ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

М. В. Данилина

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

 

 

Методические указания к выполнению практических заданий

и заданий для самостоятельной работы

 

 

Кострома

КГТУ

2015


 

УДК 658.512

 

Данилина, М. В. Организационное проектирование и управление проектами : метод. указания / М. В. Данилина. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2015. – 32с.

 

В методических указаниях представлены рекомендации по выполнению практических заданий и заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Организационное проектирование и управление проектами».

Предназначены для магистрантов очно-заочной формы обучения по направлению 43.04.02 «Туризм».

 

 

Рецензент: директор ООО «Кострома-Тур» С. П. Балбасенко

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ

 

© Костромской государственный технологический университет, 2015

 




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..4

1. Проектирование как метод управления в организации ………………………..5

1.1. Целевое назначение проекта. Проектная и функциональная деятельность...5

1.2. Характеристики проекта. Принципы классификации проектов. ……………7

1.3. Жизненный цикл проекта……………………………………………………..10

2. Группы процессов управления проектом………………………………………11

2.1. Планирование целей…………………………………………………………..12

2.2. Декомпозиция целей. Построение иерархической структуры работ (ИСР)………………………………………………………………………………..14

2.3. Построение структурной схемы организации проекта (ССО) и плана по вехам…………………………………………………………………………………..17

2.4. Разработка тактики реализации проекта. Построение сетевых моделей………………………………………………………………………………….18

2.5. Планирование ресурсов. Разработка реального календарного графика работ…………………………………………………………………………………..19

Список литературы…………………………………………………………………

Приложение А. Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу 1 «Проектирование как метод управления в организации………………………..22

Приложение Б Тест по разделу «Проектирование как метод управления в организации»……………………………………………………………………………23

Приложение В. Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу «Процессы управления проектами»………………………………………………26

Приложение Г. Тест по разделу «Процессы управления проектами», тема «Инициация проекта»……………………………………………………………...27

Приложение Д. Тест по разделу «Процессы управления проектами». Темы: «Составление устава проекта», «Планирование и оценка ресурсов»…………..30

 



Введение

 

Управление проектами – особая область менеджмента, направленная на инновационное развитие организации. В ряде случаев управление проектами сопоставляют с составлением бизнес-планов, и это не случайно, ведь для того, чтобы стать специалистом в этой области, надо освоить теоретические материалы и научиться применять их на практике.

И тем не менее за проектами будущее. Любое предприятие или организация рано или поздно сталкивается с проблемами; меняется внешняя среда, существующая организационная структура предприятия малоподвижна, отсутствует заинтересованность работников в результатах деятельности, высокая стоимость ресурсов не дает предприятиям быстро развиваться и внедрять инновационные идеи и технологии и т. д.

Проектный менеджмент на предприятии позволяет обнаружить «лишние» подразделения, которые «съедают» деньги, выявить тех сотрудников, чьи функции дублируются либо конфликтуют. Применив проектный менеджмент, можно «увидеть» болезнь, значит, вылечить или оздоровить предприятие или подразделение. «Прозрачность» проектного подхода, а также его «предсказуемость» являются неоспоримыми преимуществами по отношению к любому другому подходу управления.

В туристской индустрии проектный подход незаменим, учитывая стремительную динамику развития международного и внутреннего туристских рынков, рост и развитие потребностной сферы потребителей туристского продукта, особенности конкурентной среды и другие факторы. Особую актуальность в настоящее время приобретают региональные и межрегиональные туристские проекты.



Проектирование как метод управления в организации

 

Практикум 1

Руководством ООО «Туры-тур» принято решение о регулярном показе на видеомониторах маршрутных такси рекламных роликов компании.

Проект это или нет? Это проект.

Какова цель проекта? Опробовать новый вид рекламы, которого раньше не существовало в данной компании.

Это уникальное предприятие? Да, подобных мероприятий не было раньше.

Имеет ли этот проект четко ограниченные временные рамки? Да, проект начинается в заранее определенное время и закончится в установленную дату.

Как определить, что проект закрыт? После того, как ролики будут запущены,

проект можно считать закрытым.

Задания для самостоятельной работы

Попробуйте самостоятельно определить, какие из нижеперечисленных видов деятельности являются проектными, а какие - функциональными:

ü строительство нового гостиничного комплекса;

ü ведение кадровой документации в турфирме;

ü проведение туристской выставки;

ü реконструкция музея в городе с высоким турпотоком;

ü расчет экономических показателей рентабельности эксплуатации туристского автобуса в зимнее время;

ü установка в турфирме нового программного обеспечения для системы поиска и бронирования;

ü обучение менеджеров туристской фирмы техникам разрешения конфликтных ситуаций с потребителями.

