ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

Компьютерное моделирование экономических процессов становится не объемлемым элементом подготовки современного экономиста. Данное учебное пособие ориентировано на формирование у студентов навыков практического выполнения достаточно сложного комплекса расчетов по комплексному анализу хозяйственной деятельности предприятия и проведению с ними вычислительных экспериментов.

В учебно-методическом пособии рассмотрены вопросы построения экономико-математических моделей основных типов задач комплексному анализу хозяйственной деятельности предприятия и способы их решения средствами табличного редактора Microsoft Excel. Рассмотрена методика анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики. Значительное место отводится изложению методики комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия с учетом последних наработок в данной предметной области.

В пособие включены задания по всем темам, предусмотренных рабочей программой курса «Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия». Задания по каждой теме содержат справочную информацию по расчетным формулам и методам, используемым при выполнении заданий. Чтобы облегчить понимание и ускорить овладение учебным материалом, в начале каждой темы приведено подробное решение типового задания с использованием Excel и делаются соответствующие выводы по результатам. Навыки, полученные при решении типового задания, закрепляются в процессе самостоятельной работы над выполнением контрольного задания.



ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Методы диагностики вероятности банкротства

Основной признак банкротства – неспособность предприятия обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей. По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия - должника банкротом.

Различают следующие виды несостоятельности субъекта хозяйствования:

· «несчастная», возникающая не по собственной вине, а вследствие форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств: чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, военных действий, политической нестабильности общества, кризиса в стране, общего спада производства, банкротства должников и других внешних факторов: в этом случае государство, как правило, должно оказывать помощь предприятиям по выходу из кризисной ситуации;

· «ложная» (корыстная), возникающая в результате умышленного сокрытия собственного имущества в целях избежания уплаты долгов кредиторам, что, как правило, уголовно наказуемое банкротство;

· «неосторожная», возникающая вследствие неэффективной работы, осуществления рискованных операций; наступает, как правило, постепенно, и для ее предупреждения необходимо систематически анализировать финансовое состояние предприятия, что позволит обнаружить его «болевые» точки и принять конкретные меры по финансовому оздоровлению экономики предприятия.

Наиболее распространенными для диагностики вероятности банкротства являются методы, требующие:

· проведения анализа по большому кругу показателей, связанных с разработкой системы критериев;

· проведения анализа по ограниченному кругу заранее отобранных показателей;

· использование при проведении анализа интегральных показателей, рассчитанных с помощью: скоринговых моделей; многомерного рейтингового анализа; мультипликативного дискриминантного анализа.

Рекомендации Комитета по обобщению практики аудирования (Великобритания)

Примером проведения диагностического анализа с использованием широкого круга показателей являются рекомендации Комитета по обобщению практики аудирования (Великобритания). В соответствии с ними показатели банкротства делятся на две группы:

· первая группа – показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем;

· вторая группа – показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности резкого его ухудшения в будущем при непринятии действенных мер.

Достоинством применения указанной системы является рассмотрение ситуации в комплексе, недостатком – сложность проведения анализа и, соответственно, трудности при принятии управленческого решения в условиях наличия множества разнородных и часто несопоставимых показателей.

В таблице 2.2.1 приведены основные показатели указанных выше групп.

Таблица 2.2.1

Основные показатели признаков банкротства

№ п/п Показатели 1-й группы Показатели 2-й группы
1 2 3
1 Повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности     Чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта    
1 2 3
2 Наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности Потеря ключевых контрагентов
3 Низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденции к их снижению Недооценка обновления техники и технологии
4 Увеличение до критического значения доли заемного капитала Недооценка обновления техники и технологии
5 Дефицит собственного оборотного капитала Потеря опытных менеджеров
6 Неблагоприятные изменения в портфеле заказов Потеря опытных специалистов, задействованных в производственном процессе
7 Наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции Вынужденные простои, неритмичная работа
8 Использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях Неэффективные долгосрочные соглашения
9 Падение рыночной стоимости акций предприятия Недостаточность капитальных вложений
10 Прочие показатели Прочие показатели

 

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

• Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция) [11];

• Постановление Правительства РФ N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа"[12];

• Положение ЦБР N 337-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации"[13];

• Приказ ФСФО РФ N 16 "Об утверждении "Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций"[2];

• Приказ Минэкономики РФ N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)" [14].

Используется перечень из 26 показателей, характеризующих различные аспекты их деятельности.

Методика Д. Дюрана

Скоринговый анализ предполагает использование интегральной оценки финансовой устойчивости предприятия.

Методика кредитного скоринга впервые была предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале1940-хгг. Сущность этой методики – классификация предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах на основе экспертных оценок.

В таблице 2.2.2 рассмотрена простая скоринговая модель с тремя балансовыми показателями (рентабельность совокупного капитала, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент финансовой независимости), предлагающая рассматривать предприятия по пяти классам, различающимся по уровню платежеспособности:

Таблица 2.2.2

Классификация предприятий по уровню платежеспособности

Показатель

Границы классов согласно критериям платежеспособности

I класс II класс III класс IV класс V класс

Рентабельность совокупного капитала, %

30 и выше (50 баллов)

29,9-20 (49,9-35 баллов)

19,9-10 (34,9-20 баллов)

9,9-1 (19,9-5 баллов)

менее 1 (0 баллов)

Коэффициент текущей ликвидности

2,0 и выше (30 баллов)

1,99-1,7 (29,9-20 баллов)

1,69-1,4 (19,9-10 баллов)

1,39-1,1 (9,9-1 баллов)

1 и ниже (0 баллов)

Коэффициент финансовой независимости

0,7 и выше (20 баллов)

0,69-0,45 (19,9-10 баллов)

0,44-0,30 (9,9-5 баллов)

0,29-0,20 (5-1 баллов)

менее 0,2 (0 баллов)

Границы классов

100 баллов и выше

99-65 баллов

64-35 баллов

34-6 баллов

0 баллов

· I класс – предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющие быть уверенными в возврате заемных средств;

· II класс – предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматривающиеся как рискованные;

· III класс – проблемные предприятия;

· IV класс – предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению; кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты;

· V класс – предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.

Методика У. Бивера

Одной из первых попыток использовать аналитические коэффициенты для прогнозирования банкротства считается работа У. Бивера, который проанализировал коэффициентов за пятилетний период по группе компаний, половина из которых обанкротилась. Все коэффициенты были сгруппированы им в шесть групп, при этом исследование показало, что наибольшую значимость для прогнозирования имел показатель, характеризовавший соотношение притока денежных средств и заемного капитала.

Коэффициент Бивера рассчитывается следующим образом:

                   (2.2.1)

Оценка состояния предприятия по значению коэффициента:

· рекомендуемое значение находится в интервале 0,17–0,4;

· если коэффициент меньше 0,17, то предприятие относится к высокой группе риска потери неплатежеспособности;

· если этот коэффициент больше 0,4, то уровень платежеспособности предприятия высокий.

