Общество и личность в контексте исторических типов культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общество и личность в контексте исторических типов культуры.

          2. Культурный герой.

Общество и личность в контексте исторических типов культуры.

Общество – вторая форма бытия, возникло на определенной ступени исторического развития. Это реальная и всегда конкретная среда ункционирования и развития культуры. Французский социолог Э. Дюркгейм в книге «Les Formes elementaires de la vie religieuse» (1912) доказал, что важнейшей особенностью общества являются коллективные представления, обеспечивающие его целостность.

Человек представляет собой третью форму бытия, единство природы и общества. Его деятельность порождает четвертую форму бытия – культуру. В философии и культурологии общество и человек рассматриваются как субъекты культуры. Они создают культуру для жизнеобеспечения, для адаптации в окружающей среде. Человек творит культуру и сам является результатом воздействия культуры.

С понятием «человек» тесно связано понятие «личность». Только в обществе человек становится личностью. Личность – устойчивая система социально- значимых черт человека. Процесс вхождения человека в общество и культуру, усвоение знаний, ценностей и навыков – социализация. Она может быть как стихийной, так и целенаправленной (воспитание). Но в одном и том же обществе и доминирующей культуре формируются разные личности, которые по-разному выстраивают свою иерархию ценностей. Это происходит

и потому, что человек социализируется в разных субкультурах, а также потому, что каждый человек – индивидуальность. Это особенности природных черт человека: характера, психического склада, способностей к тому или иному виду деятельности.

 

Культурный герой.

Важным понятием для этой темы является «культурный герой» – личность, выступающая образцом культурного подражания и кодом культуры. Культурный герой может быть реальным человеком или вымышленным образом. Такая личность может быть кросскультурной, т. е. актуальной для всех типов культур и эпох, а может быть актуальной лишь для конкретной национальной культуры. Функция культурного героя – вдохновлять простых людей на совершение нравственных поступков, заряжать их творческой энергией. Реальные люди, ставшие культурными героями, показывают, что совершенство – это достижимая цель, но требующая огромных усилий.

Рассмотрим исторические типы культуры и общества, а также соответствующие им типы личности и культурных героев. Вы узнаете, чем отличается личность традиционной культуры от личности в индустриальной и постиндустриальной культуре, и как в поведении современного человека проявляются черты традиционной (доиндустриальной) культуры.

В традиционном обществе личность, во-первых, должна подчинять свои интересы интересам коллектива. Во-вторых, личность должна следовать воспринятым от старших поколений образцам поведения и способам деятельности, поскольку авторитет старшего поколения непререкаем. В-третьих, личности в традиционном обществе крайне трудно изменить унаследованный социальный статус. В семье личностная ценность детей низкая: ребенок ценится как средство обеспечения родителей в старости и связующее звено между супругами.

Рассмотрим особенности исторических типов личности. В первобытном обществе личностное начало было очень слабым. Об этом говорит первобытная скульптура: например, фигурки человека без прорисовки лица.

На Древнем Востоке – культ богов и культ личности царя. Царь представлялся одним из богов, посредником между богами и людьми. Отсюда – точные изображения портретов царей и цариц. Культурными героями становятся люди, которые, согласно мифам, общались с Богом и получали от него заповеди жизни: Моисей в Древнем Израиле. Также Будда в Древней Индии, на которого снизошло просветление о пути спасения.

В античности личность считалась полезной обществу благодаря своим гражданским добродетелям. Например, в Древней Греции личностные заслуги особенно ценились, когда они были связаны с интересами полиса. Культурным героем стал философ Сократ. Он вошел в сознание современников и следующих поколений как пример кристально честного мыслителя, ставящего искание истины выше всех других побуждений. После того, как Греция потеряла политическую независимость и подчинилась Македонии, культурным героем стал полководец Александр Македонский, создавший крупнейшую монархию. Огромная Римская империя сформировалась в результате завоеваний. Культура имела военизированный характер, гражданская карьера была связана с карьерой военной. Поэтому культурными героями стали императоры и полководцы: Красс, Юлий Цезарь, Диоклетиан. Практически важным искусством в Риме была риторика,

и культурным героем стал Цицерон.

