типа МРС, РС, а также среднетоннажные добывающие суда типа СТР пр. 503, пр. 420 являются добывающими судами с незаконченным производственным циклом и автономностью по сроку хранения сырца на борту. Среднетоннажные добывающие суда типа СРТМ всех проект, несмотря на то, что они являются добывающими судами с законченным производственным циклом, имеют период автономности по вместимости трюмов для мороженой продукции. Учитывая тот факт, что разовые уловы за один производственный цикл при добыча кошельковым неводом значительны, добывающие суда названных типах имеют ограниченный период лова.

Организация промысла дальневосточной сардины (иваси) со среднетоннажных и малотоннажных судов предусматривает следующие варианты по автономной форме:

Вариант первый.

Схема работы: Добывающее судно-берег.

Промыслово-технологический режим:

- добывающее судно осуществляет добычу и транспортировку улова на берег.

 - на берегу (на рыбоперерабатывающем предприятии) производится переработка улова в готовую продукцию и последующая ее реализация.

Типы судов: малотоннажные и среднетоннажные добывающие суда.

Область применения: прибрежный морской промысел, отдельные случаи океанического промысла, связанные с определенной целесообразностью переработки сырца в условиях берегового производства.

Продолжительность рейса: различна. При доставке сырца в свежем виде не превышает, как правило, 2-3 суток, в охлажденном виде – порядка 10 суток и более.

Вариант второй.

Схема работы: приемно-обрабатывающее судно - добывающие суда - берег.

Промыслово-технологический режим:

- приемно-обрабатывающее судне осуществляет прием сырья у добывающих судов, закрепленных за ним, переработку сырья в готовую продукцию, транспортировку ее на берег, осуществление снабжения добывающих судов;

- добывающие суда осуществляют добычу, передачу сырья на закрепленное приемно-обрабатывающее судно, получают от него все необходимое снабжение.

- на берегу производится реализация готовой продукции.

Типы судов: малотоннажные и среднетоннажные добвающие суда, обрабатывающие плавучие базы и заводы.

Область применения: данная форма автономной организации промысла имеет аналогию с экспедиционной, только без участия транспортного судна. Работа добывающих судов по такой форме организации промысла дальневосточной сардины (иваси) нашла широкое применение в период активного ее промысла в предыдущие годы. Причем, закрепленное за группой таких судов плавучее приемно-обрабатывающее судно осуществляет их полное снабжение.

Продолжительность рейса: различна. При доставке сырца в свежем виде не превышает, как правило, 2-3 суток, в охлажденном виде – порядка 10 суток и более.

 

Организация промысла дальневосточной сардины (иваси) со среднетоннажных и малотоннажных судов предусматривает следующие варианты по экспедиционной форме:

Вариант первый.

Схема работы: Добывающее судно – обрабатывающее судно – берег.

Промыслово-технологический режим:

- добывающее судно осуществляет добычу и передает сырье на обрабатывающее судно;

- на обрабатывающем судно производится переработка сырья в готовую продукцию и последующая ее транспортировка на берег;

- на берегу производится реализация готовой продукции.

Типы судов: среднетоннажные добывающие суда.

Область применения: по такому варианту в основном работают названные суда с плавучими базами. Помимо приема от добывающих судов и окончательной обработки уловов, база осуществляет снабжение их всем необходимым для продолжения промысла, а также культурно-бытовое и медицинское обслуживание экипажей.

Продолжительность рейса: ограничивается периодом автономности, а также требованиями к непрерывному пребыванию экипажа в море.

Вариант второй.

Схема работы: Добывающее судно – обрабатывающее судно – транспортное судно - берег.

Промыслово-технологический режим:

- добывающее судно осуществляет добычу и передачу сырья на обрабатывающее судно;

- на обрабатывающем судне производится переработка сырья и выпуск готовой продукции;

- транспортное судно осуществляет транспортировку готовой продукции на берег;

- на берегу производится реализация готовой продукции.

Типы судов: малотоннажные и среднетоннажные добывающие суда, обрабатывающие суда – производственные рефрижераторы (ПТР, ТР, МТР) и плавучие базы и заводы различных модификаций.