Методика Э. Альтмана

Для прогнозирования возможности банкротства хозяйствующих субъектов используются различные системы коэффициентов.

Наибольшую известность в этой области получила работа западного экономиста Э. Альтмана, разработавшего методику расчета индекса кредитоспособности с помощью аппарата множественного дискриминантного анализа (Multiple-discriminantanalysis, MDA).

Этот индекс позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.

При построении индекса Альтман обследовал 66 предприятий промышленности, половина из которых обанкротилась в период между 1946 и 1965 г., а половина работала успешно, и исследовал 22 аналитических коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых для прогноза и построил многофакторное регрессионное уравнение. Таким образом, индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период.

Индекс кредитоспособности (Z) в общем виде имеет следующий вид(80):

(2.2.2)

где показатели  рассчитываются по формулам (2.2.3) – (2.2.7):

                       (2.2.3)

                                      (2.2.4)

                                                 (2.2.5)

                                          (2.2.6)

                                   (2.2.7)

Альтман рассчитал критическое значение индекса платежеспособности, равное 2,675.

С этой величиной сравнивается индекс платежеспособности анализируемого предприятия, что и позволяет высказать суждение о возможном в обозримом будущем(2–3 года) банкротстве(Z < 2,675) или достаточно устойчивом (Z > 2,675) финансовом положении хозяйствующего субъекта.

Альтман выделил «зону неопределенности» – интервал Z = (1,81– 2,99). Выход за границы этого интервала с очень высокой вероятностью позволяет судить о положении фирмы:

Z < 1,81 – банкротство возможно,

Z > 2,99 – положение фирмы устойчиво.

Исходные данные для расчета индекса кредитоспособности приведены в рис. 2.2.1.

Рис. 2.2.1.Фрагмент листа электронной таблицы Microsoft Excel исходные данные для расчета индекса кредитоспособности

Позднее, в 1983 г., Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже:

 (2.2.8)

 

                                             (2.2.9)

                                                    (2.2.10)

                                      (2.2.11)

                    (2.2.12)

                                             (2.2.13)

Оценка состояния предприятия по значению коэффициента Альтмана для формулы(4.2.8): пограничное значение Z = 1,23.

Методика Лиса

В 1972 г. Лисом была разработана следующая формула для предприятий Великобритании:

 (2.2.14)

 

где X1 – оборотный капитал/сумма активов;

Х2 – прибыль от реализации/сумма активов;

Х3 – нераспределенная прибыль/сумма активов;

Х4 – собственный капитал/заемный капитал.

Оценка состояния предприятия по значению коэффициента Лиса для формулы (2.2.14):предельное значение Z = 0,037.

Методика Таффлера

В 1997 г. Таффлер предложил следующую формулу:

      (2.2.15)

где X1 – прибыль от реализации/краткосрочные обязательства;

Х2 – оборотные активы/сумма обязательств;

Х3 – краткосрочные обязательства/сумма активов;

Х4 – выручка/сумма активов.

Оценка состояния предприятия по значению коэффициента Таффлера для формулы (2.2.15):

· если значение Z = 0,3, то у фирмы неплохие долгосрочные перспективы,

· если Z < 0,2, то банкротство более чем вероятно.

Методика М. Федотовой

Это пример отечественной методики, разработанной с помощью MDA. Двухфакторная модель оценки вероятности банкротства опирается на коэффициент текущей ликвидности и отношение заемных средств к валюте баланса. Каждому из показателей придается удельный вес, и по формуле рассчитывается общий коэффициент Z:

                          (2.2.16)

где Kт.л – коэффициент текущей ликвидности;

Kз.с – доля заемных средств в валюте баланса.

Оценка состояния предприятия по значению коэффициента М. Федотовой для формулы (2.2.16):

∙если значение Z отрицательное, вероятно, предприятие останется платежеспособным.

Пример 4.2.1. Рассчитать индексы платежеспособности на основе представленной строительными предприятиями бухгалтерской отчетности по результатам деятельности за четыре года.

Решение.

На рисунке 2.2.2 приведены основные показатели указанных выше групп.

Применение одновременно нескольких методик расчета позволяет более объективно судить о реальном положении организации. Из расчетов видно, что ни одна организация не находится на грани банкротства.

Рис.2.2.2.Фрагмент листа электронной таблицы Microsoft Excel расчет индексов платежеспособности

Задание 2.2.1. По данным бухгалтерскую отчетность Форма №1 - №6 (Приложение 2-7) рассчитать индексы платежеспособности различными методиками, сравнить результаты.

Антикризисное управление

Антикризисное управление основано на возможности предвидеть кризис, анализе его симптомов и включает комплекс мер по уменьшению отрицательных последствий кризиса. Поэтому основой системы антикризисного управления является возможность:

· предвидеть кризис;

· предупредить кризис или отсрочить его;

· управлять кризисными процессами до определенного предела;

· смягчить протекание самих кризисных процессов адекватными мерами со стороны руководства предприятия;

· нейтрализовать полностью или минимизировать последствия
кризиса.

Для российских предприятий актуальность именно антикризисного управления резко возросла в середине 1990-х гг. в связи:

· с дальнейшим ухудшением финансового положения многих предприятий, падением их платежеспособности;

· с невозможностью дальнейшей поддержки неплатежеспособных предприятий государством;

· с принятием ряда законодательных актов в области банкротства и участившейся практики проведения дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

Однако для понимания самой сути антикризисного управления необходимо рассмотреть понятие «кризис предприятия».

Кризис предприятия рассматривается как смена тенденции роста на тенденцию понижения и является неотъемлемой характеристикой рыночной экономики.

Исходя из этого, любое управление – антикризисное, а содержание и методы эффективного (обычного) и антикризисного управления не отличаются. Очевидно, что, отталкиваясь от него, сложно найти специфическое определение антикризисного управления.

    Фазы кризиса отличаются содержанием, последствиями и необходимыми мерами по их устранению. Рассмотрим фазы кризиса:

· Первая – снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле). Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), так и тактического (снижение издержек, повышение производительности).

· Вторая – убыточность производства. Следствием этого является уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются); в противном случае сразу наступает третья фаза. Решение проблемы находится в области стратегического управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.

· Третья – истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.

· Четвертая – неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и/или платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и/или банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.

Таким образом, для третьей и четвертой фаз характерны нестандартные (экстремальные) условия функционирования предприятия, требующие срочных вынужденных мер. Ключевым моментом здесь является наступление или приближение фазы неплатежеспособности. Именно эта ситуация и должна быть объектом антикризисного управления. Рассмотрим кризис с позиций внешней и внутренней угрозы для предприятия.

· Внешняя угроза – неспособность предприятия мобилизовать необходимый объем оборотных средств для выполнения своих обязательств перед кредиторами – выплаты и обслуживания долгов.