В средневековой культуре, где в духовной сфере доминирует христианская религия, культурными героями стали Иисус Христос, Дева Мария, апостолы – ученики Христа и святые мученики за христианскую веру. В контексте феодальных отношений между сеньором и вассалом, в дворянском сословии утвердилась идея личного служения своему господину. Поэтому появились культурные герои дворянской субкультуры – короли и рыцари. Причем как реальные люди, так и вымышленные образы из эпических поэм: король Карл Великий и его верный рыцарь Роланд («Песнь о Роланде»); герой «Песни

о Нибелунгах» Зигфрид. Наконец, третье сословие средневековой Европы – народ создавал своих культурных героев, например, справедливого защитника бедных, благородного разбойника Робина Гуда.

Для всех сословий средневековой Франции народным героем стала простая крестьянская девушка Жанна д'Арк. В ходе Столетней войны она возглавила борьбу французов против англичан, освободила город Орлеан от осады. Важно: если на Древнем Востоке и в Античности культурные герои – люди привилегированных сословий, то в Средневековье впервые культурными героями становятся простые люди.

В индустриальном обществе, в условиях секуляризации начинают доминировать наука и философско-политические идеологии. Поэтому для образованных людей культурными героями стали писатель Дж. Свифт, известный своими антирелигиозными и антицерковными литературными произведениями, особенно «Путешествием Гулливера», и философ Вольтер, который открыто высказывался против церкви. Для людей, профессионально занимающихся наукой, и для многих образованных людей культурными героями стали выдающиеся ученые Галилей, Левенгук, Ньютон, Ломоносов, Эйнштейн, Фрейд и др., которые открыли макропространство (горы на Луне, солнечные пятна), микропространство (бактерии, эритроциты), закон всемирного тяготения и гравитацию; которые сформулировали принцип сохранения материи и движения, создали теорию относительности и психоанализ. На их работы ссылались, их цитатами аргументировали свои рассуждения.

Когда стали высоко цениться рациональность и предприимчивость, когда формировалась буржуазия – класс индустриального/капиталистического общества, когда формировался человек буржуазного общества – активный, самостоятельный и ответственный в своих суждениях и поступках, то появился новый культурный герой – Робинзон из романа Д. Дефо «Робинзон Крузо», в результате кораблекрушения оказавшийся на необитаемом острове. Поскольку формированию буржуа способствовали ценностные установки протестантизма – нового направления западного христианства, рассматривавшего мирскую деятельность как путь спасения души и служения Богу, а успех в предпринимательстве – как свидетельство избранности к спасению, осуждавшего праздность и лень, то Робинзон читает Библию, молится и активно борется за выживание и выживает.

Когда сословное общество постепенно трансформировалось в общество классовое, а мыслители эпохи Просвещения на основе гуманизма и теории естественного права развивали идею о равенстве всех людей перед законом, в драмах и комедиях появился новый культурный герой – образованный человек из народа, простолюдин. В пьесе Лопе де Вега «Собака на сене», в пьесах П. Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро», в пьесах К. Гольдони «Слуга двух господ» и «Хозяйка гостиницы» главный герой – умный, ловкий, энергичный простолюдин, который, благодаря этим своим

качествам, повышает свой социальный статус или с выгодой для себя решает проблемы друзей. В основе сценарного конфликта – протест против сословных предрассудков, ограничивающих простых талантливых людей в реализации творческих способностей, препятствующих любви и счастью между людьми разных сословий.

Когда в начале XIX века в Западной Европе буржуазия продолжала борьбу против дворянства, в литературе появился новый культурный герой – молодой аристократ, пресыщенный удовольствиями и разочарованный в жизни: Чайлд Гарольд у Дж. Байрона, Евгений Онегин у А. Пушкина.

