Этика деловых отношений как наука. Функции и свойства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этика делового общения



Добро и зло

О категориях добра и зла принято говорить - первые среди равных. Их чаще других считают наиболее общими понятиями морального сознания. Не случайно этику подчас называют учением о добре и зле. Существование добра не подвергается, как правило, сомнению. Сложнее со злом, которое многие мыслители рассматривают именно как отсутствие добра или его несвоевременность. Но реальные проявления добра настолько многогранны, сложны, что дать четкое определение добра трудно. Впрочем, нельзя не отметить, что базовые понятия любого учения, любой науки определяются всегда с большими трудностями. Так, например, в биологии очень сложно дать «законченное» определение жизни, в богословии – Бога и т. д. Уже скептики античности, указывая на нескончаемые полемики вокруг центральных проблем морали, утверждали, что можно выявить конкретные проявления добра, но невозможно дать определение добра вообще». Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет все остальное», - утверждал Л.Н.Толстой.

Однако в культуре имеются целые направления, которые дают более или менее окончательное, четкое понимание добра и зла. Представители неопозитивизма https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BC считают, что человек интуитивно отличает добро от зла – добрые поступки самоочевидны. Религиозные мыслители наиболее категоричны. Они утверждают, что Бог является живым воплощением добра, а сатана – воплощением зла. Таким образом, добро и зло имеют сверхъестественный источник. Добрыми являются те действия, которые соответствуют воле Бога, а те, которые им противоречат, - злыми. И только вера в абсолютное добро позволяет нам творить добро. Однако возникает вопрос – можно ли безошибочно утверждать, что одни действия соответствуют воле Бога, а другие – нет. Богословы утверждают, что Бог есть непостижимая для разума человека тайна. Следовательно, трудно говорить о том, что соответствует воле Бога, а что нет. Ссылки на Священное писание, на высказывания отцов церкви содержат в себе много противоречий, что создает немалые трудности даже для самих богословов. Представители объективного идеализма https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC рассматривают добро как нечто автономное, независимое от эмпирического мира (Платон, Гегель). Гегель писал, что добро есть «абсолютная цель мира и долг для субъекта», оно «в себе и для себя». Гедонистические и эвдемонистические учения понятия добра и зла выводят из наслаждения и счастья. Добрые поступки ведут к счастью и наслаждению, злые же порождают страдания и несчастья. Однако подобные воззрения подвергаются сомнению. Еще Вл.Соловьев отмечал, что стремление к удовольствию «само по себе неопределенно и бессодержательно». В этом случае главное – не достижение добра или обуздание зла, а сам процесс … получения приятных переживаний. Причем, очень трудно из удовольствия, из стремления к счастью вывести какой-то единый принцип, найти «единое универсальное удовольствие» (Вл.Соловьев)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%91%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 . Воззрения основателей утилитаризма(от лат. «польза») –Иеремии Бентамаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC,_%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F и Джона Стюарта Милляhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8C,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD_%D0%A1%D1%82%D1%8E%D0%B0%D1%80%D1%82 и др. – близки к учению эвдемонизма и гедонизма. Добро они считали тем, что приводит к счастью наибольшее количество людей. Но определение количества и качества счастливых людей так или иначе выходит на принцип полезности, причем полезности для всего общества. Но здесь существует опасность пренебречь не только благополучием, но и жизнью отдельного человека. История знает массу примеров, когда во имя благополучия общества и государства совершались самые жестокие, аморальные действия.

Таким образом, различные подходы к определению добра и зла отмечают те или иные моменты доброго поведения, конкретных проявлений добра. Очевидно, добро само по себе есть нечто возвышающее человека, поднимающее его над эгоистическими, узкопрактическими устремлениями, выходящее на самые основы человеческого существования.

Добро закрепляется в таком качестве человека, как доброта, которая выражается в соответствующих установках, нацеленности поведения человека, в его возможности делать одни поступки и неспособности совершать другие.

 

Справедливость

Пожалуй, не меньше, чем о добре и зле, люди с давних пор размышляли о справедливости. Именно в справедливости фиксируется характер отношения других людей к данному человеку, мера распределения различных благ. Сознание справедливости в отличие от сознания добра и зла более конкретно, увязано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально более насыщено.

Древнегреческий мыслитель Платон в сочинении «Государство» отмечал, что справедливость дороже всякого золота и что «несправедливость – это величайшее зло, какое только может в себе содержать душа, а справедливость – величайшее благо».

