Конструктивная противопожарная защита судна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание:

1.Конструктивные мероприятия обеспечения пожарной безопасности.

 2.Пассивная противопожарная защита.

3.Активная противопожарная защита.

1.Конструктивные мероприятия обеспечения пожарной безопасности.

Пожарная безопасность, как и живучесть судна в целом, обеспечивается конструктивными и организационно-техническими мероприятиями, а также действиями экипажа по борьбе с пожарами и предупреждению взрывов на судне.

Конструктивные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности осуществляются при проектировании и постройке судна. Их целями являются:

- максимальное снижение вероятности возникновения пожаров и взрывов;

- ограничение распространения огня и дыма по судну и защита людей от токсичных газов и высокой температуры;

- раннее обнаружение и быстрая ликвидация возникшего пожара;

- защита путей эвакуации экипажа и пассажиров судна;

- предупреждение взрывов при пожаре во взрывоопасных помещениях.

Конструктивные мероприятия включают пассивную и активную противопожарную защиту.

2.Пассивная противопожарная защита.

Конструктивные мероприятия, составляющие пассивную противопожарную защиту, включают:

- разделение судна на отсеки и помещения, включая сооружение противопожарных зон установкой специальных противопожарных переборок и платформ, которые могут определённое время выдерживать воздействие высоких температур;

- оборудование на судне специальных помещений для размещения в них пожароопасных грузов (горючих и легковоспламеняющихся жидкостей и т.п.);

- установка на судне оборудования повышенной пожаробезопасности;

- использование безопасных материалов для судовых конструкций и других целей.

Для ограничения распространения пожара, дыма и газа судно разделяется на вертикальные и горизонтальные противопожарные зоны, что помогает ликвидировать пожар в отдельном отсеке, предохраняя от пожара остальные помещения. Перекрытия и палубы в пожароопасных помещениях выполняются огнестойкими.

Разделение судна на вертикальные противопожарные зоны, в зависимости от категории помещения, осуществляется применением огнестойких конструкций класса «А», огнезадерживающих конструкций класса «В» и негорючих конструкций класса «С», которые обеспечивают локализацию пожара в пределах одного помещения, защиту технических средств и экипажа судна от поражения огнём.

Защита путей эвакуации обеспечивается теми же конструктивными средствами, что и локализация пожара и, кроме того, устройством дополнительных путей эвакуации на случай пожара (аварийных выходов).

Противопожарные конструкции класса «А»(переборки, палубы, выгородки трапов, шахты и т.п.) изготовляются из стали или равноценного ей металла, усилены рёбрами жёсткости и имеют термостойкую изоляцию. Огнестойкие переборки данного класса сохраняют непроницаемость для дыма и пламени в течение 60 мин.

Такими переборками выгораживаются противопожарные зоны на пассажирских судах, а также посты управления и помещения, опасные в пожарном отношении.

Переборки и палубы помещений для хранения легковоспламеняющихся грузов выполняются из конструкций класса А-30.

Водонепроницаемые переборки и палубы, не имеющие специальной тепловой изоляции и разделяющие судно на отсеки и помещения, относятся к конструкциям класса «А-0». При охлаждении водой эти конструкции могут длительно служить преградой пожару.

Такими переборками ограждаются шкиперские кладовые кроме переборок, ограждающих их от жилых, машинных и грузовых помещений с горючими веществами, т.к. в подобных случаях устанавливаются переборки конструкции А-30.

Огнезадерживающими конструкциями класса «В»разделяются помещения внутри противопожарных зон(вспомогательные переборки, выгородки, кожухи и закрытия) и изготовляются из несгораемых материалов или из нескольких слоёв материалов разной степени возгораемости. Эти конструкции должны быть непроницаемыми для пламени в течение 30-минутного стандартного испытания на огнестойкость.

Конструкции класса «С»изготовляются из негорючих материалов и предназначены для временной защиты горючих материалов оборудования помещений от воздействия пожара. Любая переборка из негорючего материала, не рассчитанная и не проверенная на огнезадерживающие свойства, может быть отнесена к классу «С».

Для хранения на судне различных пожароопасных грузов (горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, материалов и т.п.) устанавливаются специальные помещения (грузовые танки, фонарные, малярные и др.), отделённые от остальных помещений огнестойкими переборками и палубами.

Топливные и масляные цистерны, а также грузовые танки отделяют от других пожароопасных помещений коффердамами, в которых запрещается устанавливать электрооборудование и прокладывать кабели.

Каждая цистерна (танк) снабжается приёмной, расходной, измерительной и воздушной трубами. Измерительные и воздушные трубы выводятся на верхнюю палубу, воздушные трубы топливных цистерн (танков) – на высоту не менее 2,5 м над открытой палубой и снабжаются пламяпрерывающимисетками,которые предотвращают распространение пламени через газоотводную систему.

Для предотвращения накопления статического электричества трубопроводы топлива и масла, танки, цистерны, арматура и приборы заземляются на корпус судна.

