В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.97 № 1013 в Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены следующие группы бытовых услуг:
1) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов;
2) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
3) химическая чистка и крашение;
4) транспортные услуги (услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом);
5) жилищно-коммунальные услуги (услуги гостиниц и прочих мест проживания);
6) туристские и экскурсионные услуги;
7) услуги парикмахерских;
8) услуги торговли и общественного питания.
В Номенклатуру продукции и услуг, введенную с 1 октября 1998 г., вошли те виды услуг (в рамках перечисленных выше групп услуг), по которым имеются утвержденные системы сертификации.
По состоянию на 1 июля 1999 г. в стадии разработки находились системы сертификации услуг розничной торговли и услуг парикмахерских.
Вне сферы обязательной сертификации остаются из-за отсутствия ее нормативной базы пока такие потенциально опасные услуги, как медицинские услуги, услуги рынков.
Помимо традиционных НД (ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, Сан-ПиН) при сертификации работ и услуг, вошедших в Перечень, используют федеральные правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденных преимущественно постановлениями Правительства РФ, например:
Правила оказания услуг общественного питания; основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения; правила продажи отдельных видов товаров.
Сертификация работ и услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает шесть этапов:
- подача заявки на сертификацию;
- рассмотрение и принятие решения по заявке;
- оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;
- принятие решения о возможности выдачи сертификата;
- выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
- инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность этапа 3 (оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям). В общем виде она включает: оценку выполнения работ и оказания услуг; проверку, испытания результатов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в актах итоги второй - в протоколах испытаний.
Сертификация систем качества (ССК)
Понятие системы качества
Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий создавались и совершенствовались системы качества (СК). На современном этапе принята СК, установленная в международных стандартах — ИСО серии 9000. Фундаментальным является следующий принцип системы: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции.
Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. [18]
Существует понятие стадии (этапа) жизненного цикла продукции — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой направленности работ, производимых на этой стадии, и конечными результатами. Существует шесть стадий: маркетинг — проектирование — производство — обращение — эксплуатация (потребление) — утилизация. Отдельные стадии могут разделяться на этапы и процессы.
На этапе маркетинга изучаются требования заказчика продукции. На этапе проектирования разрабатывается продукция, отвечающая всем требованиям потребителя. На стадии производства обеспечивается уровень качества, заложенный в проекте. При обращении должно быть сохранено сформированное качество в период транспортирования, хранения, подготовки к продаже, реализации. На стадии эксплуатации к управлению качеством подключается непосредственно потребитель продукции. От того, насколько он будет грамотно использовать (эксплуатировать) продукцию, будет зависеть ее качество, в частности срок службы. На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции па окружающую природную среду.
Этапом утилизации не заканчивается деятельность предприятия. К этому сроку, а практически еще раньше предприятие начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой продукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества — от стадии маркетинга до стадии утилизации и т.д.
Неразрывность стадий и этапов жизненного цикла продукции подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), составляющей которой служат отдельные этапы жизненного цикла продукции (Рис.32.1). Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — «типичные этапы жизненного цикла продукции».
Рассмотрим сущность понятия «система качества». Необходимыми элементами СК являются организационная структура, методика, ресурс и процессы.
Организационная структура СК устанавливается в рамках организационной структуры управления предприятием и представляет собой распределение прав, обязанностей и функций подразделений предприятия и персонала.
Методика — установленный способ осуществления деятельности. (ИСО 8402).
Рис.32.1 - Стадии жизненного цикла продукции. Петля качества
Ресурсы: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология.
Процесс (согласно ИСО 8402) — совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельность, которые преобразуют входящие элементы (в случае продукции — сырье, материалы, комплектующие) в выходящие (готовую продукцию).
Наличие СК, ее соответствие установленным требованиям могут быть доказаны лишь в том случае, если она представлена в документированном виде. Документация делает систему «видимой» для разработчиков, пользователей и контролирующих органов.
Таким образом, система качества — совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (ИСО 8402).
Стандарты ИСО 9001-9004 предусматривают наличие в системе качества четко регламентированных элементов, влияющих на обеспечение качества продукции от ее проектирования до реализации потребителям.
Эти элементы устанавливают требования по следующим направлениям деятельности предприятий:
• ответственность руководства;
• анализ контрактов;
• управление проектированием, изготовлением, испытанием, контролем и поставками продукции;
• управление документацией и базами данных; т
• обеспечение контрольно-измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием;
• анализ брака;
• введение корректирующих и предупреждающих действий;
• погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и консервация;
• введение внутренней проверки системы качества;
• подготовка кадров;
• послепродажный сервис;
• использование статистических методов.
Третья редакция стандартов серии ИСО 9000 принята 15 декабря 2000 г. и состоит из трех стандартов — ИСО 9000:2000, ИСО 9001:2000 и 9004:2000, в которых заложены восемь принципов менеджмента качества:
• организация, ориентированная на потребителя;
• роль руководства в управлении качеством;
• вовлечение работников в улучшение качества;
• подход к управлению качеством как к процессу;
• системный подход к управлению;
• постоянное улучшение;
• принятие решений, основанных на фактах;
• взаимовыгодные отношения с поставщиками.
В настоящее время в Российской Федерации действует и зарегистрирована в Государственном реестре система сертификации систем качества и производств, получившая краткое название «Регистр систем качества». [12]
Механизм достижения соответствия этим критериям заложен в так называемой "петле качества". Она представляет собой взаимодействие элементов полного цикла производства продукции (процесса, услуги), влияющих на качество.
На рис. 32.2 очень наглядно представлена петля качества применительно к процессу сертификации. [16]
Рис. 32.2 – «Петля качества» процесса сертификации
Дата: 2019-02-19, просмотров: 299.