1. Из раздела ясно, как вы предполагаете оценить в конце, достиг ли проект цели, и как вы будете контролировать процесс выполнения проекта.
2. Каков план оценки степени достижения целей (насколько точно достигнуты цели). 3. Каков план оценки и корректировки методов в процессе выполнения проекта (как будет контролироваться процесс выполнения проекта).
4. Достаточно ясно, кто будет проводить оценку и как эти люди (организации) бу- дут отбираться.
5. Четкость установленных критериев успеха проекта.
6. Описывается, как будут отбираться данные, и процесс их анализа.
7. Объясняется, какие способы анализа будут применяться (ревизии, инспекции, вопро- сники).
8. Указывается форма отчетности.
Дальнейшее финансирование
Учтите, что ни один грантодатель не горит желанием вас «усыновить». Доноры обычно желают знать, откуда вы возьмете средства по окончании периода, обеспечиваемого грантом. Если вам потребуются деньги для организации некоторой новой программы или для реорганизации уже существующей, то что вы будете делать, когда деньги кончатся?
Лица, претендующие на получение гранта, должны понимать, что грантодатель заинтересован в их надежности. Если в разделе «Постановка проблемы» проблема описывалась как серьезная, а проект – как исключительно полезный, то грантодателя интересует, какова будет судьба проекта в дальнейшем, на какие средства он может получить дальнейшее развитие.
Поэтому, останавливаясь на перспективах развития, целесообразно уточнить, в каком направлении оно будет происходить: «вширь» - по пути увеличения числа клиентов, распространения опыта и тому подобное или «вглубь» - через совершенствование методики, исследование и апробацию новых технологий. Важно продемонстрировать донору наличие конкретного плана развития.
Излагая свой прогноз относительно будущего финансирования, перечислите источники, из которых вы ожидаете притока средств на продолжение работы (спонсоры, государство, доходы от платных услуг, фонды), не забыв отметить, на чем эти ожидания основаны и почему вы уверены, что средства будут. Также полезно хотя бы в общем виде дать ваш план по привлечению средств, то есть указать все то, что вы собираетесь для этого предпринять.
Рекомендуемый объем: 1/2 - 1 страница.
Критерии оценки раздела «Дальнейшее финансирование»:
1. Представлен конкретный план получения финансирования в будущем.
2. Заявитель минимально полагается на дальнейшую поддержку донора.
3. Имеются рекомендательные письма и письма поддержки.
Этапы реализации проекта и рабочий план-график
Эта часть заявки также требуется почти всегда. Здесь следует указать, какие этапы вы выделяете в ходе проекта. Это необходимо для того, чтобы грантодатель мог понять, насколько логичен проект, вытекают и этапы один из другого. Это могут быть, например:
- подготовительный этап (надо описать тип деятельности, а не мероприятия);
- исследовательский этап (тип деятельности);
- основной этап (собственно деятельность по решению главных задач проекта);
- оценочный этап (подведение итогов, анализ результатов, выработка будущих планов, составление отчетов).
План представляет собой последовательное воспроизведение событий (мероприятий) проекта с их кратким описанием и указанием сроков: в какой месяц что происходит. Более наглядно этот план можно представить в виде таблицы. Например, такой, какая приведена ниже.
Период реализации | Мероприятие | Описание мероприятия | Результат |
Графа «результат», в принципе, не является обязательной, но для наглядности можно ее ввести, выбрав самое главное из раздела «Ожидаемые результаты».
Бюджет или смета расходов
Это самая главная часть проекта. Бюджет просматривают все. В этой части проекта необходимо учесть все, на что заявитель будет тратить ресурсы, а так же основные факторы, влияющие на размеры расходов.
Бюджет проекта должен быть обоснованным. Это означает, что затраты на оборудование и административные расходы должны быть действительно необходимы для осуществления проекта, а не рассчитанными из общих нужд заявителя.
При получении проекта грантодатель (или конкурсная комиссия) в первую очередь обращает внимание:
- на общую стоимость проекта,
- запрашиваемые средства,
- вклад самой организации в расходы по его реализации,
- привлеченные средства спонсоров и т.д.
При составлении сметы расходов необходимо конкретизировать долю заявителя в стоимости проекта. Она может находиться в разных статьях расходов бюджета: оплате труда, аренде помещения, которое будет использовано в процессе реализации проекта, расходных материалах, транспортных расходах и т.д. Естественно, что все эти расходы напрямую связаны с реализацией заявляемого проекта, но очень часто не учитываются при составлении его бюджета. Если эти неизбежные траты не будут профинансированы грантодателем – либо по условиям конкурсов, либо по условиям самого грантодателя – то руководителю проекта проще будет распределить свои финансовые ресурсы по этим статьям расходов.