Когда к концу XIX века капиталистические монополии подчинили себе весь мир, и в обществе рос протест против буржуазных порядков, в литературе появился новый культурный герой – человек из народа, ставший богатым буржуа, но протестующий против социальной несправедливости, пошлости и измельчания человеческой личности в буржуазном обществе: Мартин Иден в одноименном романе американского писателя Дж. Лондона. Процессы возрастания в индустриальном типе культуры (культуры Нового времени) ценности личности, процессы снижения авторитета старшего поколения (родителей) и силы общественного мнения в условиях развития массовых форм образования и возрастания престижа умственного труда, в условиях все более заметного конфликта поколений, в произведениях искусства появился новый культурный герой – человек, «сделавший себя сам», такой, как Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». В условиях развития крупной промышленности, постоянного внедрения технических новаций, механизации и автоматизации, развития транспорта и коммуникаций культурным героем становится реальный человек, один из основателей американской автомобильной промышленности Генри Форд.

В конце XIX века общество становится массовым, для которого характерна стандартизация производства и потребления, бюрократизация общественной жизни, деперсонализация отношений и др. Формируется новый тип личности – массовый человек.

К середине ХХ века развитие индустриальной культуры и общества достигло апогея, но в обществе, пережившем Вторую мировую войну, усилились настроения пессимизма и обреченности. Искусство, как «зеркало культуры», отразило эти процессы. Появился новый герой – талантливый интеллектуал, который, сознательно или до конца не осознавая, служит Злу – антигуманному политическому режиму, и жестоко расплачивается за это. Таков герой романа Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947).

В постиндустриальном обществе, где стремительно развивается НТП и СМИ, культурными героями становятся люди разного социального происхождения, успешные в разных сферах деятельности, ставшие известными во всем мире. Наиболее известные и влиятельные герои ХХ века: политики Ленин, Ганди, Мартин Лютер Кинг, Маргарет Тэтчер, Горбачев; космонавт Юрий Гагарин; ученые Альберт Эйнштейн и Джон Нэш; предприниматели Билл Гейтс и Эсте Лаудер; в мире искусства – Луи Армстронг, «Битлз», «АББА», Игорь Стравинский, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро и Софи Лорен, Коко Шанель; спортсмены Лев Яшин, Валерий Харламов, Майк Тайсон и др.

Реальностью современного информационного общества стал массовый человек. Массовое сознание и массовая культура были известны и задолго до XX века. Однако современный феномен массового человека обладает определенной новизной. Во-первых, человек массы никогда прежде не составлял по численности такой большой группы, которая бы реально могла оказывать на социальные процессы заметное влияние. Во-вторых, человек массы в античном и средневековом обществе был встроен в определенную социальную «иерархию статусов». Общество не только не делало ставку на его вкусы и настроения, но старалось спрятать или затушевать негативные стороны его сознания и поведения. В современном же обществе, принципи-

ально плюралистическом, человек массы не только не ощущает своей культурной «недостаточности», но, напротив, оказывается наиболее приспособлен к современному укладу жизни.

В труде «Восстание масс» философ Х. Ортега-и-Гассет пишет: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду». Корни массового человека – в промышленной революции, в крупном производстве, объединившем людей в производственные коллективы с компактным проживанием, в урбанизации. Сужение производственных функций работников, утрата ими знания конечной цели производства приводят к обеднению ума и чувств, лишают инициативы, деформируют характер. Урбанизация порождает «массовизацию» психических настроений, переживаний и оценок. Массовизация захватывает и сферу быта, досуга, формирует стандарты духовной жизни. Важной характеристикой массового человека стал всепроникающий юмор: поверхностный взгляд принципиально не идет в глубину, замечая лишь видимые несообразности, и цинично осмеивает действительность, которая, тем не менее, принимается как есть. У человека остается все меньше досуга, наполненного размышлением, воспитанием души (во всех религиозных системах отводилось значительное место для этой деятельности).

