Понятие культуры и многообразие его определений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В античности (древние римляне) под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.). Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен. В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу. Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества. В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности. В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»:

1. Уровень общего состояния ума;

2. Уровень интеллектуального развития целого общества;

3. Совокупность художественно-творческой деятельности;

4. Способ жизни материального и духовного плана.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры. "Культурное" - значит искусственно созданное, придуманное и сработанное людьми, в отличие от того, что дано природой, образовалось естественным путем, без вмешательства человека. В широком понимании - это все, что создано человечеством, его физическими и интеллектуальными усилиями. В узком значении - это особое состояние общества. Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. Она представляет собой организованную систему взаимосвязанных элементов. Рассмотрим составляющие этой системы. Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобель предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, которая получила название культурного элемента. Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носовой платок. Элементом нематериальной культуры может явиться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги, поцелуй как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен. В связи с этим возникает вопрос, может ли танец быть культурным элементом? Очевидно, нет, так как это совокупность элементов, включающая танцевальные шаги, музыкальный и ритмический аккомпанементы и др. Но важнее то, что танец несет и смысловую нагрузку, отражает определенные обычаи и нормы — это и религиозный церемониал, и ухаживание или просто праздничное настроение. Здесь культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, элементы которого взаимосвязаны. Например, знание индивида относительно какого-либо культурного комплекса состоит из отдельных культурных информативных элементов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку. Культурные комплексы распознаются на основе отдельных элементов: по одному элементу индивид может представить себе весь культурный комплекс. Комплекс является промежуточным звеном между культурным элементом и культурой института или институциональной культурой. Культуру института можно представить как серию культурных комплексов, определяющих наиболее важные виды человеческой активности. Например, институт семьи включает в себя культурный комплекс выбора партнера, свадебный культурный комплекс, медовый месяц, культурный комплекс заботы о детях и т.д. Но не все комплексы являются принадлежностью социальных институтов. Существуют системы комплексов, группирующихся вокруг менее важных видов деятельности, таких, например, как коллекционирование марок. Это относительно независимый культурный комплекс. Таким образом, каждый вид человеческой деятельности содержит специфические культурные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных элементов. По мнению антрополога Уорда Гуденау культура содержит 4 элемента:

1. Понятия (концепты), благодаря им становится возможным упорядочить мир людей. Основой является язык.

2.Отношения; в культуре выделяются связи между объектами в пространстве и во времени, по значению и на основе причинной обусловленности.

3. Ценности - убеждение людей относительно общепризнанных целей.

4. Правила - элементы, регулирующие поведение людей в соответствие с ценностями определенной культуры.

Гуденау определил связь между этими элементами. Культура содержит образцы, помогает решить, что существует (артефакты), что может быть (ценности), что и как с этим делать (нормы). Добавим, что элементами культуры могут быть еще и обряды, ритуалы, обычаи и традиции. Традиция считается центральным понятием в теории культуры, поскольку она обеспечивает устойчивость культуры и ее развитие, поскольку является формой преемственности не только культурных ценностей, но и потребности в культуре. Многие ученые пытались создать свою систематизацию (иначе – классификацию) структурных элементов культуры. В большинстве случаев эта тема разрабатывалась американскими антропологами – функционалистами и структуралистами - Б. Малиновским, К. Уисслером, Д. Аберле, М. Харрисом, Л. Уайтом, А. Геленом, Т. Парсонсом, а также Кареевым Н.И. В едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума) и трансляционный. Исходя из антропологической модели человека, на кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся: хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, философская культура, религиозная культура, научно-техническая культура, художественная культура. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета;

политической — нравы и обычаи;

правовой — мораль;

философии — обыденное мировоззрение;

религии — суеверия и предрассудки, народные верования;

научно-технической культуре — практические технологии;

художественной культуре — обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища).

На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией. Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи, осуществляемой посредством трансляции: сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям; средства массовой коммуникации (СМК) — телевидение, радио, печать, — где осуществляется взаимодействие между "высокими" ценностями и ценностями повседневной жизни, нормами, традициями, произведениями искусства и массовой культурой; социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.).Таким образом, структура культуры представляет собой систему, единство образующих ее элементов.

Формы культуры (марксистская концепция культуры):

Материальная культура – предметно-объектная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи». К материальной культуре относим здания, сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура (спорт), экология, предметы быта.

Духовная культура – эмоционально-чувственная сторона деятельности человека.

Формы духовной культуры:

1. Одна из ранних – миф – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления и наделения ее сверхъестественной силой;

В процессе перехода от формы 1 к форме 2 (в течение 30 000 лет) возникают:

Тотемизм – поклонение животному миру.

Фетишизм – поклонение неживой природе.

Анимизм – одухотворение живой и неживой природы.

Язычество – многобожие.

2. религия – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой;

3. философия (примерно VI до н.э.) – наука о всеобщих законах развития и движения природы, общества и мышления;

4. наука – система знаний о закономерностях становления, формирования, развития природы, общества, человека;

5. искусство – деятельность человека по законам красоты и гармонии;

6. нравственность – деятельность человека, которая регулируется правилами и нормами, принятыми в обществе;

7. язык;

8. чувства.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 315.