На рис. 2.31 представлена конструкция подвесной неводовыборочной машины ПМВК-5, где:
- втулка рабочего барабана (1) с электродвигателем (24), размещённым внутри неё;
- двигатель опирается на левую (23) и правую (2) щеки машины, с помощью цапф (4) и (25);
- барабан вращается на подшипниках (3) и (26), размещенных на цапфе (опора подшипника на валу);
- вал (12) электродвигателя проходит через цапфу;
- полумуфта (5) кулачковой муфты посажена на валу;
- полумуфта (6) соединена с валом (8) цилиндрического зубчатого редуктора шпонкой (7);
- вращение вала обеспечивается двумя радиальными шариковыми подшипниками (9,10);
- шестерня (11), закрепленная шпонкой на валу;
- вращательный момент передается с шестерни (11) на шестерни (13,14), которые свободно вращаются на неподвижной оси (15);
- на вал (17) вращение передается через зубчатое колесо (18) с шестерни (14);
- радиальные шариковые подшипники (16,20) обеспечивают вращение вала (17) и его крепление к корпусу редуктора.
- зубчатое колесо (22), укрепленное на втулке барабана, находится в постоянном зацеплении с шестерней (21), консольно закрепленной на валу (17);
- щёки соединены между собой тягами (19) снизу и откидной траверсой (32), крепящейся к щекам на закладных штырях (31) сверху;
- сверху траверзы прикреплен вертлюг (33);
- питание от судовой электросети к двигателю подводится через клемный блок (28), расположенный на левой щеке;
- непосредственно к двигателю от клемного блока питание подводится по бронированному кабелю (27);
- в верхней части машины над круговыми роульсами (29), закреплёнными на щеках, установлены щитки для увеличения ёмкости барабана и предотвращения рассыпания жгута и набрасыванию дели на раму.
![]() |
Рис. 2.31. Конструкция ПМВК-5
Конструкция машины ПМВК-5 обеспечивает неподвижное состояние электродвигателя во втулке барабана. А барабан обкатывается вокруг двигателя на цапфах.
Основные характеристики ПМВК-5
- тяговое усилие, тс | F=2.5 |
- мощность двигателя, кВт | P=7.4 |
- частота вращения вала, об./мин | n=1500 |
- скорость выбирания, м/мин | V=17 |
- масса, кг | m=450 |
Конструкция машины ПМВК-7 схожа с конструкцией ПМВК-5, отличия заключаются лишь в тягово-скоростных характеристиках.
Основные характеристики машины ПМВК-7
- тяговое усилие, тс | F=3.5 |
- мощность двигателя, кВт | P=8.2 |
- частота вращения вала, об./мин | n=1500 |
- скорость выбирания, м/мин | V=15 |
- масса, кг | m=475 |
На рис.2.32 изображена конструкция подвесной неводовыборочной машины ПМВК-11. Рабочий тяговый орган машины, в отличии ПМВК-5 и ПМВК-7, двух-желобчатый, обрезиненный, что обеспечивает разделение нижней и верхней подбор во время выборки независимо от положения судна по отношению к неводу, что уменьшает отставание верхней подборы и износ сетного полотна.
![]() |
Рис. 2.32. Конструкция ПМВК-11
1, 8 – подшипники; 2 – опорные щеки; 3 – оси; 4 – траверса;
5 – вертлюг траверсы; 6 – съемные резинометаллические накладки; 7 – барабан; 9 – мотор-редуктор; 10 – основание
Привод представленной машины состоит из электродвигателя и планетарного и цилиндрического редукторов, которые соединены в один мотор-редуктор. Для обеспечения устойчивости к коррозии от морской воды корпус ПМВК-11 изготовлен из алюминиево-магниевого сплава.
Основные характеристики машины ПМВК-11
- тяговое усилие, тс | Fн=2.5 Fmax=3.75 |
- мощность двигателя, кВт | P=8.8 |
- частота вращения вала, об./мин | n=1500 |
- скорость выбирания, м/мин | V=17 |
- масса, кг | m=855 |
Для обеспечения обхвата жгутом невода рабочего барабана подвесные машины используются в комплексе со жгуто-формирователями. Конструкция формирователя от машины ПМВК-11 представлена на рис. 2.33.
