Выборка и укладка кошелькового невода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выборка невода начинается с подъемом стяжного троса, в одном случае - одновременно с кошелькованием, в другом - после того, как на барабан лебедки выбрано 200-250 м стяжного троса, в третьем - только после кошелькования.

Выборка кошелькового невода может производиться следующими способами.

1. Добывающее судно с помощью бота постоянно удерживается рабочим бортом на ветер. В этом случае отслеживается положение судна, чтобы оно не перешло линию ветра носом или кормой. В случае «перевалки» судном линии ветра, например, носом, и продолжении дрейфа под его действием в обметанное пространство (рис.2.61), бот должен буксировать судно за нос по направлению КУ = 130-160°.

 

Рис. 2.60. Пространственная схема кошелькового невода в конце кошелькования

 

После того как нос судна выйдет на ветер, буксир переводится в район мидель-шпангоута, и бот продолжает буксировать судно по направлению КУ = 80-90° ЛБ до тех пор, пока не появится возможность выбирать кошельковый невод. При выполнении этих операций кошелькование производят за кормовую ветвь стяжного троса.

Рис. 2.61. Буксировка ботом при дрейфе судна в обметанное пространство

 

2. Кошельковый невод выбирается по кругу с помощью бота. Проводится эта операция при ветре не более 3 баллов с применением паруса. Судно идет кормой на ветер (ход самый малый). При КУ 120-130°, после того как перейдет линию ветра, парус убирается, и ход сбавляется до среднего (рис. 2.62).

Рис. 2.62. Выборка кошелькового невода с помощью бота

 

3. Добывающее судно выходит в исходную точку замета нерабочим бортом на ветер. В этом случае бот оттягивает корму судна под углом 135°, поддерживая ее и не позволяя втягиваться в кошельковый невод (рис. 2.63).

Рис. 2.63. Буксировка ботом при выходе судна в исходную точку нерабочим ботом на ветер

 

Когда невод уже скошелькован, бот оттягивается корму под углом 60-70°, окончательно освобождая ее от стенки невода (рис. 2.64). В дальнейшем корма удерживается так, чтобы была возможность не только выбирать кошельковый невод, но и одновременно двигаться по периметру обметанного пространства, за счет чего, в конечном итоге, развернуться ПБ на ветер.

В большинстве случаев, как отмечалось выше, выборку невода начинают, не дожидаясь полного окончания кошелькования. Для этого два-три бежных литера оснащают «отрывными» карабинами, которые подвязываются к огонам уздечек, с тем чтобы при выборке невода происходила самоотдача (обрыв) карабина от уздечки.

 

Рис. 2.64. Буксировка судна ботом в конце кошелькования

 

При хорошей погоде спешить с выборкой невода до окончания кошелькования не следует, так как это создает дополнительные нагрузки, а также условия для стягивания в жгут бежных литеров и возникновения «ворот» под корпусом судна. Часто к выборке приступают только после, завершения операции кошелькования, подняв при этом половину бежного литера.

Таким образом создается дополнительное перекрытие «ворот» под корпусом судна за счет свободно висящей дели бежных литеров, что препятствует выходу под него рыбы. При этом обнос судна неводом предотвращается путем оттягивания его от невода ботом. Положительные результаты при выборке невода дает также использование паруса, который устанавливается на ботдеке.

Карабины снимаются со стяжного троса и нанизываются на "струну". Она служит для проводки и компактного размещения карабинов, а также препятствует затоплению нижней подборы. По мере подхода уздечек с карабинами к силовому блоку они снимаются со "струны" и сбрасываются во внутрь невода. При этом отставание верхней подборы во время выборки устраняется притормаживанием нижней подборы за уздечки, а в свою очередь отставание нижней подборы устраняется путем соединения нескольких пар карабинов друг с другом.

На мостике внимательно отслеживается положение судна относительно невода и ветра. При необходимости выборка приостанавливается, производятся маневры так, чтобы ветер дул с рабочего борта. В маловетрие операция иногда производится по «кругу» для того, чтобы к ее окончанию судно описало полный круг и вышло рабочим бортом на ветер.

На кормовой площадке производится выборка и укладка кошелькового невода в строго определенном порядке.

Сетное полотно кошелькового невода в процессе выборки и укладки тщательно просматривается и в случае обнаружения порывов ремонтируется либо непосредственно на промысловой палубе при незначительных порывах, либо на берегу - при очень больших порывах, расколах и авариях.