Разделение судна на противопожарные зоны в зависимости от категории помещения регламентируется требованиями Регистра. Так, для локализации пожара пассажирские суда длиной более 65 м должны быть разделены по длине не менее чем на две вертикальные зоны металлическими переборками, непроницаемыми для дыма и пламени; такая огнезадерживающая переборка проходит от борта до борта по всей ширине и высоте корпуса и надстройки.

В огнезадерживающих переборках могут быть сделаны вырезы для прохода людей, оборудованные дверьми или люковыми закрытиями, равноценными по огнестойкости огнезадерживающим перекрытиям, на которых они установлены.

Следует отметить, что на судах существует строгая система обеспечения эвакуации пассажиров и членов экипажа. Она заключается в том, что общие эвакуационные пути из помещений судна имеют выход непосредственно на открытую палубу через двери, открывающиеся наружу. Двери кают открываются только внутрь помещения, а двери общественных помещений наружу. В нижней части каютных дверей имеются выбивные филёнки размером 0,4х0,5 м, которые служат аварийным выходом при заклинивании двери. Если в помещении имеются створчатые иллюминаторы шириной не менее 400 мм, выходящие на палубу, выбивные филёнки не предусматриваются.

Каждая дверь и люковое закрытие должны открываться и закрываться одним человеком с любой стороны такого перекрытия.

Все вентиляционные каналы, трубопроводы системы кондиционирования воздуха и т.п. в местах их прохождения через противопожарные переборки должны иметь противопожарные заслонки, закрывающиеся непосредственно у мест их расположения или автоматически с поста управления.

 

Оборудование повышенной пожаробезопасности.

В предупредительных целях картеры ДВС снабжены предохранительными устройствами, предотвращающими разрушение двигателя при взрывах паров масла, или устройствами для впуска в картер углекислоты при появлении взрывоопасной смеси внутри картера.

Во взрывоопасных помещениях и помещениях с легковоспламеняющимися веществами устанавливаются электросветильники только взрывобезопасного исполнения.

В помещения с повышенной влажностью (душевые, бани и умывальники) устанавливаются светильники только водозащищённого исполнения. Установка в этих помещениях электророзеток, электрогрелок и временной электропроводки не допускается.

Электронагревательные и отопительные приборы на судне должны иметь закрытые нагревательные и токоведущие элементы.

Кроме того, в соответствии с Правилами Регистра фок- и грот-мачты на всех судах оборудуют молниеотводными устройствами с заземлением на корпус или надстройку судна.

В целях уменьшения возможностей возникновения пожаров при постройке судов широко применяют негорючие пластики, огнестойкие краски и другие материалы. Кроме того, для уменьшения опасности возгорания и снижения скорости распространения пламени горючие материалы, используемые для отделки судовых помещений, дерево, декоративные ткани (ковры, занавесы и т.д.) пропитывают специальными огнестойкими составами – антипиренами.

3.Активная противопожарная защита.

Конструктивные мероприятия активной противопожарной защиты судна предназначены для обнаружения пожара, оповещения о нём экипажа и ликвидации пожара и включают:

- оснащение судов специальными системами предупреждения пожаров;

- оборудование судна системами и устройствами пожарной сигнализации;

- оборудование судна стационарными средствами пожаротушения;

- оснащение судна переносными средствами пожаротушения и рациональное размещение их по судну;

- оборудование взрыво- и пожароопасных помещений системами противопожарной защиты;

- обеспечение судна средствами защиты людей от огня и дыма.

К специальным системам предупреждения пожаров относятся системы нефтеналивных судов – искрогашения, инертных газов и орошения.

Система искрогашения предназначена для предотвращения попадания раскалённых частиц несгоревшего топлива в пары нефтепродуктов. Конструктивно система оформлена в виде лабиринтов на пути отходящих газов от главных и вспомогательных двигателей, парового котла и камбузной плиты. Несгоревшие частицы топлива, многократно ударяясь о стенки лабиринтов и проходя через водяную или паровую завесу, гасятся и охлаждаются.

Система инертных газов предназначена для замещения паров нефтепродуктов в свободных пространствах грузовых танков, в коффердамах и других отсеках с целью создания в них негорючей газовоздушной смеси. В качестве инертных газов используются выпускные газы главных и вспомогательных двигателей и котельных установок танкеров и толкачей.

Принципиальная схема подготовки инертных газов состоит в том, что выпускные газы, пройдя через систему искрогашения и специальную установку (скруббер) для охлаждения и фильтрации, подаются в те отсеки, где может скапливаться взрывоопасная смесь паров нефтепродуктов с воздухом.

Для регулирования газообмена между танками и атмосферой предназначена система орошения. Действие системы заключается в орошении палубы судна забортной водой с целью её охлаждения. Она состоит из нескольких секций трубопроводов, снабжённых специальными оросительными головками (дренчерами).

Контрольные вопросы:

1.Пояснить конструктивные мероприятия обеспечения пожарной безопасности на судне.

2.Охарактеризовать пассивную противопожарную защите судна.

3.Пояснить деление корпуса судна противопожарными конструкциями.

4.Охарактеризовать активную противопожарную защиту судна.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 626.