Модель анализа финансовой устойчивости предприятия. Интерпретация результатов анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ финансовой устойчивости предприятия определяется по балансовой модели организации. Анализируя финансовую устойчивость необходимо оценить, в какой степени предприятие готово к погашению своих долгов.

Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы:

· Насколько предприятие независимо с финансовой точки зрения?

· Какова динамика уровня финансовой независимости?

· Отвечает ли состояние активов и пассивов предприятия задачам финансово-хозяйственной деятельности?

Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по количеству в целом, дают возможность измерить достаточно ли устойчиво анализируемое предприятие в финансовом отношении.

Общеизвестным считают, что хорошими показателями финансовой устойчивости обладает предприятие, у которого все долгосрочные обязательства и собственный капитал направляются преимущественно на приобретение основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов. Для того чтобы выполнялось условие платежеспособности предприятия необходимо, чтобы денежные средства, средства в расчетах и другие оборотные активы покрывали краткосрочные обязательства.

Отсюда следует, что на практике следует соблюдать следующее соотношение, которое нужно поддерживать в балансе:

ОА>СК*2-ВНА

где ОА-оборотные активы предприятия

СК-собственный капитал

ВНА-внеоборотные активы

Это самый простой и приближенный способ оценки финансовой устойчивости. На практике чаще применяют разные методики анализа финансовой устойчивости (табл.).

Показатели финансовой устойчивости организации

Показатели

Формула расчета

Индикатор

Периоды

Начало 2007г. начало 2008г. начало 2009г. начало 2010г.
1.Коэф. капитализации Y1=стр590+стр690/стр490 ≤1,5 7,55 4,56 6,73 2,73
2.коэф. обеспеч.собств. источниками финансиров-я Y2=стр490-стр190/стр290 Нижн.границ 0,1 Оптим.знач-е ≥0,5 -3,47 -0,73 -3,4 -2,65
3.Коэф. фин.незав-ти Y3=стр490/стр700 ≥0,4-0,6 0,11 0,17 0,13 0,26
4.Коэф. финансиров-я Y4=стр490/стр590+стр690 Норм: ≥0,7 Оптим: 1,5 0,13 0,21 0,14 0,36
5.Коэф. фин. устойчивости Y5=стр490+стр590/стр300 Норм: ≥0,6 0,82 0,87 0,83 0,82

Исходя из таблицы, можно сказать, что предприятие на данный период финансово устойчиво, коэффициент больше норматива, но у предприятия достаточно много кредитов и займов. Предприятие не обеспечено собственными источниками финансирования, т.к. очень много незавершенного строительства.

 

31. Общие закономерности формирования краткосрочной финансовой политики.

Источники краткосрочного финансирования отличаются по гибкости и стоимости

Торговый кредит кажется бесплатным, но содержит скрытые затраты

Поставщик, продлевающий торговый кредит, несет вмененные издержки по средствам, инвестированным в дебиторскую задолженность, поэтому он, как правило, закладывает большую часть этих расходов в цену. Эта сумма зависит от условий рынка и относительного успеха переговоров между двумя сторонами.

Краткосрочное банковское финансирование можетдорого стоить, однако его преимущества - это гибкость и возможность пролонгации.

Факторинг (продажа или дисконтирование дебиторской задолженности) также ограничен сейчас в России. Преимущество факторинга в том, что он позволяет продавцу поддерживать ликвидность. Недостатки в том, что факторинг недёшев, ограничен в России и обычно предоставляется только клиентам банка.

Коммерческие векселя, по сути, являются необеспеченной дешёвой альтернативой торговому кредиту и используются как денежный эквивалент для текущих расчётов в случае нехватки наличности

Краткосрочный лизинг может сократить инвестиции в оборудование, которое нужно предприятию только на ограниченный срок

Преимущества краткосрочного лизинга:

· Служит альтернативой небольшим капитальным затратам

· Денежные расходы и доходы от использования основных средств совпадают во времени

· Выгодно, если арендатор не намеревается использовать основное средство в течение полного экономического срока жизни последнего, например, арендует транспорт на короткий период, компьютеры и офисное оборудование

· Арендатор платит “за удобства”, в то время как арендодатель обычно отвечает за ремонт и обслуживание

32. Внутрифирменное планирование экономической деятельности

Применение планирования создает следующие важные преимущества:

- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;;

- улучшает координацию действий в организации;

- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

- способствует более рациональному распределению ресурсов;

- улучшает контроль в организации.

- стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;

- обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;

- усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;

Недостатки планирования:

- невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;

- стабильность принятого решения, что может обернуться убытки при динамичных обстоятельствах бизнеса;

- необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.

План нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые обусловлены:

- неопределенностью, многомерностью и стохастичностью среды хозяйствования, поэтому для исполнителя так важны поиск дополнительной достоверной информации и прогноз и определение степени его вероятности;

- несовершенством законодательной базы страны;

- ограничениями по ресурсам;

- проблемами этического свойства, если в обществе не сформированы устои предпринимательской этики и отсутствует культура бизнеса.

Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим причинам:

- авторитарность руководства фирмы;

- субъективность взглядов исполнителей;

- неточная и неполная информация;

- форс-мажорные обстоятельства;

- отсутствие финансового обеспечения действий исполнителей;

- ошибки в экономических расчетах.

Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования:

1. Вновь возникшие частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству.

2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управляющейся экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, а следовательно, не предполагало серьезного умения планировать и предвидеть, определять собственные цели развития.

Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Оно позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики, определяющие в сущности основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом и заключающиеся в следующем:

1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?

2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию производить, и какие экономические ресурсы следует использовать?

3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как организовывать производство?

4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?

5. Как предприятие может приспособиться к рынку, и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

Из этих фундаментальных вопросов вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и ресурсов.

Было принято выделять два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия.

Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т.п.

Рассмотрим основные принципы планирования.

1. Принцип единства, т.е. холизма, которые означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости.

2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму — третий и т.д. принцип касается, прежде всего, планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а тот, в свою очередь, — частью долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза.

3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса.

4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей.

5. Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости — специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 268.