· Внутренняя угроза – неспособность обеспечить объем оборотных средств, требуемых для ведения хозяйственной деятельности (поддержание величины оборотных средств на соответствующем уровне осуществляется за счет денежных и эквивалентных им ресурсов предприятия).

Итак, кризис – это дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах.

Этому определению соответствует следующее неравенство, представляющее с такой точки зрения экономическую формулу кризиса: Денежные средства < ТХП + ТФП, (2.4.1)

где ТХП – текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах;

ТФП – текущая финансовая потребность в оборотных средствах. Текущая финансовая потребность в оборотных средствах (ТФП) –наиболее простая и понятная часть формулы. ТФП определяется как сумма предстоящих на момент расчета формулы выплат по возврату долгов (включая проценты по ним), а также штрафов и пени (в случае просроченных платежей) за планируемый период. Покрывается ТФП денежными средствами или приемлемыми для кредиторов по содержанию и условиям взаимозачетными операциями.

Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах (ТХП) представляет собой разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемый период, с одной стороны, и объемом производственных запасов предприятия в пределах размеров, предусмотренных сметой, с другой. Иными словами, если по смете месячный расход сырья «А» составляет 10 млн р., тогда как на складе его имеется лишь на 8 млн р., то ТХП составляет 2 млн р. Если же сырья на складе на 12 млн р., то потребность в оборотных средствах отсутствует («отрицательной» потребности при этом не возникает).

Определение порогового значения ТХП, невозможность обеспечения которого является критическим, зависит от отраслевой принадлежности и других особенностей предприятия. Например, в химии и металлургии существует минимальный технологически допустимый объем производства, а для металлообработки нет. Объем постоянных (накладных) расходов также не может служить однозначным критерием порогового значения потребности в оборотных средствах, поскольку может быть скорректирован. ТХП покрывается денежными средствами или приемлемыми для предприятия по содержанию и условиям взаимозачетными операциями (т. е. поставкой в нужные сроки по приемлемой цене именно тех товаров и услуг, на которые и были бы потрачены денежные средства предприятия).

Денежные средства – собственно денежные и эквивалентные им средства (в настоящее время до 85 % всех расчетов осуществляется взаимозачетными схемами). Можно считать, что именно сумма денежных средств является показательной для определения кризисного состояния предприятия. Во-первых, каждая взаимозачетная операция может быть достаточно легко приведена к денежной оценке (с учетом стоимостных и временных потерь). Во-вторых, конкретные краткосрочные активы сильно отличаются по степени ликвидности. Так, дебиторская задолженность может быть безнадежной независимо от формальных сроков и обязательств по ее погашению, а запасы готовой продукции – мертвым грузом. При этом их наличие никак не обеспечивает реальной платежеспособности предприятия, которую в конечном итоге определяют именно денежные средства.

Уточним, упомянутый выше эквивалент денежных средств – это величина покрытия потребности предприятия в оборотных средствах за конкретный период времени неденежными видами краткосрочных активов предприятия. Например, если партия готовой продукции стоимостью 100 млн. р. будет в течение месяца путем взаимозачета обменена на сырье для производства на сумму 90 млн. р., то она является месячным эквивалентом денежных средств в размере 90 млн. р.

Таким образом, стандартная логика экономического и финансового расчета здесь неприменима. При расчете денежных и эквивалентных им средств предприятия принципиальное значение имеют два фактора – структура потребностей предприятия (сырье, материалы, денежные средства) и время, в течение которого эти потребности должны быть удовлетворены.

Фактор времени. Время всегда имеет экономическую цену, однако в условиях кризиса она рассчитывается на совершенно иных основаниях, чем, скажем, при анализе инвестиционного проекта. Так, просроченный платеж на сумму 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) через 3 мес. может обернуться обвалом всех обязательств предприятия, даже тех, которые должны быть погашены через несколько лет. Это обстоятельство определяет цену каждого дня из этих 90, т. е. возникает своего рода «релятивистский эффект».

Цена времени учитывается в стандартных процедурах дисконтирования, применяемых в финансовых расчетах. Эти процедуры основаны на уменьшении величины будущего денежного потока на некоторую величину, находящуюся в степенной зависимости от продолжительности ожидания поступления средств и ставки дисконтирования. Последняя учитывает темпы инфляции и плату за инвестиционный риск. Ее величина является ключевым аспектом фактора времени. Для экономик развитых стран характерны дисконтные ставки в 5–7 %.

Величина ставки дисконтирования в первую очередь связана с периодом возможного предвидения экономической ситуации. Чем он короче, тем она выше. Условие стабильности позволяет достаточно далеко прогнозировать экономическую ситуацию. Между тем для кризисного предприятия период предвидения ограничен моментом принятия арбитражным судом решения по процессу о банкротстве. Впрочем, вопросы цены времени являются предметом отдельного рассмотрения.     Другой важный, в том числе с психологической точки зрения, аспект фактора времени в условиях кризиса заключается в том, что у «падающего» предприятия нет будущего. Если через 3 мес. предприятие окажется ответчиком по арбитражному процессу о банкротстве, то любые планы приобретают абстрактный характер. Если предприятие преодолеет кризис, тогда у него появится будущее, причем значительно отличающееся от «докризисного», которым необходимо пожертвовать для
спасения.

Причины кризиса и направления выхода из него. Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных показателей требованиям внешней среды, что в свою очередь обусловлено
неверной стратегией, неадекватной организацией бизнеса и, как следствие, слабым адаптированием к требованиям рынка.

Способом решения подобных проблем или устранения самой возможности их возникновения является реструктуризация предприятия, проводимая на основе тщательно разработанной стратегии. Однако реструктуризацию в полном объеме необходимо и возможно проводить лишь при первых признаках надвигающегося кризиса (т. е. на первой, самое позднее – второй фазе), тогда как в зоне «ближнего» банкротства ни времени, ни средств на нее уже нет. Следовательно, перед предприятием, стремящимся выйти из кризиса, стоят две последовательные задачи: устранить последствия кризиса – восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение предприятия; устранить причины кризиса – разработать стратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия в целях недопущения повторения кризисных явлений в будущем. Сама реструктуризация – инструмент «нормального» управления; она построена на его принципах и слабо связана с собственно антикризисной спецификой.

Инструментом антикризисного управления является стабилизационная программа, куда должен входить комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия. Сроки ее осуществления для предприятия, находящегося в зоне «ближнего» банкротства, крайне ограничены, ведь резервных фондов у него уже, как правило, нет, а финансовые вливания извне исключены. Именно здесь начинают проявляться принципиальные отличия антикризисного управления от обычного. Эти отличия заключаются в смене критериев принятия решений.

Критерии принятия решений в условиях антикризисного управления. В рамках «нормального» управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние долгосрочный аспект теряет свою актуальность («нет будущего»), а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств.

При этом максимизация денежных средств может и должна осуществляться мерами, не приемлемыми с позиций обычного управления. Антикризисное управление допускает любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня. С финансовой точки зрения это можно проиллюстрировать с помощью графика. Наступление кризиса означает превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия.

