История взаимозаменяемости и международная организация ИСО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Взаимозаменяемость была впервые достигнута в XVIII веке при изготовлении стрелкового оружия. Здесь раньше, чем в других отраслях промышленности, было организовано массовое производство, а условия исполь­зования, и ремонта техники в боевой обстановке особенно настоятельно требовали осуществления принципа взаи­мозаменяемости.

В конце XIX и начале XX века принципы взаимозаме­няемости начинают внедряться в общем машиностроении при производстве станков, швейных машин.

Однако еще долгое время в области взаимозаменяе­мости не было в достаточной степени ни теоретических, ни экспериментальных исследований. Именно поэтому были несовершенными системы допусков, разработанные в 1915...1917 гг. И. И. Куколевским и в 1919 году II. П. Шелоумовьм. Только после проведения многочис­ленных экспериментальных исследований и установления зависимости погрешности при обработке от диаметра об­рабатываемой поверхности, после обобщения опыта ра­боты многих машиностроительных заводов стало воз­можным создание достаточно стройной системы допусков и посадок. Разработанный в 1924...1925 гг. под руковод­ством А. Д. Гатцука проект стандарта «Допуски для пригонок» послужил основой нашей государственной системы допусков.

В то время шли острые дискуссии о целесообразности разработки отечественной сис­темы допусков и посадок, тем более, что представители некоторых стран предлагали принять разработанную у них систему допусков и посадок и обеспечивать на льготных условиях промышленность молодой Советской Республики всевозможными инструментами, калибрами, запасными деталями и т. п. В связи с этим неоценимая заслуга А. Д. Гатцука заключается в том, что он отчетливо показал необходимость разработки отечественной системы допусков и поса­док, чтобы не попасть в технико-экономическую и политическую зави­симость от капиталистических стран. Окончательное оформление проект системы допусков и посадок получил 20 декабря 1929 г., когда по докладу председателя специальной комиссии проф. МВТУ М. А. Саверина он был утвержден Комитетом стандартизации при Со­вете Труда и Обороны в качестве общесоюзного стандарта (ОСТ), имеющего силу государственного документа, обязательного для промышленности Советского Союза.

Утвержденные в 1929 году стандарты на допуски и посадки для диаметров от 1 до 500 мм были настолько совершенными, что действовали в течение 50 лет.

В последующие годы система допусков и посадок расширялась и дополнялась; были разработаны ГОСТ для диаметров до 1 мм и свыше 500 мм. Были введены ГОСТ допусков и посадок резьбовых соединений, допу­сков калибров, зубчатых зацеплений, шпоночных и шлицевых соединений и многие другие.

Все разрабатываемые в СССР ГОСТ и дополнения к ним в области взаимозаменяемости после 1932 года учитывали рекомендации Международной организации по стандартизации ИСО, но основой являлась нацио­нальная система допусков и посадок — система OCT.

Переход на систему допусков и посадок ИСО был определен требованиями развивающегося технико-экономиче­ского сотрудничества СССР с другими странами, и прежде всего со странами-членами СЭВ. В Комплексной программе по развитию сотрудничества и экономи­ческой интеграции стран-членов СЭВ (1971 год) было установлено задание «создать до 1976 года единую для всех стран — членов СЭВ систему допусков и посадок в увязке с рекомендациями международной организации по стандартизации ИСО, обеспечив постепенное внедре­ние этой системы до 1980 года». В соответствии с этим заданием разработаны стандарты Совета Экономической Взаимопомощи: СТ СЭВ 145—75 «Единая система допусков и посадок СЭВ. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений» и СТ СЭВ 144—75 «Поля допусков и рекомендуемые посадки».

Постановлением Госстандарта СССР от 16 марта 1976 года № 632 они введены в действие в качестве государственных стандартов СССР с 1 января 1977 года.

Следует отметить, что решение разработки стандарта СЭВ «Подшипники качения. Посадки и требования к посадочным поверхностям» и I редакция стандарта были приняты в г. Вологде в 1975 г. на заседании рабочей группы ОСПП СЭВ.

По мере введения в действие в народном хозяйстве СССР стандартов СЭВ большинству из них присваивались номера ГОСТ, цель такой двойной нумерации объясняется тем, чтобы все отрасли промышленности, в том числе и ВПК, могли пользоваться данными стандартами.

Российская Федерация в настоящее время пользуется в области машиностроения фактически всеми стандартами, разработанными СЭВ с присвоенными ими номерами ГОСТ или ГОСТ Р (об этом нами упоминалось в предыдущих разделах).

 

23 Основные положения, термины, определения и обозначения, применяемые в единой системе допусков и посадок

Детали, полностью или частично входящие одна в другую, образуют соединение.

Внутренний (охватывающий) элемент детали — это отверстие, наружный (охватываемый) элемент детали — вал.

Название «отверстие» и «вал» условны и относятся не только к гладким цилиндрическим элементам. Например, в резьбовых соединениях «отверстием» является гайка – «валом» – болт; в шпоночных соединениях «отверстием» являются ширина шпоночного паза вала и ширина шпоночного паза втулки (ступицы зубчатого колеса или другой детали) – «валом» – ширина самой шпонки.

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 297.