Управление судами при расхождении включает следующие элементы:
- определение на с.х предполагаемого места встречи судов;
- выбор наиболее благоприятного места расхождения;
- выбор безопасного курса и скорости;
- согласование взаимных действий с судоводителем встречного судна;
- обмен визуальными и по необходимости звуковыми сигналами;
- сближение, уклонение и проследование судов относительно друг друга;
- вывод судна на курс после расхождения.
Место предполагаемой встречи судоводитель судна следующего вверх определяет по береговым и плавучим ориентирам с использованием навигационной карты, РЛС, УКВ р\с, АИС и т.п.При этом надо строго руководствоваться информацией, учитывать скорость судов, течения, ветра. Если место предполагаемой встречи окажется неблагоприятным для расхождения, необходимо заблаговременно принять меры и обеспечить расхождение а наиболее безопасном мест регулируя курс и скорость движения судна.
Выбор курса для расхождения регламентируется ПП по ВВП, в соответствии с которыми суда при встречном движении должны расходиться левыми бортами (кроме скоростных судов и плотоводов) и держаться правой по ходу стороны фарватера. Суда обязаны принимать все меры для безопасного расхождения и учитывать все факторы влияющие на траекторию движения судов при расхождении. Выбор скорости движения судов при расхождениина каждом его этапе является важнейшим решением судоводителя и определяется как обстоятельствами плавания (путь, внешнее воздействие), так и управляемостью судов в т.ч. их гидродинамическим взаимодействием.
Среди всех наблюдаемых целей рекомендуется в первую очередь определять опасные и потенциально опасные. Опасной принято называть цель, перемещение эхо-сигнала которой в соответствии с принятыми критериями создает опасность столкновения и вызывает необходимость выполнения маневра для расхождения.
Потенциально опасной, считается цель, перемещение эхо-сигнала которой не требует (в соответствии с установленными критериями опасности) маневра для расхождения в данный момент. Но такой маневр может стать необходимым в будущем (при дальнейшем сближении, неблагоприятном маневре другого судна, после выполнения нашего маневра для расхождения с опасной целью, после поворота на новый курс по навигации. Большим преимуществом САРП является возможность заранее предвидеть или предсказать такие ситуации, которые могут потребовать более сложного решения (ручная прокладка была бы при этом достаточно сложной). Полученная оценка позволяет предпринять заблаговременный маневр до того, как судно окажется связанным в своих действиях правилами маневрирования МППСС-72. При этом важную роль играет так называемое образное мышление судоводителя, позволяющее предвидеть (прогнозировать) ход процесса расхождения с судами и возможные изменения параметров их движения. Умение предвидеть является важным профессиональным качеством судоводителя, формируемым в процессе обучения, тренажерной подготовки, накопления профессионального опыта.
САРП обеспечивает не только необходимую информацию, но и дополнительные технические приемы прогнозирования развития ситуации - возможность "растягивания" векторов целей и своего судна, возможность проигрывания маневра (или нескольких последовательных маневров) в ускоренном масштабе времени.
Прогнозируя развитие ситуации, всегда следует учитывать возможность маневра встречного судна. Предположение, что приближающееся судно, следующее, по-видимому, безопасным курсом, сохранит этот курс, является настолько же распространенным, насколько и рискованным. Предположения не должны делаться на основании неполной информации, и особенно радиолокационной [правило 7(с)]. Одной из наиболее типичных ошибок судоводителей является склонность к игнорированию проходящего судна после того, как определено, что оно пройдет "чисто", если условия не изменятся. Это, возможно, одна из наиболее частых причин столкновений. Она обычно трактуется как "отсутствие должного наблюдения". Если другое судно находится в позиции, из которой оно может "достать" вас, наблюдение за ним должно быть постоянным, пока суда окончательно не разойдутся. Своеобразным ключом к предупреждению столкновений является принцип: "Относись ко всем встречным судам с крайним недоверием и подозрением". Контроль обстановки и непрерывное наблюдение за целью необходимы на всех этапах развития ситуации, вплоть до полного расхождения с ней.
Существующие типы САРП не позволяют каким-либо образом классифицировать наблюдаемые суда (например, по тоннажу, размерам и т. д.), хотя попытки извлечения этих данных из радиолокационной информации предпринимались неоднократно. Н. С. Зиминым предложен метод радиолокационного определения тоннажа наблюдаемого судна по его длине, ориентации и максимальной дальности обнаружения в САРП [18, 19], однако в существующих моделях САРП данный метод пока не реализован.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.