Причины возникновения и пути распространения огня при пожаре на судне
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание:

1. Особенности пожара на судне.

2.Причины возникновения и пути распространения огня при пожаре на судне.

1.Особенности пожара на судне.

 Пожар в судовых условиях быстро распространяется и очень тяжело локализуется, чему способствуют следующие факторы:

• наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, создающих неконтролируемые газовые и воздушные потоки, переносящие теплоту по судовым помещениям;

• наличие большого количества горючих материалов и металлических конструкций, нагревающихся до высоких температур;

• быстрое распространение по судовым помещениям дымовых газов, содержащих высокотоксичные вещества, что затрудняет действия экипажа по ликвидации пожара;

• вероятность взрывов в судовых емкостях, хранящих воспламеняющиеся жидкости и сжатые газы;

• большое количество электрооборудования и электрических цепей, обесточивание которых нарушает работу средств пожаротушения;

• ограниченные возможности применения водотушения из-за опасности потери остойчивости судна;

• загроможденность судовых помещений, создающая дополнительные трудности при тушении пожара.

2. Причины возникновения и пути распространения огня при пожаре на судне.

Нарушение установленного режима курения. Наиболее распространенная причина судовых и береговых пожаров — нарушение установленного режима курения, небрежность при обращении с горящими сигаретами, сигарами, трубочным табаком и спичками.

Самовозгорание. Одной из причин возникновения пожара на судне может стать самовозгорание, так как многие применяемые материалы подвержены этому опасному явлению.

Возможно самовозгорание как перевозимого груза, так и материалов, используемых в повседневной работе: ветоши, пакли, парусины, постельных принадлежностей, одеял и других абсорбирующих (поглощающих) материалов, хранящихся во влажном виде навалом, в тюках и связках. Вероятность самовозгорания сильно возрастает в том случае, если эти материалы пропитаны органическими, растительными маслами или животными жирами. Например, при хранении промасленной ветошное теплом, плохо проветриваемом помещении масло начинает окисляться, т.е. вступать в химическую реакцию с кислородом, содержащимся в воздухе. Окисление сопровождается выделением теплоты, которая активизирует процесс окисления. Поскольку тепло не удаляется за счет вентиляции, оно скапливается вокруг ветоши. Температура ветоши растет, она воспламеняется — возникает очаг пожара. Поэтому промасленную ветошь следует хранить в специальном металлическом ящике и своевременно удалять из машинного помещения.

Самовозгоранию подвержены и некоторые грузы: уголь, кормовая мука, хлопок, рыбий жир, арахис, льняное масло, ткани всех видов, пропитанные лаком, и другие грузы подкласса 4.2. согласно Правилам перевозки опасных грузов (МОПОГ).

Отмечены случаи самовозгорания промасленных металлических опилок и стружек. Теплота здесь выделяется за счет окисления масла, находящегося внутри груды металлических отходов. Вначале за счет выделившейся теплоты воспламеняются наиболее размельченные металлы, а затем и более крупные стружки и другие горючие материалы, находящиеся внутри груды.

Деревянные конструкции при длительном воздействии на них низкотемпературных источников теплоты также могут самовозгораться. В начальной стадии дерево постепенно обугливается, а затем воспламеняется образовавшийся древесный уголь, температура воспламенения которого значительно ниже, чем у дерева. Первым признаком является появление дыма, исходящего от дерева.

Металлические порошки магния, титана, циркония и кальция в присутствии воздуха и влаги быстро окисляются, в определенных условиях это может привести к самовозгоранию.

Размельченный уголь является опасным грузом.

Неисправность электрических цепей и оборудования. Судовое электрооборудование работает в тяжелых условиях: вибрация судна; влажный, пропитанный солью воздух; блуждающие токи, образующиеся в стальном корпусе. Если оно используется с хорошей изоляцией и правильно выполненными кабельными трассами, то является безопасным источником энергии. Неисправное же электрооборудование может привести к превращению электрической энергии в тепловую и стать источником пожара.

Наиболее легко повреждается изоляция электрических кабелей, особенно для нагревательных приборов, электрического переносного инструмента и др., которая со временем становится хрупкой и растрескивается. Кроме того, изоляция может протираться насквозь и разрываться в результате небрежного обращения или под воздействием вибрации судна. При повреждении изоляции один оголенный провод может вызвать явление электрической дуги с любым металлическим предметом. При оголении обоих проводов может произойти короткое замыкание, что сопровождается выделением такого количества тепла, от которого может воспламениться изоляция кабелей и другие, находящиеся вблизи предметы.

