Долгосрочная финансовая политика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для стабильного роста и развития предприятие нуждается в долгосрочной финансовой политике и долгосрочном финансировании. Постоянное развитие необходимо для обеспечения конкурентоспособности предприятия. При этом требуются значительные финансовые ресурсы для финансирования следующих долгосрочных целей:

· модернизация технологии производства продукции (разработка или приобретение новых технологических линий и современного оборудования)

· совершенствование продукции (разработка новой, улучшение существующей продукции, расширение продуктового ассортимента)

· создание и экспансия дистрибьюторской сети

· совершенствование информационных систем, системы отчетности и многие другие мероприятия, направленные на получение прибыли в долгосрочном аспекте.

Поскольку инвестиционные проекты, требуют значительных финансовых ресурсов, а получение прибыли предполагается только в долгосрочном аспекте, то долгосрочное финансирование требует согласования с акционерами и всеми заинтересованными лицами.

Привлечение финансовых ресурсов из источников долгосрочного финансирования гарантирует стабильное поступление денежных средств для предприятия, и в этом смысле оно более надёжно, чем краткосрочное финансирование, при котором у предприятия нет уверенности в получении ресурсов в ближайшем будущем.

Однако это преимущество долгосрочных источников с избытком компенсируется тем обстоятельством, что получить долгосрочное финансирование в России крайне сложно. Как правило, долгосрочным финансированием считается предоставление финансовых ресурсов на срок более года, но в случае финансирования российским банком этот срок составляет лишь полгода.

Кроме того, к недостаткам долгосрочного финансирования можно отнести следующие:

Почти всегда оно требует обеспечения в виде основных активов и/или гарантий акционеров

Требуется предоставления вспомогательной информации: например, бизнес плана, финансовых расчетов, подтверждающих способность обслуживать и выплачивать долг

Не обладает гибкостью – может оказаться дорогостоящим при падении процентных ставок, если условия не будут пересмотрены

Как правило, обходится дороже краткосрочного финансирования, так как является более рискованным кредитом или инвестициями для банка/инвестора

Существует два типа внешнего долгосрочного финансирования: кредитование и акционерное финансирование

· Кредитование · Акционерное финансирование
· источник финансирования с фиксированной стоимостью, не зависящей от доходности активов · погашение основной суммы и выплата процентов в отличие от дивидендов требуется по закону · сроки погашения можно совместить по времени с поступлением средств, но они должны быть определены заранее · стоимость привлечения средств относительно низка ·  как правило, требует обеспечения в виде основных средств или гарантий · отсутствует обязательство направления средств на выкуп акций · по закону отсутствует обязательство выплаты дивидендов · увеличивает финансовую базу и кредитную емкость предприятия · является самым дорогостоящим источником финансирования, так как дивиденды не снижают налогооблагаемую базу, а стоимость привлечения средств высока · инвесторы ожидают высокий доход на свои вложения, так как риск и неопределенность, связанная с акционерным капиталом, высоки ·  расширение акционерного капитала размывает владение и контроль со стороны существующих акционеров

Кредитование для предприятия является менее надёжным источником получения финансовых ресурсов, а акционерное финансирование требует больших затрат

34. Краткосрочное планирование: годовой финансовый план (бюджет) предприятия.

Годовой финансовый план представляется в форме бюджета и является одновременно инструментом планирования и контроля. В практике финансового менеджмента различаются несколько видов бюджета. Общий бюджет характеризует прогнозы объема реализованной продукции, расходов финансовых операций на предстоящий период и состоит из прогнозного отчета о прибыли, прогнозного баланса и бюджета денежных средств. В общем виде бюджет подразделяется на операционный и финансовый бюджет.

Операционный бюджет состоит из: реализации; производства; прямых затрат на материалы; прямых затрат на труд; производственных накладных расходов; общих и административных расходов; прогнозный отчет о прибыли.

Финансовый бюджет состоит из: бюджета денежных средств; прогнозного баланса.

Основными этапами составления бюджета являются:

• составление прогноза реализации;

• определение расчетного уровня объема производства;

• расчет производственной себестоимости и операционных расходов;

• расчет потока денежных средств и других финансовых показателей;

• составление прогнозных форм отчетности.

Прогнозный отчет о прибыли представляет собой расчетную оценку доходов и расходов компании на предстоящий период.