Область применения: данный вариант является модификацией предыдущего. Различие между ними составляет участие или неучастие в схеме доставки грузов и вывоза рыбопродукции из непосредственных районов промысла транспортного судна. Если промысловый район находится сравнительно близко от порта реализации рыбопродукции, обычно для достижения экономической целесообразности принимается решение о транспортировке продукции непосредственно самим производственным рефрижератором или плавбазой. При ведении промысла в отдаленных районах и открытых частях океана привлечение транспортного судна для вывоза рыбопродукции без отвлечения на эти цели добывающих судов наиболее экономически оправдано. В этом случае при выборе конкретных типов транспортных судов руководствуются соображениями о максимальной эффективности их использования.

Продолжительность рейса: ограничивается периодом автономности, а также требованиями к непрерывному пребыванию экипажа в море.

Вариант третий.

Схема работы: приемно-обрабатывающее судно - добывающие суда – транспортное судно - берег.

Промыслово-технологический режим:

- приемно-обрабатывающее судно осуществляет прием сырья у добывающих судов, закрепленных за ним, переработку сырья и выпуск готовой продукции, снабжение добывающих судов;

- добывающие суда осуществляют добычу, передачу сырья на закрепленное приемно-обрабатывающее судно, получают от него все необходимое снабжение;

- транспортное судно производит транспортировку готовой продукции на берег;

- на берегу осуществляется реализация готовой продукции.

Типы судов: малотоннажные, среднетоннажные добывающие суда, обрабатывающие плавучие базы и заводы.

Область применения: данная форма является модификацией второго варианта схемы организации автономного промысла и может быть применена при работе в отдаленных районах промысла и в открытых частях океана.

Продолжительность рейса: ограничивается периодом автономности, а также требованиями к непрерывному пребыванию экипажа в море.

При организации промысла дальневосточной сардины (иваси) малотоннажными и среднетоннажными добывающими судами могут применяться все перечисленные варианты автономной и экспедиционной форм организации промысла. Тем не менее, при выборе схемы и варианта организации промысла необходимо учитывать реальные условия его ведения, наличие определенных недостатков и оценивать их влияние на эффективность промысла. Так, например, использование первого варианта автономной формы организации промысла имеет определенные недостатки, связанные, прежде всего, с возникновением больших непроизводительных пробегов добывающих судов, с сокращением промыслового времени, с ограниченностью сроков промысла, связанных с естественными миграциями рыб, с возникающей сложностью в хранении сырья на малотоннажных добывающих судах, не оборудованных рефрижераторными установками. Выбор второго варианта автономной формы организации промысла и всех вариантов экспедиционной формы зависит, прежде всего, от обязательного участия в районах промысла обрабатывающих судов. Указанные формы организации промысла дальневосточной сардины (иваси) наиболее эффективны, но, в связи с отсутствием на современном этапе становления этого вида промысла достаточного количества обрабатывающих судов, организация и ведение промысла по ним крайне затруднительны.

При любой форме организации промысла дальневосточной сардины (иваси) необходимо стремиться к более полному использованию добывающего судна путем продления сроков кошелькового лова и комбинации его с другими технологиями лова.

Другим важным условием эффективной и успешной работы добывающих судов на кошельковом промысле является рациональное использование промыслового времени. Режим работы добывающих судов на кошельковом промысле по первому варианту автономной форме организации промысла складывается из переходов к месту лова, поиска рыбы, процессов лова, сдачи улова, возвращения и стоянки на береговую базу или стоянки у обрабатывающего судна, проведения ремонтных работ. Как правило, непосредственный процесс добычи занимает 20-25% календарного времени. Увеличение удельного веса промыслового времени путем сокращения переходов, различного рода стоянок, в т.ч. непроизводительных затрат времени, оптимизации процесса поиска косяков рыбы являются основными резервами повышения эффективности кошелькового лова.