Разряды атмосферного и статического электричества. Конструкции судна, значительно возвышающиеся над палубой — мачты, надстройки, антенны, особенно подвержены поражению молнией. На этих конструкциях резко возрастает напряженность электрического поля и создаются условия для электрического разряда. Особенно большую опасность грозовые разряды представляют для судов, перевозящих нефтепродукты и другие опасные грузы.

Простым и надежным средством защиты от разрядов атмосферного электричества на судах является установка на мачтах стержневых молниеотводов, создающих зону защиты над всеми конструкциями судна. Во время грозы антенны судна должны быть заземлены.

Заряды статического электричества возникают при трении диэлектрика о металл или трения двух диэлектриков.

Воспламенение горючих жидкостей и газов. На судах хранится большое количество горючих жидкостей: топливо для главных и вспомогательных дизелей, смазочные материалы; спирт, бензин и керосин для технических целей; лакокрасочные материалы и растворители. Широко применяемые в современных дизелях тяжелые топлива требуют подогрева и перекачки в расходные или отстойные цистерны. При соблюдении соответствующих правил, во время перекачки под давлением само жидкое топливо не представляет пожарной опасности. Однако этот процесс сопровождается выделением легких фракций, которые могут легко воспламениться.

Значительную часть горючих жидкостей хранят в специально оборудованных цистернах, некоторые виды хранят в переносных емкостях — бидонах, бочках, банках. При нагреве от источника теплоты горючие жидкости могут воспламеняться, а при определенных условиях — стать причиной взрыва.

Нарушение правил производства работ с применением открытого огня. Во время эксплуатации судна все работы, связанные с применением открытого огня (электросварочные, газосварочные, резка металла, паяльные работы и т.п.) можно выполнять только с письменного разрешения капитана по представлению старшего механика и под его личным руководством.

В аварийных случаях допускается производить огневые работы на судне по устному разрешению капитана под руководством и наблюдением ответственного лица командного состава судна. При этом должны быть приняты меры, исключающие возможность взрыва или возникновения пожара.

Работы с применением электрогазосварки должны производиться в специально оборудованных помещениях, одобренных пожарной инспекцией и Регистром. К выполнению огневых работ может допускаться только специалист, имеющий соответствующее квалификационное свидетельство (сертификат).

Категорически запрещаются электрогазосварочные работы и пользование открытым огнем: при бункеровке одновременно с покрасочными работами; во время грузовых операций с взрыве-, пожароопасными грузами; в помещениях, где возможно образование взрывоопасных смесей (аккумуляторные, фонарные, малярные, шкиперские, кладовые сухих продуктов), в местах промывки деталей механизмов, вблизи вскрываемых цистерн для хранения нефтепродуктов, а также на наливных судах в период мойки и дегазации грузовых танков.

Контрольные вопросы:

1.Охарактеризовать особенности пожара на судне.

2.Перечислить причины возникновения пожара на судне.

3. Пояснить слествия нарушения правил производства работ с применением открытого огня.

 Меры предупреждения возникновения пожара на судне.

Содержание:

1. Основные меры предупреждения пожара на судне.

2.Правила хранения легковоспламеняющихся веществ на судне.

1. Основные меры предупреждения пожара на судне.

Для предупреждения возникновения пожара на судах запрещается:

- хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, ветошь в сгораемой и открытой таре, сырые и пропитанные маслом, бензином, керосином, лаками, растворителями, способные самовоспламеняться материалы – навалом, в тюках и связках; краски, лаки, растворители и др. легковоспламеняющиеся жидкости – вне малярных кладовых, а также совместно с паклей, ветошью и прочими волокнистыми материалами;

- допускать скопление горючих жидкостей под сланями машинного помещения;

- использовать керосин, бензин, спирт и др. огнеопасные материалы для протирания палуб, переборок и мебели;

- использовать бензин для промывки и протирки технических средств;

- хранить и сушить у отопительных и электробытовых приборов, паровых трубопроводов одежду, горючие предметы и материалы;

- устраивать под внутренними трапами кладовые для хранения горючих материалов;

- загромождать проходы, основные и запасные выходы, подходы к средствам пожаротушения, размещать и устанавливать в проходах дополнительное оборудование и инвентарь, а в период ремонта – рукава и трубопроводы для горючих газов, жидкостей и кислорода;