 

Пример

Продукт проекта туристской транспортной логистики одного из туроператоров выездного туризма первоначально может быть сформулирован как повышение качества сервиса туристских перевозок. По мере выполнения проекта формулировка продуктов может меняться на более точную, например: бронирование билетов с помощью системы онлайн, мобильных приложений, возможности выбора мест. На следующем этапе последовательной разработки проект может концентрироваться исключительно на повышении качества сервиса туристских перевозок на определенных видах авиа и ж/д транспорта, а бронирование билетов с помощью системы онлайн будет считаться второстепенной задачей, выполнение которой следует начинать только после того, как процесс модернизации сервиса транспортных средств будет налажен.

Классы проектов

По составу и структуре проектов и его предметной области проекты разделяются на:

ü монопроект;

ü мультипроект;

ü мегапроект.

Монопроект ориентирован на реализацию одной генеральной идеи, цели.

Мультипроект ориентирован на реализацию комплекса целей и задач, охватывающие различные сферы - социальную, экономическую, техническую и.т.п.

Мегапроект - это широкомасштабный проект, ориентированный на решение глобальной задачи, привлечение множества ресурсов и длительный период выполнения.

 

Типы проектов. Проекты выделяют по основным сферам деятельности:

ü социальные;

ü экономические;

ü организационные;

ü технические.

Социальный проект ориентирован на достижение социальнозначимых результатов. Например, социальным будет проект по разработке туров для малообеспеченных, многодетных семей, детей с ограниченными возможностями.

Экономический проект направлен на увеличение прибыли. Например, проекты по развитию внутреннего экскурсионного и пляжного туризма для туроператора - разработка наиболее выгодных предложений по турпродуктам в зависимости от сезона (соотношение цена — качество).

Организационный проект направлен на повышение эффективности функционирования организации и ее отдельных структур, подразделений. Например, проект по реорганизации подразделений крупной международной туристской компании (ТНК – транснациональной корпорации).

Технический проект ориентирован на модернизацию и техническое усовершенствование. Например, проект по модернизации системы пассажирских сидений в экскурсионных автобусах.

Виды проектов. Проект выделяют по характеру области деятельности:

ü учебно – образовательные;

ü исследовательские;

ü развитие персонала;

ü новые технологии;

ü инвестиционные.

Учебно-образовательный проект. Целью подобного проекта будет получение знаний, умений и навыков в какой-либо наиболее востребованной для организации сфере. Например актуальным для туристкой индустрии будет проект по подготовке специалистов по программам: управление проектами, стратегический менеджмент и маркетинг, технологии продаж туристских продуктов, работа с новыми информационными продуктами в туристкой сфере.

Исследовательский проект. Основным назначением данного проекта будет научно-практические разработки, эксперименты по повышению деятельности компании в целом и в отдельных проблемных зонах.

Проект, направленный на развитие персонала. Ориентиром этого вида проекта станет направленность на повышение эффективности в области управления персоналом. Например, проект по разработке и внедрению комплексной системы продвижения управленческого персонала компании по карьерной лестнице.

Проект по новым технологиям . Целью данного проекта станет использование уже разработанных современных технологий применительно к конкретной организации. Например, проект по внедрению новой инновационной офисной программы для турфирмы.

Инвестиционный проект: проект, воспроизводящий и развивающий текущие направления деятельности, приносящий операционный доход (инновационный проект), и проект, создающий новые направления (венчурный проект), которые будут приносить инвестиционный доход.

 

С точки зрения использования результатов проекты можно разделить на:

ü исследовательские, направленные на дополнительное исследование проблемных ситуаций;

ü пилотные, направленные на разработку новых решений и их апробацию с целью выявления технологических проблем;

ü модельные, направленные на обобщение опыта и оптимизацию процессов производства и управления;

ü внедренческие, направленные на достижение экономического эффекта от внедрения отработанных модельных технологий.

Каждый вид проектов имеет свои особенности, ограничения и требования по внедрению, которые необходимо учитывать при разработке структуры проекта.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте подробную характеристику одному из типов проекта применительно к сфере туризма.

2. Выберите из видов проекта какой-либо один и опишите, как его возможно реализовать применительно к туристской фирме.

Жизненный цикл проекта

Для доказательства жизнеспособности проекта необходимо четко представлять его жизненный цикл. Жизненный цикл проекта - это набор фаз проекта, определяющий последовательный ход работ по проекту.

Для чего необходим жизненный цикл? Жизненный цикл проекта необходим для того, чтобы определить начало и завершение проекта.