![]() |
Рис. 2.33. Конструкция формирователя ПМВК-11
1 – обода; 2 – шарикоподшипники; 3 – ось;
4 – желобчатый барабан -катушка; 5 – полудуги; 6 – траверса
2.3.1.7. Подвесные гидравлические неводовыборочные машины
Конструкция гидравлическая неводовыборочная машина ПМВК-4 для судов типа МРС-225, РС-300 и др. представлена на рис. 2.34, где:
- гидромотор (МНШ-46) (1) закреплен на корпусе редуктора болтами и имеет вал (2), который входит в цилиндрический стакан, объединенный с шестерней (4);
- стакан закреплен на шарикоподшипниках (3, 5);
- с зубчатого колеса (4) вращательный момент передается на свободно вращающиеся шестерни (6, 7), расположенные на неподвижной оси (8);
- ось закреплена на подшипниках (9);
- с шестерни (7) крутящий момент передается на шестерню (10), которая передает движение на вал (12), закрепленный на подшипниках (13, 14);
- шестерня (15) консольно закреплена на валу (12) шпонкой;
- с зубчатого колеса (15) крутящий момент передаётся на шестерню (11), ступица которого крепится на втулке (19) рабочего барабана (16);
- барабан закреплен на оси (20) двумя подшипниками качения (21), а сама ось неподвижно закреплена на щеках (17, 22);
- сверху щеки соединены откидной траверсой 27 с закладными штырями 26, снизу тягами 18;
- для подвешивания машины на траверсе имеется рым-вертлюг 28;
- на уровне реборд барабана, на щеках, расположены круговые роульсы 24;
- для увеличения рабочего объёма барабана, выше роульсов, имеются щитки 25;
- внутренняя часть барабана имеет резиновые ребра 23, которые крепятся к барабану на болтах.
![]() |
Рис. 2.34. Конструкция ПМВК-4
Основные характеристики машины ПМВК-4
- тяговое усилие, тс | F=1.5 |
- мощность двигателя, кВт | P=6.5 |
- частота вращения вала, об./мин | n=1500 |
- скорость выбирания, м/мин | V=20 |
- масса, кг | m=150 |
3.1.8. Палубные неводовыборочные машины на примере тягового комплекса с машинами «Триплекс»
Норвежский завод Бьернхол (Bjørshol), сейчас известный как TRIPLEX AS [http://www.triplex.no/site/view/net_winches], с 1964 г. выпускает палубные неводовыборочные машины «Триплекс», имеющие три параллельных цилиндрических рабочих барабана, расположенных примерно в одной плоскости (рис.2.35.). Жгут невода, выбираемый барабанами, имеет форму ленты и идет над первым, под вторым барабанами и поверх третьего. Крайние барабаны вращаются в одну сторону, средний – в другую, что обеспечивает наибольший угол обхвата барабана лентой невода при протягивании ее всеми барабанами. Кроме того, угол наклона рабочих барабанов можно менять для обеспечения наилучших условий тяги невода.
![]() |
Рис. 2.35. Общий вид неводовыборочной машины
«Триплекс»
Машину устанавливают под некоторым углом к борту так, чтобы барабаны выступали за борт, а при швартовке и в походном положении их поворачивают вверх. Машина обычно имеет дистанционное управление, или органы управления машиной размещаются на ее станине. Машина устанавливается на рабочем борту в районе миделя и работает совместно с гидравлическим транспортным барабаном сете-выборочного крана (рис.2.36), размещенным над неводной площадкой.
В табл. 2.6 приведены типы последних разработанных машин «Триплекс» и их характеристики до 2010 г.
