Как правильно составить заявку на грантовый конкурс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как правильно составить заявку на грантовый конкурс

В методическом сборнике предлагается краткая информация - рекомендации некоммерческим организациям по поиску и выбору источников финансирования для реализации социально значимых проектов, правильному оформлению заявок на получение грантов в различных конкурсах. При составлении сборника использованы материалы пособий, указанных в библиографическом списке в конце издания.

Введение

       Может ли общественная организация обойтись без денег? Да, может. Но всем ясно, что развернуть масштабную деятельность только на энтузиазме невозможно, нужны финансовые ресурсы. Чтобы покрыть различные виды расходов: административные нужды, создание и содержание офиса, целевые проекты, долгосрочные программы, краткосрочные кампании и прочее, нужны деньги, и не малые. Чтобы достать эти деньги, организация должна систематически заниматься фандрайзингом – поиском и привлечением средств для выполнения своих некоммерческих проектов. Дело это для российских некоммерческих организаций (НКО) пока еще не очень освоенное. Оно требует знаний и профессионализма. Да и специалистов таких на системной и долговременной основе пока в России не обучают. Поэтому каждой НКО надо готовить своего фандрайзера, или сборщика средств, используя специализированные семинары и самообразование.

       Всегда следует помнить: источников финансирования существует много. Хотя используется мало. Перечислим основные.

 Членские взносы. Люди, сочувствующие или активно участвующие в работе организации, делают регулярный взнос в общий фонд.

Сбор пожертвований от частных лиц и организаций. Сбор может быть целевым, направ- ленным на конкретное мероприятие, кампанию или на нужды организации вообще. Примером могут служить сборы частных пожертвований для детей-инвалидов во время футбольных матчей или через специальные ящики, расположенные в магазинах и отделениях банков.

Учредительство: ряд организаций и (или) физических лиц делают единовременный взнос, и собранные деньги используются на уставную деятельность учрежденной организации.

Изготовление и продажа значков, маек, сувениров, литературы и т.д.

Организация платных благотворительных мероприятий (обедов, вечеров, просмотров кинофильмов, благотворительных аукционов и т.д.).

Вклад собранных средств в ценные бумаги и использование процентов с этого вклада на нужды организации.

Бюджетное финансирование в рамках конкретной программы (например, финансиро- вание научных учреждений). За последние годы во многих регионах России стала активно развиваться также система конкурсного финансирования проектов НКО. В качестве примера можно привести городской конкурс социально значимых проектов общественных объедине- ний, который проводится в городе Ижевске с 2001 года.

Гранты благотворительных фондов. Лидеры третьего сектора проявляют к этому источ- нику финансирования наивысший интерес.

Что такое грант

       В последнее время мы часто слышим, что та или иная организация получила грант. Грант уже прочно вошел в практику взаимодействия государственных и муниципальных органов с неправительственными некоммерческими, в том числе благотворительными, организациями. Гранты оказывают значительную помощь многим учреждениям, некоммерческим организациям, а также многим талантливым ученым и специалистам. Как правило, грантодатели лишь в общих чертах определяют приоритетные направления развития социальной сферы. Инициатива же в выборе проектов для решения конкретных задач принадлежит самим соискателям грантов. Поэтому, если у некоммерческой организации есть проекты, для осуществления которых необходимо дополнительное финансирование, то им следует подумать о таком варианте материальной поддержки, как грант.

Где узнать о грантах

       Чтобы иметь возможность участвовать в конкурсе на получение гранта, нужно знать, кто, когда и на каких условиях объявил этот конкурс. Объявления о конкурсах на соискание грантов обязательно публикуются в печатных изданиях или (и) на сайтах этих организаций в Интернете. В Интернете можно найти сайты, на которых собирается информация о грантах, учреждаемых самыми разнообразными организациями, учреждениями, фондами по всем сферам деятельности.

       Как правило, в объявлениях указывается, кто может принять участие в конкурсе на получение гранта, условия предоставления гранта, сроки подачи заявок, приводится образец заявки на участие в конкурсе, а также сообщаются другие необходимые сведения. Всем, кто заинтересован в получении грантов, нужно внимательно следить за такими объявлениями, чтобы не пропустить срок для подачи заявки на участие в конкурсе.

Характеристики проектов

       Итак, гранты чаще всего выделяются именно под проекты. Под деятельность организации, оформленную концептуально, в виде программы, гранты выделяются в отдельных, исключительных случаях. Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Проект, как правило, включает:

- анализ сложившейся ситуации;

 - выявление конкретной, локальной и решаемой проблемы;

- постановку целей деятельности и конкретных, измеряемых и достижимых задач;

 - характеристику планируемых результатов;

 - способ оценки результатов;

- бюджет.

       Проект является не просто необходимым условием получения финансирования, а средством управления деятельностью. Принципы построения деятельности, заложенные в проекте, позволяют более эффективно использовать ресурсы, организовывать совместную деятельность, опираясь на конкретные ожидаемые результаты, заложенные в проекте. Проект – наиболее приземленная, конкретная и реально выполнимая форма деятельности любой НКО. Все это обусловлено рядом главных характеристик проекта, которые чаще всего используются в качестве критериев для экспертизы социально значимых проектов. Зная эти критерии, руководителю организации легче привести текст проекта в соответствие с ними. Выделяют семь ключевых характеристик проекта. (Но, прежде всего, проводится экспертиза на соответствие представленных проектов ограничениям, изначально заложенным в условиях проведения конкурса и финансирования.)

I. Первая ключевая характеристика проекта – его ограниченность (по времени, результа- там, целям и задачам, требующим ресурсы). Эта важная характеристика проекта позволяет контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа, знать количество ресурсов, необходимых для реализации проекта и достаточных для достижения целей проекта. Все это позволяет быть уверенным, что «завтра вы не попросите еще немножко» для более эффективной деятельности по проекту.