Аристотель считал, что справедливость может быть двух родов: справедливое от природы и справедливое по закону, который устанавливает государство. Первое он считает выше справедливого по закону, но свое основное внимание уделяет гражданской справедливости. Быть справедливым – значит выполнять все то, что требует закон. Таким образом, справедливость представляет собой самую совершенную добродетель, в ней словно соединяются все другие добродетели. Но справедливость выражается, прежде всего, в отношениях к другим людям. Поэтому исходный принцип справедливости есть принцип равенства. «Справедливость есть некая середина между излишеством и нехваткой». Второй принцип – принцип пропорциональности. Пропорциональное равенство состоит в том, что имеющий большое имущество делает большой взнос, а имеющий малое – малый взнос; много потрудившийся получает больше, чем поработавший мало и т.д. Природная же справедливость (пропорциональная) состоит в том, что левая рука по справедливости делает меньше, чем правая, ребенок – меньше, чем взрослый и т.д.

Понятие "справедливость" указывает на класс нравственных требований, характеризующийся следующими свойствами.

1. Принципы справедливости обращены к субъектам, которые находятся в состоянии реального или потенциального конфликта интересов и не имеют при этом альтруистически-жертвенных установок по отношению друг к другу. Они лишь стремятся полноценно реализовать свой интерес в таких условиях, когда ни один из участников взаимодействия не получает нечестных преимуществ.

2. Требования справедливости носят безусловно обязательный характер, то есть предъявляются категорически и не оставляют простора для собственного усмотрения действующего лица.

3. Долг справедливости представляет собой такую нравственную обязанность, которой соответствует право другого. Тот, чье благо зависит от исполнения другим человеком обязанности, относящейся к сфере справедливости, имеет право требовать ее исполнения. Если такое требование не будет удовлетворено, он получает право на возмещение причиненного ему вреда. Основной коммуникативной ролью понятия "справедливость" является выражение согласия или несогласия с различными формами совместного существования людей – отдельными образцами поведения или целостными общественными институтами.

Можно сказать, что справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой в общественном мнении. Недаром справедливость часто сопоставляют с объективностью, т.е. такой оценкой различных действий, отношений, распределений, при котором не выпячивается, абсолютизируется чей-либо интерес (другого частного лица, социальной группы и т.д.). Прнцип справедливости является базовым в различных видах деловых отношений.

 

Долг

 

 Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования, но и побуждения действовать в определенном направлении, заданном нравственными нормами. Это побуждающее свойство морали особенно хорошо просматривается при обращении к такому понятию морального сознания, как долг, который, как писал И.Кант, «есть необходимость совершения поступка из уважения к закону». Разумеется, эти поступки совершаются не по принуждению, а по доброй воле.

Как правило, под долгом понимается совокупность обязанностей, предъявляемых обществом человеку. Долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. В долге осмысливается, переживается отношение человеческой личности к другим, к обществу, Миру через призму высших моральных ценностей. Впрочем, не только у индивида имеются обязанности перед обществом, но и у самого общества существуют обязанности перед отдельным человеком. Долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. В долге осмысливается, переживается отношение человеческой личности к другим, к обществу, Миру через призму высших моральных ценностей. Впрочем, не только у индивида имеются обязанности перед обществом, но и у самого общества существуют обязанности перед отдельным человеком, особенно перед сиротами, больными, престарелыми, которые сами не могут защитить себя, удовлетворить свои насущные потребности.

Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долга деградируют многие общественные отношения, оскудевает и духовная жизнь личности.

Обязательность требований долга зависит от мировоззренческих установок личности. В сознании долга объединились требования, которые общественные институты предъявляли к индивиду. По мере развития культуры они превращались в требования, которые индивид предъявляет самому себе. Сознание долга является важнейшим регулятором деловых отношений. В тесном взаимодействии с ним находятся другие компоненты морального сознания – совесть, справедливость, ответственность и др.

 

Совесть

 Совесть, как и долг, включает в себя определенные чувства и представления (знания). Само слово «совесть» означает – «со-ведать», от старославянского – ведать (знать). Но если в сознании долга доминирует рациональный компонент (знание своих обязанностей), то в сознании совести доминирует чувство. Неслучайно совесть вообще в обыденном употреблении сводят к чувству совести. В совести доминирует ответственность перед самим собой, реальное «я» оценивается идеальным «я», тем самым, каким индивид хотел бы видеть самого себя. Таким образом, можно сказать, что совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших нравственных ценностей.

Суд совести считается одним из самых суровых. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы, уходящие своими корнями вглубь веков: «Совесть без зубов, а грызет», «Нечистая совесть спать не дает», «Совесть – это тысяча свидетелей».Но совесть не только «грозный судия». Она способна поддержать индивида в тех случаях, когда он подвергается незаслуженным обидам, оскорблениям, оговорам. Совесть активизирует всю нравственную жизнь человека, заставляет человека действовать, исполнять должное теперь и здесь. Носителем сознания совести является, конечно, прежде всего отдельный человек. Хотя иногда и говорят об общественной совести, формирующейся на основе самооценки общества через СМИ, общественные организации.