Досуг в современном обществе практически поглощен принудительным развлечением посредством ТВ и шоу-программ. Рынок предъявляет массовый спрос на идеологию простую, понятную, слегка глуповатую, но дающую простые и понятные объяснения и рецепты, создающую какую-то уверенность и определенность. Так, например, получил небывалую популярность в современной культуре фрейдизм, предлагающий иллюзию простого истолкования многих сложных жизненных проблем.

Еще в 1964 г. Г. Маркузе в книге «Одномерный человек» обратил внимание на формирование нового типа массового мышления, обусловленное экранной информацией. Психика в этом случае работает не в режиме осмысливающего восприятия, а в режиме импульсивного реагирования, когда информация не успевает осознаваться.

Кроме того, коллажи и фрагменты монтируются так, что разрушают целостное впечатление. Вытесняется привычка мыслить и переживать. Человек начинает воспринимать реальность через систему созданных СМИ мифов, и эта система мифов кажется ему подлинной реальностью. Массовый человек обладает пониженной способностью к рассуждению, на него производит большее впечатление не аргументированный анализ, а уверенное, пусть и бездоказательное утверждение. Массовый человек нередко может быть сентиментален, однако в то же время он нечувствителен к чужой боли, не склонен к сопереживанию, эгоистичен, равнодушен к мнению, достоинству и даже жизни другого человека. У него легко высвобождаются инстинкты, ослаблены моральные запреты, он легко руководствуется простейшими, сиюминутными стимулами и мотивами. Глядя на свое отражение в образах массового искусства, массовый человек утрачивает ощущение собственной малости, ибо понимает, что он – «как все».

Действительно, как замечает Э. Фромм в «Бегстве от свободы», люди не смотрели бы без конца варианты одной и той же темы, если бы для них в ней не было чего-то близкого и сокровенного... Притягателен сюжет о Золушке. Незамысловатые сюжеты массового искусства, узнаваемые типы и ситуации дают обывателю спокойствие; простота мира, привычные схемы сообщают ему чувство уверенности и довольства собой. Сознание ценности человеческой личности и самой человеческой жизни уступает место безразличию, которое может оборачиваться жестокостью. Потому столь популярны боевики с многочисленными убийствами и киллерами, подобных «Мистеру и миссис Смит», всякими ужасами; потому появляется игрушка «тамагочи», имитирующая жизнь и смерть, которые вызываются на заказ.

Уже у детей формируется представление о жизни и смерти как о чем-то игрушечном: достаточно нажать на кнопку, и «умерший» тамагочи тут же оживет. Удобная инфантильность не позволяет и в дальнейшем сформировать серьезное, адекватное отношение ко многим жизненно важным вопросам.

В конечном счете, деромантизация и дегероизация «сообща» утверждают антигуманность в отношениях и представлениях людей друг о друге. Философская идея сверхчеловека в масскульте опущена до имиджа супермена. Масскульт снижает планку любой идеи и проблемы до уровня своего потребителя. Дегероизация принимает форму опрощения, снижения: обыватель с удовольствием видит на экране телеведущего в подтяжках, певца в майке или разношенном свитере, который обычным голосом поет об обычных людях; он слушает теледиктора, говорящего на языке улицы с жаргонными и блатными выражениями. Обыватель потребляет безвкусную, интеллектуально сниженную рекламу и т. п. Намеренная дегероизация сочетается со столь же откровенной пошлостью. Так, в рекламе, демонстрировавшейся на ТВ, в том числе и 23 февраля, звучало: «В жизни всегда есть место подвигу – и это место должно быть отдано рекламе».