По условиям некоторых конкурсов не финансируется оплата труда персонала, который будет выполнять работу по проекту, но финансируется оплата услуг консультантов, работающих по договорам. Следовательно, оплата труда руководителя заявляемого проекта, с учетом процента его занятости в проекте, должна быть учтена как имеющиеся или собственные средства. Со штатным бухгалтером, работа которого не может быть оплачена из средств гранта, можно заключить договор на услуги бухгалтера проекта. Представим, что заявитель имеет помещение для реализации проекта, причем в нем был только что произведен капитальный ремонт за свой счет именно с целью реализации проекта, на который требуются запрашиваемые средства. Эти затраты также можно отнести к имеющимся или собственным средствам. Кстати, это докажет состоятельность заявляемого проекта.
В последнее время многие конкурсные программы не включают финансирование аренды помещения. К этому нужно быть готовым. Заявитель имеет телефон, факс, компьютер с выходом в Интернет, использование которых необходимо для реализации проекта. Оплата услуг связи и коммуникаций может быть отнесена на счет средств как имеющихся, так и запрашиваемых. Как правило, сумма эта невелика, но при выделении небольших грантов может играть существенную роль.
Необходимо также оценить возможность частичной или полной оплаты транспортных расходов или использования оборудования и т.д.
Рассмотрим наиболее распространенную в разных конкурсных программах структуру бюджета проекта, состоящую из трех основных разделов:
- оплата труда,
- основные прямые расходы,
- непрямые или косвенные расходы.
Планируя бюджет, необходимо еще раз внимательно прочитать разделы «Цели и задачи» и «Методы выполнения проекта», чтобы определить, на что должны расходоваться средства и какие факторы будут влиять на размеры расходов.
Оплата труда.
Иногда этот раздел называют «Индивидуальная финансовая поддержка». В него входят все расходы по оплате труда штатных сотрудников заявителя, которые будут заняты в проекте, а также расходы по оплате договорных услуг, например консультантов. Сюда же входят все затраты, связанные с выплатой налогов и других обязательных отчислений, как штатных сотрудников, так и сотрудников, работающих по договорам.
Практика подаваемых на конкурс проектов показывает, что наиболее реальным представляется вариант расчета, в котором указана процентная занятость работников в проекте. Непосредственные исполнители проекта могут быть заняты все рабочее время, то есть расчет суммы их заработка можно производить на 100% занятости.
По условиям гранта руководитель проекта может расходовать средства гранта на оплату труда исполнителей. Они могут работать как на постоянной основе, так и временно. При расчете этого раздела следует учесть тот факт, что в случае получения гранта выплаты производятся по частям, причем вторая и последующие части выплачиваются только после получения подробного отчета о расходовании первой части грантовых средств. Распределять фонд оплаты труда следует так, как это необходимо для осуществления проекта.
В графу «Имеющаяся сумма» включены средства либо заявителя, либо полученные из других источников (например, от другой организации, предоставившей в проект по договору своих сотрудников). Сюда же можно включить средства и услуги, предлагаемые на безвозмездной основе, т.е. добровольно. При этом в комментариях к бюджету поясняется, что это стоимость услуг добровольного труда, оказанных безвозмездно.
Оплата труда. Зарплата и гонорары могут быть оформлены по следующей схеме: Количество работников
Должность Помесячная зарплата
Процент рабочего времени по проекту
Продолжительность работы
Полная сумма
Имеющаяся сумма
Требуемая сумма
Консультативные и контрактные услуги (выплаты консультантам, нанятым по договору, бухгалтерам, экспертам, программистам, технологам, преподавателям и прочим) Количество консультантов
Должность
Оплата часа (дня)
Количество часов (дней)
Полная сумма
Имеющаяся сумма
Требуемая сумма
Пособия и налоги
Наименование налогов и пособий (отчисления в пенсионный фонд, обязательная медицинская страховка, отчисления в фонд занятости, соцстрах, транспортный налог) Процент отчислений
Сумма
Основные прямые расходы. К ним относятся:
помещение и коммунальные услуги
Cтоимость используемых помещений, эксплуатационных расходов
Страховка
Ремонт
Плата за телефон
Аренда и покупка оборудования
Оборудование
Мебель
Копировальные аппараты
Факс
Автомобиль
Приборы
Снаряжение
Доставка оборудования, установка
Расходные материалы
Канцелярские принадлежности
Расходы на публикации результатов и подписку
Почтовые расходы
Командировочные и транспортные расходы
Стоимость билетов туда и обратно
Суточные
Непредвиденные расходы
Проезд к месту работы
Прочие расходы (оплата конференций, совещаний, рабочих семинаров, печатных материа- лов, рекламы и объявлений, стоимость телефонных переговоров, т.е. все то, что не вошло в предыдущие статьи расходов).