Рис. 2.36. Общий вид сете-выборочного крана «Триплекс»
1 – транспортный барабан; 2 – стрела; 3 - гидроцилиндры
Таблица 2.6
Типы машин «Триплекс» и их характеристики
Тип машины | Тяговое усилие, т | Скорость выборки, м/мин | Вес, кг |
525 / 300 | 6,5 | 50 | 1 550 |
603 / 360 | 12,0 | 50 | 3 600 |
840 / 500 | 18,5 | 50 | 6 800 |
850 / 500 | 25,0 | 50 | 7 500 |
1020 / 600 | 50,0 | 50 | 12 000 |
Во второй половине прошлого века была разработана машина 603/360/2А «Супер», предназначенная для самых крупных сейнеров и для выборки кошельковых неводов большого размера. Каждый рабочий барабан состоит из двух частей: длинная главная часть, находящаяся у корпуса редуктора, предназначена для выборки нижней подборы и сетной части невода, а вспомогательная короткая часть барабана, находящаяся у его конца, предназначена для выборки верхней подборы. Обе части барабана облицованы резиной и на главных барабанах имеются желобки. Обе части барабанов вращаются независимо, и привод главных и вспомогательных барабанов реверсивный. Нагрузки на барабаны различны, наибольшая нагрузка воспринимается первым по ходу невода барабаном, наименьшая – последним.
Независимая регулировка скорости выборки сетного полотна и верхней подборы при правильном подборе скоростей главных и вспомогательных барабанов позволяет добиться такого режима тяги, при котором невод выбирается равномерно, без отставания отдельных частей. При невнимательном управлении барабанами и несоответствии скоростей обеих частей рабочих барабанов можно порвать невод.
На рис. 2.37, представлена конструкция неводовыборочной машины «Супер», установленная на СТР-1320 пр. 503 типа «Альпинист».
![]() | ![]() |
Рис. 2.37. Конструкция неводовыборочной машины «Триплекс» модели «Супер»:
а - общий вид; б - вид со стороны редуктора
Рабочими органами неводовыборочной машины служат три цилиндрических главных барабана (1), вращающихся на осях, закрепленных на раме (2) машины. Барабаны несут основную нагрузку при выборке невода, и для увеличения сил трения с неводом на их резиновой облицовке имеются продольные канавки. Для выбирания подборы с наплавами у концов главных барабанов расположены приводные обрезиненные вспомогательные барабаны (3).
Опорой машине служит сварная станина, две ноги (4) которой трубчатые, а третья (5) имеет двутавровое сечение для размещения гидроцилиндра, который поворачивает раму машины на угол 110°. Барабаны устанавливают по-походному и при швартовке в вертикальное положение, чтобы они не выступали за линию борта судна. Горизонтальное положение барабанов – рабочее.
Таким образом, рама (2) неводовыборочной машины с помощью гидроцилиндра может поворачиваться относительно оси, наклоненной к горизонту под углом около 12°. Изменение положения барабанов (1, 3) в процессе выборки производится для регулирования укладки невода на рабочей поверхности барабанов. Первый барабан, принимающий невод из-за борта, расположен ниже третьего, с которого кошельковый невод сходит по направлению к укладочному ролу. Для улучшения условий подхода ленты кошелькового невода и условий его тяги в рабочем положении первый главный и вспомогательный барабаны устанавливаются, несколько выступая за борт судна. Барабаны снабжены отбойниками (6, 7), препятствующими свалу невода на раму машины или на борт судна.
Привод главных барабанов осуществляется от двух радиально-поршневых гидромоторов (8), которые через зубчатый редуктор и кулачковые муфты передают вращение барабанам. Каждый вспомогательный барабан имеет отдельный привод от лопастных гидромоторов (9). Вспомогательный барабан, принимающий подбору из-за борта и несущий наибольшую нагрузку, приводится во вращение двумя гидромоторами. Остальные два вспомогательных барабана, несущие меньшие нагрузки, приводятся в движение одним гидромотором на каждый. Вспомогательные барабаны (3) вращаются гидромоторами через цилиндрические передачи. Третий по ходу невода главный барабан может выключаться с помощью рукоятки (10).