 

5.2 Организация работы членов экипажей добывающих судов, основные требования по безопасности выполнения промысловых операций

 

Численность и расстановка палубной команды во время работы с кошельковым неводом определяются в основном величиной и конструкцией невода, промысловым устройством добывающего судна, средствами механизации промысловых операций лова и их размещением на промысловой палубе добывающего судна. Регламентом ведения всех промысловых операций технологии кошелькового лова на каждом добывающем судне является промысловое расписание. Все промысловые операции выполняются в строгом соответствии с промысловым расписанием, в котором указаны обязанности членов экипажа во время работы с кошельковым неводом. Капитан добывающего судна осуществляет общее руководство ловом и лично руководит промысловыми операциями: замет кошелькового невода и его кошелькование.

Типичными аварийными ситуациями при кошельковом лове считаются случаи попадания добывающего судна в кошельковый невод, намотка дели на стяжной трос или винт, обрыв бежного уреза, подборы, стяжного троса, крупный порыв дели в сливной части кошелькового невода и т.д.

На добывающем судне, которое попало в кошельковый невод, нельзя включать движитель по причине нахождения под корпусом судна дели невода. Добывающее судно выводится из кошелькового невода с помощью шлюпки или другого добывающего судна. По окончании вывода добывающего судна из кошелькового невода, оно располагается рабочим бортом к ветру.

В случае попадания дели кошелькового невода на стяжной трос затрудняется процесс его кошелькования. При этом, кошелькование продолжается насколько это возможно. Далее, участок стяжного троса с намотанной делью поднимается на промысловую палубу, и дель снимается с троса. При возникновении ситуации, не позволяющей это сделать, участок троса вырубается, и только после этого освобождается от дели.

При намотке дели на винт добывающего судна намотанный участок застропливается и с помощью поворота машины воздухом или вручную дель освобождается. В случае, когда указанным способом освободить дель не представляется возможным, она обрезается, а затем с помощью водолазов освобождается винт.

При обрыве во время кошелькования бежного уреза, процесс кошелькования продолжается и подтягиваются к борту стяжные кольца. Далее, переборами по боковой кромке невода, достигается огон верхней подборы и производится выборка невода. При обрыве подборы или стяжного троса кошельковый невод обычно выбирают без кошелькования.

Порванная часть сетного полотна подтягивается к добывающему судну и чинится без прекращения процессов кошелькования или выборки невода.

Особая опасность при кошельковом лове возникает при работе в штормовую работу. В случае невозможности выборки кошелькового невода при волнении обычным порядком, предпринимаются меры по сохранению самого кошелькового невода с потерей улова. На судах типа СТР кошельковый невод заводится в жгутоформирующее устройство, которое переносится с нос добывающего судна. При этом добывающее судно разворачивается носом в сторону кошелькового невода. Подрабатывая машиной, уменьшается нагрузка на кошельковый невод и с помощью стропа и турачки лебедки часть кошелькового невода вытягивается на палубу добывающего судна. После переостропки поднимается следующая часть кошелькового невода и так, постепенно вытягивается весь невод. При сите ветра в 8-9 баллов процесс выборки кошелькового невода продолжается от 7 до 10 часов. Таким образом кошельковый невод можно сохранить даже при силе ветра до 10 баллов.

Правила технической эксплуатации механизмов и правила техники безопасности при работе с кошельковым неводом в основном касаются работы с силовыми блоками. Силовые блоки после выборки кошелькового невода, при швартовках и на переходах находятся на промысловой палубе, в трюме или на неводной площадке. В период хранения машины рекомендуется закрыть брезентом, предварительно смазав гидродвигатели и резьбовые соединения. Резиновые шланги распределителя у подвесной машины обвертываются брезентом или оклеиваются.

Перед пуском силового блока проверяется исправность системы подвески машины, для чего поднимается груз массой 2 т на высоту 2-3 м над палубой.

Запрещается поднимать машину на стрелу, находиться под машиной, подвешенной к стреле, и производить выборку кошелькового невода при волнении моря от 5 до 6 баллов и более. Перед эксплуатацией машины с электродвигателем в обязательном порядке проверяется наличие и целостность заземления.

При подготовке к пуску подвесной машины с гидроприводом она опробывается без нагрузки в течении 5-7 минут для повышения температуры рабочего масла до 30-60°С, особенно в холодное время года.

