Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия ‑ между руководителем и подчиненными, между людьми одного статуса. Моральные отношения в деловой сфере рассматриваются на двух уровнях. На горизонтальном уровне можно говорить о моральных отношениях между субъектами, обладающими одинаковыми характеристиками – отношения между корпорациями (макроэтика), сослуживцами (микроэтика); на вертикальном уровне можно выделять отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками. К этому уровню относятся отношения между корпорациями и государством, между корпорациями и обществом и между корпорациями и окружающей средой (макроэтика), руководитель—подчиненный (микроэтика). В отношениях между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду деловых отношений, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловые отношения.
Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства". Применительно к деловой сфере основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоего поведения была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении и допускала координацию интересов всех сторон.
Гипернормы, основанные на общечеловеческих ценностях, зафиксированы в http://www.studfiles.ru/preview/4645045/ – всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии.
В сжатом виде они сводятся к:
1. социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом);
2. модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу;
3. уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали);
4. содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли).
Таким образом, в основе этики деловых отношений должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если они осуществляются этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения. Поэтому управляющий должен выработать необходимый свод этических принципов, которые смогут помочь ему в моральной оценке каждой ситуации и решении проблем: насколько далеко можно зайти в деловом общении, не переступая этических норм. Для гармонизации интересов всех заинтересованных лиц и ориентации в этических конфликтах в практику деловых отношений входит принятие этических кодексов.
В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп. В зависимости от идентификации специалиста с организацией или с профессиональным сообществом более значимым для него будет кодекс профессиональной или корпоративной этики.
Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для сфер деловой активности, где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы – медицина, юриспруденция, журналистика и т.п. Кодексы регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают престиж профессии, создают благоприятный имидж профессионального сообщества, формируют доверие к представителям данной профессии. Когда наиболее значимые этические ценности задаются организацией, деятельность сотрудников регулируется корпоративным кодексом.
Корпоративный этический кодекс призван регламентировать межличностные отношения в организации как по вертикали, так и по горизонтали. Обычно он состоит из двух частей - идеологической и нормативной. Идеологическая часть содержит миссию, цели, принципы, ценности организации. Нормативная – образцы рабочего поведения, возможные профессиональные дилеммы и способы их предотвращения и разрешения. Кодекс корпоративной этики выполняет следующие функции:
· информационно – воспитательную;
· репутационную;
· управленческую.
Информационно – воспитательная функция кодекса заключается в том, что он просвещает сотрудников относительно одобряемых в данном сообществе нормах межличностного и делового поведения.
Репутационная функция кодекса состоит в создании благоприятного образа компании и тем самым повышает степень доверия к ней со стороны клиентов, инвесторов, партнеров; способствует созданию репутационного капитала. Этические кодексы описывают систему общих ценностей и правил этики, которых должны придерживаться работники корпорации. Этические нормативы разрабатываются с целью описания задач организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Поэтому они выполняют управленческую функцию. Обычно организации доводят свои этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов. Принятие этических кодексов все более входит в практику деловых отношений, является составной частью корпоративной культуры.
Карты этики - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс для каждого сотрудника корпорации.
Некоторые организации создают постоянные комитеты по этике для оценки
повседневной практики с точки зрения этики, почти все члены таких
комитетов - руководители высшего звена.
Другие не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике
бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката — выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции "социальной совести" организации.
Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о
социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники
социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации.
Многие компании проводят в различных формах обучение этичному поведению. При этом работники знакомятся с этикой
бизнеса, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения управления персоналом и государственному управлению является еще одной формой повышения уровня этичности персонала и организации в целом.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 347.