Сущность стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневр осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.

Заполнение такой «кризисной ямы» может быть осуществлено и увеличением поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией).

Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие решение этой задачи.

1. Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требует решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов, так как связано со значительными потерями. Методы определения приемлемого уровня потерь (дисконта) в данной работе не рассматриваются, однако отметим, что потери неизбежны.

Продажа краткосрочных финансовых вложений – наиболее простой и сам собой напрашивающийся шаг для мобилизации денежных средств. Как правило, на кризисных предприятиях он уже совершен. Еще одно замечание. В условиях фактической стагнации фондового рынка дисконт при продаже ценных бумаг бессмысленно рассчитывать – они идут по той цене, по которой их готовы купить.

Продажа дебиторской задолженности также очевидна и предпринимается в настоящее время многими предприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программы заключается в том, что потери здесь могут быть гораздо больше, чем представляется руководству кризисного предприятия. В некоторых случаях расчетный дисконт может составлять 100 %, что, как и в случае с краткосрочными финансовыми вложениями, означает продажу по любой предлагаемой цене.

Продажа запасов готовой продукции сложнее, так как, во-первых, предполагает продажу с убытками, а во-вторых, ведет к осложнениям с налоговыми органами. Однако, как уже отмечалось, суть стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами. Убытки в данном случае представляют собой жертвование частью полученных в прошлом денежных средств, а проблемы с уплатой налогов при такой реализации закрываются уменьшением возможных будущих поступлений.

Продажа избыточных производственных запасов. Наличие на складе сырья «А» на месяц является избыточным запасом, если сырья «Б» осталось на одну неделю, а денег для его закупки нет. Поэтому для обеспечения производства необходимо реализовать часть запасов сырья «А» по цене, ниже покупной, несмотря на то что через некоторое время его опять придется закупать, вероятно, по более высокой цене. Это еще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами.

Продажа инвестиций (деинвестирование) может выступать как остановка ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования или как ликвидация участия в других предприятиях (продажа долей). Решение о деинвестировании принимается на основании анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал. При этом стратегические соображения не играют определяющей роли (если конкретный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами горизонта антикризисного управления, он может быть ликвидирован). Сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условиях кризиса – верный путь к банкротству.

Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагает особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов, как правило, входит в основную технологическую цепочку предприятия. При этом в стабилизационной программе невозможно корректно определить, какие из них имеет смысл сохранить, а какие в любом случае следует ликвидировать – это требует детального анализа, осуществимого только в рамках реструктуризации. Та же проблема присутствует и при мероприятиях по уменьшению ТХП.

Для того чтобы минимизировать риск от подобного шага, необходимо ранжировать производства по степени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжирование ввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом с учетом следующих правил.

В первую очередь продаже подлежат объекты непроизводственной сферы и вспомогательные производства, использующие универсальное технологическое оборудование (например, ремонтно-механические и строительно-ремонтные цеха). Их функции передаются внешним подрядчикам.

Во вторую очередь ликвидируются вспомогательные производства с уникальным оборудованием (цеха подготовки производства, отдельные ремонтные подразделения). Отсутствие этих производств в будущем можно будет компенсировать как за счет покупки соответствующих услуг, так и их воссоздания в экономически оправданных масштабах при необходимости.

В третью очередь избавляются от нерентабельных объектов основного производства, находящихся в самом начале технологического цикла. Их функции также передаются внешним поставщикам. В некоторых случаях объекты второй и третьей очередей целесообразно поменять местами.

В четвертую (последнюю) очередь отказываются от нерентабельных производств, находящихся на конечной стадии технологического цикла. Причем такая мера скорее приемлема для предприятий, обладающих не одной, а несколькими технологическими цепочками, а также для предприятий, полуфабрикаты которых имеют самостоятельную коммерческую ценность. Особенно если эти полуфабрикаты более рентабельны, чем конечный продукт.

Ликвидация объектов основного производства в жестких условиях антикризисного управления весьма нежелательна и допустима только в качестве крайней меры. Оптимальным было бы решение их судьбы в рамках реструктуризации, а не стабилизационной программы. Продажу основных фондов скорее всего придется производить по цене ниже их балансовой стоимости, а это означает проблемы с налогообложением в будущем.

    2. Уменьшение ТХП. Сущность – максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов.

Остановка нерентабельных производств – первый шаг, который необходимо совершить. Если убыточное производство нецелесообразно или его невозможно продать, то его нужно остановить, чтобы немедленно исключить дальнейшие убытки. Исключение составляют объекты, остановка которых приведет к остановке всего предприятия. Критерии ранжирования производств здесь те же, что и при их ликвидации. На данном этапе, как правило, совершаются две ошибки:

Первая ошибка – производство продолжают эксплуатировать, так как его продукция находит сбыт, хотя и по цене ниже фактической себестоимости. Это достаточно распространенная картина на предприятиях, где есть возможность искажения калькуляции себестоимости отдельных продуктов.

Вторая ошибка – производство продолжают эксплуатировать, так как нет средств на его консервацию. Консервация – мера, естественная для нормальных условий хозяйствования, но неприемлемая для кризисных, поскольку является еще одним выражением заботы о будущем. Если производство необходимо остановить, но нет возможности провести консервацию, то оно должно быть остановлено без нее (исключение составляют лишь те ситуации, когда данная акция может вызвать аварию). При этом приход оборудования в негодность или затраты на его ремонт в дальнейшем представляют собой еще один пример маневра соответственно прошлыми или будущими денежными средствами. Причем восстанавливать оборудование придется, только если повторный пуск производства будет стратегически и экономически оправдан.

Выведение из состава предприятия затратных объектов является еще одним способом снять непроизводительные издержки на объекты, которые пока не удалось продать. Оно осуществляется в форме учреждения дочерних обществ. Всякое дальнейшее финансирование выведенных объектов исключается, что стимулирует предпринимательскую инициативу персонала последних. Отметим, что наличие дочерних обществ может пригодиться предприятию в случае арбитражных исков. Это позволит выиграть время, в течение которого права участия в данных обществах будут описаны, переданы кредиторам и затем реализованы (при условии, что ни денег на счету, ни дебиторской задолженности, ни краткосрочных вложений у предприятия уже нет).

3. Уменьшение ТФП. На практике оно осуществимо только через те или иные формы реструктуризации долговых обязательств, что зависит от доброй воли кредиторов предприятия. Сама по себе реструктуризация долгов не является специфическим инструментом антикризисного управления, так как может применяться и при относительно благополучном состоянии предприятия-должника. Однако кризисная ситуация, с одной стороны, несколько облегчает реструктуризацию долгов, а с другой – оправдывает такие его формы, которые в нормальном состоянии неудовлетворительны.

Выкуп долговых обязательств с дисконтом – одна из наиболее желательных мер. Кризисное состояние предприятия-должника обесценивает его долги, поэтому и возникает возможность выкупить их со значительным дисконтом. Тонкость данного решения в рамках стабилизационной программы заключается в условиях, на которых можно провести выкуп.