Таким образом, ограниченность проекта означает, что он должен содержать:

1. Этапы и сроки их реализации.

 2. Четко поставленные измеряемые задачи всего проекта и отдельных этапов.

3. Конкретные, измеряемые ожидаемые результаты проекта и отдельных этапов.

 4. План-график выполнения работ по проекту.

 5. Точное описание количества и качества ресурсов, необходимых для реализации проек- та.

II. Вторая характеристика проекта – его целостность. Проект обязательно содержит в своей основе «картинку» того, что должно быть достигнуто. Это означает, что общий смысл проекта очевиден и каждая его часть соответствует этому общему замыслу.

 III. Последовательность и связность проекта. Основные части проекта, их содержание должны находиться в логической связности друг с другом, обосновывать друг друга. Например, цели и задачи проекта должны напрямую вытекать из поставленной проблемы, запрашиваемый бюджет должен опираться на описание того, какие конкретно ресурсы необходимы для реализации проекта, что, в свою очередь, должно соответствовать записанному плану проекта. Хороший проект можно начинать читать с любого раздела: будь то бюджет или постановка проблемы – все разделы проекта вытекают один из другого.

IV. Объективность и обоснованность проекта. В проекте должно быть показано, что идея проекта, подход к решению проблемы и другие его атрибуты появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценке возможностей воздействия на нее. Из проекта должно быть очевидно, что авторы знакомы с другими проектами и подходами к решению аналогичных проблем и обоснованно выбирают свой подход; должно быть доказано, что проблема, на решение которой направлен проект, действительно существует. Бюджет проекта составляется на основе реального уровня цен. При постановке проблемы по возможности должны быть пред- ставлены социологические или иные исследования, высказывания деятелей данной сферы.

V. Компетентность авторов проекта. Очень часто в проекте не различаются цели, задачи и методы проекта. К примеру, если целью проекта является повышение профессионального уровня участников, то методами могут быть проведение семинаров, консультаций, стажировок, распространение методической литературы. Обоснованием методов может быть достижение конкретной задачи. Компетентность авторов проекта должна адекватно выражать степень их осведомленности в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса предлагаемыми в проекте способами и механизмами.

VI. Жизнеспособность проекта (его дальнейшие перспективы после окончания финансирования). Эта характеристика становится критерием оценки проектов, направленных на развитие организации. Проект должен включать ответ на вопрос «Где гарантия, что не придется продолжать финансирование проекта в дальнейшем? Где гарантия, что средства на будущую реализацию проекта будут изысканы из других источников?» Как правило, здесь недостаточно уверений в том, что средства будут изысканы, нужен конкретный план мероприятий и действий по привлечению средств в дальнейшем.

 VII. Насколько финансирование этого конкретного проекта способствует самоорганизации НКО в целом. Усилит ли финансирование данного конкретного проекта деятельность организации в целом и ее способность осуществлять другие направления своей деятельности.

Принципы написания заявок

Заявка может быть изложена всего на одной странице (если таковы требования донора) или занимать много страниц. Она может быть написана в виде письма или более формального документа. В любом случае, инструкции, предлагаемые вашему вниманию, помогут оценить, содержит ли ваша заявка все необходимые данные, и насколько связно они изложены, позволят вам лучше организовать работу над проектом. Они могут послужить стандартом для оформления вашего проекта и в том случае, если интересующий вас грантодатель не выслал вам никаких инструкций на этот счет (так часто бывает в случае частных фондов). Но, если донор просит следовать установленному формату – следуйте ему.

       В своих рекомендациях к составлению заявок грантодатели указывают желательное число страниц и последовательность изложения. Довольно часто доноры в своих указаниях подробно описывают критерии оценки каждого раздела проекта. Скрупулезно следуйте правилам, иначе впечатление будет неблагоприятным. Вашу заявку могут отклонить просто на основании того, что вы нарушили правила ее оформления.

       Здесь предложена универсальная форма для написания заявок. Она позволяет включить в заявку практически все возможные пункты, встречающиеся в заявках на участие в государственных, муниципальных конкурсах, частных фондов. Использование этой формы позволяет выработать логический подход к планированию и написанию любых проектов.

Из чего состоит заявка?

       Титульный лист – он должен запоминаться.

       Краткая аннотация содержит ясное и краткое описание сути заявки. Включает по одному – два предложения, отвечающих на вопросы: кто будет выполнять проект, почему и кому нужен этот проект, что получится в результате, как проект будет выполняться, сколько потребуется денег.

       Введение содержит сведения об организации-заявителе. Объясняет, кто подает заявку, кто будет выполнять проект, и почему заявители/исполнители наилучшим образом выполнят задачи проекта (в силу своей квалификации, опыта, убеждений, репутации и пр.). Вызывает доверие к заявителю.

       Постановка проблемы описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта, и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации заявителя.

       Цели и задачи дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта. Цель – это во имя чего предпринимается проект. Задачи – конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Задачи и результаты поддаются количественной оценке. Из этого раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

       Методы. Указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Приводится схема организации работы по проекту и календарный план. Из раздела должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

       Оценка и отчетность. Из этого раздела должно быть ясно, как вы предполагаете оценить в конце, достиг ли проект цели, как вы будете контролировать процесс выполнения проекта, в какой форме вы отчитаетесь о проделанной работе и затраченных средствах.

       Дальнейшее финансирование. Содержимое раздела объясняет, каким образом, за счет каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта, убеждает грантодателя в том, что после израсходования средств гранта найдутся ресурсы для поддержания данной инициативы. Раздел необходим, если предусматривается продолжение работ по проекту по окончании срока действия гранта.

       Бюджет. Пояснения к бюджету. Раздел содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения планируемых мероприятий, отвечает на вопросы: сколько денег требуется от грантодателя, из каких источников будут получены все остальные требующиеся для выполнения проекта ресурсы, и на что они будут потрачены.

       Приложения включают дополнительные материалы, поясняющие содержание заявки.

