Культурное наследие и способы его передачи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культурное наследие представляет собой фактически главный способ существования культуры. То, что не входит в культурное наследие, перестает быть культурой и в конечном счете прекращает свое существование. За свою жизнь человек успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадаете сохранением культуры вообще.

Как проблема охрана культурного наследия существует для всех обществ. Однако более остро она встает перед западным обществом. Восток в этом смысле существенно отличается от Запада.

История восточного мира была эволюционной, без радикальных, революционных разрывов постепенности. Она покоилась на преемственности, веками освященных традициях и обычаях. Восточное общество достаточно спокойно перешло от Древности к Средневековью, от язычества к монотеизму, сделав это еще в Древности.

Всю последующую его историю можно определить как «вечное Средневековье». Положение религии, как фундамента культуры, оставалось незыблемым. Восток продвигался вперед, обратив свой взгляд назад, в прошлое. Ценность культурного наследия не ставилась под сомнение. Его сохранение выступало как нечто естественное, само собой разумеющееся. Возникавшие при этом проблемы имели главным образом технический или экономический характер.

История западного общества, напротив, была отмечена глубокими, радикальными разрывами. Она нередко забывала о преемственности. Переход Запада от Античности к Средневековью был бурным. Он сопровождался значительными масштабными разрушениями, утратами многих достижений Античности. Западный «христианский мир» утверждался на руинах античного, языческого, зачастую буквально: многие архитектурные памятники христианской культуры возводились из обломков разрушенных античных храмов. Средневековье в свою очередь было отвергнуто эпохой Возрождения. Новое время приобретало все более футуристский характер. Высшей ценностью для него выступало будущее, тогда как прошлое решительно отвергалось. Гегель заявлял, что современность отдает все свои долги прошлому и становится ничем ему не обязанной.

Французский философ М. Фуко предлагает западную культуру Нового времени рассматривать с точки зрения радикальных сдвигов, вне принципов историзма и преемственности. Он выделяет в ней несколько эпох, считая, что у них нет какой-либо обшей истории. Каждая эпоха имеет свою историю, которая сразу и неожиданно «открывается» в ее начале и так же сразу, неожиданно «закрывается» в ее конце. Новая культурная эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не передает последующей. Историю характеризует «радикальная прерывность».

Начиная с Возрождения, религия в западной культуре теряет свою роль и значение, она все больше оттесняется на обочину жизни. Ее место занимает наука, власть которой становится все более полной и абсолютной. Науку интересует прежде всего новое, неизведанное, она обращена к будущему. К прошлому она часто равнодушна.

История русской культуры больше похожа на западную, нежели на восточную. Возможно, в меньшей степени, но она также сопровождалась крутыми поворотами и нарушениями преемственности. Ее эволюция осложнялась геополитическим положением России: оказавшись между Западом и Востоком, она металась, разрывалась между западным и восточным путем развития, не без труда отыскивая и утверждая свою самобытность. Поэтому проблема отношения и сохранения культурного наследия всегда существовала, порой становясь достаточно острой.

Одним из таких моментов стало время Петра 1. Своими реформами он круто повернул Россию на Запад, резко обострив проблему отношения к ее прошлому. Однако, при всем радикализме своих преобразований, Петр вовсе не стремился к полному отказу от прошлого России, от ее культурного наследия. Напротив, именно при нем проблема охраны культурного наследия впервые предстает как вполне осознанная и крайне важная. При нем также принимаются конкретные практические меры по сохранению культурного наследия.

Так, в конце XVII в. по указу Петра производятся обмеры и снимаются чертежи древних буддийских храмов в Сибири. Весьма примечательным является тот факт, что в годы, когда в России запрещалось — помимо Петербурга — каменное строительство, Петр издает специальное разрешение о таком строительстве в Тобольске. В своем указе он по этому поводу отмечает, что возведение Тобольского кремля имеет целью не оборону и военные действия, а показ величия и красоты русского строительного дела, что создание дороги, ведущей через Тобольск в Китай, означает дорогу к народу, который есть и должен быть навеки другом России.

Начатое Петром I находит продолжение и при Екатерине II. Она издает указы об обмерах, исследованиях и учете зданий, имеющих историко-художественную ценность, а также о составлении планов и описаний древних городов и о сохранении памятников археологии.

Активные попытки учета и охраны памятников старины и природы предпринимаются передовыми деятелями России уже в XVIII в. Некоторые из них достигают успеха.