 По мере развития, усложнения общественных отношений, обогащения духовной культуры внешние требования превращаются в требования внутренние,совесть. Сознание совести занимает особую место в духовной жизни, в поведении человека, в нравственных оценках используется как синонимом всей морали. Совесть во взаимодействии с долгом является главным регулятором поведения, стимулирует многие другие нравственные чувства и устремления.

Специфика понятий морального сознания заключается прежде всего в том, что они выражают нравственную жизнь общества и личности. Кроме того, эти понятия используются для оценки самых различных поступков.

 

Власть и подчинение

В деловом общении "сверху — вниз", т. е. в отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: "Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель"

Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах корпоративной этики. К ним относятся:

· демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;

· его доступность, внимательность;

· умение создать товарищескую атмосферу доверия;

· вежливость и корректность в обращении;

· точность и ответственное отношение к данному слову.

 Отношение «снизу-вверх» характеризуются, прежде всего, личностью подчиненного и определяется нормами этического кодекса корпорации.

Проблемы работающих женщин

С каждым годом доля женщин в бизнесе, управлении, государственной службе непрерывно возрастает. Но, несмотря на это, женщины продолжают зарабатывать существенно меньше мужчин, работающих в той же области. Одна из проблем связана с ограничением карьерного продвижения женщин на высшие управляющие должности. Женщинам часто отказывают в продвижении, потому что многие полагают, что они меньше интересуются работой и больше привязаны к семье, чем их коллеги-мужчины.

Этика выгодных связей

Решение деловых и личных проблем в нарушение существующего юридического, экономического и морального порядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам или услугам, весьма распространено в России. Слово "блат" знакомо каждому русскому человеку. В целом, использование правила "ты — мне, я — тебе" разрушает не только деловые, общественные или правительственные организации, но и вообще отношения между людьми. Ценность человека начинает определяться не его заслугами, профессионализмом и человеческими качествами, а способностью что-либо "достать" конкретному лицу или исполнить любое его указание (личная преданность, а не преданность интересам дела). Одним из наиболее известных проявлений "этики выгодных связей", хотя и носящим, как правило, кратковременный характер, является взятка. Как правило, проблемы микроэтики находят свое отражение в кодексах поведения компаний.

Так, во взаимоотношениях организации с покупателями ключевыми должны стать следующие принципы:

· обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;

· обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;

· принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;

· гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов.

Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на следующих принципах:

· обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;

· обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;

· сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;

· с вниманием относиться к их требованиям, предложениям, резолюциям.

 

Стиль сотрудничества

Наиболее трудный из всех стилей, но наиболее эффективен при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппонентов партнеров. Он означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению нужд всех.

Установлено, что там, где выигрывают обе стороны, они более склонны исполнять принятые решения, поскольку они приемлемы для них, и обе стороны принимали участие во всем процессе разрешения конфликта.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих случаях:

· если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений, однако необходимо найти общее решение;

· основная цель — приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;

· существуют длительные, прочные и взаимозависимые отношения с конфликтной стороной;

· необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Стиль компромисса заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия на основе взаимных уступок. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременные желания невыполнимы, например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, с которым каждая из сторон могла бы согласиться.

В конечном счете стиль компромисса при разрешении конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

· обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;

· удовлетворение желания одной из сторон имеет для нее не слишком большое значение;

· возможно временное решение, так как нет времени для выработки другого; или же другие подходы к решению проблемы оказывались неэффективными;

· компромисс позволит хоть что-то получить, чем все потерять.

Стиль уклонения реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у нее нет нужды отстаивать свои права, или же сторона ни с кем не сотрудничает для выработки решения и невовлеченность в него не отражается на развитии конфликта, либо просто сторона не желает тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также использовать в тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью.

Конфликтующая сторона может использовать стиль уклонения, если она:

· считает, что источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами;

·  знает, что не может или даже не хочет решить вопрос в свою пользу;

·  обладает малой властью для решения проблемы желательным для нее способом;

·  хочет выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;

·  считает, что решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

·  подчиненные сами могут урегулировать конфликт;

·  решение проблемы может ухудшить ваше здоровье;

·  когда в конфликте участвуют трудные с точки зрения общения люди — грубияны, жалобщики, нытики и т.п.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разре­шиться сама собой, или вы сможете заняться ею, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее, или это не те взаимоотношения, которые вам необходимо поддерживать.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. Томас и Киллмен счи­тают, что иногда это — единственный способ разрешения конфликта, так как к моменту его возникновения нужды другого человека могут оказаться более жизненно важными, чем ваши, или его переживания — более сильными. В таком случае вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Но это не означает, что вы должны отказаться от своих интересов. Вы просто должны как бы отставить их на некоторое время, а потом в более благоприятной обстановке вернуться к их удовлетворению за счет уступок со стороны вашего оппонента или каким-либо иным образом.

