Формы обслуживания рабочих мест
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из элементов организации труда, наряду с организацией рабочих мест, является организация их обслуживания. В некоторых пособиях по организации труда эти два элемента подаются как один - «организация и обслуживание рабочих мест», при этом внутри элемента вопросы разделяют на организацию рабо­чих мест и обслуживание рабочих мест, что нельзя считать правиль­ным. Дело в том, что обслуживание рабочих мест - это задача тех­ническая. К организации труда относится не обслуживание рабочих мест, а организация их обслуживания. Этот нюанс имеет принципи­альное значение.

Организация рабочего места - это формирование производствен­ной среды для работника, его вещественное окружение. Организация же обслуживания рабочего места связана с установлением системы взаимодействия какого-либо рабочего места и работника, занятого на нем, с другими рабочими местами и работниками, которые призваны обеспечивать его бесперебойную и качественную работу.

Организация обслуживания рабочего места близка по характеру к кооперации труда. И здесь, и там имеет место взаимодействие ме­жду рабочими местами. Различие между ними состоит в том, что при кооперации взаимодействуют работники, технологически свя­занные выполненном определенной работы. Например, деталь после обработки на одном рабочем месте передается на другое для про­должения ее изготовления. При обслуживании рабочего места такой прямой взаимосвязи нет. Здесь вспомогательные службы помогают работникам выполнять свои производственные функции независимо от того, в каком технологическом процессе они (работники) заняты.

Для того чтобы лучше уяснить особенности такого взаимодейст­вия, необходимо рассмотреть виды или функции обслуживания рабочих мест и их структуру. Структура обслуживания образуется из обслуживания средств труда, предметов труда и работника.

Прежде всего отметим основные требования, предъ­являемые к системе организации обслуживания рабо­чих мест. Главные требования заключаются в том, что­бы обеспечить, с одной стороны, тесную координацию деятельности по направлениям обслуживания (произ­водства и трудящихся), с другой — непрерывность об­служивания по указанным направлениям для осуществ­ления основной цели производства на данном рабочем месте. В обслуживании рабочих мест важное значение имеет обеспечение их инструментом, технологической оснасткой и приспособлениями.

В составе системы обслуживания выделяется энер­гетическая функция — обеспечение рабочих мест всеми видами энергии (электроэнергия, пар, сжатый воздух, вода и т. д.).

Во всяком производстве существует и такой вид об­служивания, как наладка, подналадка и регулировка технологического оборудования.

Процесс производства связан с межремонтным про­филактическим и аварийно-ремонтным обслуживанием всех видов технологического оборудования. Это приво­дит к выделению в обслуживании рабочих мест ремонт­ной функции.

В процессе производства наряду со стадией собст­венно производства существует и контроль качества продукции, в том числе контроль качества сырья, мате­риалов и полуфабрикатов, выдаваемых на рабочее ме­сто, а также контроль готовой продукции, поступающей с рабочих мест. Тем самым обслуживание рабочих мест включает и контрольную функцию.

И наконец, в содержание обслуживания рабочих мест входят проблемы хозяйственно-бытового и культур­ного обслуживания: поддержание на рабочих местах чистоты и порядка, уборка с рабочих мест производственных отходов, обеспечение работающих питьевой водой, специальным питанием и пр.

Обслуживание работников складывается из проведения меро­приятий по охране труда и технике безопасности, обеспечению нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочем месте (температуры и влажности воздуха, освещенности и др.). Работники нуждаются в наличии питьевого водоснабжения, туалетов. Для ра­ботников на производстве может быть организовано медицинское обслуживание, общественное питание, хозяйственно-бытовое об­служивание (наличие раздевалок, душей, стирка, химчистка и ре­монт спецодежды, ремонт спецобуви и т.п.).

В содержание работ по осуществлению ремонтного обслужива­ния оборудования входит составление дефектных ведомостей - документа, в котором излагается подробный перечень всех ремонт­ных работ по видам оборудования. На основании дефектных ведо­мостей проводится планирование ремонтных работ и их проведение по видам ремонта (мелкого, среднего, капитального).

Межремонтное обслуживание оборудования включает в себя профилактические его осмотры с целью установления состояния отдельных узлов и частей машин и механизмов, различных соедине­ний, движущихся частей, электрооборудования, ограждений, уст­ройств по обеспечению безопасности и устранение выявленных не­исправностей.