Характеристики фаз проекта

Жизненный цикл проекта определяют фазы, которые связывают начало проекта с его завершением. Каждая фаза знаменуется получением одного или нескольких результатов. Результат - это материальный, измеримый продукт работы.

Жизненный цикл проекта обычно определяет следующее:

ü какие работы должны быть проведены в каждой фазе;

ü в какой момент каждой фазы должны быть получены результаты;

ü кто участвует в каждой фазе;

ü как контролировать и подтверждать каждую фазу.

Определение жизненного цикла проекта может помочь менеджеру проекта решить, следует ли считать анализ осуществимости первой фазой проекта или выделить его в отдельный проект. Если результат этого предварительного анализа не очевиден, лучше выделять его в отдельный проект.

Многие жизненные циклы проектов имеют ряд общих характеристик:

Фазы обычно идут последовательно. Уровень затрат и численность задействованного персонала невелики вначале, увеличиваются по ходу выполнения проекта и быстро падают на завершающем этапе проекта.

Некоторые жизненные циклы состоят из четырех или пяти фаз, но некоторые имеют девять фаз и более. В каждом конкретном проекте фазы могут разбиваться на подфазы из соображений размера, сложности, уровня риска и ограничений на порядок финансирования. Переход из одной фазы в другую в пределах жизненного цикла проекта обычно подразумевает некую форму передачи или сдачи результатов, и это указывает на переход от фазы к фазе. Фаза проекта обычно завершается изучением проделанной работы и результатов поставки.

Часто еще до завершения текущей фазы руководство проводит анализ для принятия решения о начале операций следующей фазы, например, менеджер проекта выбирает метод быстрого прохода.

Жизненный цикл и вехи проекта

Окончание каждой фазы знаменуется вехой. Веха - это опорная точка, отмечающая важное событие в проекте. Информация, доступная в начале проекта, зачастую недостаточна для детального планирования, но ее вполне достаточно для составления плана по вехам.

В плане по вехам представлены основные, ключевые события проекта:

ü концепция утверждена;

ü планы проекта утверждены;

ü разработка завершена;

ü готовность решения утверждена;

ü внедрение завершено.

Жизненный цикл проекта и жизненный цикл продукта

Следует различать жизненный цикл проекта и жизненный цикл продукта. Проект, предпринимаемый с целью выпуска на рынок нового персонального компьютера, является лишь одним из аспектов жизненного цикла продукта. Жизненный цикл проекта состоит из серии фаз создания продукта.

Между жизненным циклом проекта и жизненным циклом продукта существует взаимосвязь. Деление проекта на отдельные фазы позволяет разделить продукт проекта на более мелкие компоненты (версии). Разработка каждой версии рассматривается как отдельный проект со своим жизненным циклом, включающим анализ, планирование, разработку, стабилизацию и внедрение.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите жизненный цикл любого туристского проекта на ваш выбор (внутренний туризм).

2. Определите вехи по выбранному вами туристскому проекту.

3. Опишите жизненный цикл туристского продукта на ваш выбор (выездной туризм).

 

 

Группа процессов инициации

Определяет и авторизирует проект или фазу проекта.

2. Группа процессов планирования

Определяет и уточняет цели и планирует действия, необходимые для достижения целей и содержания, ради которых был предпринят проект.

Группа процессов исполнения

Объединяет человеческие и другие ресурсы для выполнения плана управления проектом.

Группа процессов завершения

Формализует приемку продукта, услуги или результата.

Процессы управления проектами накладываются друг на друга и происходят с разной интенсивностью на всех стадиях проекта. Результаты процессов связаны с другими группами процессов и воздействуют на них.

Процедуры процесса планирования состоят из основных и вспомогательных. Основные процедуры процесса планирования можно представить в виде последовательности шагов, которые отвечают на простые и понятные вопросы:

1. Зачем? Разработка концепции и планирование целей проекта.

2. Что? Декомпозиция целей проекта, построение иерархической структуры работ (ИСР).

3. Кто? Назначение ответственных. Построение структурной схемы организации (ССО) проекта.

4. Как? Разработка стратегии реализации проекта, построение плана по вехам.

5. Подробно как? Разработка тактики проекта, построение сетевых моделей.

6. Идеально когда? Разработка идеального календарного графика работ.

7. В какой последовательности? Планирование ресурсов, разработка реального календарного графика работ с учетом ограничений на ресурсы.

8. Сколько? Оценка затрат, разработка бюджета.

9. Все учтено? Разработка и принятие плана (расписания) проекта.      

Вспомогательные процедуры планирования используются при реализации больших и сложных проектов. В каждом конкретном случае менеджер проекта на основе соотношения результат/затраты должен оценить целесообразность применения той или иной вспомогательной процедуры, имеющейся в арсенале проектных технологий.

