Характеристика понятий морального сознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Добро и зло

2. Справедливость

3. Долг

4. Совесть

 

Любое учение – будь то политическое, религиозное, эстетическое и др. имеет свой понятийный аппарат, своеобразный «язык», без которого невозможно выразить его основные идеи. Понятия, наиболее общие из которых называются категориями, играют важную роль в духовном освоении окружающего мира. Имеют свои понятия и моральное сознание: добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство и др. Обыденное моральное сознание трактует эти понятия с определенной дозой конкретности, увязанности с интересами различных групп. Наиболее четко и глубоко формулируются понятия морального сознания этической теорией (нравственной философией).

Становление понятий морального сознания началось еще в древнем мире. Уже первые этики подвергали весьма углубленному анализу очень многие важные понятия морали. В тоже время начались попытки классификаций различных понятий, выделения среди них наиболее важных. Предпринимались попытки выделить исходное, базовое и на его основе по-своему построить систему понятий. В античной этике, пожалуй, чаще всего уделили внимание понятию благо. Позже И.Кант отдавал предпочтение понятию долга. Но вряд ли возможно сведение всей многообразной, противоречивой нравственной жизни к одной исходной категории. Уже в античности, в первые века существования этики строились различные системы добродетелей. Позднее эту традицию продолжили христианские богословы. Например, Иоанн Лествичник (VI в.) создал своеобразную лестницу добродетелей, начиная от первой – отречение от мира до последней ее ступени, представляющей собой союз самых главных (преимущественных) добродетелей – веры, надежды, любви. Папа Григорий I (540-604 гг.) так представлял структуру христианских добродетелей: мудрость, разум, совет, познание, а также сила, милосердие, ужас перед грехом. Соответствующим образом систематизировались и пороки. От основного греха – гордости отходят семь пороков: тщеславие, зависть, гнев, лень, жадность, обжорство, разврат. Системы добродетелей и пороков создавались и в последующие века.

Разумеется, определенной классификации подвергались и другие понятия морального сознания (а не только добродетели). Так согласно одной весьма распространенной классификации все понятия морального сознания подразделяются на сущностные и структурные. Первые выражают основное содержание, специфику морали (добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни и др.). Вторые – фиксируют основные компоненты морали и характер отношений между ними (моральное сознание, нравственные чувства, нравственные отношения, нравственные нормы и т.д.). В деловых отношениях нравственные качества партнера очень важны, являются предпосылкой эффективных взаимодействий. Рассмотрим основные категории морального сознания, которые служат основой нравственных оценок.

Добро и зло

О категориях добра и зла принято говорить - первые среди равных. Их чаще других считают наиболее общими понятиями морального сознания. Не случайно этику подчас называют учением о добре и зле. Существование добра не подвергается, как правило, сомнению. Сложнее со злом, которое многие мыслители рассматривают именно как отсутствие добра или его несвоевременность. Но реальные проявления добра настолько многогранны, сложны, что дать четкое определение добра трудно. Впрочем, нельзя не отметить, что базовые понятия любого учения, любой науки определяются всегда с большими трудностями. Так, например, в биологии очень сложно дать «законченное» определение жизни, в богословии – Бога и т. д. Уже скептики античности, указывая на нескончаемые полемики вокруг центральных проблем морали, утверждали, что можно выявить конкретные проявления добра, но невозможно дать определение добра вообще». Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет все остальное», - утверждал Л.Н.Толстой.