Внимание к охране природного и культурного наследия значительно усиливается в XIX в. Наряду с частными решениями, которых было большинство, принимались и общие государственные постановления, регламентирующие строительную и иные виды деятельности. В качестве примера можно указать на обязательный для исполнения Строительный устав, принятый в XIX в., который запрещал снос или ремонт, ведущие к искажению зданий, возведенных в XVIII в., а также на указ о награждении орденом Владимира I степени лиц, насадивших и вырастивших не менее 100 десятин леса.

Важную роль в деле охраны природного и культурного наследия играли общественные, научные организации: Московское археологическое общество (1864), Русское историческое общество (1866), Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (1909) и др. На своих съездах эти организации обсуждали проблемы охраны историко-культурного наследия. Они занимались разработкой законодательства по охране памятников, ставили вопрос о создании государственных органов для охраны культурно - исторических ценностей. Среди этих организаций особого выделения заслуживает деятельность Московского археологического общества.

В это Общество входили не только археологи, но и архитекторы, художники, писатели, историки, искусствоведы. Главными задачами Общества стали изучение древних памятников русской старины и «охранение их не только от уничтожения и разрушения, но и от искажения починками, пристройками и перестройками».

Решая поставленные задачи. Общество создало 200 томов ученых трудов, которые способствовали глубокому осознанию исключительной ценности отечественного историко-культурного наследия и необходимости его сохранения.

В начале XX в. в России уже были разработаны основные законы об охране памятников искусства и старины, об охране природы и об организации природных и исторических заповедников. Были опубликованы «Проект закона об охране памятников старины в России» (1911) и пакт Н. Рериха о необходимости международного решения вопроса об охране культурных ценностей. Следует подчеркнуть, что пакт Рериха явился первым в мировой практике документом, поднявшим данный вопрос до глобальной проблемы. Этот пакт был принят Лигой Наций только в 1934 г., получив не совсем справедливое наименование — «Вашингтонский пакт».

Принятию закона «Об охране памятников в России» помешала Первая мировая война. Правда, его принятие могло оказаться проблематичным, поскольку в первоначальной редакции он затрагивал права частной собственности, включая статью о «принудительном отчуждении недвижимых памятников старины, находящихся в частном владении».

После Октябрьской революции ситуация с сохранением культурного наследия резко обострилась. Последовавшая за революцией Гражданская война имела следствием разрушение и разграбление огромного числа памятников внутри страны, а также бесконтрольный вывоз культурных ценностей за границу. Рабочие и крестьяне делали это из мести и ненависти к своим бывшим угнетателям. Другие социальные слои участвовали в этом из чисто корыстных целей. Спасение национального культурного достояния требовало от властей энергичных и решительных мер.

Уже в 1918 г. издаются имеющие законодательную силу декреты советской власти о запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения, а также о регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины. Особое внимание уделяется охране памятников садово-паркового искусства и историко-художественного пейзажа. Заметим, что такого рода законодательные положения о памятниках садово-паркового и ландшафтного искусства в мировой практике были первыми. Одновременно создается специальный государственный орган по делам музеев и охране памятников.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. нанесла Советскому Союзу огромный ущерб. Немецко-фашистские захватчики сознательно и целенаправленно разрушали наиболее ценные памятники архитектуры, расхищали произведения искусства. Особенно сильно пострадали древние русские города Псков, Новгород, Чернигов, Киев, а также дворцово-парковые ансамбли пригородов Ленинграда.

Их восстановление началось еще до окончания войны. Несмотря на тяжелые лишения и огромные трудности, общество находило в себе силы на возрождение историко-культурного достояния. Этому способствовало принятое в 1948 г. правительственное постановление, в соответствии с которым меры, направленные на улучшение охраны памятников культуры, значительно расширялись и углублялись. В частности, теперь к памятникам культуры относились не только отдельно стоящие здания и сооружения, но и города, населенные пункты или части их, имеющие историко-градостроительную ценность.

С 60 гг. охрана памятников культуры осуществляется в тесном взаимодействии и сотрудничестве с международными организациями и мировым сообществом. Заметим, что наш опыт нашел широкое отражение в таком международном документе, как принятая в 1964 г. «Венецианская хартия», посвященная вопросам сохранения памятников культуры и искусства.