Основные условия:

· выкупаются только те долги, которые непосредственно определяют ТФП, а не те, срок платежа или взыскания по которым относительно удален во времени;

· сумма, которую можно потратить на выкуп долгов, зависит от уровня ТХП, т. е. нельзя тратить средства на выкуп долгов в ущерб хозяйственной деятельности;

· допустимая цена выкупа долгов обусловливается собственным дисконтом предприятия, т. е. выкуп долгов должен рассматриваться как инвестиционный проект.

Конвертация долгов в уставный капитал – крайне болезненный шаг. Она может быть осуществлена как путем расширения уставного фонда (при отсутствии формальных ограничений), так и через уступку собственниками предприятия части своей доли (пакета акций). Строго регламентированных методов принятия такого решения нет, все определяется во время переговоров с кредиторами.

Форвардные контракты на поставку продукции предприятия по фиксированной цене могут стать еще одним способом реструктуризации долгов. Если кредитор заинтересован в данной продукции, ему можно предложить засчитать долг предприятия перед ним в качестве аванса на долгосрочные поставки последней. При этом контрактная цена не должна быть ниже некоторой прогнозируемой себестоимости продукции.

Процедура антикризисного управления по российскому законодательству. В Российской Федерации разработан ряд критериев, основанных на данных финансового анализа предприятия и позволяющих определить его как действительного или потенциального банкрота, наметить перспективы выхода его из кризиса или выявить полную бесперспективность принятия каких-либо мер и необходимость ликвидации предприятия.

    Задержка платежей по требованиям кредиторов на срок более 3 месяцев с момента наступления срока их исполнения рассматривается как неспособность предприятия вовремя удовлетворять требования.

    В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» [11] от 26.10.02 г. в Российской Федерации принят ряд нормативных документов, в которых разработаны и утверждены критерии неплатежеспособности и методы антикризисного управления. В табл. 2.4.1 представлены критерии платежеспособности предприятия, которые являются определяющими при принятии решения о неплатежеспособности, и их нормативные значения, на основе анализа которых такое решение принимается. В качестве таких критериев приняты:

· коэффициент текущей ликвидности;

· коэффициент обеспеченности оборотными средствами;

· коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Структура баланса предприятия считается неудовлетворительной, а оно само неплатежеспособным, если хотя бы один из двух первых коэффициентов оказывается ниже нормативного. При этом значение показателя восстановления (утраты) платежеспособности больше единицы говорит о возможности предприятия в будущем повысить свою платежеспособность.

Если же первые два показателя соответствуют норме, а последний существенно ниже единицы, то из этого следует, что предприятие хотя и платежеспособно на данный момент, но в будущем может иметь серьезные проблемы с ликвидностью.

Таблица 2.4.1

Показатели платежеспособности предприятия

Показатель Обозначение Что характеризует Формула расчёта Нормативное значение
Текущей ликвидности Возможность погасить текущую задолженность за счет ликвидных активов ОА/КО, где ОА –оборотные активы; КО – краткосрочные обязательства ≥ 2,0
Обеспеченности собственными средствами Обеспеченность собственными оборотными средствами (СС – ВА)/ОА, где СС – собственные средства; ВА – внеоборотные активы ≥ 0,1
Восстановления (утраты) платежеспособности Вероятность восстановления в будущем платежеспособности (утраты) (2kт.л к– kт.лн)/2, где kт.лк– коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода; kт.лн – коэффициент текущей ликвидности на начало отчетного периода. ≥ 1,0

 

Пример 2.4.1. На предприятии (по данным бухгалтерской отчетности) были получены следующие значения коэффициентов (рис. 2.4.1).

Рис.2.4.1.Фрагмент листа электронной таблицы Microsoft Excel расчета показателей платежеспособности предприятия

Задание 2.4.1. По данным бухгалтерскую отчетность Форма №1 - №6 (Приложение 2-7) рассчитать показателей платежеспособности предприятия.

Таким образом, в результате проведения анализа хозяйственной деятельности признание неудовлетворительной структуры баланса предприятия служит основанием для Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) о возбуждении против предприятия дела о несостоятельности (банкротстве) и применении к нему в обязательном порядке мер антикризисного управления.

К мерам антикризисного управления относятся:

·реорганизационные меры (санация, внешнее управление);

·ликвидационные меры (конкурсное производство);

·мировое соглашение.

1. Внешнее управление имуществом должника вводится на основании ходатайства, которое может быть подано должником, собственником должника или кредитором, в котором обосновывается целесообразность данной процедуры и предлагается кандидатура внешнего управляющего. Внешнее управление может быть введено только в том случае, если существует реальная возможность восстановления платежеспособности предприятия. Максимальный срок внешнего управления – 18 мес.; на весь его период вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику.

Внешний управляющий назначается арбитражным судом на конкурсной основе (из представленных должником или кредиторами кандидатур) и должен соответствовать следующим требованиям:

·быть юристом или экономистом или иметь опыт хозяйственной работы;

·не иметь судимостей;

·не быть должностным лицом в администрации предприятия должника или предприятий-кредиторов.

С момента назначения на внешнего управляющего возлагаются следующие функции:

·руководство предприятием-должником;

·отстранение по необходимости руководства от управления предприятием-должником;

·прием на работу и увольнение работников;

·распоряжение имуществом компании;

·созыв собрания кредиторов; разработка плана проведения внешнего управления имуществом должника и организация его выполнения и прочие функции, предусмотренные законом.

При этом варианте реорганизации косвенное влияние на деятельность предприятия имеет собрание кредиторов, реализующее следующие функции:

·утверждение плана внешнего управления;

·контроль за деятельностью внешнего управляющего;

·определение размера вознаграждения внешнего управляющего и др.

Основным достоинством этой формы реорганизации предприятия является отсутствие необходимости в денежных вливаниях в него и временный мораторий на удовлетворение требований кредиторов, который может быть продлен на полтора года.

При этом администрация и собственники предприятия-должника практически на полтора года (максимальный срок внешнего управления) утрачивают контроль над предприятием, так как внешний управляющий, как правило, действует в первую очередь в интересах предприятий-кредиторов.

2. Санация, как и внешнее управление, может проводиться на основании ходатайства собственника предприятия-должника или кредиторов. Преимущественное право на участие в санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового коллектива. Основанием для проведения санации является реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия для продолжения его деятельности путем предоставления ему финансовой помощи собственником или иными лицами. Если никто не воспользовался преимущественным правом на участие в санации, то арбитражный суд объявляет конкурс на участие в санации и по его итогам определяет лиц, которые примут в ней участие. По истечении года с момента начала санации должно быть удовлетворено не менее 40 % всех долговых обязательств, при этом общая продолжительность процесса санации не должна превышать 18 мес. В отдельных случаях суд может продлить этот срок, но не более чем на 6 мес. При неэффективном проведении санации суд может принять решение о ее прекращении. Санация отличается от внешнего управления тем, что в случае открытия дела о несостоятельности собственник может сохранить своевлияние на деятельность предприятия, однако при этом ему понадобятся существенные денежные вложения. В противном случае в зависимости от конкретных условий участия прочих лиц в санационных мероприятиях контроль может быть утрачен навсегда.

