Чтобы организовать обслуживание рабочего места в соответствии с требованиями, необходимо решить следующие четыре взимосвязанных группы вопросов:
- установить, в каких функциях обслуживания нуждается данное рабочее место, его работник и вся система рабочих мест;
- по каждой функции обслуживания определить физическую норму обслуживания, обосновать ее объем в смену (месяц, год);
- определить регламент обслуживания, его график с указанием времени, последовательности и периодичности обслуживания; |
- персонифицировать обслуживание, то есть закрепить функции обслуживания за определенными исполнителями или подразделениями.
Физическая норма обслуживания может быть представлена разными показателями. Для сырья, материалов, полуфабрикатов это может быть объем их разовой доставки или величина их неснижаемого запаса на рабочем месте. Для ремонтных работ может быть указан вид ремонта: мелкий, средний, капитальный и его продолжительность. Для энергообслуживания указываются его параметры (напряжение и сила тока, давление и температура пара и горячей воды и др.). Для межремонтного обслуживания оборудования, хозяйственного обслуживания рабочего места указываются виды работ и их продолжительность и т.д.
Регламент обслуживания для каждого вида обслуживания также может иметь свой вид. В одном случае это может быть указание на периодичность обслуживания (например, «раз в смену», «каждый час», «два раза в месяц» и т.д.), в другом случае может быть указано конкретное время обслуживания. Могут быть указания типа: «по вызову» или «постоянно», «непрерывно».
Хорошо организованное обслуживание предполагает: работники, рабочее место которых обслуживают, знают, кто их обслуживает, в каком объеме и когда. А работники, которые обслуживают, знают, кого они обслуживают, в каком объеме и в какое время. Все это должно быть зафиксировано в организационных документах.
Проектирование организации обслуживания рабочих мест ведется в следующей последовательности:
устанавливается состав и объем работ по обслуживанию в целом для подразделения;
выделяются работы по обслуживанию, которые целесообразно передать основным работникам;
исходя из состава и объема работ рассчитываются нормы затрат труда вспомогательных работников для обслуживания рабочих мест (норм! численности, нормы обслуживания, нормы времени обслуживания);
состав и объем работ по обслуживанию распределяются между вспомогательными работниками с учетом функционального разделения труде между ними и норм затрат труда;
устанавливаются виды и формы обслуживания и разрабатываются условия их применения;
рассчитываются физические нормы обслуживания;
разрабатываются регламенты обслуживания (графики, расписании, маршруты движения);
проектируется организация стационарных и передвижных рабочих мест вспомогательных работников.
На основе анализа сведений о затратах времени по видам работ разрабатывают схемы функционального разделения труда, где указывают исполни теля, вид и условия исполняемой работы. На следующем этапе проектируются мероприятия, направленные на совершенствование системы обслуживания рабочих мест с учетом научно обоснованной связи процессов обслуживания с основным производственным циклом. В результате может быть сформирована оптимальная система обслуживания, обеспечивающая непрерывность всего производственного процесса.
Этот метод повышения уровня обслуживания рабочих мест наиболее эффективен в условиях серийного и массового производств. Совершенствование организации обслуживания рабочих мест позволяет значительно повысить производительность труда, улучшить качество выпускаемой продукции, упорядочить работу внутрицеховых служб и вспомогательных рабочих.
Эффективность организации обслуживания повышают на основе применения ЭВМ, которые используются в планировании ремонтов, очередное™ выполнения смазочных работ, при составлении графиков и маршрутов обслуживания, расчетах трудоемкости, управлении складами и т.д.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 234.