К началу 70-х гг. охрана культурного и природного наследия уже в полной мере осознается мировым сообществом как одна из глобальных проблем современности. По инициативе Комитета всемирного культурного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвенция по охране культурного и природного наследия человечества (1972) и Рекомендация по сохранению исторических ансамблей (1976). Результатом стало создание системы международного культурного сотрудничества, которую возглавил упомянутый Комитет. В его обязанности входит составление списка выдающихся памятников мировой культуры и оказания государствам-участникам помощи в обеспечении сохранности соответствующих объектов.

Помимо помощи по сохранению и защите памятников Комитет оказывает также помощь в их изучении, предоставляя сложное оборудование и экспертов.

К числу важнейших задач и делу сохранения культурного достояния относится возрождение религиозных корней, религиозного начала русской культуры, восстановление важной роли Православной церкви.

В настоящее время взгляд на религию как на нечто совсем отжившее и устаревшее повсеместно пересматривается. Религия и Церковь вновь занимают достойное место в жизни и культуре нашего общества. Человеку свойственно непреодолимое стремление к возвышенному и абсолютному, к тому, что превосходит его самого и пределы существования. Эту потребность лучше всего удовлетворяет религия. Отсюда ее удивительная живучесть и быстрое восстановление своего места и роли в жизни человека. На Западе идея возрождения религиозных корней культуры становится актуальной в 70-е гг. — вместе с появлением неоконсерватизма и постмодернизма. Позднее она все больше набирает силу. У России имеется гораздо больше оснований надеяться на возрождение религиозного начала в своей культуре.

Многие русские философы и мыслители не без основания говорят о «русской религиозности». По мнению Н. Данилевского, ее врожденность и глубина проявились в самом принятии и достаточно быстром распространении христианства по Руси. Все это произошло без всяких миссионеров и без всякого навязывания со стороны других государств, путем военных угроз или военных побед, как это имело место у других народов.

Принятие христианства произошло после долгой внутренней борьбы, от неудовлетворенности язычеством, от свободного искания истины и как потребность духа. Русский характер наиболее полно соответствует идеалам христианства: для него характерна чуждость насилию, мягкость, покорность, почтительность и т.д.

Религия составляла самое существенное, господствующее содержание древнерусской жизни, образуя и позднее преобладающий духовный интерес простых русских людей. Н. Данилевский говорит даже о богоизбранности русского народа, сближая его в этом отношении с народами Израиля и Византии.

Сходные мысли развивает В. Соловьев. К уже названным чертам русского характера он добавляет миролюбие, отказ от жестоких казней, заботу о бедных. Проявление русской религиозности Вл. Соловьев видит в особой форме выражения русским человеком чувств к своей родине. Француз в подобном случае говорит о «прекрасной Франции», о «французской славе». Англичанин с любовью произносит: «старая Англия». Немец рассуждает о «немецкой верности». Русский человек, желая выразить свои лучшие чувства к родине, говорит только о «святой Руси».

Высшим идеалом для него выступает не политический и не эстетический, но нравственно-религиозный. Однако это не означает полный аскетизм, полное отрешение от мира, напротив: «Святая Русь требует святого дела». Поэтому принятие христианства означаю не простое заучивание новых молитв, но осуществление практической задачи: преобразование жизни на началах истиной религии.

Русское богословие действительно не слишком преуспевало в теории, оно не предложило новых доказательств бытия Бога. Однако главная заслуга Русской православной церкви состоит в том, что она смогла сохранить православное христианство. Одно только это искупает все остальные ее грехи. Сохранение Православия как истинною христианства дало основание Москве претендовать на звание «Третьего Рима». И именно сохранение христианства позволяет надеяться на возрождение религиозного начала в русской культуре, на духовное выздоровление русского народа.

Этому способствует широкое восстановление и обновление храмов и монастырей в последние годы. Уже сегодня в большинстве населенных пунктов России имеются храм или церковь. Особое значение имеет восстановление храма Христа Спасителя. Еше большее значение имеет принятие закона о свободе совести. Все это создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек нашел свою дорогу к храму.

Весьма благоприятно складывается обстановка и для монастырей. Несмотря на имевшие место в прошлом разрушения и злоключения, более 1200 монастырей сохранились, из которых около 200 ныне действуют.

Исключительно важное место в культурном наследии занимают русские усадьбы. Они складывались во второй половине XVI11 в. — XIX в. Это были «родовые», «дворянские гнезда». Их были тысячи, остались же десятки. Часть их была разрушена в годы революции и Гражданской войны. Другая часть исчезла от времени и запустения. Многие из сохранившихся — Архангельское, Кусково, Марфино, Остафьево, Останкино, Шахматово — превращены в музеи, заповедники и санатории. Другим повезло меньше, и они нуждаются в экстренной помощи и заботе.