Жгут кошелькового невода заправляется после его формирования в жгутоформирователь.

 При замете кошелькового невода запрещается находиться на неводной площадке и на самом кошельковом неводе, между рабочим ботом и вытравливаемым стяжным тросом, переступать через трос или пролезать под ним, направлять и снимать руками стяжные кольца с кронштейна или лотка, прикосаться к сходящему за борт неводу и стяжному тросу. В конце кошелькования стяжной трос выбирается на самой малой скорости. При подходе стяжных колец к выстрелам лебедка останавливается, а барабаны тралово-сейнерной или траловой лебедок стопорятся. Стяжные кольца поднимаются на борт только с помощью грузоподъемных средств.

При выборке кошелькового невода с помощью силового блока укладчики невода должны постоянно следить за прохождением через блок стяжных колец и находиться в стороне от места, куда они могут упасть. Запрещается располагаться на набегающей части кошелькового невода, удерживать невод при его стравливании с неводовыборочных машин, направлять и распутывать дель на работающих барабанах.

 

Раздел 6. Вопросы для самоконтроля

 

1. Каков принцип действия кошельковых неводов?

2. Назовите основные способы лова кошельковыми неводами?

3. Перечислите достоинства и недостатки лова кошельковыми неводами?

4. Каковы особенности поведения рыбы на основных этапах лова?

5. Какие требования предъявляют к длине и высоте кошельковых неводов?

6. Укажите достоинства и недостатки кошельковых неводов различной формы?

7. Перечислите требования к размеру ячеи и толщине нитки в различных частях кошельковых неводов?

8. Назовите требования к плаву и загрузке кошельковых неводов?

9. Каково назначение физических средств интенсификации лова кошельковыми неводами?

10. Перечислите основные особенности поиска косяков для лова кошельковыми неводами?

11. Укажите особенности замета кошельковых неводов?

12. Каков характер изменения нагрузки на стяжной трос в процессе кошелькования?

13. Охарактеризуйте особенности схем выборки кошельковых неводов?

14. В чем основные отличия технологии лова по одноботной и по двуботной системе?

15. Перечислите основные требования к судам для лова кошельковыми неводами?

16. Каковы особенности режима лова кошельковыми неводами?

17. Какие аварийные ситуации возможны при кошельковом лове?

18. Охарактеризуйте основные правила техники безопасности при кошельковом лове?

19. Перечислите основные пути повышения эффективности лова кошельковыми неводами?

20. Перечислите основные элементы кошельковых неводов?

21. Для чего служат стяжные кольца и стяжной трос?

22. Какими механизмами производят выборку кошелькового невода?

23. Чем производят выливку улова с кошельковых неводов?

24. Какие бывают схемы оснастки нижней подборы кошельковых неводов?

25. Какие суда осуществляют промысел кошельковыми неводами?

26. Что включает в себя понятие «Промысловые схемы»?

27. Дать определение термина «Промысловое устройство».

28. Достоинства и недостатки бортовой промысловой схемы при работе с кошельковым неводом.

29. Дать определение термину «неводная площадка».

30. Какие лебёдки используются на кошельковом промысле?

31. Предназначение выстрелов и канифас-блоков при работе с кошельковым неводом?

32. Какие механизмы используются для травления, выборки и укладки проводника?

33. Предназначение неводовыборочных маши и неводовыборочных комплексов, их разновидности?

34. Перечислить основные характеристики подвесной электрической неводовыборочной машины ПМВК-5.

35. Перечислить основные характеристики подвесной электрической неводовыборочной машины ПМВК-7.

36. Перечислить основные характеристики подвесной электрической неводовыборочной машины ПМВК-11.

37. Основное отличие подвесной электрической неводовыборочной машины ПМВК-11 от машин ПМВК-5 и ПМВК-7?

38. Предназначение и устройство формирователя.

39. Перечислить основные характеристики подвесной гидравлической неводовыборочной машины ПМВК-4.

40. Общее представление палубной неводовыборочной машины «Триплекс» (сколько барабанов и для чего они нужны, как обеспечиваются наилучшие условия тяги невода, тип привода)?