Планирование целей

До тех пор, пока не будет назван, записан и проверен набор конкретных технических требований или спецификаций, проект будет оставаться мечтой. Только после проведения систематического планирования проект переводится на оперативный уровень, на котором и начинается его разработка. Управление замыслом обеспечивает ту базу, на которой строится вся работа над проектом. Это кульминация работы над проектом перед переходом к планированию.

Для того чтобы проект был успешным, у него должна быть четко определенная и реальная цель. Цель проекта - желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени. Цель проекта всегда связана с решаемой в ходе него проблемой или совокупностью проблем.

Проблема - это неудовлетворительное состояние системы (например, организации), которое не позволяет ей справиться с возникающим затруднением. Понимание проблемы в ходе разработки проекта возникает из соотнесения видения стратегических ориентиров, из анализа имеющихся затруднений и понимания того, какая именно система (организация в целом, или какая либо из ее подсистем) ответственна за решение поставленных задач.

Правильная постановка цели призвана изменить неудовлетворительное функционирование организации и обеспечить ее соответствие внешним вызовам. Для того чтобы создать точную модель концептуальной разработки проекта, руководитель проекта и члены его команды должны собрать следующую разнообразную информацию:

- формулировка проблемы или потребности. Управление замыслом проекта начинается с формулировки цели: для чего предназначен проект, почему возникла необходимость в поиске решения посредством этого проекта, в чем состоит суть проблемы.

- сбор информации. На этом этапе осуществляется сбор данных об условиях осуществления проекта и его целях. Нельзя рассчитывать на эффективное начало работы над проектом в том случае, если его руководитель не имеет ясного представления о текущем состоянии дел.

- ограничения. Помимо формулировки цели руководитель проекта должен заниматься выяснением ограничений, способных повлиять на его возможности достижения желаемых результатов. Временные и бюджетные ограничения, требования клиентов могут серьезно влиять на реализацию проекта.

- анализ альтернатив. Обычно для каждой проблемы существует несколько альтернативных методов решения. При управлении проектами анализ альтернатив подразумевает прежде всего достижение ясного понимания природы проблемы и уже затем разработку различных вариантов ее решения. Эти решения, помимо предоставления всем их разработчикам ясного понимания особенностей проекта, предлагают также возможные подходы к реализации проекта.

- цели проекта. Концептуальная разработка должна завершаться разработкой конечных целей проекта с точки зрения его результатов, требуемых ресурсов и сроков работ. Если предыдущие этапы были выполнены надлежащим образом, то формулировка целей проекта станет логическим следствием проведенного анализа. Начинающие руководители проектов должны заботиться о том, чтобы не ограничивать информационный поиск в ходе проведения анализа альтернатив. Если поиск информации был проведен в необходимом объеме, то конечные цели проекта должны стать очевидными.

 

Сформулированные цели должны соответствовать принципу SMART, согласно которому они должны быть:

ü ясными и точными (S - Specific);

ü измеримыми (M - Measurable),

ü достижимыми (A -Achievable);

ü непротиворечивыми как между собой так и со стратегическими целями организации (R - Related);

ü определены по срокам их достижения (T — Time-bound).

Практикум 2. «Формулирование целей проекта», описание ситуации для практического задания

Руководством гостиничного комплекса N было принято решение о выпуске корпоративного фильма. Корпоративный фильм призван улучшить имидж компании. Под имиджем следует понимать формирование и поддержание устойчивого положительного впечатления, каким его видят общественность, клиенты, партнеры, сотрудники компании.

Видеофильм должен стать лицом, представляющим компанию, составляя у потенциального клиента впечатление о ней. Корпоративный видеофильм должен быть направлен не только на внешнюю среду, но и на коллектив своих сотрудников, с целью формирования благоприятных корпоративных отношений, неформальной атмосферы, способствующих дружной работе.

Вы - профессиональный менеджер проекта - приглашены возглавить этот проект. На реализацию этого проекта Вам будет предоставлено два месяца. Пожелание руководства компании - реализовать проект в кратчайшие сроки.

Вы - автор идеи создания корпоративного видеофильма. Сформулируйте:

1. Обоснование инициации проекта (потребности, из-за которых проект образовался).

2. Основную цель и продукт проекта, основные характеристики продукта.

3. Желаемые результаты проекта.

4. Критерии успеха проекта.

Построение сетевых графиков

В сетевом графике события обозначаются кружком с указанием номера внутри события, а работа - стрелкой, последовательное начертание работ и событий и означает построение сетевого графика. Любая последовательность работ в сетевом графике, в котором конечное событие одной работы совпадает с начальным событием следующей за ней работы и т. д., называется путем.