Роль русских усадеб в развитии русской культуры была огромной. В XVIII в. они составляли основу русского Просвещения. Во многом благодаря им XIX в. стал золотым веком русской культуры.

Русские усадьбы были живыми родниками высокой и глубокой духовности. Они бережно хранили русские традиции и обычаи, национальную атмосферу, русскую самобытность и дух России. Они являются живыми островками подлинной русской духовности. Их восстановление и сохранение составляет важнейшую задачу в деле сохранения культурного достояния. Успешному ее решению будет способствовать воссоздаваемое «Общество изучения русской усадьбы», которое существовало в 20-е гг. (1923-1928).

К задаче сохранения русских усадеб тесно примыкает другая не менее важная задача - возрождение и развитие малых городов России.

В настоящее время их насчитывается более 3 тыс. с населением около 40 млн человек. Как и усадьбы, они воплощали истинно русский уклад жизни, выражали душу и красоту России. Каждый из них имел неповторимый, уникальный облик, свой стиль жизни. При всей своей скромности и непритязательности малые города были щедрыми на таланты. Из них вышли многие великие писатели, художники и композиторы России.

Вместе с тем в течение долгого времени малые города находились в забвении и запустении. В них угасла активная, созидательная и творческая жизнь, они все больше превращались в глухую провинцию и захолустье. Теперь ситуация постепенно меняется, и малые города вновь оживают.

Разработаны комплексные программы возрождения историко - культурной среды таких древних русских городов, как Зарайск, Подольск, Рыбинск и Старая Русса. Из них наиболее благоприятные перспективы у Старой Руссы. В этом городе жил Ф.М. Достоевский и сохранился его собственный дом. В этом городе имеются также грязевый курорт и исторические памятники. Все это позволяет Старой Руссе стать притягательным туристическим, культурным и оздоровительным центром. Близость к Новгороду усилит ее культурную значимость.

Примерно то же самое ожидает и остальные упомянутые города. Накопленный на их возрождении опыт послужит основной для разработки проектов обновления других малых городов России.

Особое место в охране культурного наследии занимают народные художественные промыслы и ремесла. Вместе с фольклором они составляют народную культуру, которая, будучи важнейшей частью всей национальной культуры, с наибольшей силой выражает ее самобытность и неповторимость. Россия издревле славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремесел.

К числу древнейших из них относится русская деревянная игрушка, центром которой является Сергиев Посад. Именно здесь родилась известная во всем мире матрешка. Такой же древней является холмогорская резьба по кости. Используя технику низкого рельефа, холмогорские косторезы создают уникальные произведения декоративного искусства — гребни, кубки, ларцы, вазы. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях (посуда, мебель) красными и черными тонами и золотом.

Широкое распространение в России получила миниатюра. Один из известных ее центров находится в с. Федоскино Московской области. Федоскинская миниатюра — живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше. Рисунок выполняется в реалистической манере на черном лаковом фоне. С федоскинской перекликается палехская миниатюра, представляющая собой живопись темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары, украшения). Для нее характерны яркие краски, плавный рисунок, обилие золота.

Заслуженную известность в России и за рубежом получила гжельская керамика — изделия из фарфора и фаянса, покрытые синей росписью.

Упомянутые, а также другие художественные промыслы и ремесла в целом продолжают свою жизнь и деятельность, хотя и с разной степенью успеха и уверенности в будущем.

Вместе с тем все они нуждаются в серьезной помощи. Многие из них требуют существенной реконструкции, результатом которой должно стать создание современных условий труда для народных умельцев и творцов. Некоторые из них нуждаются в возрождении и восстановлении. Дело в том, что с течением времени эти промыслы и ремесла претерпели существенные изменения: они были слишком осовременены. Изменена была тематика и сюжеты, нарушена технология, искажена стилистика.

В целом охрана культурного достояния в современном мире становится все более сложной и острой. Эта проблема требует постоянного внимания. Вез преувеличения можно сказать, что об уровне развития культуры того или иного народа следует судить по тому, как он относится к своему культурному наследию. Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее.

 

4.Факторы расцвета и упадка культур.