41. Назначение и основные элементы сетевыборочного крана «Триплекс»?

42. Назначение вспомогательных барабанов неводовыборочной машины «Триплекс» модели «Супер»?

43. Какой тип привода используется в неводовыборочных машинах «Триплекс» (электрический или гидравлический)?

44. Назначение рыбонасосов (рыбонасосных установок)?

45. Основные преимущества погружных рыбонасосов?

46. Какой тип привода используется в рыбонасосной установке ПРК-200?

47. Для чего предназначена насосная станция рыбонасоса ПРК-200?

48. Перечислить основные характеристики рыбонасоса ПРК-200?

49. Основные элементы рыбонасосной установки РУП-3 и их назначение?

50. Перечислить основные технические характеристики рыбонасосной установки РУП-3?

51. Какие основные типы судов использовались на промысле дальневосточной сардины (иваси) в 70–90-е годы прошлого столетия?

52. Описать промысловое устройство кошелькового лова на добывающем судне типа СРТМ пр. 502?

53. Описать промысловое устройство кошелькового лова на добывающем судне типа СТР пр. 503?

54. Описать промысловое устройство кошелькового лова на добывающем судне типа СТР пр.420?

55. Описать промысловое устройство кошелькового лова на добывающем судне типа РС-300?

56. Перечислить промысловые операции, осуществляемые на добывающем судне при ведении кошелькового лова.

57. Как производится наборка невода на неводной площадке добывающего судна (на примере СТР пр. 503)?

58. Достоинства и недостатки проводниковой схемы замёта.

59. Описать процесс кошелькования с примером схемы на добывающих судах типа СТР пр. 503.

60. Описать процесс выборки и укладки кошелькового невода с примером схемы на добывающих судах типа СТР пр. 503 либо СРТМ пр. 502М.

61. Описать процесс подсушки кошелькового невода с примером схемы на добывающих судах типа СТР пр. 503.

62. Описать процесс выливки улова с примером схемы на добывающих судах типа СРТМ-800 либо СТР пр. 503, СТР пр. 420.

63. Основные схемы кошелькового промысла.

64. Основные схемы замёта кошелькового невода.

65. Назначение плавучего якоря.

66. Назначение проводника.

67. Назначение стяжного.

68. Назначение приуха.

69. Назначение аркана (уреза).

70. Определение кляча.

71. Определение литера.

72. Определение крыла невода, отличие пятного и бежного.

73. Определение термина Ворота.

74. Определение термина сливная часть.

75. Назначение бокового (дополнительного) стяжного троса.

76. Назначение струны носовой.

77. Назначение струны кормовой.

78. Назначение затяжного конца.

79. Виды механизмов для выборки кошельковых неводов.

80. Отечественные машины выборки кошельков с гидравлическими и электрическими приводами.

81. Отечественные и зарубежные комплексы (механизмы) используемые на кошельковом промысле.

82. Назвать подвесные механизмы для работы с кошельковым неводом.

83. Перечислить отечественные и зарубежные стационарные (палубные) механизмы и комплексы, используемые на кошельковом промысле. Описать их принцип работы.

84. Шлюпочный замет, принцип работы и недостатки.

85. Безшлюпочный замет, принцип работы и недостатки.

86. Проводниковый замет, достоинства и принцип работы.

87. Описать процесс кошелькования.

88. Описать процесс выборки и укладки кошелькового невода.

89. Описать процесс выливки улова из кошелькового невода.

90. Механизмы, используемые для выливки улова из кошелькового невода.

91. Что является основным рабочим органом неводовыборочной машины?

 


Глава 3. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАЛОВОГО ПРОМЫСЛА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ
САРДИНЫ (ИВАСИ)

Траловый промысел водных биологических ресурсов широко распространен во всех странах с развитой рыбной промышленностью – России, Японии, США, Норвегии, ФРГ и т.д.

