Эстетические факторы условий труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эстетические условия труда. Производственная эстетика определяет требования по внесению художественного начала в среду, в условиях кото­рой осуществляется трудовая деятельность людей. Она призвана вызывать положительные эмоции и способствовать повышению работоспособности человека.

Производственная эстетика предполагает соответствующее внешнее и внутреннее оформление зданий. Действующие предприятия, при строитель­стве которых в свое время не соблюдались эстетические требования, следу­ет подвергать реконструкции и модернизации с учетом современных тре­бований производственной эстетики. Внешнее оформление зданий и соору­жений предусматривает рациональную архитектуру их фасада, кровель, во­достоков и карнизов, стен и фундаментов, а также входов и подъездов.

Внутренняя и внешняя территория предприятия также должна соответ­ствовать требованиям эстетики: устройство удобных подходов и подъездов к предприятию, проходных, безопасных для движения пешеходов асфальти­рованных дорожек по всей территории, озеленение территории, включая устройство газонов, клумб; сооружение фонтанов, бассейнов, скульптурных украшений и др. Рекламные витражи должны иметь также красивые архи­тектурно-художественные формы. Зоны отдыха и спортивные площадки должны вписываться в общий ансамбль территории предприятия и вместе с ним иметь единое художественное решение. То же самое можно сказать об организации стоянок транспорта.

Интерьер производственных помещений или внутреннее их оформление охватывает все те помещения, где работники проводят время в труде или отдыхая: цеха, лаборатории, отделы, вспомогательные службы производст­венного и бытового назначения, склады, комнаты отдыха. При организации интерьера, прежде всего, необходимо исходить из безопасности труда, удобства рабочей позы (включая и особенности зрительного восприятия). Необходимо учитывать и психологические потребности человека во время работы. Так, психологически необходимо, чтобы человек на рабочем месте мог видеть внешнюю среду, природу. В связи с этим всюду, где это допус­тимо, вместо глухих стен в зданиях целесообразно устраивать прозрачные витражи, через которые открывался бы вид на зелень, деревья и проч.

Даже там, где по климатическим условиям или из-за особенностей тех­нологического процесса устройство больших остекленных плоскостей не-' возможно, нужно предусматривать хотя бы минимальное «психологиче­ское» остекление, через которое человек зрительно будет связан с наружным пространством. Важно предусматривать озеленение интерьера, выполняющее не только санитарно-гигиеническую (улучшает микроклимат, снижает шум), но и психофизиологическую и архитектурно-худо­жественную, эстетическую функции. Расположение зеленых бордюров в интерьерах разнообразно: вдоль оконных проемов, стен, на полу, в углубле­нии пола, по краю лестничных площадок и т.д. Зеленые бордюры могут ор­ганизовывать интерьер: с их помощью можно разграничить пространство, выделить в нем определенные зоны или даже зрительно уменьшить их, вно­ся одновременно ощущение уюта.

Серьезное внимание следует уделять цветовому оформлению производ­ственных помещений, имея, в частности, в виду, что около 80% информации человек получает через посредство зрительного восприятия.

Функции цвета в производственной обстановке многообразны. Условно их можно разделить на 2 группы: цвет как средство информации и как фак­тор психофизиологического комфорта.

В качестве средства информации, цвет используется для ориентации ра­ботников в производственной среде и рабочем оборудовании. Ориентация в производственной среде предполагает применение цвета для обозначения и 268

маркировки коммуникаций и обеспечения безопасности работающих. Государственным стандартом установлены следующие значения цветов: крас­ный — запрещение, непосредственная опасность, средства пожаротушения; желтый — предупреждение, возможная опасность; зеленый — предписание, обеспечивающее безопасность; синий — указание, информация.

Психофизиологическое восприятие людьми цветовой гаммы чрезвычай­но разнообразно: оно зависит от возраста, пола, от настроения. Ученые уже давно пытались выявить, какие эмоции вызывают определенные цвета и их сочетания и какое действие оказывают они на человека. Установлено, что красный цвет — возбуждающий, горячий, энергичный; оранжевый цвет — воспринимается тоже как раскаленный, горячий, он согревает, бодрит, сти­мулирует к активной деятельности. Желтый — теплый, веселый, располага­ет к хорошему настроению. Зеленый — цвет покоя и свежести, успокаи­вающе действует на нервную систему; в сочетании с желтым приобретает мягкие тона и благотворно действует на настроение. Синий и голубой цвета напоминают о дали, воде, холоде, они свежи, кажутся легкими и воздушны­ми. Под их воздействием уменьшается физическое напряжение, они могут регулировать ритм дыхания, успокаивать пульс. Черный цвет — мрачный и тяжелый, резко снижает настроение. Серый — унылый, в производственной обстановке рекомендуется уходить от этого цвета. Белый — холодный, од­нообразный, способен вызывать апатию.