Внешний вид неводовыборочной машины со стороны редуктора (барабаны повернуты горизонтально) отображен на (рис.2.8, б). Кронштейн (1) корпуса (2) редуктора осью (3) соединяется с шарниром сварной треноги (4). В отверстия двойного рычага кронштейна вставлена ось (5), которую охватывает головка штока (6) гидроцилиндра (7), который шарниром (8) связан с треногой. Передвижением с помощью гидросистемы поршня штока изменяет наклон барабана. На крышке (9) редуктора смонтированы радиально-поршневые гидромоторы (10). Трубы (11) от гидромоторов присоединены штуцерами к планке (12) на корпусе редуктора. Эти штуцера гибкими бронированными шлангами (13) соединяются со штуцерами (14), смонтированными на планке, закрепленной на треноге машины. Трубы (15) от гидромоторов вспомогательных барабанов соединены вместе и выведены на те же планки.
На рис. 2.38 представлен разрез неводовыборочной машины по осям барабанов.
![]() |
Рис. 2.38. Разрез неводовыборочной машины «Супер» по осям барабанов
Основанием механизма служит литой кронштейн (1), в гнездах которого смонтированы пустотелые оси (2) барабанов. На кронштейне закреплен литой корпус (3) редуктора. На осях барабанов на бронзовых втулках-подшипниках свободно вращаются сцепленные между собой зубчатые колеса (4). Эти колеса вращаются двумя шестернями (5), валики (6) которых уложены в роликоподшипники, смонтированные в корпусах (7). В шлицевые втулки, запрессованные в торцы валиков, входят шлицевые валы радиально-поршневых гидромоторов (8). Корпус редуктора закрыт крышкой-отражателем (9), поверхность которого ограничивает движение невода. Корпус и крышка образуют масляную ванну для шестерен и подшипников редуктора.
Ступицы зубчатых колес на торцах имеют кулачки, сцепленные с кулачками полумуфт (10), закрепленных болтами на литых главных барабанах (11), рабочая поверхность которых покрыта резиной.
Каждый барабан вращается на оси на бронзовой втулке, запрессованной в его ступице и в такой же втулке, запрессованной в отверстии кулачковой муфты (10). Для смазки в барабан через отверстие, закрытое пробкой, наливается 5 л масла. На кулачковую муфту надето кольцо, прикрывающее кулачки, к которому прижаты два композитных уплотнительных кольца, вставленных в гнездо крышки - отражателя. Эти кольца препятствуют вытеканию масла из редуктора и барабана.
На оси барабанов на двух бронзовых втулках вращается ступица (12), к которой болтами крепится вспомогательный барабан (13), покрытый рифленой резиной. Между ступицей и главным барабаном поставлено дистанционное кольцо. Отверстие ступицы у главного барабана уплотнено двумя композитными кольцами. У торца оси барабана на ступице болтами крепится зубчатый венец (14). На торец оси барабана надет литой отражатель (15), который закреплен фланцем (16) и шпонкой. Внутренняя полость отражателя служит масляной ванной для зубчатой передачи и предохраняется от утечек двумя уплотнительными кольцами, скользящими по кольцу, закрепленному на наружной кромке фланца ступицы. На торцах отражателей смонтированы лопастные гидромоторы(17) (два на первом барабане и по одному на втором и третьем), валики которых соединены с валиками шестерен (18), находящихся в зацеплении с венцами (14). Валики шестерен смонтированы на двух шарикоподшипниках, установленных в корпусах (19). Трубы (20) от гидромоторов проходят сквозь сверления осей барабана и крепятся к фланцам и пробкам (21), закрепленным на осях болтами. В выточках для труб во фланцах и пробках проставлены уплотнительные кольца.
Третий по ходу невода барабан выключается путем расцепления его кулачковой муфты. Для этого ступица вспомогательного барабана упирается в кольцо (22), застопоренное болтом на оси барабана, а между торцом ступицы главного барабана и кольцом2 имеется зазор. Между торцом кулачковой муфты и ступицей главного барабана поставлена дистанционная труба (23), сквозь отверстие которой проходит соединительная цапфа (24), закрепленная на трубе болтом. Цапфа проходит сквозь овальное отверстие оси барабана и отверстие в головке тяги (25), проходящей в центре сверления оси барабана и имеющей два диска, центрирующих ее в отверстии. Конец тяги имеет нарезку, ввинченную в нарезную втулку, поворачиваемую рукояткой (26). Цапфа может выниматься через отверстие в барабане для заливки масла, которое обычно закрыто пробкой. Вращая рукоятку, передвигают тягу, которая цапфой передвигает дистанционную трубу, а вместе с ней и полумуфту вдоль оси барабана, включая или выключая барабан.