В начале XX в. культуролог-экзистенциалист Освальд Шпенглер потряс ученый мир своим глобальным исследованием «Закат Европы», посвященным новому взгляду на развитие мировой цивилизации. Давая свои собственные толкования глобальным философским понятиям «культура» и «цивилизация», Шпенглер создает новую картину мировой истории, указывая, что в развитии любого общества можно выделить две стадии: культуру и цивилизацию. Если «культурную» стадию можно рассматривать именно как развитие под влиянием благости, то «цивилизация» — это постепенное и закономерное угасание культуры из-за увеличения страсти и невежества в обществе. Эту формулу можно рассматривать на примере любых эпох и стран — схема остается той же.

Эллинский период античной эпохи — это, несомненно, ее расцвет, взлет. Жизнь древних греков вполне вписывалась в формулу «простая жизнь и возвышенное мышление». Эллины прославились своим здоровым образом жизни, огромным вниманием к красоте и простоте. «Спартанский образ жизни», «лаконичная речь» — выражения, ставшие нарицательными. Спарта славилась тем, что воспитывала в своих гражданах строгую дисциплину и железное здоровье. В Лаконике выработалась особая, очень краткая и выразительная манера речи. Одежда древнего грека — простой холст, в который задрапировывались мужчины и женщины — красивая, легкая и свободная, не сковывающая движений, и в то же время подчеркивающая красоту тела. Греческий стол — множество овощей и фруктов, маслины, виноградный сок... Признаком правильного питания считалось, если человек, вставая из-за стола, испытывал легкое чувство голода.

Символом Древней Греции стали Олимпийские Игры — спортивные соревнования, которые были главным ежегодным собы­тием в стране (на время Олимпийских Игр, посвященных Зевсу, в стране прекращались все войны). Но неверно думать, что жизнь древнего грека была посвящена исключительно развитию культуры тела. Греция дала миру бессмертное наследие — поэзию вели­кого Гомера и мудрого Гесиода, пылкого Алкея и свободолюбивой Сапфо... Любимым зрелищем афинян были театральные представления на Великих Дионисиях — праздниках, посвященных богу Дионису. Причем смотрели они не какие-то низкопробные постановки — трагедии для сцены писали Эсхил, Софокл, Еврипид — те, кого до сих пор признают непревзойденными трагиками... Ученые греки коротали время в «палестрах» — беседках, где собирались философы, мудрецы, поэты. Там они могли побеседовать с Сократом, Протагором, Платоном... Так что и духовная жизнь Эл­лады процветала. Эпоха античности достигла взлета в IV в. до н.э., после чего пошла на спад. Этот период связывается с расцветом Древнего Рима.

Древний Рим был прямой противоположностью Греции. В отличие от Эллады, где хозяева и рабы одевались и питались одинаково, жили в похожих условиях, граждане Рима четко делились на патрициев и плебеев. Плебеи — забитый и бесправный народ — жили в ужасных условиях, на городских окраинах, где дома стояли так тесно, что из окна можно было достать до стены соседнего дома. В домах, в целях экономии места, было по несколько этажей. В Риме было много коммунальных квартир. Жизнь патрициев — римской знати, наоборот, отличалась невиданной роскошью. Пресыщенные жизнью, они искали все новых и новых наслаждений, доходя в своих поисках до откровенных безумств. Их не удовлетворял простой прием пищи. Известно, что на пирах богатых римлян в середине трапезы выносились павлиньи перья — чтобы, искусственно вызвав у себя рвоту, гости освободили в своих желудках место для оставшихся яств. Яства отличались от греческих — среди них уже преобладали мясные блюда, причем самыми изысканными считались те, что уже начали немного портиться и имели соответствующий запах. Сохранились скульптурные портреты римских патрициев — людей с признаками ожирения, либо какой-нибудь болезни...

Любимые зрелища римских граждан — вовсе не театр и не спортивные состязания. Для развлечения публики в центре «Вечного Города» был построен гигантский Колизей, представлявший собой большую театрализованную бойню. На кровавых гладиаторских боях сотнями гибли рабы и животные — львы, тигры (а в первых веках нашей эры их место заняли христиане). «Хлеба и зрелищ» — требовали плебеи от своих повелителей. Еда и ненасытная жестокость — вот что определяло жизнь и культуру римской публики.

