Особенности сертификации работ и услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.97 № 1013 в Перечень работ и услуг, подлежащих обяза­тельной сертификации, включены следующие группы бытовых услуг:

1) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлект­ронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов;

2) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

3) химическая чистка и крашение;

4) транспортные услуги (услуги по перевозке пассажиров ав­томобильным транспортом);

5) жилищно-коммунальные услуги (услуги гостиниц и про­чих мест проживания);

6) туристские и экскурсионные услуги;

7) услуги парикмахерских;

8) услуги торговли и общественного питания.

В Номенклатуру продукции и услуг, введенную с 1 октября 1998 г., вошли те виды услуг (в рамках перечисленных выше групп услуг), по которым имеются утвержденные системы сер­тификации.

По состоянию на 1 июля 1999 г. в стадии разработки находи­лись системы сертификации услуг розничной торговли и услуг парикмахерских.

Вне сферы обязательной сертификации остаются из-за отсут­ствия ее нормативной базы пока такие потенциально опасные услуги, как медицинские услуги, услуги рынков.

Помимо традиционных НД (ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, Сан-ПиН) при сертификации работ и услуг, вошедших в Перечень, используют федеральные правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденных преимущественно постановлениями Правительства РФ, например:

Правила оказания услуг общественного питания; основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения; правила продажи отдельных видов товаров.

Сертификация работ и услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает шесть этапов:

- подача заявки на сертификацию;

- рассмотрение и принятие решения по заявке;

- оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;

- принятие решения о возможности выдачи сертификата;

- выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

- инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность этапа 3 (оценка соответствия работ и услуг установ­ленным требованиям). В общем виде она включает: оценку выполнения работ и оказания услуг; проверку, испытания результатов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в актах итоги второй - в протоколах испытаний.

 

Сертификация систем качества (ССК)

Понятие системы качества

 

Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за ру­бежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероп­риятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий создавались и совершенствовались системы качества (СК). На современном этапе принята СК, установленная в между­народных стандартах — ИСО серии 9000. Фундаментальным яв­ляется следующий принцип системы: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции.

Жизненный цикл продукции представляет собой совокуп­ность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. [18]

Существует понятие стадии (этапа) жизненного цикла продукции — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой направленности работ, производимых на этой стадии, и конечными результатами. Существует шесть стадий: маркетинг — проектирование — производство — обращение — эксплуатация (потребление) — утилизация. Отдельные стадии могут разделяться на этапы и процессы.

На этапе маркетинга изучаются требования заказчика продук­ции. На этапе проектирования разрабатывается продукция, отве­чающая всем требованиям потребителя. На стадии производства обеспечивается уровень качества, заложенный в проекте. При об­ращении должно быть сохранено сформированное качество в пе­риод транспортирования, хранения, подготовки к продаже, реа­лизации. На стадии эксплуатации к управлению качеством под­ключается непосредственно потребитель продукции. От того, насколько он будет грамотно использовать (эксплуатировать) про­дукцию, будет зависеть ее качество, в частности срок службы. На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции па окружающую природную среду.

Этапом утилизации не заканчивается деятельность предпри­ятия. К этому сроку, а практически еще раньше предприятие начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой продукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества — от стадии маркетинга до стадии утилизации и т.д.

Неразрывность стадий и этапов жизненного цикла продукции подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), составляющей которой служат отдельные этапы жизненного цикла продукции (Рис.32.1). Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — «типичные этапы жизненного цикла продукции».

Рассмотрим сущность понятия «система качества». Необходимыми элементами СК являются организационная структура, методика, ресурс и процессы.

Организационная структура СК устанавливается в рамках организационной структуры управления предприятием и представляет собой распределение прав, обязанностей и функций подразделений предприятия и персонала.

Методика — установленный способ осуществления деятельности. (ИСО 8402).

 

 

Рис.32.1 - Стадии жизненного цикла продукции. Петля качества

 

Ресурсы: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология.

Процесс (согласно ИСО 8402) — совокупность взаимосвязан­ных ресурсов и деятельность, которые преобразуют входящие элементы (в случае продукции — сырье, материалы, комплек­тующие) в выходящие (готовую продукцию).

Наличие СК, ее соответствие установленным требованиям могут быть доказаны лишь в том случае, если она представлена в документированном виде. Документация делает систему «ви­димой» для разработчиков, пользователей и контролирующих органов.

Таким образом, система качествасовокупность организа­ционной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (ИСО 8402).

 

Стандарты ИСО 9001-9004 предусматривают наличие в системе качества четко регламентированных элементов, влияющих на обеспечение качества продукции от ее проектирования до реализации потребителям.

Эти элементы устанавливают требования по следующим направлениям деятельности предприятий:

• ответственность руководства;

• анализ контрактов;

• управление проектированием, изготовлением, испытанием, контролем и поставками продукции;

• управление документацией и базами данных; т

• обеспечение контрольно-измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием;

• анализ брака;

• введение корректирующих и предупреждающих действий;

• погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и консервация;

• введение внутренней проверки системы качества;

• подготовка кадров;

• послепродажный сервис;

• использование статистических методов.

Третья редакция стандартов серии ИСО 9000 принята 15 декабря 2000 г. и состоит из трех стандартов — ИСО 9000:2000, ИСО 9001:2000 и 9004:2000, в которых заложены восемь принципов менеджмента качества:

• организация, ориентированная на потребителя;

• роль руководства в управлении качеством;

• вовлечение работников в улучшение качества;

• подход к управлению качеством как к процессу;

• системный подход к управлению;

• постоянное улучшение;

• принятие решений, основанных на фактах;

• взаимовыгодные отношения с поставщиками.

В настоящее время в Российской Федерации действует и зарегистрирована в Государственном реестре система сертификации систем качества и производств, получившая краткое название «Регистр систем качества». [12]

Механизм достижения соответствия этим критериям заложен в так называемой "петле качества". Она представляет собой взаимодействие элементов полного цикла производства продукции (процесса, услуги), влияющих на качество.

На рис. 32.2 очень наглядно представлена петля качества применительно к процессу сертификации. [16]

Рис. 32.2 – «Петля качества» процесса сертификации

Дата: 2019-02-19, просмотров: 299.