 

4.3.6 Выливка улова

Перед этой операцией боковая подбора сливной части невода подвешивается на выстреле за кольца и приух верхней подборы выводится вместе с выстрелом перпендикулярно борту. Верхняя подбора может быть закреплена на судне за расположенное на ней кольцо с помощью грузового средства так, чтобы она возвышалась над поверхностью воды на 1,5—3,0 м. Нижняя подбора подсушивается и закрепляется у места выливки улова.

На некоторых судах устанавливаются машины для подсушки улова в сливной части невода. Они представляют собой систему ролов вдоль рабочего борта, с помощью которых можно выбирать и стопорить в определенном положении низы невода.

Рыба выливается из кошелькового невода рыбонасосами и каплерами. В зависимости от размеров рыбы применяются различные марки рыбонасосных установок РБУ. Так, для выливки дальневосточной сардины (иваси) используются рыбонасосные установками РБУ-150, РБУ-200 и РБУ-250.

Кроме палубных рыбонасосных установок, для выливки рыбы могут применяться погружные рыбонасосные установки (рис. 2.65, а). От стационарных рыбонасосных установок они отличаются меньшими габаритами, отсутствием тяжелых всасывающих шлангов, большей высотой подъема рыбы (до 10—12 м) и т. д. Погружные рыбонасосы особенно эффективны для выливки рыбы из невода на высокобортные суда, например плавбазы, так как высота всасывания у РБУ не превышает 5—6 м.

Производительность при выливке рыбонасосами в зависимости от типа рыбонасосной установки составляет 25—50 т рыбы в час. В последнее время промышленность начала выпускать рыбонасосы марок РУП и ИР-5П производительностью до 100 т рыбы в час.

На судах без рыбонасосных установок рыба выливается каплером — сетным мешком, посаженным на обруч диаметром 1,5—2,0 м (см. рис. 2.65). Нижняя кромка мешка снабжается кольцами и стягивается пропущенным через них тросом. К обручу крепятся 3—4 стропа, с помощью которых каплер прикрепляется к грузовому шкентелю стрелы. Каплер опускается в невод на грузовом шкентеле и грузовой стрелой и лебёдкой поднимается на судно. Произведя выливку рыбу в трюм или на палубу судна, каплер снова опускается и т. д.

Рис. 2.65. Устройства для выливки рыбы:

а — погружной рыбонасос; б — каплер;

1 — корпус насоса; 2 —шланг; 3 —стрела; 4 — водоотделитель; 5 —кабель электроиитаиия насоса; 6 — кольцо; 7 —гайтян; в — сетное полотно; 9 — серьга автомата-блока; 10— рама каплера; 11 — автомат-блок; 12 — тросик управления автоматом-блоком

 

Известны конструкции механических каплеров грузоподъёмностью до 40—50 кН. Так, одна из них представляет собой тележку, которая перемещается по рельсам вдоль борта судна. На тележке установлена станина с телескопической полноповоротной шарнирной стрелой. На конце стрелы находится сетной каплер. Механизированный каплер применяют для выгрузки улова из кошелькового невода на судно и с судна на берег. Каплеры в отличие от рыбонасосов практически не повреждают рыбу. Каплерами выливают до 20—30 т рыбы в час.

После выливки улова остаток невода добирается на неводную площадку, сквозь кольца пропускается стяжной трос, и невод снова готов к работе.

 

Раздел 5. Организация кошелькового промысла
дальневосточной сардины (иваси)

 

Технология кошелькового промысла дальневосточной сардины (иваси), как и любая технология промысла, является системой взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: объект промысла (его поведение в естественных условиях и в зоне действия орудия рыболовства), гидрометеорологические условия района промысла, орудие рыболовства, промысловые схемы, представляющие собой взаимосвязанную совокупность промыслового судна с установленным на нем промысловым устройством для ведения процессов добычи, организация ведения промысла.

Промысловая биология дальневосточной сардины (иваси), конструкция кошелькового невода, промысловые устройства добывающих судов, используемых на добыче дальневосточной сардины (иваси) и их промысловые схемы, представлены в предыдущих разделах данного учебного пособия.

В данном разделе представлена организация ведения кошелькового промысла дальневосточной сардины (иваси) малотоннажными и среднетоннажными добывающими судами, организация работы членов экипажей добывающих судов, основные требования по безопасности выполнения промысловых операций.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 539.