3. Конкурсное производство. Если при открытии дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия отсутствует ходатайство о введении внешнего управления или проведении санации и нет вывода арбитражного суда о возможности реального восстановления платежеспособности за счет проведения подобных процедур, может быть принято решение о начале конкурсного производства.

Цель конкурсного производства – удовлетворение требований кредиторов и объявление должника свободным от долгов, а также охрана сторон от неправомерных действий друг друга. Конкурсное производство следует за признанием должника банкротом и, по сути, представляет собой ликвидацию предприятия и распродажу его имущества.

С момента принятия решения об открытии конкурсного производства:

·запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника, погашение его обязательств (исключение при этом составляют платежи кредиторам-залогодержателям, а также платежи, связанные с затратами на конкурсное управление);

·считаются наступившими сроки исполнения всех долговых обязательств;

·прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности.

Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом, и им же освобождается от своих обязанностей бывший руководитель предприятия. Кандидатура конкурсного управляющего должна соответствовать тем же требованиям, что и внешнего управляющего.

На конкурсного управляющего возлагаются следующие функции:

·распоряжение имуществом должника;

·анализ финансового состояния должника и обоснованности требований к нему кредиторов, принятие или отклонение этих требований;

·формирование конкурсной массы (инвентаризация и оценка имущества должника), взимание дебиторской задолженности;

·предоставление в арбитражный суд и кредиторам необходимой информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства; · управление предприятием-должником;

·формирование ликвидационной комиссии и руководство ею;

·созыв собрания кредиторов.

Как и в случае внешнего управления, контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляется собранием кредиторов, причем в состав этого собрания входят сам должник и представитель трудового коллектива предприятия-должника.

В ходе конкурсного производства происходит инвентаризация, оценка и распродажа имущества предприятия-должника. Продажа происходит на конкурсной основе тому покупателю, кто предложит наибольшую цену.

Должник считается полностью свободным от долгов после удовлетворения всех требований. По завершении всей работы конкурсный управляющий предоставляет в суд отчет о своей деятельности.

Конкурсное производство является для должника самым невыгодным выходом из кризисной ситуации, так как:

·полностью теряется контроль над предприятием;

·в первую очередь будет распродано не лишнее, а наиболее ликвидное имущество (в противном случае предприятие само могло бы провести его реализацию более эффективно);

·цены на реализуемое имущество, вероятно, будут существенно занижены;

·по окончании конкурсного производства предприятие, у которого осталось нереализованное имущество, скорее всего не сможет возобновить свою деятельность.

4. Мировое соглашение представляет собой такую форму процедуры банкротства, которую могут заключить должник и кредиторы на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Как правило, мировое соглашение должно содержать положения о размере, сроках и порядке исполнения обязательств должника путем предоставления отступного, прощения долга и т. д. Мировое соглашение может содержать условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника, о скидке с долга, об исполнении обязательств должника третьими лицами и т. д. Мировое соглашение может быть заключено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данном учебном пособии содержатся наиболее важные для понимания аспекты анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Представленные материалы содержат наиболее нужную и полезную информацию, отобранную из достаточно большого количества современной серьезной научной и инструктивно-нормативной литературы.

Более того, в учебное пособие были включены некоторые достаточно сложные для изучения темы:

•методы оценки конкурентоспособности предприятия;

•методы рейтинговой оценки предприятия;

•антикризисное управление;

•иные разделы, важные для формирования высокопрофессионального специалиста-менеджера.

Учитывая специфику подготовки специалистов в техническом вузе, в учебное пособие были включены выдержки из нормативных материалов, необходимых для работы над курсовыми проектами.

В отдельный раздел включены задачи, позволяющие закрепить теоретические навыки.

Контрольные вопросы

1. Что такое банкротство?

2. Сущность методики оценки ликвидности баланса.

3. Что такое абсолютная, нормальная и ограниченная платежеспособность?

4. Для чего составляют реклассифицированный баланс и его основные составляющие?

5. Что является основным признаком банкротства?

6. Виды несостоятельности субъекта хозяйствования.

7. Наиболее распространенные методы диагностики вероятности

банкротства.

8. Что такое рейтинг? Назовите главную цель официальных рейтингов.

9. Недостатки рейтинговых оценок.

10. Назовите основные этапы метода многомерного рейтингового анализа.

11. Что такое антикризисное управление?

12. Что такое кризис предприятия? Перечислите его основные фазы.

13. Что такое внешние и внутренние угрозы для предприятия?

14. Что такое стабилизационная программа?

15. Основные мероприятия стабилизационной программы.

16. Перечислите меры антикризисного управления.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. Федеральный закон от 30.11.94 № 51–ФЗ. Ч. 2. Федеральный закон от 26.01.96 № 14–ФЗ (Редакция от 23.05.2018N 116-ФЗ(с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018)

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119–ФЗ Редакция от 30.12.2008 N 307-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

3. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 28.04.2017) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522)

2. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"

3. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791)

4. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790)

5. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.03.2018) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023)

6. Приказ Минфина России от 28.08.2014 N 84н (ред. от 21.02.2018) "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2014 N 34299)

7. Приказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2002 N 4085)

8. Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 N 4090)

9. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция)

10. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа"

11. "Положение о порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации" (утв. Банком России 19.06.2009 N 337-П) (ред. от 21.06.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2009 N 14356)

12. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)"

13. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельность [Текст]: учебное пособие /Г. В. Савицкая – 2-е изд. испр. и доп. - Минск: РИГТО, 2012. - 267 с.

14. Тимофеева Н.Ю. Оптимизация прогнозного бюджета оборотных средств предприятия с использованием облигационного портфеля / Н.Ю. Тимофеева, Л.П. Яновский // Финансы и кредит. – М., 2011. – № 13 (445). – с. 31-45.

15. Тимофеева Н.Ю. Практикум по построению Экономико-математических моделей управления производством/Тимофеева Н.Ю.//Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2014-83 с.

16. Тимофеева Н.Ю. Бюджетирование денежных средств предприятия с использованием моделей управления финансовым инвестиционным портфелем предприятия /Тимофеева Н.Ю.//Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2016-120 с.

17. Тимофеева Н.Ю. Практикум по комплексному анализу хозяйственной деятельности (продвинутый уровень) (учебно-методическое пособие) /Тимофеева Н.Ю.//Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2017-111 с.

18. Тимофеева Н.Ю. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Оборотные активы предприятия (учебно-методическое пособие) /Тимофеева Н.Ю.//Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2017-67 с.