Палестры сменились термами — особыми банями, где можно было получить дополнительные услуги.  Поэты либо опускались до скабрезных стишков (наподобие эпиграмм Приамовой тетради, наполненной пошлостями), либо вынуждены были уехать в изгнание (Овидий жил на берегах Понта Эвксинского, в тысячах километров от родного Лациниума, та же участь постигла Сенеку). Лишь немногие могли удержаться «на плаву».

Из-за того, что браки в семье императора не могли заключаться с лицами «со стороны», это привело к постепенному вырождению императорского рода. Нерон имел садистские наклонности и отличался аморальным поведением. Калигула был очевидным маньяком. Правящих после него цезарей даже современники называли «слабоумными». Последний император Великой Римской Империи — мальчик Ромул Август — пробыл императором всего несколько месяцев, после чего был свергнут Одоакром. Древний Рим пал. Итак, развитие городов, процветание культуры масс, примитивизация искусства искусственное увеличение потребностей тела, еда, сон, возведенные в культ, — все это признаки того, что Шпенглер называл «цивилизацией».

Рим и Греция — две стороны одной медали, называемой «античностью», но какая между ними разница! При взгляде на другие культуры мы увидим то же самое. Так же пал Вавилон. Такая же участь постигла Египет. Погибла цивилизация Хараппы... А что сейчас? Не нужно быть пророком, чтобы увидеть, как неуклонно катится к закату европейская цивилизация. То, что мы сейчас называем западной культурой, неуклонно проникает во все уголки земного шара. Крупнейшие города мира сейчас впору назвать «новым Вавилоном».

Образ жизни большинства людей сложно назвать простым, а мышление — возвышенным. Каждый уважающий себя человек стремится окружить свое тело максимальным комфортом, зачастую искусственно увеличивая его потребности. Неумеренность в еде наряду с отсутствием правильного режима питания (так называемый «фаст фуд») приводит к тому, что люди уже не могут переварить пищу без лекарств. На упаковках продуктов питания все чаще и чаще фигурируют «ароматизаторы, идентичные натуральным» и прочие сомнительные добавки (консерванты, красители, эмульгаторы и т.п.).

Другая крайность — развитие извращенных вкусов, что-то наподобие того, что было у римлян. Никого не удивляет «пармезан с плесенью» или «японские» соусы из несвежей рыбы в ресторанных меню. Америка — само воплощение западного образа жизни — это страна, где подавляющее число жителей страдает ожирением. Наибольшее значение для современного человека («homo civilis») играют многочисленные развлекательные шоу, потакающие самым низменным инстинктам публики. То, что не задевает сильных эмоций — страха, отвращения, смеха, вожделения — успехом не пользуется. Поэтому самые популярные темы телевидения и прессы — криминал (убийства, терроризм, насилие), «экстрим» (наподобие «Фактора страха» или «Последнего героя», где участникам, например, могут предложить съесть перед камерой горсть тараканов), юмор (зачастую сомнительной ценности).

Искусство становится все более и более примитивным, приспосабливаясь к «vox populi» и культуре потребления и удовлетворения телесных нужд. Мегаполисы — чудовищные, перенаселенные города, где улицы забиты машинами (в Лас-Вегасе машин больше, чем жителей) — вполне обычное явление нашего времени. Бары, ночные стриптиз-клубы, казино, бордели — такие же характерные признаки современных городов, как термы и лупанарии — отличительные черты Рима... Не нужно быть пророком, чтобы увидеть — Европа и Америка серьезно больны и идут к закату. В чем выход? Важно вспомнить, что есть и что-то другое — не цивилизация, а культура. А культура — это, прежде всего, простая жизнь и возвышенное мышление. До сих пор, говоря о древности, мы вспоминаем о ведической культуре, египетской культуре, античной культуре — том бессмертном вкладе, который внесли ушедшие в небытие народы, и который не утратил ценности и по сей день. Что оставим будущему мы?

 

    Контрольные вопросы:

1. Какой способ организации жизни делает человеческую жизнь принципиально иной, чем любая другая жизнь на Земле?

2. Что такое «традиция»? Что является основой традиции? В чём заключается её сила?

3. Что представляет собой «идеал»? «Утопия»? «Ценность»? «Парадигма»?

4. Что такое интегративная функция культуры?

5. Почему культурное наследие является главным способом существования культуры?

6. В чём различие истории восточного и западного общества?

7. Почему проблема сохранения культурного наследия остро стояла в России?

8. Какие стадии в развитии любого общества выделял О.Шпенглер?

 

  Вопросы для практического занятия:

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 1128.