Однако в культуре имеются целые направления, которые дают более или менее окончательное, четкое понимание добра и зла. Представители неопозитивизма https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BC считают, что человек интуитивно отличает добро от зла – добрые поступки самоочевидны. Религиозные мыслители наиболее категоричны. Они утверждают, что Бог является живым воплощением добра, а сатана – воплощением зла. Таким образом, добро и зло имеют сверхъестественный источник. Добрыми являются те действия, которые соответствуют воле Бога, а те, которые им противоречат, - злыми. И только вера в абсолютное добро позволяет нам творить добро. Однако возникает вопрос – можно ли безошибочно утверждать, что одни действия соответствуют воле Бога, а другие – нет. Богословы утверждают, что Бог есть непостижимая для разума человека тайна. Следовательно, трудно говорить о том, что соответствует воле Бога, а что нет. Ссылки на Священное писание, на высказывания отцов церкви содержат в себе много противоречий, что создает немалые трудности даже для самих богословов. Представители объективного идеализма https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC рассматривают добро как нечто автономное, независимое от эмпирического мира (Платон, Гегель). Гегель писал, что добро есть «абсолютная цель мира и долг для субъекта», оно «в себе и для себя». Гедонистические и эвдемонистические учения понятия добра и зла выводят из наслаждения и счастья. Добрые поступки ведут к счастью и наслаждению, злые же порождают страдания и несчастья. Однако подобные воззрения подвергаются сомнению. Еще Вл.Соловьев отмечал, что стремление к удовольствию «само по себе неопределенно и бессодержательно». В этом случае главное – не достижение добра или обуздание зла, а сам процесс … получения приятных переживаний. Причем, очень трудно из удовольствия, из стремления к счастью вывести какой-то единый принцип, найти «единое универсальное удовольствие» (Вл.Соловьев)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%91%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 . Воззрения основателей утилитаризма(от лат. «польза») –Иеремии Бентамаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC,_%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F и Джона Стюарта Милляhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8C,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD_%D0%A1%D1%82%D1%8E%D0%B0%D1%80%D1%82 и др. – близки к учению эвдемонизма и гедонизма. Добро они считали тем, что приводит к счастью наибольшее количество людей. Но определение количества и качества счастливых людей так или иначе выходит на принцип полезности, причем полезности для всего общества. Но здесь существует опасность пренебречь не только благополучием, но и жизнью отдельного человека. История знает массу примеров, когда во имя благополучия общества и государства совершались самые жестокие, аморальные действия.

Таким образом, различные подходы к определению добра и зла отмечают те или иные моменты доброго поведения, конкретных проявлений добра. Очевидно, добро само по себе есть нечто возвышающее человека, поднимающее его над эгоистическими, узкопрактическими устремлениями, выходящее на самые основы человеческого существования.

Добро закрепляется в таком качестве человека, как доброта, которая выражается в соответствующих установках, нацеленности поведения человека, в его возможности делать одни поступки и неспособности совершать другие.

 

Справедливость

Пожалуй, не меньше, чем о добре и зле, люди с давних пор размышляли о справедливости. Именно в справедливости фиксируется характер отношения других людей к данному человеку, мера распределения различных благ. Сознание справедливости в отличие от сознания добра и зла более конкретно, увязано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально более насыщено.

Древнегреческий мыслитель Платон в сочинении «Государство» отмечал, что справедливость дороже всякого золота и что «несправедливость – это величайшее зло, какое только может в себе содержать душа, а справедливость – величайшее благо».

Аристотель считал, что справедливость может быть двух родов: справедливое от природы и справедливое по закону, который устанавливает государство. Первое он считает выше справедливого по закону, но свое основное внимание уделяет гражданской справедливости. Быть справедливым – значит выполнять все то, что требует закон. Таким образом, справедливость представляет собой самую совершенную добродетель, в ней словно соединяются все другие добродетели. Но справедливость выражается, прежде всего, в отношениях к другим людям. Поэтому исходный принцип справедливости есть принцип равенства. «Справедливость есть некая середина между излишеством и нехваткой». Второй принцип – принцип пропорциональности. Пропорциональное равенство состоит в том, что имеющий большое имущество делает большой взнос, а имеющий малое – малый взнос; много потрудившийся получает больше, чем поработавший мало и т.д. Природная же справедливость (пропорциональная) состоит в том, что левая рука по справедливости делает меньше, чем правая, ребенок – меньше, чем взрослый и т.д.

Понятие "справедливость" указывает на класс нравственных требований, характеризующийся следующими свойствами.

1. Принципы справедливости обращены к субъектам, которые находятся в состоянии реального или потенциального конфликта интересов и не имеют при этом альтруистически-жертвенных установок по отношению друг к другу. Они лишь стремятся полноценно реализовать свой интерес в таких условиях, когда ни один из участников взаимодействия не получает нечестных преимуществ.

2. Требования справедливости носят безусловно обязательный характер, то есть предъявляются категорически и не оставляют простора для собственного усмотрения действующего лица.