Тралы являются основным орудием океанического рыболовства, ими добывается около 70% водных биологических ресурсов: рыб и морепродуктов. Широкому распространению тралового промысла способствует его универсальность, большая маневренность, возможность осуществления лова практически на любых глубинах и в сложных условиях моря, относительно высокий уровень механизации, сравнительная простота механизации и автоматизации, возможность полной или частичной переработки рыбы на добывающих судах, оборудованных необходимым технологическим оборудованием, высокая производительность и экономическая эффективность.

Промысловыми объектами тралового лова являются, как правило, косячные и относительно разреженные скопления рыб, например, минтай, хек, скумбрия, сардина, сельдь и т.д., и нерыбных объектов, таких, как креветки, кальмары и т.д.

Несмотря все положительные качества тралового лова водных биологических ресурсов, в 70-90-е годы масштабного освоения отечественными рыбодобытчиками дальневосточной сардины (иваси) технология тралового лова не использовалась. Основной технологией добычи данного объекта в указанный период являлась технология кошелькового лова, подробно описанная в предыдущей главе.

Однако, за период с 90-х годов прошлого столетия и до сегодняшнего дня ситуация с добычей дальневосточной сардины (иваси) кардинально изменилась в сторону начавшегося ее возобновления. Это связано, прежде всего, с восстановлением и увеличением численности популяций дальневосточной сардины (иваси), создавшей потенциальную возможность ее промыслового изъятия.

В указанный период на Дальнем Востоке России, являющемся районом обитания дальневосточной сардины (иваси), произошли большие изменения в структуре рыбодобывающей отрасли. В этот период основными объектами крупномасштабного промысла явились минтай и сельдь, при освоении которых использовалась технология тралового лова. В этой связи изменилась и структура добывающего флота Дальневосточного региона, основу которой стали составлять в основном крупнотоннажные траулеры: БМРТ, РТМС, БАТМ и др. Данные добывающие суда отличаются хорошими мореходными качествами, высокой производительностью тралового лова, наличием технологического оборудования, позволяющего производить из сырца готовую продукцию и обеспечить ее долговременное хранение, а также увеличить автономность добывающего судна по заполнению трюмов по основному виду продукции.

Одновременно с этим, удельный вес малотоннажного и среднетоннажного флота поэтапно уменьшался в связи с происходящим его «старением»: физическим и моральным износом. После завершения промысла дальневосточной сардины (иваси) с использованием технологии кошелькового лова большое количество таких судов было переоборудовано под другие технологии промысла, не сочетающиеся с технологией кошелькового лова, например, под ярусный, крабовый, креветочный и т.д. Орудие рыболовства – кошельковый невод, в связи с окончанием промысла, потеряло свою актуальность и сегодня не изготавливается в промышленных масштабах ни на одной из фабрик по постройке орудий рыболовства. Кроме того, в период «разграбления» рыбной отрасли большой урон был нанесен обрабатывающему флоту: плавучим базам и заводам, которые были практически полностью выведены из эксплуатации по разным причинам. Это не позволило во многих случаях использовать на промысле экспедиционную форму его организации. Такая же участь постигла и транспортный флот. Тем не менее, на промысле осталась большая армада крупнотоннажных траулеров, работающих в основном в автономной форме добычи и сосредоточенных в зимнее время в основном на промысле крупноодуемого объекта добычи - минтая в Охотском море, а в летнее время на аналогичном промысле в Беринговом море. Наряду с этим, данные добывающие суда работают на другом крупноодуемом объекте добычи – сельди. В обоих случаях успешно реализуется технология тралового лова.

Ситуационный анализ промысловой биологии дальневосточной сардины (иваси) по увеличению ее запасов в последние годы и прогнозных значений ученых отраслевой науки показал, что складывается тенденция увеличения объемов, начиная с 2010 года. Наметившаяся динамика позволяет спрогнозировать увеличение объемов дальневосточной сардины (иваси) до уровня в 2,12 млн. т., при доли нерестового запаса 891 тыс. т.

