Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разделение анализа по видам основывается на необходимости классификационного их разграничения по различным признака. В работе В.В. Ковалева выделены классификационные признаки видов анализа финансово хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Нами предложено использовать следующие классификационные признаки:

· субъект анализа (пользователи результатов анализа);

· анализируемое направление деятельности предприятия;

· горизонт проведения анализа;

· методы изучения объектов анализа;

· степень охвата изучаемых объектов.

По признаку «субъект анализа» различают два вида АХДП – внешний и внутренний.

· Внешний – предназначен для широкого круга потребителей, в том числе и сторонних; проводится на основе общедоступной аналитической информации, предполагает использование унифицированных процедур и методов проведения анализа.

· Внутренний – предназначен, как правило, для ограниченного круга потребителей, в первую очередь для руководителей предприятия; проводится на основе как общедоступной, так и конфиденциальной аналитической информации; предполагает возможность использования разнообразных процедур и методов проведения анализа.

Разделение по признаку «анализируемое направление деятельности предприятия» основано на проведении анализа по типам направлений деятельности предприятия, что, как правило, предполагает исследование различных составляющих.

Вид – классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений и т. п. с одинаковыми признаками, входящий в состав общего разряда.

· производственно-технологической;

· финансово-экономической;

· организационной (структурной);

· социальной (кадровой).

Наряду с вышеуказанным, возможно (и в ряде случаев даже целесообразно) проведение исследований по следующим направлениям деятельности предприятия:

· производственной;

· инвестиционной;

· финансовой.

По признаку «горизонт проведения анализа» можно выделить четыре типа анализа:

· ретроспективный;

· текущий;

· перспективный;

· стратегический.

Ретроспективный предполагает исследование явлений, ситуаций и фактов, имевших место в прошлом.

Текущий основан на использовании информации о современном состоянии предприятия.

Перспективный (прогнозный) ориентирован на исследовании возможных вариантов развития событий и явлений. Традиционно он разделяется на оперативный (связанный со сроком жизненного цикла объекта или продолжительностью технологии учетного цикла), тактический (срок до одного года, это так называемый анализ в краткосрочной перспективе), долгосрочный (срок более одного года, это так называемый анализ в долгосрочной перспективе). Различия между оперативным, тактическим и долгосрочным анализом определяются, в первую очередь, особенностями хозяйственной деятельности конкретного предприятия, а затем– периодом прогнозирования результатов.

Стратегический – ориентированный на учете в анализе влияния на состояние хозяйствующего субъекта факторов внешней среды.

По признаку «методы изучения объектов анализа» в АХДП выделяют следующие типы анализа:

· качественный;

· количественный (факторный);

· экспресс-анализ;

· трендовый;

· экономико-математический и др.

Качественный анализ представляет собой способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и использующий преимущественно экспертные оценки исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ основывается на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности явлений и процессов к изменению отдельных факторов и их влиянии на результативный показатель.

Экспресс-анализ представляет собой диагностику состояния предприятия на основе типичной информации для получения общего представления о сложившейся ситуации.

Трендовый анализ – это исследование состояния предприятия для построения прогнозной модели его поведения в будущем на основе тренда.

Экономико-математические (статистические) методы – методы изучения состояния предприятия, основанные на использовании массивов статистических данных. Сюда включают традиционные методы корреляционного, регрессионного, дисперсионного, кластерного анализа; методы средних величин, группировки, индексный, цепных подстановок, логарифмический, интегральный и пр.

Вместе с тем при проведении анализа финансово хозяйственной деятельности в некоторых исследованиях [9-15] , например Шеремета А.Д. [16, стр. 30], предлагается использование иных методов, которые наиболее целесообразно выделять в качестве этапов алгоритма проведения практических работ:

· горизонтальный;

· вертикальный;

· анализ финансовых коэффициентов;

· факторный анализ;

· трендовый анализ.

По признаку «степень охвата изучаемых объектов» выделяют анализ:

· сплошной;

· выборочный.

Проведение сплошного анализа предполагает исследование всех объектов, выборочного – части объектов.

Контрольные вопросы

 

1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности как объект изучения экономической науки.

2. Сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности.

3. Предмет и объект анализа финансово-хозяйственной деятельности.

4. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности.

5. Методы исследования и система показателей в анализе финансово - хозяйственной деятельности.

6. Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности.

7. Внешний и внутренний анализ.

8. Ретроспективный, текущий и стратегический анализ.

9. Сплошной и выборочный анализ.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 258.