Титульный лист

 Титульный лист служит визитной карточкой проекта. Он должен на одной странице содержать всю необходимую для донора информацию. Часто фонды сами задают форму титульного листа. В этом случае вы просто должны аккуратно заполнить бланк. Эта форма может содержать, например, следующие пункты:

Название проекта: должно быть броским и кратким. Может быть достаточно общим.

Организация-исполнитель: название организации (ий), выполняющей проект, ее (их) адрес, телефон и номер расчетного счета (если он есть). В этом же разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель, если это не одна и та же организация, и/или поддерживающая организация. Поддерживающая организация – организация (орган власти, бизнес- структура и пр.), которая содействует выполнению проекта, ее полное наименование и адрес. Разумеется, указывать названия организаций в проекте вы имеете право только по предвари- тельной договоренности и с согласия их руководителей.

Руководитель проекта: указывается Ф.И.О., звание, должность, адрес, телефоны, номер факса, адрес электронной почты (e-mail). Именно с этим человеком будет связываться ваш донор, если потребуется дополнительная информация. Руководитель отвечает за выполнение проекта и несет ответственность перед донором за эффективность использования средств. Руководитель должен быть один.

География: указывается территория (микрорайон, район, город, область), где будет проходить работа по проекту.

Срок выполнения проекта: обычно исчисляется в месяцах не более чем на один-два года. Фонды, как правило, не финансируют долгосрочные проекты. Если проект не может быть выполнен за 2-3 года, заявки на последующие стадии пишутся отдельно и подаются позже.

Стоимость проекта: здесь указывается требуемый объем финансирования на весь срок или на первый год выполнения проекта. Кроме того, нужно указать полную стоимость проекта (включая ваш собственный вклад и средства, полученные из других источников).

Аннотация заявки

 Аннотация – краткое, не более одной страницы, изложение проекта, повторяющее все части полной заявки. Это одна из важнейших частей заявки. Большинство рецензентов вначале читают лишь аннотацию, и, если она нравится, переходят к чтению полной заявки. Поэтому аннотация должна быть предельно ясной, сжатой, конкретной и выразительной.    Если заявка небольшая (3-5 страниц), то резюме в один абзац прямо на титульном листе вероятно будет достаточно. В случае более объемной заявки аннотацию полезно поместить на первой странице, сразу за титульным лис том. Из нее должно быть понятно, кто вы, каков масштаб вашего проекта и его стоимость. Не забудьте указать цели и задачи проекта, методы, которые вы предполагаете использовать, сроки выполнения. Из каждого последующего раздела заявки в аннотацию должно попасть по одному – три предложения. Некоторые рецензенты будут читать только аннотацию, так что не поленитесь написать ее хорошо. Пишите резюме или аннотацию в последнюю очередь, когда последующие разделы уже написаны. Это позволит легко сделать «выжимку» из ее основных разделов и охарактеризовать в аннотации ваш проект с максимальной четкостью.

Критерии оценки аннотации:

1. Аннотация дает ясное и краткое описание заявки. Рекомендуемый объем: 1 абзац (3-10 строк – короткая заявка) – 1 страница (длинная заявка).

2. Включает по крайней мере одно предложение о заявителе (кто будет выполнять проект) и о его прежних достижениях.

3. Включает по крайней мере одно предложение о проблеме (почему нужен проект).

4. Включает как минимум одно предложение о целях и задачах проекта (что получится в результате).

5. Включает по крайней мере одно предложение о методах и ресурсах (как будет выполняться проект).

6. Указывает полную стоимость проекта, собственный вклад заявителя и запрашиваемую сумму (сколько требуется денег).

7. Кратко (не более 200 – 300 слов) – и ясно.

8. Интересно – привлекает внимание читающего.

 

Введение

       В этой части заявки вы рассказываете про вашу организацию. Как правило, гранты выдаются исходя из репутации организации-заявителя, а не только из оценки качества самого проекта. Доноры предпочитают иметь дело с известными им и надежными партнерами. В первую очередь грантодатели стремятся оказать поддержку тем организациям или лицам, с кем они уже имели дело в прошлом.

       Во введении ваша задача – доказать, что вы действительно в состоянии с пользой потратить средства и справиться с проектом. Вы должны завоевать доверие донора. Что вызовет у грантодателя доверие к вашей организации? Поскольку у разных доноров разные требования, то и выбирать доноров надо по их возможной заинтересованности в организациях вашего типа и в проектах, сходных с вашим. Используйте введение для обоснования связи между своими интересами и интересами донора. Если специальные требования к представлению организации не предъявлены, то эту информацию можно дать в произвольной форме, осветив те вопросы, которые обычно интересуют грантодателя. Например, знакома ли организации выбранная область деятельности, способна ли организация выполнить ту работу, которая заявлена в проекте.

       Конечно, о своей любимой организации можно рассказывать бесконечно, но одной страницы для этого раздела заявки бывает вполне достаточно. Что вы можете сообщить о себе во введении?

- история организации;

 - сколько времени она существует, как развивалась;

- цели и задачи вашей организации;

 - пользователи услуг организации, то есть на кого направлена работа организации, кто по- лучает прямую и (или) косвенную пользу от нее;

- уникальность вашей организации, в чем вы были первыми в городе, регионе, стране, в вашей области интересов;

- ваши наиболее значительные успехи и достижения, можно привести примеры наиболее ярких акций и проектов. Если организация создана недавно, можно указать достижения попечителей или сотрудников на месте их прежней работы;

 - оценки результатов прежних проектов, подобных предлагаемому;

 - основные источники финансирования, ресурсы и возможности;

 - прецеденты финансовой поддержки, получаемой вами из источников помимо грантода- теля, к которому вы обращаетесь, с приложением писем поддержки.