На сегодняшний день перед рыбопромышленниками Дальневосточного региона в связи с началом возобновления промысла дальневосточной сардины (иваси) имеются большие проблемы, связанные с возобновлением технологии кошелькового лова: фактически полное отсутствие малотоннажных и среднетоннажных добывающих судов, промысловое устройство которых позволяет работать по технологии кошелькового лова, полное отсутствие изготовителей кошельковых неводов и их чрезмерно высокая стоимость, отсутствие квалифицированного промыслового персонала, способного использовать на промысле технологию кошелькового лова.

Вместе с тем, характер исследованных скоплений дальневосточной сардины (иваси) показал смешанный характер, т.е. одновременное присутствие двух промысловых объектов: дальневосточной сардины (иваси) и японской скумбрии. Такое «промысловое соседство» создает реальную потенциальную возможность в освоении этих двух промысловых объектов с помощью технологии тралового промысла, традиционно используемой при добыче японской скумбрии крупнотоннажными добывающими судами. Причем, во избежание смешанных уловов возможно производить короткие прицельные траления на отдельные плотные косяки дальневосточной сардины (иваси), а выливку улова производить с применением рыбонасоса, чтобы предотвратить ее смятие, влияющее на товарный вид готовой рыбопродукции.

 Ведение такого промысла позволит повысить эффективность и рентабельность работы таких судов на возобновляемых объектах добычи путем переориентации его с промысла беринговоморского минтая за счет сокращения эксплуатационных расходов, в т.ч, расходов топлива на переходы в удаленные районы промысла. Особенно это становится актуальным для добывающих судов рыбохозяйственных предприятий Приморского края и Сахалинской области, находящихся в территориальной близости от основных промысловых районов дальневосточной сардины (иваси) и японской скумбрии. К слову сказать, Приморский край на сегодняшний день является единственным регионом Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, наиболее оснащенным крупнотоннажными судами. В этой связи решение задачи продовольственной безопасности страны и успешная реализация национальной политики импортозамещения на сегодняшний день напрямую связаны с началом успешной реализации промысла дальневосточной сардины (иваси) крупнотоннажными судами с использованием технологии тралового лова.

В данной главе представлены материалы по технологии и организации тралового промысла дальневосточной сардины (иваси) крупнотоннажными добывающими судами.

 

Раздел 1 Контрукции разноглубинных тралов и обоснование их использования на промысле дальневосточной
сардины (иваси)

 

Особенностью проектирования современных разноглубинных тралов является обязательный учет поведения объекта промысла как в естественных условиях (в динамике формирования промысловых скоплений), так и в зоне действия траловой системы во всех ее частях. Особенности поведения объекта промысла исследуются с помощью средств визуальных подводных наблюдений, с помощью проведения приборных исследований и применения косвенных методов.

На протяжении последних 20-ти лет на дальневосточных крупнотоннажных добывающих судах наибольшее распространение получили следующие конструкции разноглубинных тралов: трал 133/312 м и 110/600 м конструкции СПРП “Атлантика”, 94/488 м конструкции Клайдпедского филиала НПО промрыболовства, 112/560 м конструкции ДВ филиала НПО промрыболовства, 118/620 м конструкции рыбодобывающей компании «База активного морского рыболовства» г. Находка, Приморский край, РК- 215/1632 пр 2736-00 ООО Севрыбпроект , РК- 275,8/2112 пр 2765-00 «Орион», Атлантика 768 – 160/768 Fishering Service, 120/648 м и 130/190 м 147/640 м конструкции ПЭБ – для судов типа БАТМ и РТМС.

Кроме того, в настоящее время в технологии тралового лова используются траловые системы, включающие в себя жесткие (траловые доски) и гибкие (ГРУ) распорные устройства.

Названные конструкции разноглубинных тралов и элементы траловых систем успешно зарекомендовали себя на промысле таких объектов как минтай, японская скумбрия и сельдь тихоокеанская.

На успех промысла влияют следующие факторы: биологическое состояние объекта лова, его поведение, степень концентрации, распределение, реакция на отдельные предметы, скорость траления, параметры устья и т.д.. Следовательно, для обоснования параметров орудий лова необходимо проводить классификацию скоплений в районах возможного промысла по видам рыб и сезонам года, получения количественных величин показателей реакций и их учета в расчетных формулах с целью обоснования параметров устья трала. На основе поведения рыбы, обосновываются не только общие размеры устья (площадь) трала, но и соотношение между его вертикальными и горизонтальными размерами.