- пользоваться открытым огнём как средством освещения в помещениях аккумуляторных; хранилищах всех видов топлива; малярных и фонарных кладовых; в хранилищах пакли и продовольствия; помещениях, проветривание которых затруднено, а также в свежеокрашенных помещениях;

- пользоваться на камбузе открытым огнём во время проведения на судне грузовых операций со взрывчатыми материалами, легковоспламеняющимися жидкостями и взрывоопасными газами, при мойке и дегазации танков из-под нефтепродуктов;

- хранить на судне пиротехнические средства с истекшими сроками хранения и не сработавших, при их применении, а также хранить в каютах взрывчатые, воспламеняющиеся и опасные в противопожарном отношении вещества и материалы;

- принимать и хранить регенеративные патроны и портативные дыхательные устройства с истекшими сроками хранения, негерметичные или имеющие вмятины, ржавчину, а также повреждённые пусковые устройства к ним;

- курить в запрещённых и необорудованных для этой цели местах;

- включать электросеть, имеющую сопротивление изоляции ниже установленных норм; устанавливать в электрических цепях нештатные предохранители;

- использовать нештатные электронагревательные приборы;

- при выходе из служебных и жилых помещений (кают) оставлять включёнными электронагревательные и бытовые приборы, телевизоры, радиоприёмники, электроинструмент;

- использовать искроопасный инструмент во взрывоопасных помещениях;

- искрогасители главных и вспомогательных двигателей, отопительных котлов, камбузные плиты, дымоходы, искрогасители камбуза и надплитные зонты должны ежемесячно очищаться от сажи;

- судовые пиротехнические средства, за исключением находящихся на спасательных шлюпках и плотах, должны храниться в специальных плотно закрывающихся металлических шкафах или ящиках, которые должны иметь надпись «Пиротехнические средства» и знак «Запрещается пользоваться открытым огнём». Ключи от шкафа (ящика) хранятся: один – на мостике в опломбированном ящике с надписью «Пиротехника», другой – у первого штурмана;

- в случае необходимости переносного освещения в помещениях с наличием горючих паров и газов (цистерн горюче-смазочных материалов, грузовых танков, насосных отделениях, подсланевых пространствах, масляных и фонарных кладовых, аккумуляторных помещений) можно пользоваться только взрывозащищёнными переносными светильниками с автономными источниками питания (аккумуляторами);

- курение на судах разрешается только в установленных местах, которые должны быть снабжены металлическими урнами с водой и иметь надписи «Место для курения», а в жилых и пассажирских помещениях – пепельницами;

- судовые сауны оборудуются по специальному проекту, согласованному в установленном порядке с органами технического надзора с внесением необходимых изменений в судовую техническую документацию.

- помещение гладильни, а также помещения с электрическими (автоматическими) кипятильниками (титанами) непосредственно у входа должны иметь красные сигнальные светильники;

2. Правила хранения легковоспламеняющихся веществ на судне.

Легковоспламеняющиеся жидкости (до 20 л) и покрасочные материалы (до 60 кг) должны храниться в металлических герметически закрываемых ёмкостях заводского исполнения, установленных на стеллажах или специальных гнёздах в фонарной или малярной кладовой. При отсутствии на судне таковых помещений допускается их хранение на открытой палубе в стальных шкафах (ящиках), отвечающих требованиям органа технического надзора и классификации судов РФ;

- уничтожение мусора в инсенираторах должно производиться с разрешения ответственного лица и с ведома вахтенной службы с записью в вахтенной документации;

- чистая и промасленная ветошь (пакля) должна храниться в отдельных металлических ящиках вместимостью не более 0,125 м³ с плотными крышками и иметь надписи: «Чистая ветошь», «Промасленная ветошь»;

- пролитый керосин или бензин должен немедленно удаляться паклей или ветошью, а помещение – вентилироваться;

- расходные смазочные материалы в маслёнках и другой мелкой таре должны храниться в специальных плотно закрывающихся металлических шкафах или ящиках с надписью «Смазочные материалы».

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности пожара на судне.

2.Охарактеризовать основные меры предупреждения пожара на судне.

3.Пояснить что запрещается на судах в качестве предупредительных мер.

4. Пояснить правила хранения легковоспламеняющихся веществ на судне.

 

Раздел 3. Начальная подготовка.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 989.