Стиль приспособления может быть применим в следующих наиболее характерных ситуациях:

· важнейшая задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

· предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся;

· вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

· вы осознаете, что правда на вашей стороне;

· вы чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Точно также, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликтов не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

 

Примеры возможных нравственных коллизий в маркетинге

В отношениях продавца и покупателя не всегда соблюдаются морально-этические нормы. Иногда существует вероятность того, что продукт неверно представлен. Это достаточно распространенный случай, особенно в области розничной торговли, где продукт рекламируется как обладающий рядом конкретных свойств и в силу этого, а также относительной дешевизны быстро продается. Когда его запасы кончаются, продавец стремится убедить клиента купить более дорогой продукт. Следующая область, в которой задействованы этические аспекты, - положения контракта. Нормальная практика заключается в том, что контракт обычно предусматривает преимущество для той из сторон, которая его составляет. Этика не подразумевает пренеб­режение интересами потребителя. И здесь не может быть речи о том, чтобы нажиться за счет обмана о выгодности сделки для покупателя. Еще одна область, где возможно неэтическое поведение, - замена продуктов. Реклама обозначает характеристики продукта, которые отражаются в контракте, но поставщик может доста­вить клиенту другой продукт. Недобросовестность маркетинговой деятельности может проявиться и в системе оплаты.

Особенно остро стоят проблемы этичности рекламы. Реклама – это платная массовая коммуникация, имеющая целью создать положительный образ товара и/или сформировать потребительские мотивы. Многие вопросы, связанные с отдельными составляющими системы регулирования рекламной деятельности, рассмотрены нами ранее. Подробно были представлены проблемы этики рекламы и этические рекламные кодексы как формы регулирования рекламного процесса.

Рекламная деятельность регулируется, как общественными (СМИ, потребительское общество), так и государственными механизмами. Важнейшую роль в российской рыночной экономике играет государственное регулирование экономической деятельности. Неразвитость многих традиционных рыночных механизмов, «молодость» российского рынка, повышенная ответственность государства перед населением за результаты развития экономики – все это требует от государственных органов активного вмешательства в экономические процессы. В особом внимании государства нуждается рекламная деятельность в связи с ее бурным и не всегда управляемым развитием, существенным, ежедневным влиянием на большинство слоев российского общества.

Система государственного регулирования рекламной деятельности включает следующие важнейшие составляющие:

• нормативное регулирование;

• деятельность административных органов по контролю за соблюдением законодательства и применению административной ответственности к нарушителям;

• деятельность судебных органов по разрешению споров в сфере рекламной деятельности и применению ответственности за нарушение законодательства о рекламе;

• деятельность органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов по регулированию соответствующих аспектов рекламной деятельности на своих территориях;

• государственная регистрация участников экономических отношений, отдельных сделок и прав;

• государственная регистрация отдельных видов товаров;

• государственная регистрация товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

• лицензирование отдельных видов экономической деятельности;

• обязательная сертификация отдельных товаров;

• управление государственной собственностью;

• государственная защита нарушенных прав и интересов;

• налоговое регулирование.

Государственное регулирование преследует важнейшие цели, указанные в статье 1 Закона о рекламе:

• развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции;

• обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства;

• реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы;

• предупреждение нарушения законодательства о рекламе;

• пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Особо следует отметить ведущую роль нормативного регулирования рекламной деятельности, заключающегося в принятии законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения между различными субъектами рекламной деятельности. Основным юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками рекламного процесса (российских иностранных граждан, физических и юридических лиц) является Федеральный закон «О рекламе». Вопросы государственной регистрации, лицензирования, сертификации имеют общеэкономическое значение и относятся к рекламной деятельности постольку, поскольку затрагивают правовой статус субъектов отношений и их обязательства в отношении отдельных объектов рекламирования.

Очень точно и верно сказал Дэвид Уитмен, председатель совета директоров корпорации Whirlpool, "в конечном счете соблюдение этических норм должно быть неотъемлемой частью организации, способом жизни, глубоко укоренившимся в коллективном сознании... Тут особая роль отводится руководству компании, и в первую очередь президенту, который должен служить образцом безупречного поведения.» Он утверждает, что руководство компании должно не просто поощрять соблюдение моральных норм, но и строить свою политику таким образом, чтобы она не подразумевала даже малейшее отклонение от нормы. Этика должна стать основой деятельности компании. Нравственность и мораль – вот фундамент прочных отношений в компании как внутренних, так и внешних.