Дегероизация не столь безобидна, как это может показаться. Тенденция к дегероизации человека и его жизни опирается на скрытую нигилистическую мысль относительно природы и сущности человека. Во множестве триллеров, детективов, боевиков проводится мысль, что от человека нельзя ждать хорошего, он всего лишь похотливое, беспринципное животное, сплошь способное на предательство. И если его обманывают или убивают, то ничего другого он и не заслуживает. Реклама, адресно направленная на обывателя, – это сплошное похвальное слово глупости, предательству и пошлости, вроде рекламы печенья «Бартонс» с использованием образа Шерлока Холмса: «Кто украл печенье?.. Устоять невозможно!».

А между тем, З. Фрейд справедливо утверждал, что человеку необходим герой, что человечество испытывает потребность в героях и героическом. Герой способен приподнять целый пласт человеческой жизни. Героем становится не каждый, но в природе каждого заложен этот потенциал, позволяющий развернуть все богатство человеческого духа. И надо иметь представление о своих вершинах, чтобы тем самым иметь адекватную точку отсчета в оценке своих проявлений. Героическая личность сообщает истинный масштаб человеческому бытию. Дегероизация обесценивает человека как существо культурное. Дегероизация как сознательный психологический прием очень удобна, ибо помогает человеку избежать сожалений о нереализованных возможностях и угрызений совести, а все мечты перенести на образ супермена. Внутренняя пустота оставляет место для вторжения чужих идей и вкусов, чужих мнений и чувств. Поэтому обыватель внушаем и подвержен резким переменам в своих взглядах и настроениях.

Известно, что чем меньше человек знает, тем легче ему категорично судить о чем-либо. Ограниченность, отсутствие дисциплины мышления, неразвитость эмоциональной сферы, но при этом непоколебимое чувство самодостаточности определяют, по словам Х. Ортеги-и-Гассета, своеобразный герметизм сознания, не пропускающий в себя размышления, сомнения и т. п. Таким образом, массовый мещанин вполне доволен массовой культурой, которая не отягощает его непосильной мыслительной работой, не заставляет решать сложных жизненных и нравственных проблем.

Сознание массового общества – шаблонное, во многом формируется СМИ. Проявления шаблонного сознания – реплики или ответы на вопрос самыми популярными рекламными слоганами: «Ваша киска купила бы Whiskas», «Не тормози – сникерсни», «Россия – щедрая душа», «Танки грязи не боятся», «Сделай паузу – скушай Twix», «Управляй мечтой», и т.д.

Растущая индивидуализация у массового человека становится индивидуализмом, растет бездуховность – эгоизм, потребительство и безответственность («я никому ничего не должен»). Происходящие процессы и актуальные проблемы отражены в искусстве. Появился культурный герой – интеллектуал, профессионал в сфере услуг, драматически или трагически осознавший собственную бездуховность: Октав из романа французского писателя Ф. Бегбедера «99 франков» (в 2008 году режиссер Ян Кунен снял одноименный фильм). Подобный герой вскоре появился в российской культуре: топ-менеджер Макс из романа С. Минаева «ДухLess» (в 2011 году режиссер Р. Прыгунов снял одноименный фильм).

Все же для той части современного общества, которая не является «массовым человеком» и ориентируется на высшие духовные ценности, для которой ценности патриотизма, долга и чести – не пустой звук, культурными героями становятся реальные люди.

Индивидуализм – принцип морали, признающий превосходство отдельной

личности над коллективом, обществом и другими личностями, противопоставляющий свои интересы и потребности общественным интересам и потребностям, а также интересам и потребностям других личностей, ущемляя последние. В сентябре 2013 года в Сибири из-за природной стихии многие села и города были полностью или частично затоплены. Современное российское киноискусство создало немало образов

«немассовых» людей, которые честно выполняют свой профессиональный и гражданский долг. Это хирург Олег Брагин из сериала «Склифосовский»; подполковник медицинской службы, Герой России и хирург Андрей Ковалев из сериала «Лекарство против страха»; врач «Скорой помощи» Олег Самарин из сериала «Самара»; а также смелые и благородные герои-одиночки, работники правоохранительных служб из сериалов «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Ментовские войны», «Глухарь», «Касатка», «Неподкупный» и др. Все это – интеллектуальная элита, работающая за скромную зарплату. Для части общества они – культурные герои.

