Замет кошелькового невода (вымётывание)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Замет кошелькового невода является особо важной промысловой операцией в технологии кошелькового лова. Именно он создает успешный задел всего кошелькового промысла – обеспечивает вылов объекта промысла. Замет является единственной промысловой операцией кошелькового лова, напрямую связанной с объектом лова, его поведением, распределением в толще воды, реакцией на шумы добывающего судна и на движение опускающейся сетной стены и др. Это взаимодействие требует отдельного описания и толкования и будет представлено в соответствующем разделе. В данном разделе представлена техническая составляющая процесса замета – работа промысловых устройств добывающего судна. 

 

Шлюпочный замет. При шлюпочном замете к пятному приуху невода крепится пятной аркан, его слабина набирается на шлюпку, которая буксируется за кормой судна. По команде «Отдать невод», отдается конец удерживающий шлюпку, а с неё добавочно сбрасывается плавучий якорь. Силой торможения якоря и шлюпки с судна стаскивается кошельковый невод. Заканчивая вымётывание невода, судно подходит к шлюпке и принимает пятной аркан, который заведен на левый барабан лебёдки. После этого подтягивается пятное крыло невода.

Применяемые на малых судах шлюпки, оснащенные руль-мотором малой мощности, не могут маневрировать с прикрепленным пятным арканом. Для обеспечения безопасности людей, находящихся в шлюпке, в конце замета особое внимание уделяется капитаном добывающего судна точности подхода к шлюпке. При наличии на водном пространстве зыби или тумана в районе лова работа добывающего судна на замете кошелькового невода с использованием шлюпки опасна.

На крупных судах шлюпочный замет осуществляется с применением мотобота и скифа, мощность которых позволяет достаточно легко «подтащить» пятной аркан к остановившемуся судну.

 

Бесшлюпочный замёт. При бесшлюпочном замёте к пятному аркану крепится буй. Кошельковый невод стаскивается сброшенным плавучим якорем. После выметки кошелькового невода, судно как можно ближе подходит к бую и «берет» его на борт. Поднятый конец заводится на левый барабан лебёдки и пятное крыло кошелькового невода подтягивается к борту судна. В конце замёта особое внимание капитана уделяется манёвру подхода судна к бую. В плохую погоду это сопровождается многими реверсами, что может привести к намотке дели сливного литера на винт. Маневрирование осложняется тем, что судно удерживается стяжным тросом и бежным арканом.

 

Проводниковый замет. Замет с проводником или проводниковый замет можно осуществлять при отсутствии хорошей видимости, наличии зыби и ветра. Проводник наматывается на левый барабан лебёдки и прикрепляется к пятному приуху. По команде «Отдать невод» с кормы сбрасывается плавучий якорь, который стягивает невод с судна. С правого борта травится стяжной трос, с левого - проводник. При отдаче невода и вымётывании первых литеров проводник травится совершенно свободно. При травлении «втугую», проводник будет буксировать за судном сливной литер, либо лопнет. По мере вымётывания проводник травится с нарастающим натягом, а примерно с половины замёта барабан стопорится и включается на выборку с максимальной скоростью. Однако, из-за недостатка скорости выборки лебёдки к моменту остановки судна в воде может оставаться значительная часть проводника. При замёте с проводником судно свободно в манёврах, и всё внимание капитана уделяется обмёту косяка. Где бы судно не остановилось, невод будет подтянут проводником.

К недостаткам этой схемы замета относятся:

1) Малая скорость выборки проводника ввиду отсутствия мошной скоростной лебедки. По этой причине судно, выметав кошельковый невод теряет время от 5-ти до 10-ти минут на выборку проводника, находясь в воротах кошелькового невода, создавая возможность объекту промысла выйти через них из невода;

2) Проводник создает возможность ухода косяка рыбы из невода, если она распределяется близко к поверхности воды, а проводник травился «втугую» и глубоко не погрузился. Проводник можно травить до конца замёта, но это увеличит время его выборки.

При бортовой схеме стяжной торос выметывается с правого барабана многооперационной лебёдки с небольшим натяжением, чтобы не образовывались колышки. Скорость травления регулируется тормозом или приводом.

 

Кошелькование

Кошелькование может осуществляться за один или оба конца стяжного троса, если позволяет тяговое усилие лебедки. В последнем случае происходит ускорение процесса кошелькования.

При подходе судна к концевому бую выбирается проводник до места соединения со стяжным тросом и пятным клячем. Затем к глаголь гаку, свободно висячему на носовой струне, подсоединяется трёхзвёнка. Далее, к глаголь-гаку подсоединяется скобой подтяжной конец, выведенный через киповую планку на турачку брашпиля (или проводниковую лебёдку) и набивается. Эта операцию выполняется боцманом. Затем тралмастер отрезает привязку, крепящую пятной кляч к месту соединения проводника со стяжным тросом, и пятное крыло переводится по носовой струне на бак (при помощи брашпиля или лебёдки). Далее, с проводниковой лебёдки через мальгогер подается дополнительный конец, который подсоединяется скобой к боцманскому кончику, затем набивается и перерезается привязка, соединяющая гашу бокового стяжного троса с гашей боковой подборы. При выборке пятного кляча буй и плавучий якорь отсоединяются.

Начинается выборка стяжного троса. При подходе стяжных колец к борту барабаны лебедки останавливаются. Скорость кошелькования меняется от наибольшей в начальный период, до минимальной по мере подхода стяжных колец к судну. Средняя скорость кошелькования составляет порядка 60 м/мин. Оптимальная режим кошелькования принимается следующим: первые 400м стяжного троса выбирается со скоростью 100-120 м/мин, последующие 250 м - 60 м/мин, следующие 200 м - 30-40 м/мин и оставшиеся - 20-30 м/мин.  При выборке стяжного троса, особенно в конце кошелькования, необходимым является избегание динамических ударов, возникающих при соскальзывании шлагов стяжного троса на барабане лебёдки.

Схема кошелькования, применяемая на добывающих судах типа СТР пр. 503 представлена на рисунке 2.48.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 754.