 

Проблема безопасности

Изучение развития общества, его социальной и экономической жизнедеятельности тесно связано с исследованием развития корпоративной безопасности, ее смысла, ценности и роли в создании надежной, эффективной системы регуляции оптимального социального порядка. Корпоративная безопасность, являясь частью социальной безопасности, представляет собой сложную социальную систему, взаимосвязанную и взаимодействующую с глобальными, национальными и региональными системами обеспечения безопасности.

Система корпоративной безопасности органически дополняет политическую безопасность (защищенность корпорации от внутренних и внешних угроз со стороны государства и власти), входит в экономическую безопасность (защищенность корпорации от внутренних и внешних угроз экономического характера со стороны других корпораций и государства).

Восприятие общественностью риска, угроз и опасностей весьма субъективно. Люди, как правило, резко и эмоционально реагируют на события редкие, сенсационные, сопровождающиеся большим числом жертв (гибель атомохода "Курск", сентябрьские террористические акции 2001 г. в США и др.). В то же время частые события, в результате которых гибнут единицы или небольшие группы людей, не вызывают столь эмоционального отношения. Несмотря на то что в России ежедневно на производстве погибает 40-50 человек, а в целом по стране от различных опасностей гибнет более 1000 человек в день, это не впечатляет широкую общественность так, как гибель 5 - 10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте. Указанное обстоятельство необходимо иметь в виду при оценке приемлемого риска. Необходимость формирования концепции приемлемого (допустимого) риска обусловлена невозможностью создания абсолютно безопасной деятельности (технологического процесса). Приемлемый риск - это такой риск, который в данной ситуации (при данных обстоятельствах, при данном уровне развития науки и технологий) допустим при существующих общественных ценностях. Социально приемлемый риск оценивает не только и не столько абсолютные значения риска с учетом многих аспектов жизнедеятельности, сколько существующие тенденции роста или снижения рисков различных консервативных и новых видов деятельности принимаемых обществом. Приемлемый риск уместно определять на различных уровнях - от организации отрасли экономики до государства.

Приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Но следует помнить, что экономические, социально-политические и научно-технические возможности повышения безопасности современных общественных систем не безграничны. Затрачивая, например, чрезмерные средства на повышение политической и военной безопасности, можно нанести серьезный ущерб социальной сфере, в частности, снизить эффективность здравоохранения, социальной защиты населения и системы образования. При увеличении затрат на военно-политическую безопасность растет социальный риск, в том числе экономический риск.

Современные исследования показывают, что приемлемый риск на 2-3 порядка "строже" фактического. Следовательно, концепция приемлемого риска прямо направлена на защиту человека и социума в целом. Она лежит в основе диагностики опасности - определения и измерения рисков.

Один из главных рисков современности это нанесение ущерба природе. Экологический вред - это любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое посягательство на охраняемые законом материальные и нематериальные блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц. В этой связи встает проблема ответственности корпораций за нанесение ущерба окружающей среде.

Понятие "ответственность" служит для обозначения нравственного долга, спроецированного на какой-либо конкретный объект. "Быть ответственным за что-то" означает воспринимать определенную ситуацию в мире в качестве зависимой от моего нравственного выбора и следующих за ним действий. Одним из важнейших объектов нравственной ответственности является природа.

В классической этике и в нравственном опыте, которому она соответствовала, господствовало такое представление об ответственности, в центре которого находился отдельный человек, избирающий определенный образ жизни и проявляющий свои нравственные качества в процессе принятия решений. Однако увеличение роли сложных, специализированных и централизованных форм человеческой практики, совместно с увеличением масштаба человеческого могущества, ставят господство этого представления под вопрос. В сфере омассовленной и специализированной деятельности бывает сложно вычленить строго локализованный во времени и пространстве поступок единичного индивида, порождающий последствия, которые значимы с точки зрения морали.

Например, значительный ущерб жизни, благосостоянию, здоровью людей или состоянию экосистем может быть порожден длинной цепочкой взаимодействий множества субъектов, а значит целой серией индивидуализированных решений, ни одно из которых на уровне намерений отдельных людей не было нацелено на причинение ущерба. И даже более того, катастрофические последствия могут возникнуть в результате добросовестного и тщательного исполнения многими людьми институциональных правил, относящихся к ролевой позиции каждого из них.

