Анализ финансовой устойчивости предприятия определяется по балансовой модели организации. Анализируя финансовую устойчивость необходимо оценить, в какой степени предприятие готово к погашению своих долгов.
Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы:
· Насколько предприятие независимо с финансовой точки зрения?
· Какова динамика уровня финансовой независимости?
· Отвечает ли состояние активов и пассивов предприятия задачам финансово-хозяйственной деятельности?
Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по количеству в целом, дают возможность измерить достаточно ли устойчиво анализируемое предприятие в финансовом отношении.
Общеизвестным считают, что хорошими показателями финансовой устойчивости обладает предприятие, у которого все долгосрочные обязательства и собственный капитал направляются преимущественно на приобретение основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов. Для того чтобы выполнялось условие платежеспособности предприятия необходимо, чтобы денежные средства, средства в расчетах и другие оборотные активы покрывали краткосрочные обязательства.
Отсюда следует, что на практике следует соблюдать следующее соотношение, которое нужно поддерживать в балансе:
ОА>СК*2-ВНА
где ОА-оборотные активы предприятия
СК-собственный капитал
ВНА-внеоборотные активы
Это самый простой и приближенный способ оценки финансовой устойчивости. На практике чаще применяют разные методики анализа финансовой устойчивости (табл.).
Показатели финансовой устойчивости организации
Показатели | Формула расчета | Индикатор | Периоды | |||
Начало 2007г. | начало 2008г. | начало 2009г. | начало 2010г. | |||
1.Коэф. капитализации | ![]() | ≤1,5 | 7,55 | 4,56 | 6,73 | 2,73 |
2.коэф. обеспеч.собств. источниками финансиров-я | Y2=стр490-стр190/стр290 | Нижн.границ 0,1 Оптим.знач-е ≥0,5 | -3,47 | -0,73 | -3,4 | -2,65 |
3.Коэф. фин.незав-ти | Y3=стр490/стр700 | ≥0,4-0,6 | 0,11 | 0,17 | 0,13 | 0,26 |
4.Коэф. финансиров-я | Y4=стр490/стр590+стр690 | Норм: ≥0,7 Оптим: 1,5 | 0,13 | 0,21 | 0,14 | 0,36 |
5.Коэф. фин. устойчивости | Y5=стр490+стр590/стр300 | Норм: ≥0,6 | 0,82 | 0,87 | 0,83 | 0,82 |
Исходя из таблицы, можно сказать, что предприятие на данный период финансово устойчиво, коэффициент больше норматива, но у предприятия достаточно много кредитов и займов. Предприятие не обеспечено собственными источниками финансирования, т.к. очень много незавершенного строительства.
31. Общие закономерности формирования краткосрочной финансовой политики.
Источники краткосрочного финансирования отличаются по гибкости и стоимости
Торговый кредит кажется бесплатным, но содержит скрытые затраты
Поставщик, продлевающий торговый кредит, несет вмененные издержки по средствам, инвестированным в дебиторскую задолженность, поэтому он, как правило, закладывает большую часть этих расходов в цену. Эта сумма зависит от условий рынка и относительного успеха переговоров между двумя сторонами.
Краткосрочное банковское финансирование можетдорого стоить, однако его преимущества - это гибкость и возможность пролонгации.
Факторинг (продажа или дисконтирование дебиторской задолженности) также ограничен сейчас в России. Преимущество факторинга в том, что он позволяет продавцу поддерживать ликвидность. Недостатки в том, что факторинг недёшев, ограничен в России и обычно предоставляется только клиентам банка.
Коммерческие векселя, по сути, являются необеспеченной дешёвой альтернативой торговому кредиту и используются как денежный эквивалент для текущих расчётов в случае нехватки наличности
Краткосрочный лизинг может сократить инвестиции в оборудование, которое нужно предприятию только на ограниченный срок
Преимущества краткосрочного лизинга:
· Служит альтернативой небольшим капитальным затратам
· Денежные расходы и доходы от использования основных средств совпадают во времени
· Выгодно, если арендатор не намеревается использовать основное средство в течение полного экономического срока жизни последнего, например, арендует транспорт на короткий период, компьютеры и офисное оборудование
· Арендатор платит “за удобства”, в то время как арендодатель обычно отвечает за ремонт и обслуживание
32. Внутрифирменное планирование экономической деятельности
Применение планирования создает следующие важные преимущества:
- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;;
- улучшает координацию действий в организации;
- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
- способствует более рациональному распределению ресурсов;
- улучшает контроль в организации.
- стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;
- обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;
- усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;
Недостатки планирования:
- невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;
- стабильность принятого решения, что может обернуться убытки при динамичных обстоятельствах бизнеса;
- необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.
План нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые обусловлены:
- неопределенностью, многомерностью и стохастичностью среды хозяйствования, поэтому для исполнителя так важны поиск дополнительной достоверной информации и прогноз и определение степени его вероятности;
- несовершенством законодательной базы страны;
- ограничениями по ресурсам;
- проблемами этического свойства, если в обществе не сформированы устои предпринимательской этики и отсутствует культура бизнеса.
Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим причинам:
- авторитарность руководства фирмы;
- субъективность взглядов исполнителей;
- неточная и неполная информация;
- форс-мажорные обстоятельства;
- отсутствие финансового обеспечения действий исполнителей;
- ошибки в экономических расчетах.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования:
1. Вновь возникшие частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству.
2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управляющейся экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, а следовательно, не предполагало серьезного умения планировать и предвидеть, определять собственные цели развития.
Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.
Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Оно позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики, определяющие в сущности основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом и заключающиеся в следующем:
1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?
2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию производить, и какие экономические ресурсы следует использовать?
3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как организовывать производство?
4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?
5. Как предприятие может приспособиться к рынку, и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?
Из этих фундаментальных вопросов вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и ресурсов.
Было принято выделять два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.
Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия.
Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т.п.
Рассмотрим основные принципы планирования.
1. Принцип единства, т.е. холизма, которые означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости.
2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму — третий и т.д. принцип касается, прежде всего, планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а тот, в свою очередь, — частью долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза.
3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса.
4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей.
5. Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости — специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 321.