Непрямые расходы (накладные расходы как процент от общего фонда оплаты труда или от всех прямых расходов – износ основных фондов, амортизация капитального оборудования, оплата труда административных работников, общие коммунальные расходы, разовые приобретения, например, компьютер, с указанием достаточности средств и условий использования его надлежащим образом).
Бюджет проекта обычно оформляется в виде таблицы с указанием результирующих цифр по стоимости всего проекта. Правильность расчетов увеличивает шансы заявителя на положительное решение грантодателя. Важно также проверить соотношение имеющихся и запрашиваемых средств, соответствие подготовленного бюджета условиям конкурса. Необходимо быть готовым к тому, что в случае выделения финансовой поддержки придется уточнять бюджет в сторону уменьшения. Следует внимательно изучить цены и налоговое законодательство, особенности финансовой отчетности, приятые в данный момент.
Вот примерный перечень статей расходов и требующихся ресурсов:
люди: штатные работники + эксперты + консультанты + контракты с другими организациями;
оплата труда: зарплата + стоимость контрактных услуг + налоги + уровень инфляции;
помещение: оплата аренды (покупки) + коммунальные платежи;
транспортные и командировочные расходы: цена билетов на автобус, поезд, самолет + су- точные + цена жилья в гостиницах + непредвиденные расходы + уровень инфляции;
оборудование: цены + цена расходуемых материалов + уровень инфляции;
отчет: оплата редактирования + оплата печати + оплата перевода (если иностранный донор);
рассылка и связь: почтовые расходы + расходы на телефон, факс, электронную почту.
Критерии оценки бюджета:
1. Четко разграничиваются средства, получаемые от донора и из других источников. 2. Соответствует описательной части заявки.
3. Сумма достаточна для обеспечения всех работ, указанных в описательной части заявки.
4. Подробен.
5. Включает все статьи, финансируемые грантодателем.
6. Включает все статьи, финансируемые из других источников (в том числе из собственных ресурсов заявителя).
7. Включает все виды работ на добровольной безвозмездной основе.
8. Отделяет расходы на пособия и налоги от заработной платы.
9. Включает оплату консультантов и других работников по контракту.
10. Отделяет оплату труда от прочих прямых расходов.
11. Включает все непрямые расходы, если нужно.
12. Учитывает текущий уровень инфляции.
Приложения
Проект включает Приложения. В каждом Положении о конкурсе существует свой перечень документов и материалов, которые должны быть представлены в Приложении. Некоторые из них приведены ниже.
Письма поддержки могут быть очень полезны для проекта. Правильно составленные, они служат дополнительным подтверждением серьезности намерений заявителя осуществить проект и решить насущную для общества проблему. В письме поддержки содержится обращение к конкретному грантодателю в соответствии с темой заявляемого проекта. Письма должны подаваться на конкурс в одном пакете с заявкой и проектом. Приветствуются письма поддержки от местных органов власти, которые могут оценить социальную значимость заявляемого проекта, а также от специалистов проблемной области. Такие письма указывают на то, что деятельность заявителя направлена на решение реальных и актуальных проблем, что он является представителем активной части общества. Аннотация проекта. Сопроводительное письмо. В нем должны быть перечислены все документы, представленные в пакете, с указанием страниц.
Резюме. Главное достоинство резюме – убедительность. Оно должно включать в себя информацию, которая необходима для ответа на вопрос: соответствуют ли знания, опыт и навыки заявителя той работе, которой ему предстоит заниматься в данном проекте? Резюме, прилагаемое к заявке, должно быть точным, отражать сегодняшнюю ситуацию и соответствовать заявляемым целям и задачам проекта. Иными словами, оно должно убедить финансирующую сторону, что руководители и исполнители проекта, как и привлекаемые консультанты, обладают всем необходимым и достаточным для того, чтобы эффективно выполнить поставленную задачу.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 308.