       Последний пункт особенно важен. Если когда-то раньше вы уже получали грант от этой или другой организации и аккуратно отчитались в конце срока выполнения проекта, то это – ваш большой плюс! Очень часто доноры выделяют сначала небольшой пробный грант, а затем, если все в порядке, оказывают более серьезную поддержку.

       Необходимо стремиться к сбору информации о вас как заявителе, вести запись всех ваших достижений, формировать и пополнять «портфель качества». Храните вырезки из газет о вашей организации, письма из других учреждений и от частных лиц, одобряющих вашу деятельность, отклики клиентов. Включите сюда же высказывания крупных политических деятелей или выдающихся ученых в вашей области, привлекающие внимание общественности к проектам, подобным вашему. Сделайте это, даже если указанные лица не упоминают именно вас, а лишь говорят о постановке проблемы в целом. Например, включив в заявку цитату из правительственного отчета о том, что проекты, напоминающие ваш, могут наиболее эффективно решать поставленные задачи. Используйте доверие к признанным авторитетам для поддержки ваших собственных идей. Не забудьте заранее составить четкое описание своей организации, поместив его в приложении к заявке. Вы сэкономите место во введении и быстрее перейдете к следующему разделу.

       Помните, что для получения гранта доверие к вам, если вы сумеете внушить его своим введением, может оказаться важнее, чем остальная часть заявки. Запасайтесь доверием! Однако здесь, как и всюду, будьте по возможности кратки и точны. Избегайте употребления специальных терминов и пишите проще. Рекомендуемый объем: 1/2 – 2 страницы.

Критерии оценки введения:

1. Ведение содержит сведения об организации-заявителе, об уровне компетентности автора проекта и квалификации (надежности) персонала.

2.  Ясно, кто написал заявку и кто будет выполнять проект.

3.  Описывает род деятельности, цели и задачи организации-заявителя.

4.  Поясняет, почему именно ваша организация должна работать по проекту.

5.  Описывает, чьим нуждам и как служит ваша организация.

6.  Сообщает о наличии достижений и подтверждает это с помощью статистических данных, писем поддержки и других документов.

7.  Подтверждает репутацию вашей организации.

8.  Свидетельствует о наличии уровня компетентности, достаточного для выполнения задач (исследований, обучения и др.).

9.  Логически подводит к разделу «Постановка проблемы

10.  Раздел краток насколько возможно, интересен и не содержит профессионального жаргона.

 

Цели и задачи проекта

 Цели должны быть не только достижимы в принципе, но и достижимы в указанные вами сроки и при тех затратах, которые вы предположили. Грантодателю важно понять, что ваше предложение – не утопия, что оно действительно может быть воплощено в жизнь.

 Цель проекта должна включать описание ситуации, к которой приведут изменения, произошедшие благодаря работе по проекту.

Цель – это тот «приз», к которому вы стремитесь, работая над проектом.

 Цели – это наиболее общие утверждения типа: прекратить сбор и продажу редких видов дикорастущих растений, создать систему психологической реабилитации участников военных конфликтов и их адаптации в мирную жизнь.

Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главное назначение – показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач.

 Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Обычно достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения ряда краткосрочных целей. При двух и более краткосрочных целях вы должны четко указать, как они связаны друг с другом и с долгосрочными целями.

Задачи – конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую вы описывали в разделе «Постанова проблемы». Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления вашего проекта. Если каждый раз при написании задач проекта вы будете рассматривать их в этом ключе, то легко поймете, как они должны выглядеть.

Задачи проекта определяются как конкретные «микроцели», достижение которых можно увидеть. Это те ступени на пути к цели, которые нельзя миновать, иначе цель проекта не будет достигнута.

Задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Такие количественные данные называются показателями.

Показатели – инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цели и задачи проекта и измерить его эффект. Когда мы говорим в проекте об «усилении», «улучшении» и «увеличении» чего-либо, то не ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными, проект осуществленным.

Показатели нужны для того чтобы не быть голословным. Утверждать, что эффект нельзя измерить, что вы не можете подобрать нужных показателей, равносильно признанию, что проект не даст заметного эффекта.

Задачи всегда указывают на конкретный результат. Например, результатами проекта могут быть доклад об оценке ситуации, доклад на совещании, научная публикация, учебник, оформленная экспозиция, снятый и смонтированный кинофильм, обученный персонал.

Пример формулирования цели: «С целью формирования гражданско – патриотической позиции «моя квартира – мой подъезд – мой двор – мой микрорайон – мой город» ввести в действие и обеспечить функционирование дворовой спортивно-игровой площадки для 600 жителей микрорайона К. Первомайского района г.Ижевска к 10 августа 2009 года». Функционирование спортивно – игровой площадки предусматривает:

 - объединение усилий ЖЭУ, ОТОС, жителей домов, детско-подросткового клуба по месту жительства, образовательных учреждений общего и дополнительного образования, представителей деловых структур микрорайона;

- разновозрастное взаимодействие поколений: «детство – молодость – зрелость – мудрость»;

 - организацию жизнедеятельности с учетом ритма жизни, учебы, работы и отдыха жителей в течение дня, недели, месяца, года;

 - свободную и специально организованную деятельность разных групп жителей по проведению этнических, спортивных, познавательных, праздничных, игровых и др. действий;

- взаимодействие с другими дворовыми спортивно-игровыми площадками района и города.

Рекомендуемый объем: 1/2 - 1 страница.

 Критерии оценки раздела «Цели и задачи»:

1. Описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке. Цель – общий итог. Задачи – конкретные, частные результаты, которые заметно отличаются друг от друга.

2. Из раздела ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие произойдут изменения в существующей ситуации.

3. Насколько цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы.

4. По какой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имеется, по крайней мере, одна четкая задача.

5. Вероятность того, что в результате выполнения проекта задачи будут решены.

6. Цели в принципе достижимы и результаты поддаются измерению.

7. Из раздела ясно, кто извлечет пользу от выполнения проекта.

8. Указывается срок достижения целей.

9. Язык ясен и четок.