Наладка и настройка оборудования проводится в начале работы и, по необходимости, во время работы. Такую работу часто закреп­ляют за основными работниками. Применяются следующие формы организации наладочных работ: индивидуальная, когда за наладчи­ком закрепляется определенное количество оборудования, которое он обслуживает один; смешанная, когда наладку и переналадку осуществляет наладчик, а подналадку - основной работник; бригад­ная, когда все работы по наладке, переналадке и подналадке осуще­ствляет бригада.

Поддержание в рабочем состоянии, хранение и выдача техно­логической и организационной оснастки предполагает выполнение работ по инструментальному обслуживанию рабочих мест, кото­рое складывается из получения и рационального хранения инстру­мента, выдачи или доставки его к рабочим местам, обмен вышед­шего из строя инструмента, его восстановление. Подобные дейст­вия необходимо проводить с обслуживанием рабочих мест мерительным инструментом, запасными частями, организацион­ной оснасткой.

Поддержание в рабочем состоянии и уборка зданий, сооруже­ний, территории включает в себя, во-первых, ремонтно-строитель­ные работы, заключающиеся в ремонте зданий и сооружений, где располагаются рабочие места (стен, потолков, полов, дверей, окон­ных проемов, лестничных клеток и т.д.), в проведении малярных, штукатурных, кровельных и других строительных работ при мон­таже или демонтаже оборудования; во-вторых, уборочные работы в помещениях и на территории, вывоз мусора.

Большое значение имеет подготовительно-технологическая функция, состоящая из работ по обеспечению рабочих мест сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, кан­целярскими товарами и другими предметами труда. Здесь проводятся работы, связанные с получением, хранением, сортиров­кой, комплектацией и выдачей необходимых предметов труда.

Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы на предпри­ятии обеспечивают перемещение из одного подразделения в другое и между рабочими местами предметов труда, оснастки, оборудова­ния, готовых изделий и связанные с этим их погрузку и разгрузку.

Контрольная функция обслуживания направлена на осуществ­ление контроля качества сырья, материалов, полуфабрикатов, гото­вой продукции. Здесь производится стартовый контроль поступив­ших средств, межоперационный промежуточный контроль изделий, проходящих разные стадии производства, финишный контроль го­товой продукции, клеймение годных деталей и изделий.

Функции обслуживания непосредственно работников заключа­ются в создании на рабочих местах соответствующих санитарно-ги­гиенических и других условий, о чем было сказано выше.

Чтобы организовать обслуживание рабочего места в соответ­ствии с требованиями НОТ, необходимо решить следующие четыре взаимосвязанных группы вопросов:

установить, в каких видах обслуживания нуждается данное рабочее место и его работник;

по каждому виду обслуживания определить физическую норму обслуживания, обосновать его объем в смену (месяц, год);

определить регламент обслуживания, его график с указанием времени, последовательности и периодичности обслуживания;

персонифицировать обслуживание, то есть закрепить виды обслуживания за определенными исполнителями или подразделениями.

Физическая норма обслуживания может быть представлена раз­ными показателями. Для сырья, материалов, полуфабрикатов это может быть объем их разовой доставки или величина их неснижае­мого запаса на рабочем месте. Для ремонтных работ может быть указан вид ремонта: мелкий, средний, капитальный и его продолжи­тельность. Для энергообслуживания указываются его параметры (напряжение и сила тока, давление и температура пара и горячей воды и др.)- Для межремонтного обслуживания оборудования, хо­зяйственного обслуживания рабочего места указываются виды ра­бот и их продолжительность и т.д.

Регламент обслуживания для каждого вида обслуживания также может иметь свой вид. В одном случае это может быть указание на периодичность обслуживания (например, «раз в смену», «каждый час», «два раза в месяц» и т. д.), в другом случае может быть указано конкретное время обслуживания. Могут быть указания типа: «по вызову» или «постоянно», «непрерывно».

Таким образом, хорошо организованным будет такое обслуживание, при котором работники, рабочее место которых обслуживают, знают, кто их обслуживает, в каком объеме и когда. А работники, которые обслуживают, знают, кого они обслуживают, в каком объеме и в какое время. Все это должно быть зафиксировано в организационных документах.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.