3. Долг справедливости представляет собой такую нравственную обязанность, которой соответствует право другого. Тот, чье благо зависит от исполнения другим человеком обязанности, относящейся к сфере справедливости, имеет право требовать ее исполнения. Если такое требование не будет удовлетворено, он получает право на возмещение причиненного ему вреда. Основной коммуникативной ролью понятия "справедливость" является выражение согласия или несогласия с различными формами совместного существования людей – отдельными образцами поведения или целостными общественными институтами.

Можно сказать, что справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой в общественном мнении. Недаром справедливость часто сопоставляют с объективностью, т.е. такой оценкой различных действий, отношений, распределений, при котором не выпячивается, абсолютизируется чей-либо интерес (другого частного лица, социальной группы и т.д.). Прнцип справедливости является базовым в различных видах деловых отношений.

 

Долг

 

 Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования, но и побуждения действовать в определенном направлении, заданном нравственными нормами. Это побуждающее свойство морали особенно хорошо просматривается при обращении к такому понятию морального сознания, как долг, который, как писал И.Кант, «есть необходимость совершения поступка из уважения к закону». Разумеется, эти поступки совершаются не по принуждению, а по доброй воле.

Как правило, под долгом понимается совокупность обязанностей, предъявляемых обществом человеку. Долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. В долге осмысливается, переживается отношение человеческой личности к другим, к обществу, Миру через призму высших моральных ценностей. Впрочем, не только у индивида имеются обязанности перед обществом, но и у самого общества существуют обязанности перед отдельным человеком. Долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. В долге осмысливается, переживается отношение человеческой личности к другим, к обществу, Миру через призму высших моральных ценностей. Впрочем, не только у индивида имеются обязанности перед обществом, но и у самого общества существуют обязанности перед отдельным человеком, особенно перед сиротами, больными, престарелыми, которые сами не могут защитить себя, удовлетворить свои насущные потребности.

Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долга деградируют многие общественные отношения, оскудевает и духовная жизнь личности.

Обязательность требований долга зависит от мировоззренческих установок личности. В сознании долга объединились требования, которые общественные институты предъявляли к индивиду. По мере развития культуры они превращались в требования, которые индивид предъявляет самому себе. Сознание долга является важнейшим регулятором деловых отношений. В тесном взаимодействии с ним находятся другие компоненты морального сознания – совесть, справедливость, ответственность и др.

 

Совесть

 Совесть, как и долг, включает в себя определенные чувства и представления (знания). Само слово «совесть» означает – «со-ведать», от старославянского – ведать (знать). Но если в сознании долга доминирует рациональный компонент (знание своих обязанностей), то в сознании совести доминирует чувство. Неслучайно совесть вообще в обыденном употреблении сводят к чувству совести. В совести доминирует ответственность перед самим собой, реальное «я» оценивается идеальным «я», тем самым, каким индивид хотел бы видеть самого себя. Таким образом, можно сказать, что совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших нравственных ценностей.

Суд совести считается одним из самых суровых. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы, уходящие своими корнями вглубь веков: «Совесть без зубов, а грызет», «Нечистая совесть спать не дает», «Совесть – это тысяча свидетелей».Но совесть не только «грозный судия». Она способна поддержать индивида в тех случаях, когда он подвергается незаслуженным обидам, оскорблениям, оговорам. Совесть активизирует всю нравственную жизнь человека, заставляет человека действовать, исполнять должное теперь и здесь. Носителем сознания совести является, конечно, прежде всего отдельный человек. Хотя иногда и говорят об общественной совести, формирующейся на основе самооценки общества через СМИ, общественные организации.

 По мере развития, усложнения общественных отношений, обогащения духовной культуры внешние требования превращаются в требования внутренние,совесть. Сознание совести занимает особую место в духовной жизни, в поведении человека, в нравственных оценках используется как синонимом всей морали. Совесть во взаимодействии с долгом является главным регулятором поведения, стимулирует многие другие нравственные чувства и устремления.

Специфика понятий морального сознания заключается прежде всего в том, что они выражают нравственную жизнь общества и личности. Кроме того, эти понятия используются для оценки самых различных поступков.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 235.