При обосновании размеров устья трала и соотношения между его горизонтальным и вертикальным раскрытием за основу берутся размеры, форма и распределение плотности облавливаемых косяков и скоплений. При этом различаю следующие случаи: лов косяков, основные размеры которых соизмеримы с размерами устья трала и велика вероятность захвата тралом лишь некоторой части косяка; лов скоплений рыбы больших горизонтальных размеров и высоты, соизмеримой с вертикальным раскрытием, при этом обычно существенным является распределение плотности рыб по высоте скопления; лов больших «линейных» скоплений рыбы, когда в расчетах высотой скопления можно пренебречь; лов косяков или скоплений, размеры которых значительно превышают размеры устья трала и соответствующие ошибки его наведения на рыбу.

Обоснованием параметров устья разноглубинных тралов на протяжении многих лет занимали ученые промышленного рыболовства и ему посвящено много исследовательских работ, по результатам которых разработаны аналитические методики расчета, подтвержденные практическим внедрением на рыбодобывающих судах. При этом большинство исследователей отмечает, что для различных объектов существует оптимальный размер вертикального раскрытия, который тесно связан с величиной облавливаемых скоплений определенной плотности в вертикальном направлении. Однако в случаях, когда параметры распределения рыбы в физическом пространстве (плотность поля косяков и относительная плотность заселения) ниже определенных значений, для достижения высоких уловов, величина вертикального раскрытия будет соответственно увеличиваться.

Установлено, что горизонтальная протяженность скоплений дальневосточной сардины (иваси) сардины на порядок превышает их вертикальные размеры. Следовательно, на эффективность работы разноглубинного трала оказывают влияние вертикальное раскрытие трала и прицельность наведения его на скопление рыб.

Для облова плотных косяков или групп косяков дальневосточной сардины (иваси) в дневное время суток необходимо определить параметры входного устья трала. Оптимальный размер вертикального раскрытия разноглубинного трала тесно связан с величиной облавливаемых скоплений в вертикальном направлении. Кроме этого, на вероятность облова скопления существенным образом влияет расстояние, на котором рыба реагирует на приближающиеся предметы. Под дальностью реакции следует понимать расстояние рыбы до раздражителя, на котором она изменяет траекторию своего движения. Дистанция реакции стайных пелагических рыб на элементы оснастки в зоне спугивания составляет от 3–4 до 7–10 м, а в некоторых случаях и выше.

При выборе конструкции разноглубинных тралов и их размеров для промысла дальневосточной сардины (иваси), прежде всего необходимо учитывать вертикальный и горизонтальный размеры стаи в естественном состоянии, определяемые по эхограммам гидроакустических приборов. 

Анализ эхограмм и результатов траловых уловов с НИС «ТИНРО» летом 2016 г. (см. рис. 1.9) позволил идентифицировать характерные акустические изображения «чистых» и смешанных скоплений дальневосточной сардины (иваси) в различное время суток. В дневное время суток скопления сардины регистрировались эхолотом в виде разрозненных плотных косяков или групп косяков в приповерхностных горизонтах до 30 м, активно избегающих шумового поле судна. Для ведения прицельного траления нет необходимости в применении разноглубинных тралов с большим вертикальным раскрытием. Для этого вполне подойдут разноглубинные тралы с вертикальным раскрытием 40-70 м. Как показали исследования, дальневосточная сардина (иваси) является довольно быстрой рыба, но по сравнению с японской скумбрией, она уступает ей по скорости. Следовательно, скорость траления должна располагаться в диапазоне 4-5 узлов. Расположение косяков дальневосточной сардины (иваси) до глубины 30 м создает условие осуществления траления практически у поверхности воды.

В данном разделе представлены основные результаты исследований в области обоснования размеров входного устья и его оснастки разноглубинных тралов для использования их на промысле дальневосточной сардины (иваси) с учетом особенностей ее поведения в естественных условиях.

 




Дата: 2019-03-05, просмотров: 633.