Предположения, на которых основывалось отсутствие внимания к эмоциям работников в организации до конца ХХ столетия:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Любые эмоции носят разрушительный характер. Внимание уделялось только отрицательным эмоциям (особенно гневу), которые препятствуют эффективному выполнению работы.

«Навыкни бдительно и постоянно следить за собой, в особенности за своими чувствами: через них в душу входит враг (Правила жизни христианина в миру. Из поучений старцев)».

2. Миф рациональности менеджмента – эффективное управление организацией (на основе конструирования организационных структур, подавления конфликтов и др.) избавляет персонал от эмоций, мешающих работе, контролирует их проявление.

 

Обоснование важности учета влияния эмоций на организационное поведение:

1. На управленческие воздействия работники реагируют эмоционально-осознано. В этой связи ошибочно исключать влияние эмоций на поведение индивида, в том числе и на работе. Исследования мозга человека подтверждают, что мозжечковая миндалина (расположенная в лимбической (внутренней) части мозга), являющаяся эмоциональным центром, получает сигналы извне через органы чувств быстрее, чем кора головного мозга, в префронтальной области которой осуществляется «диалог» между разумом и чувствами, предшествующий формированию поведения. Таким образом, чувства первичны по отношению к разуму. Кроме того, они сильнее его. В моменты опасности эмоциональный центр полностью подчиняет себе всю мыслительную деятельность человека.

2. Лимбическая система является открытой, следовательно: она подвержена внешнему воздействию, которое может спровоцировать как положительный, так и отрицательный отклик. На эмоциональное состояние влияет не только сам человек, его мировосприятие, философия жизни, но и внешние источники (невербальное и вербальное поведение других людей, сигналы, которые они посылают через свою лимбическую систему, ситуационный контекст, социально-психологический климат в коллективе).

3. Человек имеет право на эмоции и одновременно обязан ими управлять, чтобы успешно выполнять функциональные обязанности. Особенно это касается негативных эмоций, разрушающих как самого индивида, так и других людей. Гармония разума и чувств продуцирует эффективное поведение индивида.

4. Признание большого влияния эмоционального труда (наряду с физическим и умственным) на эффективность деятельности работников. Его важность характерна не только в организациях, сотрудники которых тесно взаимодействуют с клиентами, потребителями услуг (медицинские, образовательные учреждения, торговые предприятия и др.). В рамках современного менеджмента делается ставка на использование эмоционального труда в любой организации, а именно: эмоционального лидерства; позитивного настроя на достижение результатов; доброжелательности в отношениях; оптимизма.

5.  Деятельность работников нередко сопряжена с преодолением эмоционального диссонанса, возникающего вследствие расхождения реально испытываемых эмоций с выражаемыми и ожидаемыми от них со стороны организации, что требует больших затрат эмоциональных усилий, умения быть конгруэнтными (соответствующими обстоятельствам).   

6.  Отсутствие внимания к эмоциональному состоянию работников и управлению им приводит к эмоциональному выгоранию персонала, хроническому стрессу.

Эмоции – широкий спектр чувств и ощущений, являющейся реакцией на поведение людей или какие-либо события.

Аффект – высокий уровень проявления эмоций, слабо контролируемый человеком.

Особенности и характеристики эмоций:

- эмоции всегда связаны с конкретным объектом, т.е. направлены на кого-то или что-то;

- выделяется шесть групп основных эмоций:

Ø любовь (привязанность, нежность, симпатия, увлеченность, страсть);

Ø радость (веселье, удовлетворенность, увлеченность, энтузиазм, воодушевление, оптимизм, гордость, подъем, чувство облегчения, эйфория, беззаботность, экстаз);

Ø изумление (удивление; недоразумение);

Ø страх (тревога, беспокойство, паника, испуг, робость, ужас);

Ø грусть (печаль, страдание, сострадание, безразличие, стыд, отчаяние, разочарование, угнетенность, уныние, тоска);

Ø гнев (несдержанность, обидчивость, ворчливость, раздражение, злоба, ярость, досада, зависть, отвращение);

- выражение основных эмоций универсально;

- способы и место выражения эмоций подвержены влиянию национальных культур.

Настроение – неконцентрированное на каком-либо объекте относительно умеренное ощущение (позитивного или негативного характера), влияющее на формирование поведения человека в течение определенного времени. На настроение влияют особенности индивидуального мировосприятия, жизненная философия человека, а также условия внешнего окружения.

Эмоции и настроение оказывают влияние:

- на реализацию умственных способностей, память;

- на восприятие информации;

- на качество принимаемых решений;

- на производительность труда;

- на пристрастность в оценке как событий, так и людей;

- на уровень конфликтности и готовности к разрешению конфликтных ситуаций;

- на уровень отзывчивости и желание кооперироваться;

- на мотивацию персонала и др.

Гендер и эмоции

В отличие от мужчин, женщины:

- проявляют большую эмоциональную экспрессивность, чем мужчины;

- чаще выражают как положительные, так и отрицательные эмоции (за исключением гнева);

- комфортнее чувствуют себя при выражении эмоций;

- лучше интерпретируют невербальные признаки эмоций.

Управление эмоциями

Дата: 2019-02-19, просмотров: 230.