10. Постановку задач авторы не путают с методами их решения.

 

Методы

К этому моменту вы уже рассказали вашему предполагаемому грантодателю о том, кто вы, над чем собираетесь работать, каковы ваши цели, достижение которых обещает разрешить проблему или смягчить ее остроту. В данном разделе вы должны достаточно подробно описать те виды деятельности (мероприятия), которые необходимы для получения желаемых результатов с помощью имеющихся и запрашиваемых ресурсов. Другими словами, указать методы реализации проекта – это значит ответить на вопросы «Как именно?» и «Посредством чего?».

Например, вы хотите повысить успеваемость учеников старших классов по химии. Какой путь вы выберете для этого? Введете штрафы за неудовлетворительные ответы и результаты контрольного тестирования? Сделаете программу более насыщенной зрелищными практическими занятиями? Объявите конкурс «знатоков» с заманчивыми призами? Пригласите лучших преподавателей?

Описывая выбранные методы, следует упомянуть о том, почему вы отдали предпочтение именно тем, а не иным методам. Напишите, насколько эти методы уникальны и современны. Пользовались ли вы (либо кто-то другой) ими раньше и с каким результатом. Рассмотрение альтернатив – важный аспект вашей методологии. Демонстрируя ваше знакомство с аналогичными работами и объясняя ваш выбор используемых средств, вы приобретаете больше доверия в глазах грантодателя.

Важно, чтобы вы показали себя компетентным во всех разделах заявки. Ваш подход к решению проблемы должен выглядеть для рецензента привлекательным. Реалистичный и обоснованный проект произведет нужное впечатление. Читающему этот раздел должно стать ясно не только что и как будет сделано, но и кто, когда и в какой последовательности будет осуществлять действия, какие ресурсы (исполнители, помещение, оборудование и др.) будут привлечены.

Помимо перечня мероприятий вы можете проиллюстрировать данный раздел также оргсхемой, календарным и рабочим планами. Их можно либо вставить непосредственно в раздел, либо поместить в приложении.

Очень важно различать задачи и методы! Если вам трудно сразу различить задачи и методы, представьте, чем вы будете заниматься через год-два. Какие бы вы хотели увидеть изменения, какие различия между существующим положением дел и будущим? Подобное изменение ситуации и может явиться задачей проекта, а способы, которыми вы станете добиваться этих изменений, вы можете отнести к методам.

 Рекомендуемый объем: 1-4 страницы.

Критерии оценки раздела «Методы»:

 1. Из раздела ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

2. Указывается разумно ограниченный набор мероприятий, которые могут быть выполнены в срок и в пределах общей стоимости проекта.

3. В разделе ясно описываются мероприятия в рамках программы.

4. Понятны причины выбора именно таких мероприятий.

5.Понятна и убедительна предлагаемая последовательность выполнения мероприятий.

6. Ясен состав разработчиков.

7. Описываются состав и обязанности исполнителей программы.

 8. Описывается, кому служит данный проект и принципы подбора этих людей, групп, объектов.

9. Естественность логической цепочки: проблема – цель – задача – метод.

 

Оценка результатов

По окончании вашего проекта в процессе оценки результатов вы должны будете определить:

- насколько достигнуты цели проекта;

- насколько по окончании проекта изменилась ситуация, описанная в разделе «Постановка проблемы»;

- не имел ли ваш проект какого-либо важного положительного или отрицательного эффекта, не учтенного ранее;

- хороши ли были подобраны средства (методы);

- какие факторы способствовали успеху проекта и какие мешали достижению цели.   При написании заявки следует указать, кто и каким образом даст ответ на вышеприведенные вопросы. Будет ли проект оцениваться только вами или предполагается проведение проверок, инспекций, экспертиз со стороны вышестоящих или сторонних организаций? Как о вашей оценке узнает грантодатель? Укажите критерии, которые вы предполагаете использовать для оценки.

 Задачи, поддающиеся измерению, готовят почву для эффективной оценки. Если при написании этого раздела вам сложно определить, какие критерии лучше использовать в оценке проекта, заново просмотрите цели и задачи. Вероятно, они недостаточно корректны.

Мониторинг

 Мониторинг – это непрерывный контроль за ходом выполнения проекта. В процессе мониторинга руководитель проекта собирает информацию о соблюдении графика работы, поступлениях ресурсов и других предпосылках (т.е. о внешних по отношению к проекту условиях), проверяет, имеет ли место предполагавшийся эффект. По этим данным в любой момент времени вы должны знать, выполняется ли проект в соответствии с планом. Важно выстроить план мониторинга уже в заявке и начать оценку проекта с самого старта. Начать мониторинг, когда работа близка к завершению, трудно, так как к этому моменту ряд ценных данных о ходе проекта может быть уже упущен.

Отчетность

Письменные и устные отчеты могут быть предназначены для донора, контролирующей или поддерживающей организации, государственных контрольных органов или для руководителей вашей организации. Содержание и порядок представления отчетов оговариваются в договоре, заключаемом с донором при получении гранта. Заключительный отчет, характеризующий степень достижения целей и выполнения задач, представляется в установленный срок по завершении проекта руководству вашей организации и грантодателю.

Кроме него могут представляться промежуточные (квартальные, полугодовые, годовые) отчеты. Кроме общего (содержательного) отчета по проекту могут предоставляться также финансовые и некоторые другие отчеты. Финансовая отчетность обычно ведется в соответствии с законодательством.

Иногда грантодатели (особенно фонды) указывают свои требования к финансовому отчету, часто достаточно подробные. Полученные в ходе проекта материалы, оформленные в виде публикаций, карт, фотоальбомов, кино- и видеофильмов также могут использоваться как отчетные материалы.

Рекомендуемый объем: 1/2 - 1 страница.

