Отгрузка кошельковых неводов с фабрики орудий лова и погрузка на судно является сравнительно трудоемким процессом. В связи с большим объемом и массой кошельковый невод отгружают по частям (как правило, каждую секцию отдельно). Одна из схем отгрузки невода из цеха на автомашину показана на рис.2.28
Рис. 2.28. Схема отгрузки кошелькового невода из цеха:
1 - тельфер; 2 - силовой блок; 3 - отгрузочное окно;
4 - силовой блок; 5 - автомашина
По этой схеме связанный в жгут временными завязками кошельковый невод подается с помощью тельфера 1 в конечную часть цеха. Затем с помощью двух силовых блоков 2 и 4 он протягивается через специальное отгрузочное окно 3 и грузится на автомашину 5.
Существует большое количество разновидностей схем отгрузки неводов, однако достоинством данной схемы является то, что операции по перемещению невода в цеху, передача его из цеха и погрузка механизированы. Затраты ручного труда связаны только с укладкой невода в кузове автомобиля. Данная схема не требует подачи транспорта (автомашины) в цех, что очень важно для работающих в нем в зимний период года.
Выгрузка кошелькового невода из автомашины на борт судна более трудоемка. Одновременно с выгрузкой необходимо соединить секции в цельный невод. В большинстве случаев эта операция осуществляется одним из двух способов.
В первом случае для этого специально оборудуется причал. К пирсу от места стоянки автомобиля монтируется тельферная линия с выходом в район палубы судна. Иногда тельферы заменяются двумя силовыми блоками, один из которых размещен над кузовом автомобиля, другой - вблизи судна.
Для удобства укладки кошелькового невода на промысловую площадку зачастую используется также укладочный блок промыслового судна.
Во втором варианте погрузку кошелькового невода ведут у пирса, не оборудованного специальными механизмами, т.е. тельферами или блоками. В этом случае для погрузки используется портовый кран, установленный на причале. Жгут невода поднимается с помощью стропа над машиной, затем кран смещает жгут в сторону судна, а образующуюся слабину жгута невода выбирают на судно с помощью силового блока. При этом жгут невода не должен касаться причала, так как это чревато порывами или замачиванием сетного полотна.
Соединение секций друг с другом производится на причалах или площадке промыслового судна. В случае если соединение ведется на причале (пирсе), то предварительно участок причала застилается брезентом. Соединение ведется распускной петлеобразной шворкой ячея в ячею по схеме, показанной на рис.2.29
Рис. 2.29. Соединение секций кошелькового невода
Раздел 3. Промысловые устройства и схемы
Кошелькового промысла дальневосточной сардины (иваси)
Технология кошелькового промысла является одной из самых производительных технологий промысла водных биологических ресурсов. В отечественном рыболовстве, особенно на Дальнем Востоке, кошельковый лов активно развивался и использовался в 70-90-х годах прошлого столетия на промысле дальневосточной сардины (иваси) малотоннажными и среднетоннажными добывающими судами.
Промысловые схемы являются важным компонентом технологии любого вида промысла, при котором используется промысловое судно или береговое промысловое оборудование, и представляют собой в общем случае взаимосвязанную совокупность промыслового судна с установленным на нем промысловым устройством для ведения процессов добычи по одной или нескольким технологиям промысла и орудия рыболовства. В свою очередь, промысловое устройство – это совокупность промысловых машин, механизмов и промыслового оборудования, которая обеспечивает выполнение всех операций процесса добычи рыбы. Формирование промыслового устройства, набор промысловых машин, их количество и параметры, а также их взаимное расположение обуславливают количество операций процесса, их продолжительность и трудоемкость.
В технологии кошелькового промысла применяются две схемы – одноботная и двуботная. По первой схеме – замет и выборка кошелькового невода осуществляется с одного промыслового судна, по второй – с двух судов. Одноботная схема имеет наибольшее распространение в промышленном рыболовстве.
При реализации технологии кошелькового промысла по одноботной схеме применяются несколько промысловых схем, отличающихся между собой способом кошелькования и выборки кошелькового невода: бортовая и кормовая. Традиционной для добывающих судов, ведущих промысел дальневосточной сардины (иваси), является бортовая промысловая схема.
Это объясняется рядом следующих ее достоинств:
- замет кошелькового невода осуществляется с кормы промыслового судна несмотря на то, что эта технологическая операция может выполняться и с борта;
- кошелькование и выборка невода осуществляется с борта судна, что позволяет осуществлять промысловые работы с канатами и с сетной частью невода в различных частях промысловой палубы судна, и создает благоприятные условия для подсушки и выливки улова;
- выливка рыбы упрощается и может производиться как средствами гидравлической механизации, так и с помощью каплеров.
Наряду с этим, имеется и ряд недостатков одноботной схемы ведения кошелькового лова:
- в процессе кошелькования и выборки невода затруднен выход промыслового судна из невода собственным ходом (при работе винта) в связи с возможностью намотки невода на винт. При этом может произойти так называемое «затягивание» промыслового судна в невод. Для его предотвращения при слабом ветре судно должно иметь достаточно мощный промысловый бот или мощные подруливающие устройства.
- при значительной парусности промыслового судна создается большие нагрузки на промысловые машины;
- необходимость совершения дополнительных маневров вокруг обнаруженного косяка рыбы при замете невода, который усложняется тем, что промысловое судно должно располагаться рабочим бортом к ветру.
Несмотря на перечисленные недостатки бортовой промысловой схемы ведения кошелькового промысла, совокупность ее достоинств позволила занять лидирующее положение и найти широкое промышленное применение в кошельковом промысле дальневосточной сардины (иваси).
В данном разделе представлены промысловые устройства и бортовые промысловые схемы добывающих судов, работающих по одноботной схеме на кошельковом промысле дальневосточной сардины (иваси).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 546.