Данное обстоятельство остро ставит вопрос о создании такой системы морали, которая была бы нацелена на обеспечение ответственной деятельности не только отдельных лиц, но и разного рода групп (от бизнес-корпорации до человечества). Начиная с середины XX в., вопрос о способах обеспечения надындивидуальной ("универсальной", "общей", "разделенной" или "коллективной") ответственности превратился в острую тему общественно-политических и этико-теоретических дискуссий. Один из его аспектов – ответственность организованных групп, которые не ставят в качестве своей основной цели сохранение окружающей среды, но могут существенно влиять на ее состояние. Таковы, прежде всего, бизнес корпорации. Моральная ответственность корпораций за состояние природы выражается:

1. В принятии ими специальных декларативных документов этического характера и в разработке программ практического воплощения таких документов. Современные корпорации, откликаясь на ожидания широкой общественности, признают, что в числе их обязанностей находится не только увеличение прибыли акционеров, не только рост благосостояния сотрудников, но и обеспечение потребностей общества в целом. В этой связи социально ответственный бизнес обязуется ограничивать негативное воздействие своей деятельности на окружающую среду, вести экологическое просвещение персонала, финансово и организационно поддерживать экологические инициативы, не связанные непосредственно с его функционированием и т.д. Проверка исполнения этих обязательств осуществляется на основе внутреннего и внешнего социального (этического) аудита.

2. В осуждении компаний, не выполняющих свои социальные обязательства: причиняющих экологический вред или не осуществляющих мер по улучшению окружающей среды. В случаях причинения ущерба нравственное возмущение действиями компании сопровождается наказанием, принуждением к принятию восстановительных мер и выплате компенсацией пострадавшим.

Вследствие того, что природные ресурсы являются "глобальным общим достоянием", этическая озабоченность состоянием окружающей среды представляет собой "совместную ответственность" и не должна быть делегирована какой-то одной организации или группе. Эта озабоченность вменена всем организациям, группам и индивидам.

 

Имидж деловой женщины.

Наравне с имиджем делового мужчины существует и имидж деловой женщины. Общеизвестно, что внешний вид во многом формирует впечатление о человеке. Мода переменчива, каждый сезон фасоны одежды меняются до неузнаваемости, и только классический костюм остается неизменным вот уже почти два века. Ведь только классический костюм может скрыть все недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры.

Деловой костюм и имидж женщины. Деловой костюм, подобранный в соответствии с рекомендациями профессионалов моды и стиля, сам по себе действует, как убеждающее средство. Кроме того, он формирует образ человека, дает представление об его стабильности и профессионализме. Если вы выбираете себе костюм, то имейте в виду, что именно он должен отражать ваши деловые качества и чувство стиля. Конечно же, как и все качественные вещи, хорошие деловые костюмы стоят дорого, но стоит ли экономить на создании собственного имиджа?

Если вы колеблетесь и не знаете, на какой вещи остановить свой выбор, то воспользуйтесь нашими советами. Женский деловой костюм – это, как правило, двойка или тройка, в состав которых могут входить либо брюки, либо юбка. Учтите, что юбка считается более консервативным предметом одежды. Пиджак лучше выбирать с длинным рукавом, заканчиваться он должен примерно на косточке вашего запястья. Не следует подходить к выбору костюма с позиций вашей внешности и сексуальности. В первую очередь он должен подчеркивать деловые качества. Конечно, в облегающем костюме вы будете выглядеть неотразимо в глазах начальства, но вот оценит ли оно ваши профессиональные данные? Если вы счастливая обладательница полной фигуры, то тем более не стоит выбирать обтягивающие вещи, так они отразят недостатки вашей внешности. Профессионалы в области стиля утверждают, что костюм сидит хорошо, если на нем нет горизонтальных и вертикальных складок.

Цвет и рисунок делового костюма. Какой выбрать цвет? Достаточно сложный вопрос. Классические цвета – это синий и серый, но вполне допустимо использовать оттенки бежевого, зеленого или бордового цветов. Не следует выбирать черные, красные и белые костюмы. Если вы планируете использовать предметы одежды разных цветов, то учтите, что все они должны сочетаться между собой. Ну и напоследок правило, проверенное временем – летом носим светлые, теплые тона, а зимой – более холодные, темные.

 

Рисунок костюма может быть практически любым, главное, чтобы он не отличался чрезмерной пестротой. Стандартные варианты – это клеточка, елочка или полоска. Отличные деловые женские костюмы изготавливаются из шерсти, сатина или льна, в разумных пределах можно использовать эластан. А вот вискоза и все виды тканей стрейч полностью исключаются.

Если вы выбираете костюм с юбкой, то соблюдайте следующие правила – она должна быть прямой, допустимо легкое облегание бедер. Длина юбки зависит от особенностей фигуры каждой конкретной женщины, оптимальный вариант, если она будет доходить до колен. При выборе костюма - не торопитесь, походите в нем, сядьте на стул или в кресло, при этом юбка не должна иметь складки и задираться при ваших действиях. Выбирая размер юбки, прибавьте к объему своих бедер 2 см., что даст гарантии некоторой свободы в движениях. Ни в коем случае не выбирайте юбку с разрезом, поскольку он совершенно не сочетается с имиджем деловой женщины.