 

Дальнейшее финансирование

Учтите, что ни один грантодатель не горит желанием вас «усыновить». Доноры обычно желают знать, откуда вы возьмете средства по окончании периода, обеспечиваемого грантом. Если вам потребуются деньги для организации некоторой новой программы или для реорганизации уже существующей, то что вы будете делать, когда деньги кончатся?

Лица, претендующие на получение гранта, должны понимать, что грантодатель заинтересован в их надежности. Если в разделе «Постановка проблемы» проблема описывалась как серьезная, а проект – как исключительно полезный, то грантодателя интересует, какова будет судьба проекта в дальнейшем, на какие средства он может получить дальнейшее развитие.

Поэтому, останавливаясь на перспективах развития, целесообразно уточнить, в каком направлении оно будет происходить: «вширь» - по пути увеличения числа клиентов, распространения опыта и тому подобное или «вглубь» - через совершенствование методики, исследование и апробацию новых технологий. Важно продемонстрировать донору наличие конкретного плана развития.

Излагая свой прогноз относительно будущего финансирования, перечислите источники, из которых вы ожидаете притока средств на продолжение работы (спонсоры, государство, доходы от платных услуг, фонды), не забыв отметить, на чем эти ожидания основаны и почему вы уверены, что средства будут. Также полезно хотя бы в общем виде дать ваш план по привлечению средств, то есть указать все то, что вы собираетесь для этого предпринять.

Рекомендуемый объем: 1/2 - 1 страница.

 

Критерии оценки раздела «Дальнейшее финансирование»:

 1. Представлен конкретный план получения финансирования в будущем.

  2. Заявитель минимально полагается на дальнейшую поддержку донора.

  3. Имеются рекомендательные письма и письма поддержки.

 

Этапы реализации проекта и рабочий план-график

Эта часть заявки также требуется почти всегда. Здесь следует указать, какие этапы вы выделяете в ходе проекта. Это необходимо для того, чтобы грантодатель мог понять, насколько логичен проект, вытекают и этапы один из другого. Это могут быть, например:

- подготовительный этап (надо описать тип деятельности, а не мероприятия);

 - исследовательский этап (тип деятельности);

- основной этап (собственно деятельность по решению главных задач проекта);

- оценочный этап (подведение итогов, анализ результатов, выработка будущих планов, составление отчетов).

План представляет собой последовательное воспроизведение событий (мероприятий) проекта с их кратким описанием и указанием сроков: в какой месяц что происходит. Более наглядно этот план можно представить в виде таблицы. Например, такой, какая приведена ниже.

 

Период реализации Мероприятие Описание мероприятия Результат
       

 

Графа «результат», в принципе, не является обязательной, но для наглядности можно ее ввести, выбрав самое главное из раздела «Ожидаемые результаты».

 

Бюджет или смета расходов

Это самая главная часть проекта. Бюджет просматривают все. В этой части проекта необходимо учесть все, на что заявитель будет тратить ресурсы, а так же основные факторы, влияющие на размеры расходов.

Бюджет проекта должен быть обоснованным. Это означает, что затраты на оборудование и административные расходы должны быть действительно необходимы для осуществления проекта, а не рассчитанными из общих нужд заявителя.

При получении проекта грантодатель (или конкурсная комиссия) в первую очередь обращает внимание:

- на общую стоимость проекта,

- запрашиваемые средства,

 - вклад самой организации в расходы по его реализации,

 - привлеченные средства спонсоров и т.д.

При составлении сметы расходов необходимо конкретизировать долю заявителя в стоимости проекта. Она может находиться в разных статьях расходов бюджета: оплате труда, аренде помещения, которое будет использовано в процессе реализации проекта, расходных материалах, транспортных расходах и т.д. Естественно, что все эти расходы напрямую связаны с реализацией заявляемого проекта, но очень часто не учитываются при составлении его бюджета. Если эти неизбежные траты не будут профинансированы грантодателем – либо по условиям конкурсов, либо по условиям самого грантодателя – то руководителю проекта проще будет распределить свои финансовые ресурсы по этим статьям расходов.

По условиям некоторых конкурсов не финансируется оплата труда персонала, который будет выполнять работу по проекту, но финансируется оплата услуг консультантов, работающих по договорам. Следовательно, оплата труда руководителя заявляемого проекта, с учетом процента его занятости в проекте, должна быть учтена как имеющиеся или собственные средства. Со штатным бухгалтером, работа которого не может быть оплачена из средств гранта, можно заключить договор на услуги бухгалтера проекта.       Представим, что заявитель имеет помещение для реализации проекта, причем в нем был только что произведен капитальный ремонт за свой счет именно с целью реализации проекта, на который требуются запрашиваемые средства. Эти затраты также можно отнести к имеющимся или собственным средствам. Кстати, это докажет состоятельность заявляемого проекта.

В последнее время многие конкурсные программы не включают финансирование аренды помещения. К этому нужно быть готовым. Заявитель имеет телефон, факс, компьютер с выходом в Интернет, использование которых необходимо для реализации проекта. Оплата услуг связи и коммуникаций может быть отнесена на счет средств как имеющихся, так и запрашиваемых. Как правило, сумма эта невелика, но при выделении небольших грантов может играть существенную роль.

Необходимо также оценить возможность частичной или полной оплаты транспортных расходов или использования оборудования и т.д.

 Рассмотрим наиболее распространенную в разных конкурсных программах структуру бюджета проекта, состоящую из трех основных разделов:

- оплата труда,

 - основные прямые расходы,

- непрямые или косвенные расходы.

Планируя бюджет, необходимо еще раз внимательно прочитать разделы «Цели и задачи» и «Методы выполнения проекта», чтобы определить, на что должны расходоваться средства и какие факторы будут влиять на размеры расходов.

Оплата труда.

Иногда этот раздел называют «Индивидуальная финансовая поддержка». В него входят все расходы по оплате труда штатных сотрудников заявителя, которые будут заняты в проекте, а также расходы по оплате договорных услуг, например консультантов. Сюда же входят все затраты, связанные с выплатой налогов и других обязательных отчислений, как штатных сотрудников, так и сотрудников, работающих по договорам.