При выполнении следующих друг за другом работ каждая последующая работа может быть начата только после получения результатов всех предшествующих работ, т. е. после наступления определенных событий. После построения взаимосвязей для каждой работы экспертным путем определяется время ее выполнения, которое проставляется в сети над соответствующей стрелкой.

 

Практикум 4. Руководством гостиничного комплекса N было принято решение о выпуске корпоративного фильма.

Задание. Разработайте сетевую модель выполнения работ проекта .

Планирование ресурсов, разработка реального календарного графика работ

Работы проекта для своего выполнения требуют разнообразных ресурсов. На данном шаге определяется их перечень и количество. Основой для выполнения этой работы служит разработанная ранее ИСР. Ресурсами, планируемыми в проекте, являются ресурсы материальные и человеческие. Все они имеют стоимостную оценку, однако ее недостаточно для планирования; важно оценить такие параметры, как наличие ресурсов и их доступность, качество, сезонность и многое другое.

Основными типовыми ресурсами проекта являются:

ü рабочее время сотрудников (основной персонал проекта и привлеченные специалисты);

ü использование техники (имеющейся в собственности и арендуемой);

ü новое оборудование, материалы - основные и расходные;

ü стоимость информации, методик, технологий авторских прав, расходы на командировки, связь, аренду помещений и пр.

В процессе планирования ресурсов также определяется организационная политика в отношении ресурсов, например, порядок закупок, найма персонала, отношений с поставщиками. В процессе планирования разрабатывается система требований к ресурсам, например квалификация рабочих, качество металла, сроки транспортировки и т. д. После определения перечня ресурсов строят матрицу распределения ресурсов по работам проекта.

При планировании вводят два основных типа ресурсов: возобновляемые и невозобновляемые. К типу возобновляемых относят ресурсы, которые в ходе работы сохраняют свою натурально-вещественную форму и по мере высвобождения могут использоваться в других работах. Если возобновляемые ресурсы простаивают, то их недоиспользованная способность к функционированию в данный отрезок времени не компенсируется в будущем. Примерами ресурсов данного типа являются люди, машины, механизмы, станки и т. п.

К типу невозобновляемых относят ресурсы, которые не могут повторно использоваться. Но в случае если они не были использованы в данный отрезок времени, то их недоиспользованная способность к функционированию компенсируется их использованием в будущем. Примерами ресурсов данного типа являются топливо, финансовые ресурсы и т. п.

После построения матрицы распределения ресурсов по работам строится профиль доступности ресурсов. При помощи профиля доступности ресурсов, показывают наличие ресурсов в каждый момент времени реализации. Недоступность отдельных ресурсов, например сезонная, является основанием для внесения корректировок в календарный план.

После построения профиля доступности строят ресурсные гистограммы, показывающие перегрузку/недогрузку ресурсов. Перегрузка отдельных работников также является основанием для корректировки календарного плана в сторону увеличения времени производства работ. Таким образом, оценка доступности ресурсов приводит к дальнейшей оптимизации календарного плана проекта.

Существует соотношение между основными показателями проекта: временем, стоимостью и качеством. При улучшении одного параметра, всегда ухудшаются два других. Основной задачей менеджера при оптимизации плана проекта является поиск оптимального баланса между тремя показателями. Процедуру дальнейшей оптимизации называют выравниванием ресурсов и при ее реализации используют следующие приемы:

ü разнесение параллельных задач (приводит к увеличению времени проекта);

ü увеличение длительности задач (приводит к увеличению времени проекта);

ü разрыв задач (приводит к увеличению времени проекта);

ü назначение дополнительных ресурсов и/или изменение их профиля (приводит к увеличению стоимости проекта);

ü смешанный подход (приводит к увеличению времени и стоимости проекта).

Во всех вариантах выравнивания происходит либо увеличение времени, либо увеличение стоимости проекта.

Практикум 5. Создание календарного плана проекта и ресурсного плана

Руководством компании N было принято решение о выпуске корпоративного фильма. На реализацию этого проекта Вам будет предоставлено два месяца. Пожелание руководства компании - реализовать проект в кратчайшие сроки.

Для достижения целей проекта необходима реализация 10 задач.

Задание: разработайте реальный календарный график для реализации проекта.

Ресурсный план:

Для проекта Вам необходимы исполнители работ следующих квалификаций:

ü сценарист;

ü режиссер;

ü оператор.