На рис. 2.39 представлен общий вид транспортирующего устройства. К стойке портала на шарнирах закреплена вертикальная штанга (1) с рычагом (2), которая может поворачиваться гидроцилиндром (3). Барабан (4) шарнирно закреплен двумя стрелами (5), наклон которых (50° вверх и 40° вниз) может регулироваться гидроцилиндром (6). Барабан можно поворачивать в стороны с помощью гидроцилиндра (7). Таким образом, с помощью гидроцилиндров можно установить барабан в самое выгодное для укладки невода положение.
![]() |
![]() |
Рис. 2.39. Общий вид транспортирующего устройства
На рис. 2.40 представлен укладочный барабан в разрезе. Основные детали барабана для облегчения конструкции выполнены из алюминиевого сплава.
![]() |
Рис. 2.40. Укладочный барабан
На кронштейне (1), соединенном с под поддерживающими барабан штангами, смонтирована ось (2). На оси свободно вращается на бронзовой втулке-подшипнике зубчатое колесо (3), находящееся в зацеплении с шестерней (4), валик которой уложен в двух шарикоподшипниках, находящихся в корпусе (5), и соединен с валиком лопастного гидромотора (6). Зубчатая передача работает в масляной ванне, образованной полостью кронштейна и отражателем (7). Отражатель служит для направления ленты невода и закреплён на кронштейне болтами. На торце ступицы зубчатого колеса имеются кулачки, находящиеся в зацеплении с кулачками муфты (8), которая болтами закреплена на литом барабане (9). Наружная поверхность барабана имеет четыре канавки, в которые вставлены резиновые полосы, закрепленные болтами. Барабан вращается на бронзовой втулке, запрессованной в его ступице, и на такой же втулке, запрессованной в отверстии кулачковой муфты. В барабан для смазки наливается масло, а на кулачки муфты (8) надевается кольцо, наружная поверхность которого уплотняется двумя композитными кольцами, смонтированными в выточке отверстия отражателя. На торце оси закреплен второй отражатель (10).
Неводовыборочная машина «Триплекс», несмотря на сравнительно большие габариты, легко управляема и разворачивается по ходу движения кошелькового невода. Испытания неводовыборочной машины показали, что разница между фактической скоростью выбирания кошелькового невода и расчетной скоростью тяги на поверхности барабанов достигает 20–25%, что свидетельствует о значительной его пробуксовке на барабанах.
Технические характеристика тягового комплекса с неводовыборочными машинами «Триплекс»:
- расчетное усилие на поверхности главных барабанов, кН | 120; | |
- скорость тяги на главных барабанах при тяговом усилии 120 кН, м/мин | 11; | |
- диапазон регулирования тяги на главных барабанах, м/мин | 5-30; | |
- расчетное тяговое усилие на вспомогательных барабанах, кН | 25; | |
- диапазон регулирования скорости тяги на вспомогательных барабанах, м/мин | 0-40; | |
- наибольшее давление в гидросистеме главных барабанов, Н/см2 | 1400; | |
- производительность насоса гидросистемы главных барабанов, л/мин | 160; | |
- наибольшее давление в гидросистеме вспомогательных барабанов, Н/см3 | 1100; | |
- производительность насоса гидросистемы вспомогательных барабанов, л/мин | 130; | |
- потребляемая мощность насоса привода, кВт: | ||
главных барабанов | 40; | |
вспомогательных барабанов | 25; | |
- габариты машины (высота с поднятыми вверх барабанами), мм | 1950´1650´3750; | |
- номинальное тяговое усилие укладочного барабана, кН | 5; | |
- скорость укладки невода, м/мин | до 30. | |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1778.