В повседневной жизни сталкиваются нормы традиционной и постиндустриальной культур: с одной стороны, сохраняются традиционные взгляды на ребенка как средство «привязать» мужчину к женщине, заставить его вступить в брак: личностная ценность ребенка невысока. Как показали опросы московских студентов, сохраняется традиционная установка – предпочтение рождения мальчиков. С другой стороны, снижается число заключаемых браков, происходит «старение» родителей и развивается установка на добровольную бездетность (чайлдфри).

Важнейшие теоретические понятия темы:

Аккультурация – процесс повторной социализации взрослого человека, усвоение элементов другой культуры.

Инкультурация – введение индивида в систему нормативно-

ценностных установок конкретной культуры.

Ассимиляция – процесс слияния всего народа или его части

с другим народом; усвоение в иной культурной среде ее ценностей

и традиций. Признак ассимиляции – утрата своего самосознания.

Маргинальность – одновременная принадлежность двум куль-

турам. Маргинал – человек, находящийся на пересечении разных

культур.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте такое определение понятия «общество», в котором устанавливается связь этой подсистемы бытия с культурой.

2. Какие коллективные представления обеспечивают целостность современного российского общества?

3. Как философия и культурология определяют человека?

4. Какая связь существует между личностью и обществом?

5. Как называют процесс вхождения человека в общество и культуру?

6. Личность и индивидуальность – это синонимы? Поясните ответ.

7. В каком обществе личность должна подчинять свои интересы интересам коллектива?

8. В каком обществе коллективизм уступает индивидуализму, авторитет старшего поколения снижается, а личность стремится самостоятельно определять жизненные цели?

9. В каком обществе личность может формировать культурную идентичность на основе индивидуального выбора, имеет больше возможностей представлять свою творчество обществу?

10. Соедините каждое понятие – аккультурация, ассимиляция, маргинальность – с его определением:

а) Процесс слияния всего народа или его части с другим народом; усвоение в иной культурной среде ее ценностей и традиций.

б) Положение индивида или группы людей, оказавшихся в силу разных обстоятельств на грани двух культур, не примыкающих полностью ни к одной из них.

в) Процесс повторной социализации взрослого человека, усвоение элементов

другой культуры.

11. Французский социолог Жан Бодрийяр в трактате «Общество потребления» сделал вывод: характерная черта потребительского общества – иллюзия … (чего?).

12. Что такое «культурный герой»? (Дайте определение).

13. В каком историческом типе культуры появились эти культурные герои: Ахиллес, Сократ, Александр Македонский, Юлий Цезарь?

14. В каком типе культуры появились эти культурные герои: Христос, апостолы, святые мученики, рыцари, Робин Гуд, Жанна д'Арк ?

15. В каком типе культуры появились эти культурные герои: Данте, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Ганс Сакс, Мартин Лютер?

16. В каком типе культуры появились эти культурные герои: М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, Н.В. Склифосовский, И.П. Павлов?

17. В каком типе культуры появились эти культурные герои: Ю. Гагарин, М. Монро, В. Харламов, Виктор Цой, Майк Тайсон, Брюс Ли; «Крепкий орешек», «Данила Багров» (х/ф «Брат»)?

                                          

Вопросы для практического занятия:

1.Генезис культуры.

2.Структура культуры и её критерии.

3.Специфика материальной культуры и её основные компоненты.

4.Структура духовной культуры.

5.Культура повседневности: труд, быт, досуг.

6.Язык культуры: знаки, символы, образы.


 


Лекция № 4.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 960.