Из числа работников предприятия Вам предоставляется по одному человеку каждой квалификации. При необходимости имеется возможность привлечения дополнительных работников любой квалификации со стороны. Количество привлеченных сотрудников ничем не ограничивается, кроме условия не превышения бюджета проекта, учитывая сумму оплаты их труда.

Исполнители проекта должны работать 8 часов в день, 5 дней в неделю и никогда не работать по выходным. Очевидно, что ни один из этапов не может быть начат без наличия достаточного для его реализации количества работников. Любой исполнитель в один момент времени может быть занят только на одной работе.

Специфика работ проекта такова, что каждая работа требует участия одного режиссера и одного оператора на протяжении всей работы. Исключение составляют:

ü написание сценария. Ее выполняет один сценарист;

ü презентация фильма перед высшим руководством;

ü в этом мероприятии участвуют все задействованные в проекте исполнители.

Задание: разработайте ресурсный план.

 

 



Список литературы

1. Баринов В. А. Организационное проектирование: Учебник / В. А. Баринов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 384 с.

2. Володин В. В. Управление проектом [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. В. Володин, Ф. Б. Лобанов, Т. В. Алексеева и др. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.

3. Ильина О. Н. Методология управления проектами: становление, современное состояние и развитие: Монография / О. Н. Ильина. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с.

4. Кутузов А. С. Шаблоны документов для управления проектами [Электронный ресурс] / А. С. Кутузов, А. Н. Павлов, А. В. Шаврин и др. - 3-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 159 с.

5. Лещева И. А. Основы управления проектами [Электронный ресурс] / И.А. Лещева, Э.В. Страхович; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. — 96 с.

6. Мамонтов С. А. Управление маркетинговыми проектами на предприятии: Учебное пособие / С.А. Мамонтов, Н.М. Глебова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 174 с.

7. Молодежь и управление проектами в России: новые горизонты проектного менеджмента: Сборник научных трудов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 158 с.

8. Попов В. Л. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / В. Л. Попов, Н.Д. Кремлев, В.С. Ковшов; Под ред. В.Л. Попова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с.

9. Романова М. В. Управление проектами: Учебное пособие / М. В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.

10. Светлов Н. М. Информационные технологии управления проектами: Учебное пособие / Н. М. Светлов, Г. Н. Светлова. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 232 с.

11. Сооляттэ А. Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика [Электронный ресурс] : учебник / А. Ю. Сооляттэ. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012.

12. Тихомирова О. Г. Управление проектом: комплексный подход и системный анализ: Монография / О. Г. Тихомирова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 301 с.

13. Туккель И. Л. Управление инновационными проектами: учебник / И. Л. Туккель, А. В. Сурина, Н. Б. Культин / Под ред. И. Л. Туккеля. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 397 с.

14. Хелдман К. Профессиональное управление проектом [Электронный ресурс] / К. Хелдман ; пер. с англ. А. В. Шаврина. - 5-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 728 с.

15. Черняк В. З. Управление инвестиционными проектами [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / В. З. Черняк. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 365 с.



Приложение А

Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу «Проектирование как метод управления в организации»

1. Какие международные стандарты по управлению проектами вы знаете?

2. Что такое проект? Какие признаки характеризуют проект? Приведите примеры проектов, связанных с вашей производственной деятельностью.

3. Что такое проектное управление?

4. Перечислите основные отличия проектной деятельности по отношению к операционной.

5. В чем заключаются преимущества проектного управления?

6. Что входит в понятие «окружение проекта»?

7. Что такое «жизненный цикл проекта»?

8. Что позволяет эффективно использовать время, отпущенное на реализацию проекта?

9. Как цель проекта соотносится с решаемой?

10.  Кто относится к участникам проекта?

11.  Какова основная цель проведения мероприятий по командообразованию?

12.  Каковы обязанности и полномочия менеджера проекта? Какие требования предъявляются к менеджеру проекта?

13.  Какие группы интересов пересекаются в проекте?

 


 


Приложение Б

Приложение В

Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу «Процессы управления проектами»

1. Дайте характеристику основным типам структур управления проектами.

2. Назовите пять основных групп процессов управления проектами.

3. Перечислите основные процессы планирования.

4. Какие цели и критические факторы успеха на стадии планирования проекта?

5. Опишите процессы и ключевые результаты стадии планирования проекта.

6. Какие зависимости существуют между задачами при планировании проекта? Опишите задачи на одном из примеров.

7. Каковы наиболее вероятные риски при планировании проекта и действия для их уменьшения?

8. На что необходимо обратить внимание при организации процессов на стадии планирования проекта? Опишите технологию работы на стадии планирования проекта.

9. С какой целью строится временной график реализации проекта?

10.  Какие задачи лежат на критическом пути проекта, на стадии его планирования?