19. Тимофеева Н.Ю. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Финансы предприятия (учебно-методическое пособие) /Тимофеева Н.Ю.//Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2017-66 с.

20. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 366 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ЗАДАЧИ ПО АНАЛИЗУ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Задача П1

Величина текущих активов предприятия на конец отчетного года составила 3350 тыс. р., срочные обязательства предприятия – 2680 тыс. р.

Какой должна быть прибыль предприятия в последующие шесть месяцев, чтобы достигнуть нормативного значения коэффициента покрытия, равного двум, при условии, что сумма срочных обязательств не возрастет.

 

Задача П2

Имеется следующая информация:

Таблица П1

Исходные данные задачи П2

Выручка от реализации 3000000
Соотношение выручки и величины собственных оборотных средств 2:1
Соотношение внеоборотных и оборотных средств 4:1
Коэффициент текущей ликвидности 3:1

 

Рассчитайте:

· величину краткосрочной кредиторской задолженности;

· величину внеоборотных активов.

 

Задача П3

Приведены следующие данные о предприятии (тыс. руб.):

Таблица П2

Исходные данные задачи П3, тыс. руб.

 

 

Внеоборотные активы   1900
Оборотные средства: Дебиторская задолженность; производственные запасы; денежные средства 505 350 150 5  
Краткосрочные пассивы 725  
Кредиторская задолженность 315  
Начисления 130  
Заемные средства 280  
Чистый оборотный капитал   -220
Всего   1680

 

Рассчитайте:

· коэффициент текущей ликвидности;

· коэффициент быстрой ликвидности.

 

Задача П4

Выручка фирмы – 45000 тыс. руб.; чистая рентабельность – 5 %; совокупные активы – 24000 тыс. руб. ; собственный капитал – 8000 тыс. руб.; выпущен 2000 тыс. обыкновенных акций. Привилегированные акции не выпускались. Определить значения показателей:

· чистая прибыль (после уплаты налогов);

· RОА;

· RОЕ;

· коэффициент оборачиваемости совокупных активов;

· балансовая стоимость акции.

 

Задача П5

Факторный анализ изменения результативного показателя выполнить способом относительных разниц.

Таблица П3

Исходные данные задачи П5, тыс. руб.

 

 

Денежные средства и ликвидные ЦБ 200,00
Основные средства 383,50
Выручка от реализации 2000
Чистая прибыль 150,00
Коэффициент быстрой ликвидности 2,0
Коэффициент текущей ликвидности 3,0
DSO 40 дней
ROE 12 %
Акционерный капитал состоит только из обыкновенных акций; имеются также краткосрочная и долгосрочная кредиторская задолженность  

 

Рассчитать:

· величину дебиторской задолженности;

· краткосрочную кредиторскую задолженность;

· оборотные средства;

· общую сумму активов;

· ROA;

· акционерный капитал;

· долгосрочную кредиторскую задолженность.

Допустим, что по Вашим расчетам величина дебиторской задолженности 111,1 у. е. Предположим, что фирма сможет снизить свой DSO с 40 до 30 дней. Каким образом это скажется на движении денежных средств? Если бы полученные деньги были использованы для выкупа своих акций (по балансовой стоимости) и тем самым снижена величина акционерного капитала, как это повлияло бы на: ROE; ROA; структуру источников средств.

Задача П6

Имеются следующие исходные данные:

Таблица П4

Исходные данные задачи П6, тыс. руб.

 

 

Исходные данные Отчетный период Предыдущий период
Денежные средства 21 45
Ликвидные ценные бумаги 0 33
Дебиторская задолженность 90 66
Запасы 225 159
Всего оборотных средств 336 303
Основные средства (первоначальная стоимость) 450 225
Износ -123 -78
Основные средства (остаточная стоимость) 327 147
Всего активов 663 450
Кредиторская задолженность 54 45
Векселя к оплате 9 45
Начисления 45 21
Всего краткосрочных пассивов 108 111
Долгосрочные пассивы 78 24
Акционерный капитал 192 114
Нераспределенная прибыль 285 201
Долгосрочный капитал (всего) 555 339
Всего источников 663 450

 

Таблица П5

Исходные данные задачи П6, тыс. руб.

Выручка от реализации 1365
Затраты на производство реализованной продукции 888
Накладные расходы 300
Прибыль до вычета процентов и налогов 177
Проценты к уплате 10
Прибыль до вычета налогов 167
Налоги 67
Чистая прибыль 100

 

Рассчитать:

1. Какой будет доля выплаты дивидендов в отчетном году?

2. Вывести расширенную формулу фирмы «DuPont» для фирмы по отчетному году.

3. Сделать выводы и сравнить со среднеотраслевыми показателями, если, расширенная формула фирмы «DuPont» по отрасли в отчетном году имела следующий вид:

Рентабельность продукции (6,52)

* ресурсоотдача (1,82)

* мультипликатор собственного капитала (1,77) = RОЕ (21 %).

 

Задача П7

Уровень рентабельности повысился на 8 % в связи с увеличением суммы прибыли на 2000 тыс. р. При этом прибыль возросла за счет увеличения объема продаж на 1500 тыс. р., за счет роста цен – на 1700 тыс. р., за счет роста себестоимости продукции – снизилась на 1200 тыс. р.

Определить, как изменился уровень рентабельности за счет каждого из указанных факторов методом пропорционального деления.

 

Задача П8

Себестоимость 1 т/км зависит от суммы затрат на создание и эксплуатацию автомобиля и среднегодовой его выработки.

Установлено, что за счет снижения среднегодовой выработки автомобиля себестоимость 1 т/км повысилась на 180 р.

При этом известно, что выработка снизилась:

а) из-за сверхплановых простоев машин на 5000 т/км;

б) сверхплановых холостых пробегов на 4000 т/км;

в) неполного использования грузоподъемности на 3000 т/км.

Определить изменение себестоимости под влиянием указанных выше факторов, используя:

а) метод пропорционального деления;

б) метод долевого участия.

 

Задача П9

Рассчитать способом абсолютных разниц влияние фактора структуры выпускаемой продукции на величину получаемой прибыли, используя следующую информацию:

Таблица П6

Исходные данные задачи П9, тыс. руб.

Сорт продукции

Цена 1 т, р.

Объем реализации, т

Структура выпускаемой продукции

Выручка, тыс. р.

планируемой фактической планируемой фактической планируемой фактической
1 2700 225 200 0,9 0,8 607,5 540
2 2300 25 50 0,1 0,2 57,5 115

 

Задача П10

Рассчитать влияние факторов численности рабочих, количества отработанных дней, средней продолжительности рабочего дня, среднечасовой выработки на объем валовой продукции, используя методы: абсолютных и относительных разниц, цепных подстановок, процентных разностей и способ относительных разниц.

Таблица П7

Исходные данные задачи П10, тыс. руб.