Брюки менее консервативный предмет одежды, но и при их выборе следует соблюдать некоторые правила. Лучшим выбором будут классические брюки, которые прекрасно будут смотреться на любой женщине. Соблюдайте меру – брюки не должны слишком обтягивать ноги, но при этом и они не должны быть чрезмерно широки, т.к. это лишает весь костюм официальности. Кроме того, учтите, что исследования психологов доказали – имидж деловой женщины не повышается, если она носит брюки. Делайте выводы.

В некоторых компаниях допускается ношение сотрудниками платьев. При желании, вы можете надеть его, однако ни в коем случае не используйте платье в деловых переговорах и совещаниях. Лучшим выбором будут платья с длинным рукавом, расцветку при этом лучше подбирать однотонную, либо в мелкую клетку или полоску. Неплохой вариант – черное платье с длинными рукавами.

Блузки – важнейший элемент одежды. Они могут, как способствовать укреплению выбранного имиджа, так и разрушать его. Деловой женщине не следует носить слишком прозрачные, яркие и декольтированные блузки. Оптимальный вариант – белая непрозрачная блузка.

Всегда надевайте на работу чулки или колготки нейтрального либо телесного цвета. В виде исключения, да и то, если вы носите брюки, допускается надевать носки.

Обувь в имидже деловой женщины. Обувь под костюм лучше подбирать классическую. Лучший выбор – это туфли-лодочки с закрытой пяткой и носком. Не следует использовать открытую обувь, а тем более спортивную или нарочито грубую. В вечернее время вы можете надеть лакированные туфли. Каблук должен быть высотой от 4 до 8 см. При этом следуйте простому правилу – чем ниже рост, тем ниже должен быть каблук. Любая обувь должна подбираться с учетом цвета костюма, но ни в коем случае не покупайте белые туфли. Зимой, когда женщины носят сапожки и полуботинки, в офисе должен присутствовать комплект сменной обуви.

В выборе украшений также соблюдайте меру. Носите необходимый минимум, например золотую цепочку или нитку жемчуга на шее и обручальное кольцо на безымянном пальце. Разумеется, недопустимо, если на обнаженных частях тела будут пирсинг или татуировки.

Макияж деловой женщины. Макияж деловой женщине необходим, как воздух, но он не должен быть слишком ярким. Вполне можно обойтись легким тональным кремом, натуральной помадой и тушью для ресниц. Руки обязательно должны быть ухоженными, но без яркого маникюра, который издали бросается в глаза. Если вы все-таки решили покрыть ногти лаком, то выбирайте оттенки бежевого или розового цвета.

 

Этика деловых отношений как наука. Функции и свойства

 

Этика деловых отношений - это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в различных сферах бизнеса, является профессиональной этикой. Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой. В переводе с греческого языка этика означает обычай, нрав. Этика основывается на принципах, которые определяют правильное поведение. Впервые термин «этика» употребил Аристотель https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C , живший в античную эпоху и поднимавший вопрос о том, что люди должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика - учение о морали и нравственности. Важнейшие категории этики: добро, зло, справедливость, долг, совесть, ответственность и др. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает и в какой степени учитывает в общении, он может или облегчить деловое общение, сделать его эффективным, достичь поставленных целей, или очень сильно затруднить это общение. Поскольку в деловом общении люди стремятся достигать не только общих, но и значимых личных целей, то в деловых отношениях особую актуальность имеет так называемое золотое правило этики: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим» (Конфуций). Это правило есть нравственный регулятор деловых отношений, который препятствует беспредельному эгоизму в партнерских отношениях. Цивилизованные общества, в которых существует развитый рынок, убедились в том, что бизнес на нравственной основе в конечном счете более выгоден, чем безнравственный, разрушающий деловые партнерские отношения.

 

 Этика деловых отношений основывается на таких правилах и нормах поведения, которые в конечном счете развивают сотрудничество, укрепляют деловые отношения, координируют или даже гармонизируют интересы. Конкретным выражением этого является укрепление взаимного доверия, открытость намерений и действий. Однако воплотить на практике этические принципы совсем не просто. В рыночной экономике, которая представляет свободу действия ее участникам, перед деловыми людьми в процессе их деятельности и общения часто возникают моральные дилеммы. Они возникают из противоречий самой жизни: с одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, ориентируясь на нравственный идеал, а с другой — ему необходимо удовлетворить свои потребности, что часто связано с нарушением нравственных норм. Таким образом, идеальные нормы вступают в конфликт с фактическими нормами поведения людей, возвышенный идеал может не совпадать с практическим расчетом. Эффективность делового общения можно значительно повысить, если следовать положениям, выработанным практикой самого общения. Следует знать, что:

 

- в морали нет абсолютной истины ;

 

- в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе;

- нравственное отношение окружающих к нам зависит в конечном счете только от нас самих;

 

-когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения - «Начни с себя».