11.  Перечислите ролевые обязанности при планировании проекта. Какие действия на стадии планирования проекта будет ожидать спонсор проекта от менеджера проекта, давая задание на выполнение работ?

12.  Чем Устав проекта отличается от предварительного описания проекта?

13.  Какие процессы управления проектами входят в группу процессов планирования?

14.  Что включают в себя процессы исполнения?

15.  Перечислите основные документы проекта.

16.  Охарактеризуйте причины инициации проектов.

 



Приложение Г

Приложение Д

 

Тест по разделу «Процессы управления проектами». Темы: «Составление устава проекта», «Планирование и оценка ресурсов»

1. Уставом проекта называют:

А. Документ, выпущенный вышестоящей администрацией, который предоставляет менеджеру проекта полномочия привлекать ресурсы организации для выполнения работ проекта.

Б. Документ, который регламентирует все работы по проекту.

В. Документ, выпущенный вышестоящей администрацией для регулирования действий персонала, задействованного в проекте.

Г. Документ, который составляется менеджером проекта, для планирования всех видов работ по проекту.

2. Назовите методы процесса инициации проекта:

А. Критерии отбора проекта, историческая информация, мнение экспертов.

Б. Методы отбора проекта, историческая информация, мнение экспертов.

В. Критерии отбора проекта, мнение экспертов.

Г. Методы отбора проекта, мнение экспертов.

3. Математические модели, которые используют алгоритм линейного, динамического или целочисленного программирования, можно определить как:

А. Критерии отбора проекта.

Б. Форма мнения экспертов.

В. Методы отбора проекта.

Г. Форма исторической информации.

4. Что является выходом из процесса инициации проекта?

А. Устав проекта, историческая информация, определение руководителя проекта и его назначение.

Б. Устав проекта, определение руководителя проекта и его назначение, ограничения и предположения.

В. Устав проекта, историческая информация, ограничения и предположения.

Г. Устав проекта, ограничения и предположения.

5. Критерии отбора проекта могут включать:

А. Методы измерения прибыли.

Б. Анализ путем оптимизации при наличии ограничений.

В. Подсчет чистой текущей стоимости.

Г. Изменение требований рынка или покупателей.

6. Что из нижеперечисленного верно в отношении устава проекта?

А. Устав проекта должен быть опубликован от имени руководителя, который не является членом организации.

Б. Устав проекта должен быть опубликован от имени спонсора проекта.

В. Устав проекта должен быть опубликован от имени руководителя проекта.

Г. Устав проекта должен быть опубликован от имени участников проекта.

7. Устав проекта:

А. Включает описание продукта, описывает экономические требования к проекту, публикуется руководителем проекта.

Б. Включает описание продукта, описывает экономические требования к проекту, публикуется спонсором проекта.

В. Включает контракт, если проект выполняется поставщиком, и публикуется руководителем, который не является членом организации.

Г. Включает описание продукта, описывает экономические требования к проекту, публикуется руководителем, который не является членом организации.

8. Что из следующего верно в отношении процесса планирования ресурсов?

А. Планирование ресурсов включает только аспект человеческих ресурсов, его выходом являются требования к персоналу.

Б. Планирование ресурсов включает только аспект человеческих ресурсов, его выходом являются требования к ресурсам.

В. Планирование ресурсов включает все физические ресурсы, необходимые для проекта, его выходом являются требования к персоналу.

Г. Планирование ресурсов включает все физические ресурсы, необходимые для проекта, его выходом являются требования к ресурсам.

9. Что из ниже перечисленного можно отнести к условиям, которые вы можете найти в процессе организационного планирования?

А. Организационная структура, ожидаемый подбор персонала, коллективное соглашение и предпочтения команды проекта.

Б. Организационная структура, организационные связи, технические связи и межличностные связи.

В. Организационные связи, ожидаемый подбор персонала, коллективное соглашение и предпочтения команды проекта.

Г. Организационные связи, технические связи и межличностные связи.

10. Что из следующего верно в отношении плана управления персоналом?

А. Он определяет требования к ресурсам и количество ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта. Это результат процесса планирования ресурсов.

Б. Он определяет, как и когда персонал начинает и завершает работу над проектом. Это результат процесса организационного планирования.

В. Он определяет, как и когда персонал начинает и завершает работу над проектом. Это результат процесса планирования ресурсов.

Г. Он определяет требования к ресурсам и количество ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта. Это результат процесса организационного планирования.

11. Вы - руководитель проекта в компании по производству видеоигр. Вы разработали сетевой график проекта и составили список операций. Какой процесс вы только что завершили?

