мужчин и женщин, культивируемые в обществе тысячелетиями[1]
| Характеристики мужской модели поведения | Характеристики женской модели поведения |
| доминантность, властность | эмпатия |
| ориентация на достижение целей, амбициозность | ориентация на человеческие отношения |
| уверенность | неуверенность |
| эгоизм | альтруизм |
| агрессивность | уступчивость |
| активность | пассивность |
| независимость | взаимозависимость |
Различия в моделях поведения мужчин и женщин предопределены:
1. процессом социализации (разделением труда, культурными традициями, особенностями воспитания и др.);
2. биологическими особенностями (строением головного мозга, гормонами).
Слабые стороны поведения женщин в организации:
- пассивность (зачастую из-за низкой степени уверенности в себе и своих действиях);
- неумение определять приоритеты в работе и концентрироваться на главном;
- невысокий уровень эмоционального контроля;
- чрезмерное влияние личных пристрастий и антипатий на формальные отношения.
Сильные стороны поведения женщин:
- организованность;
- ответственность;
- быстрее оценивают ситуацию и приспосабливаются к ней (более пластичны);
- коммуникативная эффективность благодаря тактичности и способности быстро сканировать и интерпретировать невербальные сигналы.
Слабые стороны поведения мужчин в организации:
- низкий уровень гибкости в поведении;
- сопротивляемость обучению (из-за стремления соответствовать норме умственной твердости (мужчина должен быть умным и компетентным));
- ориентация на результат в ущерб человеческим отношениям (из-за стремления соответствовать нормам социальной успешности и эмоциональной «твердости»);
- манипулирование людьми.
Сильные стороны поведения мужчин в организации:
- более прагматичны (легче принимают решения, делают выбор, умеют отделять формальное от личного);
- сосредоточены на действиях, работе;
- успешнее в стратегическом планировании, видении перспектив;
- готовы рисковать.
Гендер и стиль руководства
Мужчины менеджеры чаще используют авторитарный стиль руководства, а женщины – демократический, ориентированный на командную работу, что во многом связано с традиционными моделями поведения мужчин и женщин.
Андрогинное поведение – гибкое гендерное поведение, которому свойственно сочетание поведенческих характеристик традиционно мужской и женской моделей поведения.
Способности, эмоции, психологический портрет личности
Коэффициент когнитивного интеллекта (IQ) – интегрированный индикатор умственного развития человека, выражающейся в его способностях усваивать абстрактные понятия и находить между ними взаимосвязи, объеме используемого лексикона, скорости мышления и др.
Когнитивный интеллект связан с развитием левого и правого полушарий головного мозга человека и на 70 % предопределен генетически.
.
Таблица 4
Связь способностей человека с развитием полушарий головного мозга
| Левое полушарие | Правое полушарие |
| · аналитические способности · восприятие фрагментов, отдельных частей информации · логика · формирование категорий · линейно-последовательная обработка информации · причинно-следственная связь · вербальная память · абстрактное мышление · оперирование символами, словами, числами · письмо · лексикон · рациональность | · концептуальные способности · восприятие многих данных одновременно · синтез · знание без четких определений · системное мышление · стратегическое мышление · зрительная память · образное мышление · использование метафор, аллегорий, ассоциаций · пространственно-визуальное воображение · творческие способности · интуиция · эмоции |
Коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) показывает уровень эмоционального развития человека. Успешность человека в организационной и личной жизни на 80 % зависит от EQ и на 20 % от IQ. Уровень EQ на 70 % связан с процессом социализации человека, степенью самосовершенствования личности.
Таблица 5
Составляющие эмоционального интеллекта
и связанные с ними способности и навыки
(Источник: Бояцис Р., Макки Э. Резонансное лидерство: самосовершенствование на основе активного сознания, оптимизма и эмпатиии / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- с.41-42)
| Компоненты эмоционального интеллекта | Способности и поведенческие навыки |
| Самосознание | эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание их воздействия; использование интуиции при принятии решения |
| точная самооценка: понимание сильных сторон и пределов своих возможностей | |
| уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка личной одаренности | |
| Самоконтроль | обуздание негативных эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы |
| открытость: проявление честности и прямоты, надежность. | |
| воля к победе: настойчивое желание улучшать работу ради соответствия внутренним стандартам качества | |
| адаптивность: способность подстраиваться под меняющуюся ситуацию и преодолевать препятствия | |
| инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности | |
| оптимизм: позитивное мышление | |
| Социальная чуткость | сопереживание : умение понимать чувства других людей, их позицию и активно проявлять участливое отношение к их проблемам |
| деловая осведомленность: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне | |
| предупредительность: умение признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов и покупателей | |
| Управление отношениями | воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего |
| влияние: владение тактикой убеждения | |
| помощь в самосовершенствовании: поощрение развития других людей с помощью обратной связи и наставлений | |
| содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вовлекать работников в процесс нововведений | |
| урегулирование конфликтов: владение методами разрешения разногласий | |
| укрепление личных взаимоотношений: расширение и поддержание сети социальных связей | |
| командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 313.