Глаз человека различает в солнечном спектре более 120 градаций по цветовому тону, более 10 — по насыщенности каждого тона и более 25 ступеней по яркости, что в сумме дает свыше 25 тысяч различных цве­тов и оттенков. Глаз очень остро реагирует на цвета, причем меньше утомляется, если окружающая обстановка достаточно разнообразна и глаз охватывает гамму цветов. Однообразие и, наоборот, резкие контрасты цве­та по насыщенности воздействуют на психику человека отрицательно. На выбор цветового оформления влияют многие факторы. Прежде всего, он зависит от характера труда. На работах, требующих больших физических и нервных нагрузок, а также в цехах с высоким температурным режимом для отделки интерьера лучше использовать светлые тона голубых, серо-голубых, зелено-голубых, серо-зеленых и других спокойных и холодных цветов невысокой насыщенности. Работа, требующая только периодиче­ских умственных или физических нагрузок, легче выполняется в обста­новке теплых цветов, повышающих активность организма. В помещениях, где выполняются преимущественно монотонные работы, стены следует окрашивать в более яркие, бодрящие цвета. Выбор цветовой отделки интерьера зависит также от размеров и особенностей планировки произ­водственного помещения.                                                                    

Общеизвестны художественные приемы своеобразного «исправления» дефектов внутреннего пространства производственных помещений. Напри­мер, длинное, узкое помещение можно сделать зрительно более «широким» если замыкающую его стену окрасить в теплые цвета, а боковые — в блед­ные, холодные.

Правильной ориентации рабочего при эксплуатации оборудования спо­собствует правильная окраска его элементов в зависимости от роли в трудо­вом процессе. Целесообразно использовать не более трех цветов:

один для органов управления;

другой — для частей, создающих фон обрабатываемой детали;

третий — для остальных окрашенных поверхностей.

Цвета окраски основного оборудования должны быть физиологически оптимальными, способствующими снижению зрительного и общего утом­ления и повышающими функциональные характеристики зрения. Корпуса оборудования рекомендуется окрашивать в светлые неяркие тона (салатный, светло-зеленый, зелено-голубой), органы управления для привлечения к ним внимания — в более броские (желтый, приглушенный оранжевый). По­верхности основной и несущей части оборудования можно окрашивать в более темные цвета. В оборудовании малых размеров многоцветовая окра­ска не рекомендуется. Опасные в отношении травматизма элементы обору­дования должны окрашиваться в соответствии с выше указанным Госстан­дартом.

Обеспечение оптимальных условий зрительной работы требует создания соответствующего контраста в поле зрения работающего по цвету и насыщенности между объектом различения и фоном. Это достигается окрашива­нием в соответствующие цвета поверхности оборудования или применения специальных экранов. Цвет фона, как правило, должен быть оттенком мало- ' насыщенного цвета, являющегося по цветовому тону дополнительным к цвету объекта различения (исключать резкие контрасты). Наличие резких контрастов приводит к потере элемента времени, так как глаз человека для адаптации требует от 5 до 10 секунд и более. Кроме того, резкий яркостный контраст вызывает излишнее напряжение зрительных нервов, приводит к усталости, головной боли и, в конечном счете, снижает работоспособность.

Окраска должна использоваться и как дополнительный фактор, повышающий освещенность помещения. Поэтому стены, потолки и т.д. следует, по возможности, окрашивать в светлые тона, так как от этого зависят вели­чина коэффициента отражения света и степень освещенности.

Производственная одежда. На выбор производственной одежды влия­ют: температурные и климатические условия, в которых находится работ­ник в процессе труда, цвет оборудования, освещение помещения и, конечно, характер выполняемой работы.

Рабочая одежда должна: быть удобной в работе и практичной; учитывать характер профессии и выполняемых работ; для одних профессий — легкой и открытой, для других — герметичной и т.п.; соответствовать современно­му направлению моды. В целях безопасности труда на производстве необ­ходимо избегать использования в одежде всяческих поясов и галстуков, торчащих карманов, хлястиков, манжет, в то же время необходимо преду­сматривать нужные элементы одежды, например, карманы. Одежда не должна стеснять свободу движений. При работе с вредными химическими веществами следует подбирать специальную ткань, охраняющую работника от вредных воздействий (водонепроницаемую, кислотостойкую, огнеупор­ную и т.п.)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 244.