Показатель Плановое значение Фактическое значение Абсолютное изменение Выполнение плана, %
Объем выпускаемой продукции, тыс. р. 160 000 240 000 +80 000 150
Среднегодовая численность рабочих, чел. 1000 1200 +200 120
Отработано всеми рабочими за год: дней часов   250 000 2 000 000   307 200 2 334 720   +57 200 +334 720   122,88 116,736
Среднегодовая выработка одного рабочего, тыс. р. 160 200 +40 125
Количество отработанных дней одним рабочим за год 250 256 +6 102,4
Среднегодовая выработка продукции одним рабочим, р. 640 781,25 +141,25 122,1
Средняя продолжительность рабочего дня, ч 8 7,6 -0,4 96
Среднечасовая выработка, р. 80 102,796 +22,796 128,5

Задача П11

Исследовать влияние факторов изменения величин основных фондов и фондоотдачи на изменение выпуска продукции, используя методы цепных подстановок и интегральный.

Таблица П8

Исходные данные задачи П11, тыс. руб.

Показатели Базовый период Отчетный период
Объем выпуска продукции, млн. р. 21 409 22 287
Основные производственные фонды, млн. р. 23 000 23 447
Фондоотдача, копеек на рубль 93,08 95,05

 

Задача П12

Рассчитать измерение объема выпуска продукции за счет повышения производительности труда методом цепной подстановки, используя следующую информацию:

Таблица П9

Исходные данные задачи П12, тыс. руб.

Показатель Плановое значение Фактическое значение
Среднегодовая численность рабочих (СЧР), чел. 1000 1200
Среднегодовая выработка одного рабочего (СВР), тыс. р. 160 200
Объем выпускаемой продукции, тыс. р. 160 000 240 000

 

Задача 13

Используя схему фирмы «DuPont» сравнить деятельность двух компаний на предмет участия в них своим капиталом по следующим показателям:

Таблица П10

Исходные данные задачи П13, тыс. руб.

 

Компания ROE, % Рентабельность продукции, % Использование производственных ресурсов, % Финансовый леверидж
1 26,9 5,6 1,2 4,0
2 11,3 6,2 1,3 1,4

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС (ФОРМА №1)

Наименование показателя Код строки На 31 декабря 2016 года На 31 декабря 2015 года

Актив

I. Внеоборотные активы

Основные средства 1150 352 318 320 395 Финансовые вложения 1170 244 234 Итого по разделу I 1100 352 561 320 629

II. Оборотные активы

Запасы 1210 468 095 481 245 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 1220 4 137 1 936 Дебиторская задолженность 1230 176 461 76 771 Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) 1240 60 300 0 Денежные средства и денежные эквиваленты 1250 35 719 500 Прочие оборотные активы 1260 1 798 1 770 Итого по разделу II 1200 746 510 562 221 БАЛАНС 1600 1 099 071 882 850

Пассив

III. Капитал и резервы

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) 1310 58 58 Переоценка внеоборотных активов 1340 88 958 89 494 Резервный капитал 1360 9 9 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 1370 442 677 331 665 Итого по разделу III 1300 531 701 421 226

Движение капитала

Уставный капитал Собственные акции, выкупленные у акционеров Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Итого

Величина капитала на 31 декабря 2014 года (3200)

58 (0) 89 494 9 331 665 421 226

(2016 год)

Увеличение капитала - всего: (3310)

0 0 0 0 119 947 119 947

в том числе:
чистая прибыль (3311)

119 947 119 947

переоценка имущества (3312)

0   0 0

доходы, относящиеся непосредственно на увеличение капитала (3313)

0   0 0

дополнительный выпуск акций (3314)

0 0 0     0

увеличение номинальной стоимости акций (3315)

0 0 0   0  

реорганизация юридического лица (3316)

0 0 0 0 0 0

Уменьшение капитала - всего: (3320)

(0) 0 (0) (0) (9 471) (9 471)

в том числе:
убыток (3321)

(0) (0)

переоценка имущества (3322)

(0)   (0) (0)

расходы, относящиеся непосредственно на уменьшение капитала (3323)

(0)   (810) (810)

уменьшение номинальной стоимости акций (3324)

(0) 0 0   0 (0)

уменьшение количества акций (3325)

(0) 0 0   0 (0)

реорганизация юридического лица (3326)

0 0 0 0 0 (0)

дивиденды (3327)

(8 661) (8 661)

Изменения добавочного капитала (3330)

-537 0 537  

Изменения резервного капитала (3340)

  0 0  

Величина капитала на 31 декабря 2016 года (3300)

58 (0) 88 958 9 442 677 531 701

 



Чистые активы

Наименование показателя Код строки На 31 декабря 2016 года На 31 декабря 2015 года
Чистые активы 3600 531 701 421 226

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (ФОРМА №4)

Наименование показателя Код строки За 2016 год

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ОТЧЕТ О ЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ (ФОРМА № 6)

Наименование показателя Код строки За 2016 год
Остаток средств на начало отчетного года 6100 0

Поступило средств

Вступительные взносы 6210 0
Членские взносы 6215 0
Целевые взносы 6220 217
Добровольные имущественные взносы и пожертвования 6230 0
Прибыль от приносящей доход деятельности организации 6240 0
Прочие 6250 0
Всего поступило средств 6200 217

Использовано средств

Расходы на целевые мероприятия в том числе: 6310 (0)
социальная и благотворительная помощь 6311 (0)
проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п. 6312 (0)
иные мероприятия 6313 (0)
Расходы на содержание аппарата управления в том числе: 6320 (217)
расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления) 6321 (160)
выплаты, не связанные с оплатой труда 6322 (0)
расходы на служебные командировки и деловые поездки 6323 (0)
содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта) 6324 (57)
ремонт основных средств и иного имущества 6325 (0)
прочие 6326 (0)
Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества 6330 (0)
Прочие 6350 (0)
Всего использовано средств 6300 (217)
Остаток средств на конец отчетного года    

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Компьютерное моделирование экономических процессов становится не объемлемым элементом подготовки современного экономиста. Данное учебное пособие ориентировано на формирование у студентов навыков практического выполнения достаточно сложного комплекса расчетов по комплексному анализу хозяйственной деятельности предприятия и проведению с ними вычислительных экспериментов.

В учебно-методическом пособии рассмотрены вопросы построения экономико-математических моделей основных типов задач комплексному анализу хозяйственной деятельности предприятия и способы их решения средствами табличного редактора Microsoft Excel. Рассмотрена методика анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики. Значительное место отводится изложению методики комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия с учетом последних наработок в данной предметной области.

В пособие включены задания по всем темам, предусмотренных рабочей программой курса «Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия». Задания по каждой теме содержат справочную информацию по расчетным формулам и методам, используемым при выполнении заданий. Чтобы облегчить понимание и ускорить овладение учебным материалом, в начале каждой темы приведено подробное решение типового задания с использованием Excel и делаются соответствующие выводы по результатам. Навыки, полученные при решении типового задания, закрепляются в процессе самостоятельной работы над выполнением контрольного задания.



ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Дата: 2019-02-19, просмотров: 307.