 

Выделяют макроэтику и микроэтику. Макроэтика рассматриваетикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям при моральные отношения между большими субъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, и его частями; микроэтика исследует моральные отношения внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций и клиентами.

 

Наиболее разрабатываемыми вопросами в этике деловых отношений являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям при моральные отношения между большими субъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, и его частями; микроэтика исследует моральные отношения внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций и клиентами.

 

нятия решений, способы повышения этического уровня организации, влияние моральных ценностей на экономическое поведение и деловой этикет.нятия решений, способы повышения этического уровня организации, влияние моральных ценностей на экономическое поведение и деловой этикет.

 

Становление этики бизнеса как научной дисциплины обусловлено необходимостью повышения качества этического сознания деловых людей, особенно очевидной в свете ослабления роли традиционной морали и исторических изменений в организации современного бизнеса: 1) становление рыночной экономики, 2) рост уровня корпоративности, 3) информационная революция.

 

1. Рыночная экономика регулируется законом максимизации прибыли, в ней отсутствуют централизованные механизмы управления, поэтому возрастает значение внеэкономических универсальных регуляторах поведения. Одним из важнейших институтов регуляции межличностных отношения является мораль. Принципы и ценности морали имеют социально всеобщее значение и распространяются на всех людей, отражая то общее и основное, что составляет культуру межличностных взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития человечества. Представления о добре и зле, справедливости, чести, достоинстве, долге и совести являются основными категориями морального сознания и морального поведения. В условиях рыночной экономики честность и доверие являются наиболее важными этическими качествами. Например, несмотря на то, что контракты с обязательными законодательными ограничениями являются основой деятельности любого предприятия, значительная часть экономической деятельности предприятий выходит за рамки их контрактных обязательств. Такого рода деятельность определяется в отличие от законодательного регулирования уровнем доверия, который зависит от репутации делового человека или компании.

 

2. Рост уровня корпоративности является фундаментальной тенденцией в развитии бизнеса во второй половине ХХ в. Фактически большинство стран мира в настоящее время имеет более низкий валовой внутренний продукт (ВВП), чем ежегодные доходы любой из крупных корпораций. Так, валовые ежегодные доходы Roya1 Dutch Shell находятся сегодня на более высоком уровне, чем ВВП Бельгии, Чехии или Аргентины; валовые ежегодные доходы General Motors — на более высоком уровне, чем ВВП Нигерии или Австрии.

 

Одним из недостатков невероятного роста современных корпораций является неизбежный рост бюрократических организационных структур внутри них. А это ставит и массу этических проблем для лиц, ответственных за принятие решений внутри таких организационных структур. Поэтому возрастает значение этических регулятивов в разрастающейся административной сфере.

 

3. Информационная революция вызвала к жизни новые моральные коллизии. С одной стороны, значительно больше людей во всем мире в настоящее время имеют самый широкий доступ к источникам информации, чем когда-либо за всю историю человечества. С другой – компьютеризация допускает массовую концентрацию сугубо личной информации о людях и об их привычках, что создает условия для ее манипулятивного использования. Стирается граница между личной, приватной сферой жизни и публичной, общественной, все более узкой становится сфера моральных запретов. . Современные профессионалы бизнеса - главные идеологи информационной эры - несут ответственность за формулирование и введение в жизнь этических законов поведения, на которых должны базироваться демократические общества. Это предопределяет и необходимость изучения этики профессионалами бизнеса.

 

Трансформируемая экономика России должна создавать также и этическую инфраструктуру для новых экономических институтов. Для России недостаточно и неразумно просто скопировать экономические институты Запада. Возникает необходимость вписать и внедрить такие экономические институты в совершенно отличные от западных исторические и культурные условия и окружение России и других стран СНГ. Можно предположить, что изучение этики делового общения сможет облегчить этот труднейший процесс.

 

Обобщая, необходимо подчеркнуть, что изучение этики деловых отношений в высших учебных заведениях выполняет следующие функции:

 

-воспитательную: повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента

 

- нормативно- эталонную: создание ценностных ориентаций и этических стандартов поведения в деловой сфере

 

- утилитарно – прагматическую: овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни.

 

Преподавание этики деловых отношений ставит своей целью повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента, усвоение ими основных ценностных ориентаций и этических стандартов в деловой сфере, овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни.

1.2 Мораль






Этика делового общения



Дата: 2019-02-19, просмотров: 362.