Практика подаваемых на конкурс проектов показывает, что наиболее реальным представляется вариант расчета, в котором указана процентная занятость работников в проекте. Непосредственные исполнители проекта могут быть заняты все рабочее время, то есть расчет суммы их заработка можно производить на 100% занятости.

По условиям гранта руководитель проекта может расходовать средства гранта на оплату труда исполнителей. Они могут работать как на постоянной основе, так и временно. При расчете этого раздела следует учесть тот факт, что в случае получения гранта выплаты производятся по частям, причем вторая и последующие части выплачиваются только после получения подробного отчета о расходовании первой части грантовых средств.       Распределять фонд оплаты труда следует так, как это необходимо для осуществления проекта.

В графу «Имеющаяся сумма» включены средства либо заявителя, либо полученные из других источников (например, от другой организации, предоставившей в проект по договору своих сотрудников). Сюда же можно включить средства и услуги, предлагаемые на безвозмездной основе, т.е. добровольно. При этом в комментариях к бюджету поясняется, что это стоимость услуг добровольного труда, оказанных безвозмездно.

Оплата труда. Зарплата и гонорары могут быть оформлены по следующей схеме:        Количество работников

Должность Помесячная зарплата

Процент рабочего времени по проекту

Продолжительность работы

Полная сумма

Имеющаяся сумма

Требуемая сумма

Консультативные и контрактные услуги (выплаты консультантам, нанятым по договору, бухгалтерам, экспертам, программистам, технологам, преподавателям и прочим) Количество консультантов

Должность

Оплата часа (дня)

Количество часов (дней)

Полная сумма

Имеющаяся сумма

Требуемая сумма

Пособия и налоги

Наименование налогов и пособий (отчисления в пенсионный фонд, обязательная медицинская страховка, отчисления в фонд занятости, соцстрах, транспортный налог) Процент отчислений

Сумма

Основные прямые расходы. К ним относятся:

помещение и коммунальные услуги

Cтоимость используемых помещений, эксплуатационных расходов

Страховка

Ремонт

Плата за телефон

Аренда и покупка оборудования

Оборудование

Мебель

Копировальные аппараты

Факс

 Автомобиль

Приборы

Снаряжение

Доставка оборудования, установка

Расходные материалы

Канцелярские принадлежности

Расходы на публикации результатов и подписку

Почтовые расходы

Командировочные и транспортные расходы

Стоимость билетов туда и обратно

Суточные

Непредвиденные расходы

Проезд к месту работы

Прочие расходы (оплата конференций, совещаний, рабочих семинаров, печатных материа- лов, рекламы и объявлений, стоимость телефонных переговоров, т.е. все то, что не вошло в предыдущие статьи расходов).

Непрямые расходы (накладные расходы как процент от общего фонда оплаты труда или от всех прямых расходов – износ основных фондов, амортизация капитального оборудования, оплата труда административных работников, общие коммунальные расходы, разовые приобретения, например, компьютер, с указанием достаточности средств и условий использования его надлежащим образом).

Бюджет проекта обычно оформляется в виде таблицы с указанием результирующих цифр по стоимости всего проекта. Правильность расчетов увеличивает шансы заявителя на положительное решение грантодателя. Важно также проверить соотношение имеющихся и запрашиваемых средств, соответствие подготовленного бюджета условиям конкурса. Необходимо быть готовым к тому, что в случае выделения финансовой поддержки придется уточнять бюджет в сторону уменьшения. Следует внимательно изучить цены и налоговое законодательство, особенности финансовой отчетности, приятые в данный момент.

 Вот примерный перечень статей расходов и требующихся ресурсов:

люди: штатные работники + эксперты + консультанты + контракты с другими организациями;

 оплата труда: зарплата + стоимость контрактных услуг + налоги + уровень инфляции;

помещение: оплата аренды (покупки) + коммунальные платежи;

транспортные и командировочные расходы: цена билетов на автобус, поезд, самолет + су- точные + цена жилья в гостиницах + непредвиденные расходы + уровень инфляции;

оборудование: цены + цена расходуемых материалов + уровень инфляции;

отчет: оплата редактирования + оплата печати + оплата перевода (если иностранный донор);

рассылка и связь: почтовые расходы + расходы на телефон, факс, электронную почту.

 

Критерии оценки бюджета:

1. Четко разграничиваются средства, получаемые от донора и из других источников. 2. Соответствует описательной части заявки.

3. Сумма достаточна для обеспечения всех работ, указанных в описательной части заявки.

 4. Подробен.

5. Включает все статьи, финансируемые грантодателем.

6. Включает все статьи, финансируемые из других источников (в том числе из собственных ресурсов заявителя).

7. Включает все виды работ на добровольной безвозмездной основе.

8. Отделяет расходы на пособия и налоги от заработной платы.

9. Включает оплату консультантов и других работников по контракту.

10. Отделяет оплату труда от прочих прямых расходов.

11. Включает все непрямые расходы, если нужно.

12. Учитывает текущий уровень инфляции.

Приложения

Проект включает Приложения. В каждом Положении о конкурсе существует свой перечень документов и материалов, которые должны быть представлены в Приложении. Некоторые из них приведены ниже.

Письма поддержки могут быть очень полезны для проекта. Правильно составленные, они служат дополнительным подтверждением серьезности намерений заявителя осуществить проект и решить насущную для общества проблему. В письме поддержки содержится обращение к конкретному грантодателю в соответствии с темой заявляемого проекта. Письма должны подаваться на конкурс в одном пакете с заявкой и проектом. Приветствуются письма поддержки от местных органов власти, которые могут оценить социальную значимость заявляемого проекта, а также от специалистов проблемной области. Такие письма указывают на то, что деятельность заявителя направлена на решение реальных и актуальных проблем, что он является представителем активной части общества.        Аннотация проекта. Сопроводительное письмо. В нем должны быть перечислены все документы, представленные в пакете, с указанием страниц.