А. Процесс определения последовательности операций, который устанавливает все специфические операции проекта.

Б. Процесс определения последовательности операций, который устанавливает все зависимости между операциями проекта.

В. Процесс оценки продолжительности операций, который представляет оценку продолжительности проекта в виде диаграммы.

Г. Процесс оценки продолжительности операций, который определяет зависимости операций проекта.

12. Ваш спонсор проекта запросил оценку стоимости проекта, над которым вы работаете. Этот проект похож по сфере действия на тот, над которым вы работали в прошлом году. При этом точность не является главным требованием. Спонсор хочет получить примерную оценку завтра. Вы решаете использовать:

А. Метод оценки аналогий.

Б. Метод оценки снизу вверх.

В. Метод параметрического моделирования.

Г. Метод моделирования с помощью компьютера.

13. Главным условием вашего проекта является качество. Чтобы ваша команда проекта не чувствовала себя ограниченной во времени и чтобы избежать риска при выполнении графика, вы решаете использовать один из следующих методов оценки операций:

А. Мнение экспертов.

Б. Продолжительность, основанная на качестве.

В. Резервное время.

Г. Оценка аналогий.

 

М. В. Данилина

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

 

 

Методические указания к выполнению практических заданий

и заданий для самостоятельной работы

 

 

Кострома

КГТУ

2015


 

УДК 658.512

 

Данилина, М. В. Организационное проектирование и управление проектами : метод. указания / М. В. Данилина. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2015. – 32с.

 

В методических указаниях представлены рекомендации по выполнению практических заданий и заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Организационное проектирование и управление проектами».

Предназначены для магистрантов очно-заочной формы обучения по направлению 43.04.02 «Туризм».

 

 

Рецензент: директор ООО «Кострома-Тур» С. П. Балбасенко

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ

 

© Костромской государственный технологический университет, 2015

 




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..4

1. Проектирование как метод управления в организации ………………………..5

1.1. Целевое назначение проекта. Проектная и функциональная деятельность...5

1.2. Характеристики проекта. Принципы классификации проектов. ……………7

1.3. Жизненный цикл проекта……………………………………………………..10

2. Группы процессов управления проектом………………………………………11

2.1. Планирование целей…………………………………………………………..12

2.2. Декомпозиция целей. Построение иерархической структуры работ (ИСР)………………………………………………………………………………..14

2.3. Построение структурной схемы организации проекта (ССО) и плана по вехам…………………………………………………………………………………..17

2.4. Разработка тактики реализации проекта. Построение сетевых моделей………………………………………………………………………………….18

2.5. Планирование ресурсов. Разработка реального календарного графика работ…………………………………………………………………………………..19

Список литературы…………………………………………………………………

Приложение А. Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу 1 «Проектирование как метод управления в организации………………………..22

Приложение Б Тест по разделу «Проектирование как метод управления в организации»……………………………………………………………………………23

Приложение В. Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу «Процессы управления проектами»………………………………………………26

Приложение Г. Тест по разделу «Процессы управления проектами», тема «Инициация проекта»……………………………………………………………...27

Приложение Д. Тест по разделу «Процессы управления проектами». Темы: «Составление устава проекта», «Планирование и оценка ресурсов»…………..30

 



Введение

 

Управление проектами – особая область менеджмента, направленная на инновационное развитие организации. В ряде случаев управление проектами сопоставляют с составлением бизнес-планов, и это не случайно, ведь для того, чтобы стать специалистом в этой области, надо освоить теоретические материалы и научиться применять их на практике.

И тем не менее за проектами будущее. Любое предприятие или организация рано или поздно сталкивается с проблемами; меняется внешняя среда, существующая организационная структура предприятия малоподвижна, отсутствует заинтересованность работников в результатах деятельности, высокая стоимость ресурсов не дает предприятиям быстро развиваться и внедрять инновационные идеи и технологии и т. д.

Проектный менеджмент на предприятии позволяет обнаружить «лишние» подразделения, которые «съедают» деньги, выявить тех сотрудников, чьи функции дублируются либо конфликтуют. Применив проектный менеджмент, можно «увидеть» болезнь, значит, вылечить или оздоровить предприятие или подразделение. «Прозрачность» проектного подхода, а также его «предсказуемость» являются неоспоримыми преимуществами по отношению к любому другому подходу управления.

В туристской индустрии проектный подход незаменим, учитывая стремительную динамику развития международного и внутреннего туристских рынков, рост и развитие потребностной сферы потребителей туристского продукта, особенности конкурентной среды и другие факторы. Особую актуальность в настоящее время приобретают региональные и межрегиональные туристские проекты.



Дата: 2019-02-19, просмотров: 577.