Прогнозный баланс позволяет оценить, как будет выглядеть финансовое положение компании по окончанию соответствующего периода и позволяет: выявить возможные финансовые последствия решений; проверить математическую правильность других расчетов; рассчитать финансовые коэффициенты и оценить их уровень; структурно выделить будущие финансовые источники и обязательства.

Одним из наиболее распространенных приемов финансового планирования является метод процента от реализации, основанный на увязке отчета о прибыли и баланса с планируемым объемом реализованной продукции. Основанием для такого подхода считается тот факт, что большинство статей переменных затрат, оборотных средств и краткосрочных обязательств находятся в зависимости от объема реализованной продукции.

В ходе использования данного метода: определяют статьи, которые в прошлые периоды изменялись прямо пропорционально изменению объема реализованной продукции; планируемый объем реализации; оценивают статьи в соответствии с предполагаемым изменением объема реализации. Результатом использования этого метода является расчет по балансу необходимых дополнительных источников внешнего финансирования, обусловленных планируемым приростом реализованной продукции.

Анализ показателей финансовой отчетности — это выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными показателями деятельности, включенными в отчетность. Наиболее важными приемами анализа являются: изучение отчетности; горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ; использование финансовых коэффициентов. Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим годом. Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года, для которого все показатели принимаются за 100%.

Прогноз бюджета наличности — составная часть финансового планирования. Бюджет наличности детализирует потоки наличности (входящие — доходы и исходящие — расходы) на определенный будущий период времени, обычно на год или полгода вперед с разбивкой по месяцам.

Гибкое бюджетирование — бюджет, предусматривающий возможность изменений, т.е. ориентированный не на единственную цифру продаж, а на диапазон из возможных. Кроме того, гибкость бюджету, как и долгосрочным финансовым планам, придает регулирование длины производственного рычага, т.е. управление соотношением между постоянными и переменными издержками.

35. Оперативное финансовое планирование

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия необходимо проводить оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование планируемых мероприятий должно осуществляться за счет разработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.

Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможны и организации процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение: платежного календаря, кассового плана и кредитного плана.

При составлении платежного календаря финансовый отдел тесно взаимодействует с бухгалтерией, поскольку она обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия, об уплате налогов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о расчетах с поставщиками и подрядчиками и прочие.

Платежный календарь является самым эффективным и надежным инструментом оперативного управления денежными потоками предприятия.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

– организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятий;

– формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

– ежедневный учет изменений в информационной базе;

– анализ платежей (по сумме и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

– расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной нестыковки денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

– расчет (по сумме и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;

– анализ позиции финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь составляется на месяц, 15 дней, декаду, пятидневку. При этом срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Для того чтобы платежный календарь был реальным, его составителям необходимо следить за ходом производства и реализации продукции, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

Официально установленной формы платежного календаря нет.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств (как в наличной, так и безналичной форме) должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия, и, таким образом, избежать финансовых затруднений.

Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия. Информационной базой платежного календаря служат:

– план реализации продукции;

– план капитальных вложений;

– смета затрат на производство;

– выписки по счетам предприятия и приложения к ним;

– договоры;

– внутренние приказы;

– график выплаты заработной платы;

– счета–фактуры;

– установленные сроки платежей для финансовых обязательств.

Процесс составления платежного календаря можно разделить на 6 этапов:

1. выбор периода планирования.

2. Планирование объема реализуемой продукции (работ, услуг) осуществляется по специальной методике с учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменения остатков готовой продукции.

3. Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов).

Денежные поступления и изменение дебиторской задолженности можно рассчитать с помощью балансового уравнения:

ДЗн + ВР = ДЗн + ДП,    (7)

где ДЗн – дебиторская задолженность за товары и услуги,

ВР – выручка от реализации за период,

ДП – денежные поступления в данном периоде.

4. Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде.

5. Определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования.

6. Подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недостаток средств или излишек.

Важной частью оперативной финансовой работы является составление кредитного плана. Если предприятие испытывает определенную потребность в краткосрочном финансировании, то оно должно обосновать размер испрашиваемого кредита, определить сумму с учетом процентов, которые необходимо вернуть коммерческому банку, просчитать эффективность кредитного мероприятия, заключить с банком договор о кредитном обслуживании.

Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.