Резюме. Главное достоинство резюме – убедительность. Оно должно включать в себя информацию, которая необходима для ответа на вопрос: соответствуют ли знания, опыт и навыки заявителя той работе, которой ему предстоит заниматься в данном проекте? Резюме, прилагаемое к заявке, должно быть точным, отражать сегодняшнюю ситуацию и соответствовать заявляемым целям и задачам проекта. Иными словами, оно должно убедить финансирующую сторону, что руководители и исполнители проекта, как и привлекаемые консультанты, обладают всем необходимым и достаточным для того, чтобы эффективно выполнить поставленную задачу.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Берестова Т. Ф. Соискателю грантов: методические рекомендации / Т.Ф. Берестова, И.Д. Борченко; Челябинская государственная академия культуры и искусств. – Челябинск, 2006. – 34 с.

2. Заявка на конкурс или грант: пособие для негосударственных некоммерческих организаций. – Ижевск: ООО «РR – агенство «Честь имею», 2007. – 40 с.

3. Зуев С.Э. Социально-культурное проектирование.- Ижевск: ТЦ «Альтернатива», 2003.- 156 с.

 4. Иванова Б. Фандрайзингу нужно учиться // Библиотека.- 2002.- №2. – С. 26-28

5. Мэйхен М. Как получить грант?: ст.1 // Библиотека. – 2002.- №2.- С. 22-25

6. Мэйхен М. Как получить грант?: ст.2 // Библиотека. – 2002.- №4.- С. 9-11

7. Мэйхен М. Как получить грант?: ст.3 // Библиотека. – 2002.- №5.- С. 28-31

8. Мэйхен М. Как получить грант?: дополнительный материал к статьям// Библио- тека. – 2002.- №6.- С. 26-27

9. Полетаева Н. Гранты – самым достойным // Независимый адвокат. – 2004. - № 2.- С. 4-5

10. Прутченков А. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. - № 10. – С. 32-34

11. Разработка проекта и заявки на грант // Школа женского лидерства: информационно-методические материалы. – Ижевск, 2001.

12.Смелова Т. Как зарабатывать деньги на проектах // Библиотека.- 2003 .- № 9. – С. 40-42

13. Настольная книга лидера НГО// Уральский центр поддержки НГО: Методическое пособие. – Пермь, 2001. – 115 с.

14. Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодежью. – Екатерин- бург, 2008. – 162 с.

15. Получение и использование грантов // БиНО: некоммерческие организации. – 2008. - №3. – 126 с.

Как правильно составить заявку на грантовый конкурс

В методическом сборнике предлагается краткая информация - рекомендации некоммерческим организациям по поиску и выбору источников финансирования для реализации социально значимых проектов, правильному оформлению заявок на получение грантов в различных конкурсах. При составлении сборника использованы материалы пособий, указанных в библиографическом списке в конце издания.

Введение

       Может ли общественная организация обойтись без денег? Да, может. Но всем ясно, что развернуть масштабную деятельность только на энтузиазме невозможно, нужны финансовые ресурсы. Чтобы покрыть различные виды расходов: административные нужды, создание и содержание офиса, целевые проекты, долгосрочные программы, краткосрочные кампании и прочее, нужны деньги, и не малые. Чтобы достать эти деньги, организация должна систематически заниматься фандрайзингом – поиском и привлечением средств для выполнения своих некоммерческих проектов. Дело это для российских некоммерческих организаций (НКО) пока еще не очень освоенное. Оно требует знаний и профессионализма. Да и специалистов таких на системной и долговременной основе пока в России не обучают. Поэтому каждой НКО надо готовить своего фандрайзера, или сборщика средств, используя специализированные семинары и самообразование.

       Всегда следует помнить: источников финансирования существует много. Хотя используется мало. Перечислим основные.

 Членские взносы. Люди, сочувствующие или активно участвующие в работе организации, делают регулярный взнос в общий фонд.

Сбор пожертвований от частных лиц и организаций. Сбор может быть целевым, направ- ленным на конкретное мероприятие, кампанию или на нужды организации вообще. Примером могут служить сборы частных пожертвований для детей-инвалидов во время футбольных матчей или через специальные ящики, расположенные в магазинах и отделениях банков.

Учредительство: ряд организаций и (или) физических лиц делают единовременный взнос, и собранные деньги используются на уставную деятельность учрежденной организации.

Изготовление и продажа значков, маек, сувениров, литературы и т.д.

Организация платных благотворительных мероприятий (обедов, вечеров, просмотров кинофильмов, благотворительных аукционов и т.д.).

Вклад собранных средств в ценные бумаги и использование процентов с этого вклада на нужды организации.

Бюджетное финансирование в рамках конкретной программы (например, финансиро- вание научных учреждений). За последние годы во многих регионах России стала активно развиваться также система конкурсного финансирования проектов НКО. В качестве примера можно привести городской конкурс социально значимых проектов общественных объедине- ний, который проводится в городе Ижевске с 2001 года.

Гранты благотворительных фондов. Лидеры третьего сектора проявляют к этому источ- нику финансирования наивысший интерес.

Что такое грант

       В последнее время мы часто слышим, что та или иная организация получила грант. Грант уже прочно вошел в практику взаимодействия государственных и муниципальных органов с неправительственными некоммерческими, в том числе благотворительными, организациями. Гранты оказывают значительную помощь многим учреждениям, некоммерческим организациям, а также многим талантливым ученым и специалистам. Как правило, грантодатели лишь в общих чертах определяют приоритетные направления развития социальной сферы. Инициатива же в выборе проектов для решения конкретных задач принадлежит самим соискателям грантов. Поэтому, если у некоммерческой организации есть проекты, для осуществления которых необходимо дополнительное финансирование, то им следует подумать о таком варианте материальной поддержки, как грант.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 1665.