Ограничения РЛ-оборудования. На качество информации радиолокационной аппаратуры влияют ограничения РЛС, точность и надежность данных гирокомпаса и лага, недостатки алгоритмов и погрешности обработки информации.
Основные ограничения радиолокационного оборудования перечислены ниже.
1. Не предоставляется информация о подводных препятствиях в зоне обзора, которая необходима при выборе маневра расхождения.
2. Не все «цели» автоматически сопровождаются из-за ограничения их числа или необходимости предварительного захвата.
3. Возможное отсутствие эхосигналов от малых судов, пологого берега даже при нормальных условиях плавания. Неустойчивое сопровождение «целей» со слабыми эхосигналами.
4. Малые объекты обнаруживаются на сравнительно небольшом расстоянии, из-за чего возникает дефицит времени на принятие решений. При сближении малого и крупнотоннажного судна в более сложном положении оказывается последнее, так как, обладая худшими маневренными качествами, имеет меньше времени на принятие решений. Дефицит времени выступает еще рельефнее, когда крупнотоннажное или оба судна имеют высокую скорость хода.
5. По данным РЛС трудно определить размеры «целей».
6. На дистанцию обнаружения и точность определения элементов движения «целей» влияют помехи от моря, осадков, наличие теневых секторов и другие факторы.
7. На качество РЛ-информации влияет бортовая, килевая качка, рыскание СО и СЦ, их маневрирование. В этих условиях, а также при нахождении «целей» в зоне интенсивных помех, не исключена возможность вычисления ошибочных параметров движения.
8. Возможны сбои в сопровождении при близком прохождении наблюдаемых «целей» относительно друг друга.
9. Фильтрация засечек «цели» приводит к задержке выдачи достоверных данных об элементах ее движения до 3-х мин. с момента взятия на сопровождение, к запаздыванию выявления маневра «цели». Маневр СЦ курсом обнаруживается в среднем через 1.5 мин. после его начала. В процессе изменения курса «целью» разность между значением ее курса, рассчитываемым с помощью алгоритма сглаживания, и фактическим значением может быть очень большой. При повороте порядка на 900 она может достигать 500. По окончании маневра сопровождаемой «цели» ее данные ненадежны в течение 3-4 минут.
10. На сопровождение «целей» влияет разрешающая способность радиолокатора и величина стробов для селекции засечек сопровождаемых объектов. Это может вызвать невозможность получения координат «целей» при движении их вблизи берега и «переброс» маркеров «целей» («обмен объектов») при их близком прохождении друг от друга.
11. Величина погрешностей вычисленных элементов движения СЦ и параметров ситуации требуют их учета при выборе мер по предупреждению столкновений.
На точность выходных данных радиолокационного оборудования влияют:
- флуктуации засечек «цели», состоящие в их перемещении вдоль длины судна на качке и при рыскании;
- несовпадение среднего из засечек с ЦМ судна;
- люфты и мертвые ходы в антенно-поворотном устройстве;
- вызванные качкой наклон оси вращения и параллакс антенны;
- асимметричность диаграммы направленности антенны;
- погрешности квантования видеосигналов по расстоянию и азимуту;
- искажения формы эхосигналов помехами;
- погрешности гирокомпаса и лага;
- неоптимальность алгоритма фильтрации засечек и ряд других.
Визуальная.
В зависимости от полноты информации, получаемой судоводителем, ситуации сближения судов можно разделить на три категории: сближение при ясной видимости днем с глазомерной оценкой ситуации без использования информации от РЛС, сближение при ясной видимости ночью с глазомерной оценкой ситуации без использования информации от РЛС; сближение при ограниченной видимости с использованием радиолокационной информации и без нее.
Качественная оценка ситуации сближения судов зависит от разрешающей способности органов восприятия человека (зрения и слуха) и РЛС. При глазомерном определении направлений курсовых углов (КУ) на другие суда среднеквадратическая ошибка зависит от величины КУ. Так, при его значении в диапазоне от 0 до 90° ошибка достигает по абсолютной величине максимальных величин при КУ от 15 до 35°. В среднем направление («на глаз») определяется опытным наблюдателем с точностью ± 4° относительно диаметральной плоскости судна или другого определенного направления. А при определений расстояния до судов или береговых ориентиров в диапазоне до 7 миль среднеквадратическая ошибка колеблется от 10 до 55%. Наибольшие относительные ошибки наблюдаются на малых расстояниях. Так, среднеквадратическая ошибка измерения расстояний величиной до 500 м составляет около 30%, снижаясь до 12—15% к 13000 м. С помощью визуального наблюдения судоводитель в состоянии:
· своевременно обнаружить судно, чтобы не допустить его на опасное расстояние;
· определить относительный курс встречного судна с точностью, достаточной для суждения об опасности столкновения, это становится возможным благодаря способности человека различать ракурс встречного судна;
· получить информацию об изменении курса встречным судном сразу с его изменением за счет возникновения угла дрейфа, особенно на крупных судах и при больших скоростях (например, у крупнотоннажных танкеров водоизмещением порядка 60 000 т, идущих со скоростями 16—18 уз, диаметральная плоскость начинает отклоняться в сторону поворота за 15—18 с до изменения направления вектора скорости перемещения центра тяжести судна);
· определить возникновение ситуации опасного сближения путем обнаружения неизменности пеленга на сближающееся судно или малой величины его изменения;
· определить особое положение встречного судна, дающее ему преимущество при расхождении (днем это можно обнаружить по визуальным сигналам, а ночью — по сочетанию и цвету огней).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 205.